Инновации и эксперимент в образовании

Выставка-ярмарка как эффективная форма продвижения инноваций в регионе
Добавил(а) Есенкова Т.Ф., Прохорова С.Ю.   
29.06.08 03:55

Какие задачи может решать межрегиональная выставка-ярмарка?

Ярмарка социально-педагогических инноваций – это удивительное социальное изобретение нашего времени! Она открывает принципиально новые каналы продвижения педагогических инноваций, предлагает новые формы общения авторов инновационных материалов с потенциальными потребителями, переводит диалог авторов с потребителями на язык рынка, порождает и организует реальный рынок педагогических инноваций. Очень часто эти инновации имеют большую актуальность и могут с успехом применяться далеко за пределами того учреждения, где они были разработаны и апробированы. Отдельный интерес представляют инновационные проекты и опыт школ и педагогов, ставших победителями в рамках конкурса приоритетного национального проекта «Образование». Кроме того, инновации всё чаще становятся привлекательными с точки зрения инвестиций, что открывает новые возможности для их продвижения. В этой ситуации отчётливо осознаётся и возрастает потребность в активном обмене инновационным опытом между педагогами, учреждениями, регионами.

В то же время привычное знакомство с педагогическими новшествами через посещение открытых уроков коллег, организацию и участие в семинарах и творческих встречах уже не может в должной мере удовлетворить потребность педагога в своём профессиональном развитии. Требуются такие формы знакомства с работой коллег и приобретения собственного опыта, которые отличались бы от традиционных большей социальной значимостью и массовостью, а главное – возможностью для большого круга заинтересованных лиц представить свои инновационные наработки и одновременно ознакомиться (и, возможно, приобрести!) с разнообразными инновационными предложениями.

{mosregread}Такой традиционной формой стала Межрегиональная выставка-ярмарка инновационных образовательных проектов.

Важным является выбор направлений работы выставки-ярмарки, например по актуальным вопросам модернизации российского образования:

  • Научно-методическое обеспечение введения предшкольного и модернизации дошкольного образования.
  • Научно-методическое и организационное обеспечение предпрофильной подготовки и профильного обучения.
  • Совершенствование систем оценки качества образования.
  • Совершенствование системы психолого-педагогической помощи и поддержки участников образовательного процесса.
  • Профессионально- личностное развитие педагогических кадров.
  • Развитие сельских образовательных учреждений.
  • Развитие воспитательных систем в образовательных учреждениях различных типов.
  • Исследование современных условий создания и развития гуманистических образовательных сред в образовательных учреждениях различных типов.
  • Информатизация образования.

Так же направления могут соответствовать актуальным вопросам развития регионального образования.

Оргкомитетом выставки-ярмарки было разработано положение о Межрегиональной выставке-ярмарке, план и программа её подготовки и проведения.

Выставка-ярмарка является значимым социально-педагогическим событием в образовании региона, ведь именно формат выставки-ярмарки делает возможными презентации и компетентное обсуждение широкого спектра вопросов, волнующих участников образовательного процесса: от разработки индивидуальных образовательных карт учащихся до решения задач повышения инвестиционной привлекательности образовательных учреждений.

Выставка-ярмарка призвана объединить участников образовательного процесса в поиске эффективных путей решения проблем и определения дальнейших перспектив образования, современных тенденций, ценностных ориентиров образовательных моделей и систем.

За время проведения выставок-ярмарок совершенствуется их научно-методическое сопровождение. Так особенностью данных этапов стало не только создание условий для презентации инновационного проекта, но и предоставление возможности авторам лично представить свои проекты в работе рекламных трибун.

В рамках выставки-ярмарки был проведен конкурс инновационных образовательных проектов по каждому направлению, победители конкурса получили дипломы. Полтора десятилетия системных усилий в рамках областной Программы развития инновационных процессов, действующей на территории Ульяновской области, позволили лучшим педагогическим коллективам и творчески работающим педагогам сельских и городских образовательных учреждений всех видов представить результаты собственных научных исследований и педагогических экспериментов практически по всем актуальным направлениям современного образования.

У выставочных стендов каждый заинтересованный педагог мог не только приобрести инновационные материалы, но и получить соответствующие консультации и рекомендации от авторов материалов. Это позволяет до минимума сократить время продвижения инноваций и предупредить возможные искажения опыта на промежуточных этапах трансляции нового опыта.

Так же педагоги могли заключить договора о взаимном сотрудничестве, по итогам выставки-ярмарки будет создан банк инновационных образовательных проектов, оформлена карты адресов инновационного опыта Ульяновской области.

Судя по количеству присутствующих, выставка-ярмарка вызвала повышенный интерес у специалистов и общественности. Для участия в этом мероприятии было подано 280 заявок, из которых 65 – от образовательных учреждений и 215 – от педагогов г. Ульяновска и Ульяновской области.

Свои инновационные проекты на выставке-ярмарке представили образовательные учреждения различных видов: дополнительного и профессионального образования, школы, гимназии, лицеи, колледж, начальная школа, прогимназия и дошкольные образовательные учреждения. В работе выставки-ярмарки приняли участие представители г. Йошкар-Олы, г. Тольятти, г. Глазова Удмуртской республики. Они предложили свои инновационные проекты и материалы для педагогической общественности Ульяновской области.

Одной из важных задач выставки-ярмарки является создание инновационного пространства, объединяющего педагогов и специалистов по близким к педагогике проблемам для аккумуляции идей и объединения возможностей; этому в большей мере способствует приглашение на выставки-ярмарки центральных педагогических издательств.{/mosregread}

Наибольшим спросом на выставке-ярмарке пользовались материалы на электронных носителях, информационно-образовательные программы, авторские спецкурсы, пакеты нормативно-правовых документов образовательных учреждений, сценарии внеклассных мероприятий, учебно-методические комплексы учителей-предметников.

С целью изучения образовательных потребностей региона, совершенствования работы по созданию условий для развития инновационной деятельности образовательных учреждений и педагогов Ульяновской области, продвижения результатов этой деятельности в образовательном пространстве России, оргкомитетом было проведено анкетирование участников и посетителей выставки-ярмарки. В ходе анкетирования выявлялись мнения педагогов относительно инновационности и практической значимости представленных на выставке-ярмарке материалов, рекламно-информационного обеспечения мероприятия, организации пространства и методической поддержки участников. Приветствовались предложения и пожелания по организации выставок-ярмарок в будущем.

Проведённая выставка-ярмарка продемонстрировала свою успешность и перспективность как форма распространения инновационного педагогического опыта, образовательного маркетинга, а также эффективность в плане повышения инвестиционной привлекательности образовательных учреждений. Участие образовательных учреждений и педагогов на выставке-ярмарке даёт им возможность оценить и спроектировать направления собственной профессиональной деятельности и развития, расширить и укрепить партнерские отношения с коллегами, единомышленниками.

Мы надеемся, что выставка-ярмарка как эффективная форма развития инновационных процессов в регионе продолжит свою работу в последующие годы.

Есенкова Т.Ф.,
директор Ульяновского ИПКиПРО,
к.п.н., доцент

Прохорова С. Ю.,
начальник научно-исследовательского
отдела Ульяновского ИПКиПРО, к.п.н.