Инновации и эксперимент в образовании

Инновации: классификация, источники, функции PDF Печать E-mail
Добавил(а) Табарданова Т.Б.   
29.06.08 03:59

Каковы основные аспекты инновационных изменений в образовательном учреждении?

Классификация инноваций

Термин «инновация» стал активно использоваться в переходной экономике России как самостоятельно, так и для обозначения ряда родственных понятий: «инновационная деятельность», «инновационный процесс», «инновационное решение» и т.п.

В литературе насчитывается множество определений. Например, по признаку содержания или внутренней структуры выделяют инновации технические, экономические, организационные, управленческие и др. Выделяются такие признаки, как масштаб инноваций (глобальные и локальные); параметры жизненного цикла (выделение и анализ всех стадий и подстадий), закономерности процесса внедрения и т.п.

Для успешного управления инновационной деятельностью необходимо тщательное изучение инноваций. Прежде всего следует научиться отличать инновации от несущественных видоизменений в результатах и технологических процессах.

Достаточно полную классификацию инноваций предложил российский ученый А.И. Пригожин (1): 1) По распространенности: единичные; диффузные; 2) По месту в производственном цикле: сырьевые; обеспечивающие (связывающие); продуктовые; 3) По преемственности: замещающие; отменяющие; возвратные; открывающие; ретровведения; 4) По охвату ожидаемой доли рынка: локальные; системные; стратегические; 5) По инновационному потенциалу и степени новизны: радикальные; комбинаторные; совершенствующие.

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

Выводы:

  1. Ведущим условием развития образовательных систем (от системы конкретного образовательного учреждения до систем муниципального и регионального уровня) является эффективное управление инновационными изменениями.
  2. Эффективность управления инновационными процессами существенно возрастает, если менеджер обладает инновационным мышлением и опирается на четкие теоретические положения о сущности новшеств и инноваций, о структурах управления инновационными процессами.
  3. Эффективного менеджера характеризуют показатели, согласно которым он:
    • организует на основе системного анализа актуального состояния образовательной системы целенаправленный поиск необходимых изменений для достижения нового качества;
    • обладая управленческой культурой, умело учитывает специфику организационной культуры конкретного образовательного учреждения и индивидуальные особенности людей, прогнозируя возможные реакции на инновации;
    • поддерживает творчество и инициативу, создает ситуацию успеха для каждого члена коллектива, использует в отношениях с людьми тактику, благодаря которой они не подавляются, а возвышаются через возможности саморазвития и самореализации.

 

Литература:

  1. Безрукова В.С. Директору об исследовательской деятельности школы / В.С. Безрукова. – М.: Сентябрь, 2002.– 160 с.
  2. Исследовательская деятельность в школе: опыт, поиски, решения / М.: Сентябрь, 1999. – 192 с.
  3. Поляков С.Д. Педагогическая инноватика: от идеи до практики / С.Д. Поляков – М.: Центр «Педагогический поиск», 2007. – 176 с.
  4. Сиденко А.С., Новикова Т.Г. Эксперимент в образовании: Учебное пособие для директоров инновационных учебных заведений, заместителей директоров по научной и экспериментальной работе, учителей-экспериментаторов./ А.С. Сиденко, Т.Г. Новикова – М.: АПКиПРО, 2002.– 94 с.
  5. Табарданова Т.Б. Подготовка педагогического коллектива к принятию инноваций и участию в научно-исследовательской работе: методическое пособие. / Т.Б. Табарданова. – Ульяновск: ИПКПРО, 2006.– 48 с.
  6. Управление сотворческими процессами (опыт инновационного развития школы)./ Под ред.: А.С. Сухорукова. – М.: Сентябрь, 2000. – 160 с.

Табарданова Т.Б.
Ульяновский ИПК и ПРО


1. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия (социальные проблемы инноватики)./ А.И. Пригожин - М.: Политиздат, 1989, С.270-275

2. В.Д. Симоненко (22, с. 69-70)

 

This content has been locked. You can no longer post any comment.

Инновации и эксперимент в образовании