Инновации и эксперимент в образовании

Виды проектов и этапы проектирования PDF Печать E-mail
Добавил(а) Сиденко А.С.   
05.04.08 22:19

Инвариантная часть инновационного и исследовательского проекта

Среди существующего многообразия классификаций проектов, представляемых исследователями в своих трудах, нами выбрано основание – тип создаваемого продукта, являющегося результатом проектной деятельности. С нашей точки зрения, это практично, так как по данной классификации проект может быть инновационным, направленным на преобразования практики, и исследовательским, направленным на получение нового знания о способах решения проблемы. Поэтому представляется целесообразным ввести виды проектов: инновационный и исследовательский.

В данной статье мы поставили цель – рассмотреть инвариантную и вариативную части учебной проектной деятельности учащихся, характерные для инновационного и исследовательского проектов. Для удобства инвариантную составляющую будем называть инновационно-исследовательской деятельностью. Рассмотрим ее особенности.

1. Целеполагание. В процессе учебной проектной деятельности у учащихся, по мнению многих исследователей, формируются способности к самоопределению и целеполаганию; развиваются: мотивация в получении дополнительных знаний; поисковые и менеджерские умения; коммуникативные и рефлексивные умения, способность работать в команде и др.

2. Материалом для деятельности может служить содержание существующих учебных предметов, его углубление или расширение, как в рамках одного предмета, так и межпредметное.

3. Особенности процесса осуществления деятельности. Инновационно-исследовательская деятельность характеризуется: а) практическим применением школьных знаний в различных, в первую очередь, нетиповых ситуациях; б) выбором, освоением и использованием технологии изготовления продукта деятельности, в) освоением учащимися методами познания: умением выдвинуть и обосновать замысел, самостоятельно сформулировать цель и задачи проекта, провести рефлексию деятельности и анализ ее результатов.

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

Вариативная составляющая инновационного и исследовательского проекта в условиях развивающейся школы

Для того, чтобы у ученика сформировались инновационно-исследовательские компетенции, недостаточно владеть инвариантной составляющей проектной деятельности. Необходимо активно участвовать в инновационной и исследовательской деятельности. В первой части статьи мы обратили внимание на инвариантную составляющую, характерную для той и другой деятельности. Теперь поставим задачу аккумулировать различия. Они представлены в табл. 2.

Признаки Инновационный проект Исследовательский проект
Отличия по характеристикам деятельности
Объект деятельности Реальная практика Область научного знания
Предмет деятельности Модель нововведений в практике Часть, свойства, отношения, характеризующие объект исследования
Направленность деятельности Проектная технология направлена на всестороннее и систематическое исследование проблемы практики Исследовательская технология направлена на поиск способа решения проблемы, воспроизводимого и дающего достоверные результаты
Соотношение исследовательской и проектной деятельности Исследуя, решаем реальную проблему практики Исследуя, решаем исследовательскую проблему, направленную опосредованно на решение проблемы практики
Функциональные зависимости исследовательской и проектной деятельности Исследование выступает средством для достижения целей проекта Проектная деятельность выступает средством для решения специальных задач исследования
Отличия по процессу
На начальном этапе деятельности Предполагает ценностное самоопределение к работе по теме инновационного проекта Предполагает ценностное самоопределение к решению проблемы исследования
Характеристика готовности к процессу исследовательской и проектной деятельности Предполагает технологическую готовность к пониманию инструкции, алгоритма деятельности; готовность к самообразованию, осуществлению информационного поиска; готовность брать на себя ответственность за порученные роли, действия и мероприятия; умение работать в команде Предполагает технологическую готовность к эффективному разрешению проблемы исследования: выдвижению гипотезы, поиску средств проверки гипотезы исследования, интерпретации и обобщению результатов
  Чаще всего бывает коллективной и реже индивидуальной Индивидуальна по своей сути, хотя иногда бывает коллективной
При работе в команде Формирует умения работы в сотрудничестве: умения коллективного планирования, умения взаимодействовать с любым партнером, умения взаимопомощи в группе при решении общих задач, умения организации делового партнерского общения, умение находить и исправлять ошибки в работе членов команды Формирует умения организации делового партнерского общения с учителем-руководителем, учителем-консультантом, с респондентами (при необходимости)
На завершающем этапе деятельности Предполагает при коллективной деятельности рефлексию совместной работы как одно из условий эффективной работы команды Рефлексия может специально не проводиться
Сопровождается анализом полноты, глубины информационного обеспечения, творческого вклада каждого Сопровождается анализом планируемого результата решения проблемы и степени ее решения
Предполагает разработку конкретного варианта (модели образовательного продукта) Предполагает разработку неизвестного варианта (модели нововведения как образовательного продукта, содержащего новое знание)
Отличия по результату
Главный итог деятельности Получение практического результата Достижение истины, получение новых знаний (субъективного или объективного характера), воспроизводимых и достоверных

Владение отличительными признаками видов проектов позволяет ученику сделать осознанный выбор и рефлексию ситуации, в которой он наиболее успешен, а учителю – грамотно провести ученика по траектории личностного развития, опирающейся на потенциал и ресурсы личности ученика.

Учитель, владеющий инновационно-исследовательскими компетенциями, сможет организовать образовательное пространство так, чтобы требуемое качество развилось и у детей. Поэтому процесс образования и самообразования учителя – одно из условий успешности учебной проектной деятельности.

Сиденко А. С.,
к.п.н, профессор АПКиППРО

Литература:

  1. Бурков В.Н., Новиков Д.А. Как управлять проектами. М., 1997.
  2. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения// Директор школы. 1995. № 6. С. 39-47.
  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С.Полат. М.: Academia, 2000.
  4. Пимчев С.П., Сиденко А.С. Профессиональный конкурс «Учитель года Москвы» Я учусь будущему. М.: МИОО, 2005.
  5. Слободчиков В.И. Основы проектирования развивающего обучения. Петрозаводск, 1996.
  6. Шапиро В.Д. и др. Управление проектами. Спб.: «Два ТРИ», 1996.

 


1 http://www.intelteach.ru/forumart/faq_skosyrev.esp

 

This content has been locked. You can no longer post any comment.

Инновации и эксперимент в образовании