Инновации и эксперимент в образовании

Роль деятельностного подхода при организации групповой работы старшеклассников PDF Печать E-mail
Добавил(а) Ковылева Ю.Э.   
29.06.08 04:54

Какова может быть структура учебной деятельности при организации групповой работы старшеклассников?

Важнейшей задачей отечественной системы образования является подготовка на всех ее уровнях выпускников, способных осуществлять инновационную деятельность в самых разных отраслях экономики. Отличительные для конца XX — начала XXI века изменения в характере образования — в его направленности, целях, содержании - все более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов [8]. Реформы, которые проводятся в нашем государстве, требуют свободного, инициативного, творчески одаренного, новаторского взгляда во всем, где может проявить себя гражданин. Условия глобальной конкуренции заставляют обратить внимание на усиление практической направленности образования [7].

Одним из путей достижения поставленных целей в сфере образования можно назвать внедрение теоретических положений системно-деятельностной педагогики в инновационную образовательную деятельность.

Концептуальной идеей построения системно-деятельностной педагогики явилась идея включенности ученика в активную познавательную деятельность, о которой говорилось еще со времен Сократа. Так, Сократ говорил о том, что научить человека играть на флейте можно только в том случае, когда он сам будет играть на ней [9, С.21-27.]

Идея включенности ученика в активную познавательную деятельность объединяет все известные теории развивающего обучения, авторами которых являются ряд ученых: В.В.Давыдов, Л.В.Занков, А.Н.Леонтьев, Л.Г. Петерсон, Д.Б.Эльконин и др. Все имеющиеся теории развивающего обучения объединяются по единому предмету исследования – это понятие деятельности.

«Именно понятие деятельности, – подчеркивал В.В. Давыдов, – может быть той исходной абстракцией, конкретизация которой позволит создать общую теорию развития общественного бытия людей и различные частные теории его отдельных сфер» [6, С. 14].

По мнению Анисимова О.С., общая теория деятельности составляет основное ядро современной методологии. Согласно современной методологии вводится различение мира деятельности и мира додеятельностного, в котором еще «до» или «вне» деятельности человек попадает в среду «социодинамическую», социокультурную, где он вступает в процессы согласования с другими людьми, коммуникацию, осуществляет мышление, осваивает культурные нормы использования обычного языка и, отчасти, специальных профессиональных языков. Все, что есть и осваивается им в додеятельностном мире, переходит в мир деятельности и там преобразеутся, получая деятельностную специфику, которая обусловлена особой требовательностью, жесткостью деятельностных норм [4].

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]
Полученный коэффициент ранговой корреляции (0,859) высок и свидетельствует о высокой степени совпадения мнений об одних и тех же лицах разных компетентных судей.

Ковылева Юлия Эдуардовна,
завуч СОШ №1302,
соискатель АПК и ППРО

 

This content has been locked. You can no longer post any comment.

Инновации и эксперимент в образовании