Инновации и эксперимент в образовании

Моделирование как средство социально-педагогического проектирования PDF Печать E-mail
Добавил(а) Ефимов В.Н.   
27.12.08 03:00

Как моделирование образовательного процесса может помочь в социально-педагогическом проектировании?

Под моделированием в общем смысле обычно понимают построение и изучение моделей реально существующих предметов и явлений и вновь создаваемых или преобразуемых объектов (живых и неживых объектов, инженерных конструкций, логических образований, процессов - физических, химических, биологических, социальных). В нашем случае в качестве моделируемых объектов выступает социальная (и как частный случай – образовательная) система. В качестве модели может рассматриваться и программнопроектная документация. А одна из главных задач использования модели – это оценка качества и результатов деятельности моделируемой системы до запуска функционирования системы в реальных условиях.

Моделирование может использоваться для определения, уточнения характеристик, элементов проектируемой (преобразуемой) системы, рационализации способов построения и изучения процессов функционирования как отдельных элементов, так и системы в целом.

Рост важности и возможностей моделирования при исследовании сложных систем стал очевиден при появлении таких задач, как создание биоуправляемых протезов, поражения воздушных целей самонаводящимися ракетами, с появлением первых электронных вычислительных машин (Дж. Нейман, 1947) и формулированием основных принципов кибернетики (Н. Винер, 1948). Все это привело к тому, что моделирование ныне приобрело общенаучный характер и применяется в исследованиях живой и неживой природы, в науках о человеке и обществе.

В науке и технике в понятие «модель» зачастую вкладывается не однозначный смысл, и поэтому создать единую общепринятую классификацию видов моделей представляется весьма затруднительным. Классификацию моделей можно проводить по различным основаниям (общим для данного класса моделей существенным признакам). В качестве существенных или классификационных признаков могут служить: цели моделирования, средства моделирования, объекты моделирования, уровни (глубина) моделирования, масштабы моделирования и др. С помощью цифрового и аналогового моделирования решаются сложнейшие задачи в области создания космической техники и расчетов траекторий космических кораблей, автоматизированных химических производств и др. Модельные испытания линий химических автоматизированных производств используются перед принятием решения о строительстве больших химических предприятий с автоматизированным производственным процессом. Модели личности, модели взаимодействия и наиболее вероятного поведения населения сегодня успешно используются в современных политтехнологиях при манипулировании общественным сознанием. Практически везде, где при решении конкретных задач присутствует серьезный научный подход, используется моделирование. Нас, прежде всего, интересует социально-педагогическое моделирование.

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]
Такой подход может позволить нам обеспечить единую логику построения моделей как большой государственной социальной системы, как системы единого образовательного пространства, так и моделей образовательных систем, входящих в него. Построенная таким образом модель позволит обеспечить единый подход к определению места в системе и оценке таких элементов систем, которые обусловливают их инвариантные составляющие и, в то же время, позволяют реализовывать принцип вариативности их функционирования.

Ефимов Валерий Николаевич,
к.п.н, доцент
АПКиППРО


1Изоморфизм – 1. способность аналогичных по свойствам атомов (иона) замещать друг друга в кристаллических соединениях, образуя аналогичные по структуре кристаллы переменного состава – т. наз. смешанные кристаллы. 2. мат. Наличие взаимно однозначного отображения двух совокупностей, сохраняющего их структурные свойства. Изоморфизм в топологии называется гомоморфизмом. (Словарь иностранных слов: «Русский язык», М., 1986).

2Логвинов И.И. На пути к теории обучения. М.,1999. Логвинов И.И. О природе дидактического знания. Сб. Теоретические исследования в 1999 году: Материалы науч.-практич. конф. ИТО и П РАО. М., 2000

3Гриндер Д., Бандер Р. Структура магии. - СПб., 1996

 

This content has been locked. You can no longer post any comment.

Инновации и эксперимент в образовании