Инновации и эксперимент в образовании

Современный менеджер и организационная культура образовательного учреждения PDF Печать E-mail
Добавил(а) Табарданова Т.Б.   
27.12.08 03:00

Какова должна быть подготовка менеджера к деятельности в инновационном образовательном учреждении?

Правильное понимание менеджером организационной культуры своего учреждения помогает ему выбирать эффективную стратегию поведения в условиях инновационного развития.

В статье мы рассмотрим «культурные стереотипы», сформированные в людях и определяющие их привычки и поведение в конкретных учреждениях и организациях. Кроме того, будут рассмотрены основные компоненты профессиональной подготовки менеджеров для инновационного образования. Любой менеджер, в том числе и в сфере образования, нередко выполняет сходные работы и операции, потому что он управляет. А управлять – это значит устанавливать цели и планировать деятельность, необходимую для их достижения, организовывать и мотивировать людей, способствовать их профессиональному развитию и т.п. В конечном итоге создавать новую организационную культуру в образовательном учреждении.

Понятие организационной культуры в образовательном учреждении

На сегодняшний день в мировом менеджменте организации нет единого определения, что такое организационная культура, хотя никто не отрицает существования подобного феномена.

Феномен, отражающий существующие в организации представления и сложившиеся способы деятельности, нормы поведения и привычки, писаные и неписаные правила, запреты, ценности, ожидания, принято называть культурой организации, или организационной культурой (Т. Петерс, А. Уилкинс, Р. Уотерман, К.М. Ушаков и др.). Культура в учреждении достаточно определенно характеризует поведение его членов в различных ситуациях, подходы к решению проблем.

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

«Гипотеза» самоактуализирующейся личности

Сущность этой «гипотезы» в следующем:

– Человек, у которого в достаточной мере удовлетворены все потребности, стремится к самоактуализации, т.е. желает стать тем, кем он может стать (А. Маслоу, 1987), поэтому люди, работающие в «благополучном» учреждении, стремятся к самореализации в профессиональной деятельности, хотят стать профессионалами и приобрести большую автономию.

– Главные мотивы – внутренние (стремление к самосовершенствованию, к реализации собственных идей и т.п.), внешние стимулы и угрозы, ограничивающие нормы, культурные стереотипы разрушают стремление к самоактуализации.

– Главный упор в управлении – сформулировать стратегические и оперативные цели, определить меру ответственности и дать человеку шанс, обеспечивая материальную поддержку сотрудников, их социальные контакты, признание в коллективе, профессиональный рост, делая их работу привлекательной, давая возможность реализовывать собственные идеи и поощряя успешное выполнение частных задач, поставленных людьми самостоятельно.

«Гипотеза» сложной личности

Это совокупность представлений менеджера о подчиненном как о сложной личности, у которой мотивы деятельности прихотливым образом переплетены и потребности зависят от конкретной ситуации (К.М. Ушаков, 1995).

Очевидно, что правильных или неправильных «гипотез» не существует. Вопрос заключается лишь в том, какие из взглядов адекватны и наиболее соответствуют ситуации.

Итак, социокультурные макрофакторы, организационная культура, способы ее существования в конкретном образовательном учреждении, представления менеджера об учреждении образования как объекте управления и базовая «гипотеза» в отношении личностных качеств людей – все это показатели, которые обусловливают эффективность деятельности менеджера, а их учет делает управленческие решения культуросообразными.

Табарданова Т.Б.,
Ульяновский ИПК и ПРО


1 Вопросы подготовки менеджеров образования: управление изменениями: Учеб. пособие для системы дополнительного профессионально-педагогического образования/ Авт. кол.: Т.Г. Бедешко, А.В. Зеленцова, А.Н. Кузибецкий и др.; Под ред. А.Н. Кузибецкого. – Волгоград: Перемена, 1998. – 132 с., С. 79.

 

This content has been locked. You can no longer post any comment.

Инновации и эксперимент в образовании