Создание комплекса инновационных образовательных технологий как ресурс повышения эффективности |
Добавил(а) Яшина Г.А. | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
29.06.08 04:36 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Какой комплекс образовательных технологий может использовать учитель для развития у учащихся самостоятельности?Эффективное решение проблем современного образования на уровне школы возможно лишь при условии программно-целевого управления ее развитием, которое позволяет рассматривать школу как систему, обеспечивающую высокий уровень качества образования. Особенности образовательного пространства школыГОУ СОШ № 64 была открыта 1 сентября 1964 года. За последние годы здесь создан творчески работающий коллектив, который стабильно обеспечивает освоение обязательных стандартов образования, удовлетворяет запросы и потребности учащихся на образовательные услуги, создает психологически комфортную образовательную среду для общего интеллектуального и нравственного развития школьников, а также сохранения их физического здоровья. За последнее время количество учащихся в школе заметно выросло. Опрос родителей первоклассников, проведенный в мае 2006 года, показал, что 87% из них выбрали нашу школу для своего ребенка по рекомендации знакомых, друзей. В последние годы в школу начали поступать дети из отдаленных районов Москвы. Больше половины опрошенных родителей (71%) оценивают уровень обучения в школе как высокий. Полученные результаты свидетельствуют о том, что у школы заслуженный авторитет среди населения, она конкурентоспособна. Школе доверяют не только родители нынешних школьников, но и их бабушки и дедушки. Около 20% учащихся нашей школы составляют дети, чьи родители, а то и бабушки, и дедушки были ее выпускниками.{mosregread} Характеристика социально-образовательного заказа семей обучаемыхОбразовательные предпочтения родителей учащихся, занятость членов семей, требования к условиям обучения изучаются путем анкетирования с 2003 года и отражены в следующих диаграммах. Приоритеты в области условий обучения, которые должна создавать школа (326 анкетируемых)
Вывод: при анализе социально-образовательного заказа выявилась высокая занятость членов семей обучаемых, что привело педагогический коллектив к идее организации образовательного процесса в режиме полного дня. Приоритеты, выбранные родителями в области условий обучения, обосновывают реализацию расширенного содержания образования по предметам гуманитарной и естественнонаучной направленности в гимназических и лицейских классах, а также использование здоровьесберегающих и информационных технологий в обучении на основе деятельностного подхода. Об инновационной истории школыПедагогический коллектив школы № 64 имеет многолетний опыт инновационной и экспериментальной деятельности.
Из таблицы можно сделать вывод о преемственности экспериментальной и инновационной деятельности, о расширении спектра задач развития, решаемых с помощью её организации. Инновационная карта, отражающая процесс реализации программы внедрения в школе образовательных технологий, выглядит следующим образом:
Результативность инновационной и экспериментальной деятельности прослеживается в динамике качества обученности учащихся. Достижению положительных результатов в образовательном процессе способствует нацеленность педколлектива на совершенствование методики преподавания, освоение инновационных педагогических технологий, таких как: проблемно-поисковая, коммуникативная, проектная, имитационного моделирования, технология деятельностного метода при использовании ОС «Школы 2100» и другие. Благодаря использованию современных педагогических технологий повысилось количество учащихся, аттестованных на 4 и 5 за последние годы. Вывод: стабильное повышение результативности образовательного процесса, качества обученности при стабильных показателях сохранности здоровья учащихся позволяют сделать вывод о необходимости дальнейшего использования инновационных образовательных технологий в качестве ресурса повышения эффективности образования. Проблемы развития школы на современном этапе
Обоснование подходов к решению проблемВ качестве показателя эффективности образования мы рассматриваем сформированность самостоятельности обучаемых, которая проявляется в способностях: Сформированность этих способностей, на наш взгляд, может быть основой ключевых компетенций выпускников школы № 64. Исходя из этого, учебный процесс с применением комплекса образовательных технологий должен отвечать следующим условиям: В качестве приоритетных образовательных технологий нами были определены:
Мы предполагаем, что, используя образовательные технологии, учитель влияет на развитие у учащихся определенных способностей. Взаимосвязь используемых технологий и способностей, на формирование которых они влияют, показана на схеме: Кроме того, комплекс образовательных технологий может стать основой реализации принципов непрерывности и преемственности в образовательной модели школы: 1. Здоровьесберегающие технологии как основа реализации образовательной модели «Школа полного дня» Это не только соблюдение требований санитарных правил и нормативов, но и работа по оптимизации учебного процесса. 2. Проектная технология как интеграционная основа общего и дополнительного образования в средней и старшей школе
Проектная технология способствует повышению личной уверенности у учащихся, их самореализации и рефлексии. Это становится возможным:
3. Информационнокоммуникативные технологии в школе как непрерывная основа формирования информационно-коммуникативной компетенции учащихся, механизм индивидуализации образовательного процесса Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) также определяют особенности учебно-воспитательного процесса личностно-ориентированной направленности в школе полного дня с лицейскими и гимназическими классами. Целью применения ИКТ в образовательном пространстве школы являются: формирование информационно-коммуникативной компетенции учащихся, развитие их информационной культуры.{/mosregread} Таким образом, создавая комплекс инновационных образовательных технологий, мы видим следующие ожидаемые результаты:
Миссия и цель развития школыПриведённый анализ проблем развития позволяет сформулировать Миссию школы. Школа:
Целью ближайшего этапа развития школы является создание и апробация адаптивного комплекса образовательных технологий в целях повышения эффективности образования в «Школе полного дня». Яшина Г.А., |