Инновации и эксперимент в образовании

Методика создания мультимедийных пособий и программ
Добавил(а) Сологуб В.А.   
05.04.08 22:19

Уважаемые коллеги!

Если вы внимательно прочитали статью в первом номере журнала и желаете продолжить повышение квалификации в области мультимедиа технологий, то для получения удостоверения о прохождении курса вам необходимо зарегистрироваться по электронной почте по адресу Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра. .

Занятие 1

Мультимедиа технологии представляют собой принципиально новый уровень обработки информации. Это означает, что видеоряды, тестовая и аудиоинформация, компьютерная графика и анимация могут быть произвольным образом скомпонованы с учетом дидактических особенностей.

При помощи средств мультимедиа можно создать модель лекции, семинара, выступления на конференции и т.п. Мультимедийные средства интерактивны и потому предоставляют большие возможности для использования дидактических приемов. Составитель обучающей программы должен обладать профессиональными навыками в области художественного монтажа.

Методика создания мультимедийных пособий и программ

  1. Начните работу с нажатия кнопки «Пуск», которая находится на экране слева внизу
  2. Выделите курсором «Все программы», а затем программу Microsoft Office и Microsoft Office Power Point 2003
  3. Запустите эту программу, для чего выделите ее курсором + Enter и ждите…, или дважды щелкните по ней левой кнопкой мышки

После того, как вы вошли в программу, необходимо начать работу с выбора макета содержимого через «Разметку слайда»

Методика создания мультимедийных пособий и программ

Выполните команды: «ФОРМАТ» – «РАЗМЕТКА СЛАЙДА»{mosregread}

Методика создания мультимедийных пособий и программ

Для проявления творчества в создании программы выберите пустой слайд – это и будет вашим рабочим полем. Для этого щелкните по нему курсором мышки.

Разверните другие области задач через «Разметку слайда» и ознакомьтесь с некоторыми возможностями программы Power Point 2003.

Справа от развернутого меню, по мере выбора информации, будут появляться пояснения о возможных вариантах действий со слайдами.

В верхней части основной программы находится меню: Файл, Правка, Вид, Вставка, Формат, Сервис, Показ слайдов, Окно, ? . В каждом меню есть свои команды.

Методика создания мультимедийных пособий и программ

Ознакомьтесь подробнее с командами в «Меню». Для этого нажимайте левой кнопкой мышки на черточку под названиями…

Методика создания мультимедийных пособий и программ Методика создания мультимедийных пособий и программ

Через меню «Вид» можно выйти на «Панель инструментов», далее на «Настройку» и «Команды», которые частично вынесены на вторую строку Главного меню:

Методика создания мультимедийных пособий и программ

В нижней части экрана расположены «инструменты», которые помогут решать многие задачи при создании каждого слайда в отдельности.

Методика создания мультимедийных пособий и программ

Мультимедийные технологии обогащают процесс обучения, позволяют сделать процесс обучения более эффективным, вовлекая в процесс восприятия учебной информации большинство чувственных компонентов обучаемого. Повышается эффективность усвоения учебного материала, когда в процесс восприятия вовлекаются и зрительная и слуховая составляющие.

Занятие 2

Работу по созданию слайда начнем с размещением автофигур на слайде. Для этого в нижней части экрана разверните контекстное меню «АВТОФИГУРЫ» и выберите фигуру. Удерживая нажатой левую кнопку мышки, сделайте движение слева вниз. Если вы хотите сохранить пропорциональность объекта, то при рисовании удерживайте нажатой клавишу SHIFT.

Методика создания мультимедийных пособий и программ

Если при работе с различными объектами Вас не устраивает выбранное решение, то надо воспользоваться в меню «Правка» командами «Вырезать» или «Отменить», при этом поле удаляемого объекта должно быть активным (выделите объект курсором + щелчок мышкой).

Методика создания мультимедийных пособий и программ

Поле активно – это значит, что при щелчке на объекте появляются обозначенные маленькими кружками (или квадратами) границы. Зеленый кружок помогает поворачивать объект, а желтый прямоугольник – изменить форму фигуры.

Методика создания мультимедийных пособий и программ

Для отмены команды или возврату к ранее выполненным действиям с объектом можно воспользоваться стрелками, которые могут находиться вверху под меню в программе Power Point.

Выполните упражнение:

Например, в разделе «Автофигуры» выберите «цилиндр»» , затем, при нажатой левой кнопке мышки, движением вправо-вниз; нарисуйте его. Не волнуйтесь - в этой работе Вам поможет компьютер.

При активном поле измените его цвет, для чего используйте «инструмент» - «Цвет заливки», который находится на панели внизу. Выберите понравившейся Вам цвет, для этого курсор установите на выбранном оттенке, нажмите левую кнопку мышки – «цилиндр» окрасится.

При работе с окрашиванием объекта помимо стандартных оттенков используйте «Дополнительные цвета» и «Способы заливки». Более подробно вопрос о способах заливки объектов будет рассмотрен позже.

Аналогичные действия проделайте с изменением цвета линий контура (Цвет линии), их толщины (Тип линии), создайте пунктирный контур (Тип штриха).

Особое внимание обратите на создание тени объекта (Настройка тени), восприятие объема (Настройка объема). Все эти упражнения помогут Вам при создании подвижных объектов в любом пособии.

Методика создания мультимедийных пособий и программ

Работа с командой «Действия» и ее составляющими:

Поместите любую автофигуру так, чтобы она частично закрыла «цилиндр».

Откройте команду «Действия» (выделите курсором объект + щелчок мышкой) и выполните все возможные задания, которые там указаны. При этом выделяйте поле того объекта, который Вы будете перемещать согласно предложенным заданиям.

Методика создания мультимедийных пособий и программ

Раскройте каждую из команд:

  • группировка понадобиться при объединении двух или нескольких объектов;
  • порядок определит, какой объект может быть на первом плане, а что за этим объектом;
  • сетка и направляющие помогут сориентироваться в размерах помещаемых объектов;
  • сдвиг: влево, вправо, вверх, вниз помогут перемещать объекты (эту же функцию выполняют и клавиши на клавиатуре);
    Методика создания мультимедийных пособий и программ
  • повернуть (отразить) - можно, при необходимости, поворачивать объект.

Особая роль отводиться командам «Выровнять \ распределить» и «Изменить автофигуру»

При выравнивании объектов относительно других объектов флажок «Относительно слайда» должен быть снят. Если этот флажок установлен, объект будет выравниваться относительно слайда, а не другого объекта.

Методика создания мультимедийных пособий и программ

Если на слайде уже имеется автофигура, но она вас не очень устраивает, то совсем необязательно ее удалять. Выделите автофигуру, далее «Действия», «Изменить автофигуру». Сделайте выбор объекта, и ваш рисунок изменится.

При построении графиков или рисунка на слайде может быть использована команда «Начать изменение узлов» Нарисуйте прямую или кривую линию, а затем потяните ее за любые точки.{/mosregread}

Занятие 3. Работа с текстом

Установите курсор на команде «Надпись» (смотрите на экране внизу) или в меню «Вставка» — «Надпись», а затем движением вправо и чуть-чуть вниз обозначьте на листе прямоугольник, ширина которого будет соответствовать размеру строки.

Пусть Вас не беспокоит, что весь подготовленный текст может не уместиться в этом прямоугольнике. Его размеры в длину будут увеличиваться по мере печатания текста. Если Вы уже подготовили поле для текста, то, открыв меню «Формат» и выделив «Шрифт», можно изменить размеры букв, их цвет, оттенить шрифт, подчеркнуть буквы и текст, создать рельеф. Для переключения шрифта клавиатуры с русского языка на английский нажмите одновременно клавиши Shift + Alt.

Методика создания мультимедийных пособий и программ

Удерживая нажатой левую кнопку мышки, провести по рабочему полю слева - направо и напечатать текст.

Методика создания мультимедийных пособий и программ

Выполните упражнения:

  • выберите цвет и размер заголовка;
  • измените размеры «поля» текста. Переведите горизонтальное расположение заголовка в вертикальное за счет уменьшения «поля» текста до размера одной буквы и решите для себя, когда это удобно делать;
  • выберите новый размер шрифта для печатания текста или предоставьте эту возможность компьютеру самому определить размеры шрифта;
  • изучите возможность исправления букв в тексте, замене или вставке слов, предложений. Если Вы хотите удалить текст, слово или букву, надо установить курсор «за» удаляемой буквой и воспользоваться клавишей Backspace.

При желании полностью изменить размер, цвет текста или слова, поместите курсор в начале текста или слова, не отпуская левую кнопку мышки, проведите курсором по поверхности букв, а затем вводите новые данные.

Если Вы сомневаетесь в правильности написания слова, то после выделения его, в меню «Сервис» выполните команды «Проверка стиля», «Орфография», и компьютер обязательно Вам поможет. Только не забудьте нажать «ОК» (или Enter), если Вы согласны с компьютером. Выйдете из программы и снова создайте пустой слайд.

Вопрос о работе с текстовой программой Word Art будет рассмотрен позже в связи с использованием анимационных эффектов.

Очень часто тот или иной текст помещается в автофигуру. Для этого надо рядом с текстом расположить выбранный объект.

Методика создания мультимедийных пособий и программ Методика создания мультимедийных пособий и программ

Например, вы выбрали скругленный прямоугольник и подготовили текст. Выделите оба объекта.

Методика создания мультимедийных пособий и программ Методика создания мультимедийных пособий и программ

Выполните два действия: Методика создания мультимедийных пособий и программ

  1. «Выровнять \ распределить по центру»
  2. «Выровнять \ распределить по середине»

В этом случае текст распределяется внутри фигуры как по середине, так и по центру.

Сологуб В.А.,
Зав. УМК
Мультимедиа технологий
АПК и ППРО