Инновации и эксперимент в образовании

Показатели успешности опытно-экспериментальной работы PDF Печать E-mail
Добавил(а) Демакова И.Д.   
29.06.08 03:22

Как можно «увидеть невидимое» за внешними проявлениями ребенка?

 В предлагаемой статье мы хотим обратить внимание коллег на способы получения информации о результатах деятельности педагогов-экспериментаторов. Покажем это на примере анализа ОЭР в интеграционном корчаковском лагере «Наш Дом», усилия которого вот уже в течение 15 лет направлены на создание в лагере гуманной атмосферы. Решение этой задачи особенно актуально в связи с тем, что в лагере под одной крышей собраны дети разных возрастных групп - от 6 до 17 лет, разных социальных групп: инвалиды и здоровые, сироты и домашние, дети разных культур, национальностей и конфессий. Главную задачу ОЭР педагогический коллектив лагеря видел в гуманизации атмосферы жизни лагеря, его воспитательного пространства.

В качестве основного метода оценивания результатов ОЭР была «гуманитарная экспертиза» (С.Л.Братченко) с ее «интраперсональными» и «интерперсональными» критериями. К первым были отнесены такие характеристики, как принятие себя, открытость внутреннему опыту переживаний, понимание себя, ответственная свобода, целостность и динамичность, проявляющиеся в поведении и детей, и педагогов. Ко вторым – принятие других, понимание других, социализированность, творческая активность.

Важными в исследовании оказались герменевтические методы, опирающиеся на чувства исследователя и его интуицию. Речь идет о методах проникновения в гуманитарную сферу, помогающих постичь внутренний мир ребенка, его своеобразие и целостность, проникнуть в глубины переживаний детей. Здесь исследователь не может выступать как бесстрастный, сторонний наблюдатель – он вступает в непосредственный диалог с детьми как живая уникальная личность. Высшего уровня понимания ребенка удавалось достичь, когда педагог стремился понять основы переживания личностью своего мира и самое себя. Сущность этого метода, разработанного в экзистенциальной феноменологии, заключалась в исследовании его частных переживаний в контексте всего его бытия - в мире, то есть в контексте детства. Наше исследование подтверждает, что важную роль в процессе понимания играет готовность исследователя идти навстречу ребенку, умение связать его поступки со способами их переживания. В основе деятельности, которая обеспечивает проникновение педагога в мир детства лежит «понимающая активность». Наше исследование показало, что именно с помощью понимания педагог способен «увидеть невидимое» за внешними проявлениями ребенка: субъективные смыслы, ценности, отношения, чувства, переживания (мы анализировали свободные высказывания детей в беседах, их творческие работы, сочинения, дневники (с согласия авторов), другие тексты, а также отдельные «конкретные ситуации» (случаи).

Особенно важными в процессе ОЭР оказались герменевтические методы, опирающиеся на чувства исследователя и его интуицию.

Результатом этой части исследования стало обоснование того, что одной из фундаменальных характеристик воспитательной деятельности педагога как фактора гуманизации пространства детства является его способность к пониманию ребенка, мира детства, процессов его гуманизации – речь идет о рассмотрении понимания как профессиональной воспитательной деятельности. Важно иметь в виду, что понимание не есть рациональный процесс, оно означает, что педагог улавливает эмоциональное состояние ребенка, выражает готовность вступить с ним в глубинный и одновременно тонкий и деликатный контакт на уровне эмоциональных переживаний и личностных смыслов. Сказанное позволяет сделать вывод, что в профессиональной воспитательной деятельности одновременно должны быть представлены такие способности, как рациональное понимание ребенка, эмпатическое и интуитивное.

Понимание ребенка, особенностей его бытия в детстве, его фундаментальных потребностей в самореализации, социализации, принятии взрослыми, и прежде всего педагогами, позволило определить вторую характеристику воспитательной деятельности педагога как фактора гуманизации пространства детства – ведущей деятельностью является помощь ребенку в развитии, педагогическая поддержка этого процесса.

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

Выводы

В центре ОЭР была интеграция в единое сообщество детей разных возрастных и социальных групп. Главное внимание уделили мы проблеме интеграции больных и здоровых детей. Актуальность данной проблемы связана с положением детей-инвалидов в нашей стране, где нормой их бытия является изоляция от здоровых ровесников, а следствием - воспитанное чувство неуверенности в себе, страх перед миром здоровых людей. Исследование показало, что сближение больных и здоровых детей не возникает спонтанно, оно является результатом целенаправленной деятельности педагогов, и успешность этого процесса связана с тем, насколько идейно, духовно и организационно объединены педагоги между собой. Важную роль играет создание интеграционной среды, которая становится живительной почвой для развития детей независимо от их возраста, физического состояния, различия способностей и т.д. Решение этой задачи предполагает целенаправленное создание качественно нового детского сообщества, составленного из дифференцированных и мало пересекающихся в обычной жизни групп детей.

Этическая норма взаимодействия взрослых и детей в условиях интеграции - внимательное и бережное отношение педагога к каждому ребенку, изучение его проблем, оказание помощи. Процесс интеграции начинается с дифференциации групп, изучения взрослыми интересов, потребностей, возможностей и проблем детей - так выявляются «точки сближения», а затем и «точки пересечения»- начало интеграционного процесса. Процесс интеграции обеспечивается постепенным расширением сфер взаимодействия больных и здоровых детей. Главным средством интеграции и одновременно её результатом является «интеграционная среда» - среда совместного обитания детей: воспитывающая, развивающая, защищающая, помогающая.

Основной результат специальных усилий по интеграции здоровых и больных детей - создание новой целостности - коллектива детей и взрослых, воодушевленного идеями организации радостной и творческой совместной жизни. Эту новую целостность характеризует внимание детей к проблемам других людей, опыт диалогического общения, взаимопомощь. С другой стороны, в этих условиях обеспечивается процесс самопознания детей, поиск каждым из них ответа на вопрос о том, кто он, какой он, каковы его ценности. В ответах на эти вопросы каждый ребенок ориентируется на ценности, открыто и четко заявленные педагогическим сообществом. Главным результатом проживания детей-инвалидов в интеграционном воспитательном пространстве является приобретение ими позитивного опыта совместной жизни со здоровыми сверстниками, для здоровых детей - приобретение опыта сопереживания, сочувствия и помощи товарищам.

Демакова И.Д.,
доктор педагогических наук,
профессор АПК и ППРО

Литература:

  1. Братченко С.Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты). - М.: Смысл, 1999. – 137 с.
 

This content has been locked. You can no longer post any comment.

Инновации и эксперимент в образовании