Инновации и эксперимент в образовании

Создание комплекса инновационных образовательных технологий как ресурс повышения эффективности
Добавил(а) Яшина Г.А.   
29.06.08 04:36

Яшина Г.А.Какой комплекс образовательных технологий может использовать учитель для развития у учащихся самостоятельности?

Эффективное решение проблем современного образования на уровне школы возможно лишь при условии программно-целевого управления ее развитием, которое позволяет рассматривать школу как систему, обеспечивающую высокий уровень качества образования.

Особенности образовательного пространства школы

ГОУ СОШ № 64 была открыта 1 сентября 1964 года. За последние годы здесь создан творчески работающий коллектив, который стабильно обеспечивает освоение обязательных стандартов образования, удовлетворяет запросы и потребности учащихся на образовательные услуги, создает психологически комфортную образовательную среду для общего интеллектуального и нравственного развития школьников, а также сохранения их физического здоровья.

Создание комплекса инновационных образовательных технологий как ресурс повышения эффективности

За последнее время количество учащихся в школе заметно выросло. Опрос родителей первоклассников, проведенный в мае 2006 года, показал, что 87% из них выбрали нашу школу для своего ребенка по рекомендации знакомых, друзей. В последние годы в школу начали поступать дети из отдаленных районов Москвы. Больше половины опрошенных родителей (71%) оценивают уровень обучения в школе как высокий. Полученные результаты свидетельствуют о том, что у школы заслуженный авторитет среди населения, она конкурентоспособна. Школе доверяют не только родители нынешних школьников, но и их бабушки и дедушки. Около 20% учащихся нашей школы составляют дети, чьи родители, а то и бабушки, и дедушки были ее выпускниками.{mosregread}

Рост востребованности шкоолы родителями района

Характеристика социально-образовательного заказа семей обучаемых

Образовательные предпочтения родителей учащихся, занятость членов семей, требования к условиям обучения изучаются путем анкетирования с 2003 года и отражены в следующих диаграммах.

Характеристика социально-образовательного заказа семей обучаемых

Создание комплекса инновационных образовательных технологий как ресурс повышения эффективности

Приоритеты в области условий обучения, которые должна создавать школа (326 анкетируемых)

Требования по условиям обучения

% анкетируемых

Возможность получения расширенного образования гуманитарной и естественнонаучной направленности

78%

Обеспечение качественной подготовки домашнего задания с помощью учителя

48%

Информатизация образовательного процесса

87%

Обеспечение здоровьесохранения

69%

Организация экскурсий и образовательных поездок

53%

Обеспечение открытости школы

45%

Широкий выбор программ дополнительного образования

72%

Создание органов общественного управления

34%

Вывод: при анализе социально-образовательного заказа выявилась высокая занятость членов семей обучаемых, что привело педагогический коллектив к идее организации образовательного процесса в режиме полного дня. Приоритеты, выбранные родителями в области условий обучения, обосновывают реализацию расширенного содержания образования по предметам гуманитарной и естественнонаучной направленности в гимназических и лицейских классах, а также использование здоровьесберегающих и информационных технологий в обучении на основе деятельностного подхода.

Об инновационной истории школы

Педагогический коллектив школы № 64 имеет многолетний опыт инновационной и экспериментальной деятельности.

2000 – 2001

2001 – 2002

2002 – 2003

2003 - 2004

2004 - 2005

2005 – 2006

2006 - 2007

Инновационная деятельность по освоению образовательных технологий (ОТ)

Создание комплекса ОТ

ГЭП «Система оценки качества образования»

Модель «Школы полного дня»

ГЭП «Разработка примерных учебных планов для образовательных учреждений города Москвы на основе федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования.»

ГЭП «Управление качеством образования в образовательном учреждении»

ГЭП «Человек в культуре: проблема становления мировоззрения»

ГЭП «Воспитательное пространство округа- социальная инфраструктура детства»

Из таблицы можно сделать вывод о преемственности экспериментальной и инновационной деятельности, о расширении спектра задач развития, решаемых с помощью её организации.

Динамика качества обученности за последние три года

Инновационная карта, отражающая процесс реализации программы внедрения в школе образовательных технологий, выглядит следующим образом:

2000 - 2001

2001 - 2002

2002 – 2003

2003 - 2004

2004 - 2005

2005 - 2006

2006 - 2007

Здоровьесберегающие технологии

Проектная технология в средней и старшей школе

Технология деятельностного метода в начальной школе. Леготехнология

Информационно – коммуникативные технологии в основной и старшей школе

Результативность инновационной и экспериментальной деятельности прослеживается в динамике качества обученности учащихся. Достижению положительных результатов в образовательном процессе способствует нацеленность педколлектива на совершенствование методики преподавания, освоение инновационных педагогических технологий, таких как: проблемно-поисковая, коммуникативная, проектная, имитационного моделирования, технология деятельностного метода при использовании ОС «Школы 2100» и другие. Благодаря использованию современных педагогических технологий повысилось количество учащихся, аттестованных на 4 и 5 за последние годы.

Динамика поступления выпускников школы в ВУЗы

Обоснование подходов к решению проблемм

Вывод: стабильное повышение результативности образовательного процесса, качества обученности при стабильных показателях сохранности здоровья учащихся позволяют сделать вывод о необходимости дальнейшего использования инновационных образовательных технологий в качестве ресурса повышения эффективности образования.

Проблемы развития школы на современном этапе

  1. Противоречие между режимом обычного функционирования школы и широким спектром образовательных запросов родителей.
  2. Противоречие между потребностью информатизации образовательного процесса, высоким уровнем ИКТ-компетентности педагогов и реальными возможностями технического оснащения, программного обеспечения учебно-воспитательного процесса.
  3. Противорчие между повышенными учебными нагрузками (гимназическое, лицейское и профильное обучение) и требованиями к условиям сохранности психического, физического и интеллектуального здоровья.

Обоснование подходов к решению проблем

В качестве показателя эффективности образования мы рассматриваем сформированность самостоятельности обучаемых, которая проявляется в способностях:

Обоснование подходов к решению проблем

Сформированность этих способностей, на наш взгляд, может быть основой ключевых компетенций выпускников школы № 64.

Исходя из этого, учебный процесс с применением комплекса образовательных технологий должен отвечать следующим условиям:

Обоснование подходов к решению проблем

В качестве приоритетных образовательных технологий нами были определены:

  • проектная технология как интегрирующая коммуникативную, проблемно-поисковую, игровую, самоопределенческую, рефлексивно - деятельностную технологии;
  • здоровьесохраняющие технологии;
  • информационно- коммуникативные технологии (ИКТ).

Мы предполагаем, что, используя образовательные технологии, учитель влияет на развитие у учащихся определенных способностей.

Взаимосвязь используемых технологий и способностей, на формирование которых они влияют, показана на схеме:

Обоснование подходов к решению проблем

Кроме того, комплекс образовательных технологий может стать основой реализации принципов непрерывности и преемственности в образовательной модели школы:

1. Здоровьесберегающие технологии как основа реализации образовательной модели «Школа полного дня»

Это не только соблюдение требований санитарных правил и нормативов, но и работа по оптимизации учебного процесса.

2. Проектная технология как интеграционная основа общего и дополнительного образования в средней и старшей школе

 

Проектная технология способствует повышению личной уверенности у учащихся, их самореализации и рефлексии. Это становится возможным:

  • через проживание «ситуации успеха» (на уроке или вне урока) не на словах, а в деле почувствовать себя значимым, нужным, успешным, способным преодолевать различные проблемные ситуации;
  • через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания.

3. Информационнокоммуникативные технологии в школе как непрерывная основа формирования информационно-коммуникативной компетенции учащихся, механизм индивидуализации образовательного процесса

Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) также определяют особенности учебно-воспитательного процесса личностно-ориентированной направленности в школе полного дня с лицейскими и гимназическими классами.

Целью применения ИКТ в образовательном пространстве школы являются: формирование информационно-коммуникативной компетенции учащихся, развитие их информационной культуры.{/mosregread}

Таким образом, создавая комплекс инновационных образовательных технологий, мы видим следующие ожидаемые результаты:

  1. Комплексный подход в реализации образовательных технологий позволит оптимизировать нагрузку учащихся и педагогов, что будет положительно влиять на комфортность условий обучения, а значит на сохранность здоровья участников образовательного процесса.
  2. Инновационный опыт педагогического коллектива позволит школе позиционировать себя как центр распространения и трансляции образцов положительной педагогической практики в области использования современных образовательных технологий.
  3. Образовательная модель школы будет более эффективной в плане результативности формирования ключевых компетенций у выпускников.
  4. Реализация комплекса инновационных образовательных технологий в условиях «Школы полного дня» позволяет наиболее полно удовлетворить образовательные запросы родителей учащихся.

Миссия и цель развития школы

Приведённый анализ проблем развития позволяет сформулировать Миссию школы.

Школа:

  • обеспечивает доступность общего образования для учащихся на базовом уровне и реализует программы физико-математического профиля на основе взаимодействия с Российским государственным технологическим университетом им. К.Э.Циолковского, в направлении совершенствования содержания по профильным предметам, гуманитарного профиля в рамках гимназического образования;
  • обеспечивает комфортные условия для обучения детей в режиме полного дня, сохранения их здоровья с привлечением ресурсов социального партнёрства;
  • является культурно-просветительским центром района «Кунцево», базой для проведения социально значимых акций для ветеранов войны, ветеранов районного Центра социального обеспечения, проведения мероприятий, концертов для жителей района;
  • является центром распространения инновационного опыта по созданию комплекса образовательных технологий, базовой школой Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования РФ по проведению научно-практических конференций, семинаров.

Целью ближайшего этапа развития школы является создание и апробация адаптивного комплекса образовательных технологий в целях повышения эффективности образования в «Школе полного дня».

Яшина Г.А.,
к.п.н., директор
ГОУ СОШ № 64
г. Москва