Инновации и эксперимент в образовании

Учебник в составе новой информационно-коммуникационной образовательной среды PDF Печать E-mail
Добавил(а) Зенкина С.В., Кузнецов А.А.   
29.06.08 03:46

Электронные образовательные ресурсы, какова их роль в создании новой образовательной среды?

Cтратегическая задача развития школьного образования в настоящее время заключается в обновлении его содержания и достижении нового качества его результатов. Главные факторы, влияющие на развитие образования сегодня – это поворот к личности обучаемых (развитие личности – смысл и цель современного образования) и переход к рыночной экономике. Вместе с тем для России как части мирового сообщества – это еще и новые требования к образованию, определяемые потребностями формирующегося информационного общества.

Эти факторы и новые требования обусловливают изменение представлений о сущности готовности человека к выполнению профессиональных функций и социальных ролей. В настоящее время деятельность человека все в большей степени становится по своей сути инновационной. Существенно сокращается значимость и сужается круг репродуктивной деятельности, растет инновационная активность человека во всех областях его деятельности. Эти процессы и тенденции могут получить дальнейшее эффективное развитие только в условиях становления инновационной системы образования – системы, ориентированной на новые образовательные результаты.

Готовность к решению определенных проблем в различных видах и сферах деятельности определяется достигнутыми образовательными результатами. Поэтому качество образования можно оценить соответствием достигнутых образовательных результатов сложившимся к настоящему времени социальным запросам и ожиданиям.

Мы придерживаемся позиции ряда ученых (М.М.Поташник, М.В.Рыжаков, В.А.Кальней, В.С.Лазарев, О.Е.Лебедев, А.М.Моисеев, С.Е.Шишов и др.), различающих качество образования как процесса и качество образования как его результата, т.е. рассматривающих это понятие в двух аспектах:

  • результирующем, где качество образования определяется как система знаний, умений и навыков, способностей специалиста, которые находят выражение в его востребованности профессиональной средой (успешность трудоустройства) и обществом в целом (карьерный рост и жизненная успешность);
  • процессуальном, в соответствии с которым качество образования рассматривается как совокупность условий реализации, свойств и характеристик образовательного процесса, обеспечивающих его способность удовлетворять потребности личности, работодателей, общества и государства.

При этом качество образовательного процесса (уровень его организации, адекватность методов и средств обучения, квалификация преподавателей и т.д.) еще не гарантирует качества образования в целом, т.к. его цели и планируемые результаты могут не в полной мере соответствовать новым запросам личности и общества.

Для действительно инновационного обновления образования необходимо четко определить существо и основные составляющие современных результатов образования. Это станет методологической основой, смысловым ориентиром его обновления и совершенствования.

В настоящее время во многом меняется смысл самого понятия «образовательные результаты». Они рассматриваются в современной педагогической психологии и дидактике как развитие совокупности мотивационных, операциональных и когнитивных ресурсов личности, которые определяют ее способность к решению значимых для нее познавательных и практических задач.

Развитию мотивационных, операциональных и когнитивных ресурсов личности соответствуют личностные, метапредметные и предметные результаты образования. Личностные результаты являются фактором развития мотивационных ресурсов обучаемых, метапредметные – операциональных, предметные – в основном когнитивных. Представляется, что совокупность этих результатов можно охарактеризовать в рамках принятого сейчас в мировой образовательной практике компетентностного подхода как ключевые компетенции.

Личностные результаты – сформировавшиеся в образовательном процессе мотивы, интересы, потребности, система ценностных отношений студентов – к себе, другим субъектам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности. Образовательный процесс должен быть направлен на формирование таких мотивов деятельности, в рамках которых молодежь могла бы с наибольшей полнотой удовлетворять свои интересы и потребности, успешно самореализовываться и которые вели бы к ускоренному и эффективному социальному и профессиональному утверждению и развитию молодого поколения.

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

В основе всей деятельности по формированию ИКОС лежит целевая установка модернизации образования – повышение его качества. Она определяет новые требования к образовательным результатам (структуре, составу, качественным характеристикам). Требования к результатам – главный фактор отбора содержания образования (контента среды) и используемых образовательных технологий (которые выбираются преподавателем), которые реализуются в содержании учебника, его методическом аппарате. Каждая используемая технология направлена на включение в образовательный процесс тех или иных видов учебной деятельности обучаемых, так как именно эта деятельность и определяет возможность достижения планируемых результатов. Совокупность всех возможных образовательных технологий, осуществляемых в ИКОС, определяет набор видов учебной деятельности, которые могут быть реализованы в данной среде. Следующий шаг заключается в отборе средств обучения на базе ИКТ, повышающих эффективность и расширяющих круг возможных видов учебной деятельности. Для этого необходимо провести анализ дидактического потенциала средств ИКТ, опираясь на их типологию по методическим функциям. Это позволит создать системный и, главное, функционально полный перечень средств образования на базе ИКТ, обеспечивающих реализацию выделенных видов учебной деятельности.

Литература:

  1. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. – М.: Логос, 1996
  2. Гузеев В.В. "Метод проектов" как частный случай интегральной технологии обучения.// Директор школы. – 1995. – №6. – с. 39-47
  3. Зенкина С.В. Информационно-коммуникационная среда, ориентированная на новые образовательные результаты. – М.: Просвещение, 2007
  4. Григорьев С.Г., Гриншкун В.В. Образовательные электронные издания и ресурсы. – М., 2006

Зенкина С.В.,
доктор пед.наук
руководитель Инновационно-технологического центра
Ставропольского гос.университета

Кузнецов А.А.,
Академик РАО, доктор пед.наук

 

This content has been locked. You can no longer post any comment.

Инновации и эксперимент в образовании