Инновации и эксперимент в образовании

Основы совершенствования управления образованием на муниципальном уровне PDF Печать E-mail
Добавил(а) Основина В.А., Елисеев В.В, Ермакова Л.Н., Тюгашева Н.А.   
27.12.08 03:00

В предлагаемых читателю материалах представлен создаваемый в муниципальных образованиях Ульяновской области опыт управления инновационными процессами на муниципальном уровне: проектирование реструктуризации сети школ муниципального образования; создание муниципальных инновационных площадок; сетевого взаимодействия школ; консалтинговых услуг и аудита образовательной деятельности. В этой статье публикуем первую часть этой работы.

Как обновить содержание и технологии реализации каждой управленческой функции?

В условиях глубоких социально-экономических преобразований, происходящих в российском обществе, приведение муниципальной образовательной системы в соответствие с новыми общественными потребностями является приоритетной государственной и социальной целью. Новая парадигма образования становится стратегией развития всего общества, требующей усиления его интеллектуального потенциала, в основе которого заложен приоритет самоценности человека, способного к саморазвитию, самосовер шенствованию и самообразованию на протяжении всей жизни.

 

В связи с этим встает проблема: как готовить руководителя школы, педагогов к решению новых целей и задач образования? Старая методическая служба в муниципальных образованиях не в состоянии решать новые проблемы, требующие иного подхода к управлению инновационными процессами на муниципальном уровне. Наиболее востребованными услугами со стороны образовательных учреждений являются следующие: консультации и тренинги по обновлению содержания и технологий обучения в условиях перехода на новый государственный стандарт общего образования, экспертиза инноваций, разработка соответствующего инструментария, проектирование Программ развития и Образовательных программ, систем внутришкольного мониторинга и оценки качества образования, консультирование по проектной деятельности и другие.

Как видим, в новых социально-экономических условиях методические структуры востребованы как клиентские организации, предоставляющие предметнометодический сервис: предоставление пакета продуктивных образовательных технологий и организацию практикумов по их освоению, мониторинговый сервис (проведение мониторинговых исследований и организация экспертной оценки результатов), маркетинговый сервис (изучение образовательных запросов и обеспечение нового разнообразия образовательных услуг), консалтинговый сервис (консультирование организации образовательного процесса и его результатов) и др.

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

Структура программы реструктуризации муниципальной системы образования

По своей сути программа реструктуризации является средством управления процессом реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных на территории муниципального образования.

Программа реструктуризации включает в себя следующие разделы:

  1. Паспорт программы
  2. Введение
  3. Аналитико-прогностическое обоснование состояния региональной системы образования
  4. Концепция
  5. Стратегия реализации программы
  6. План мероприятий по переходу от настоящего к будущему состоянию сети муниципальных образовательных сетей.

Кратко охарактеризуем отдельные разделы программы.

1. Паспорт — краткая аннотация программы. Он включает следующие пункты:

  • Наименование программы;
  • Дата и номер нормативного акта об утверждении программы;
  • Заказчик программы;
  • Руководитель программы;
  • Научный консультант;
  • Основные разработчики;
  • Цели, задачи программы;
  • Этапы и сроки ее реализации;
  • Исполнители программы;
  • Общая стоимость;
  • Ожидаемые конечные результаты реализации;
  • Описание возможных рисков при реализации программы.

2. Введение. В данном разделе дается обоснование необходимости разработки и реализации программы.

3. Аналитико-прогностическое обоснование состояния муниципальной системы образования с учетом внешних социально-экономических условий и их влияния на образование:

3.1. Типовое и видовое многообразие общеобразовательных учреждений, их территориальное распределение.

3.2. Охват учащихся общим образованием разного уровня.

3.3. Характеристика предоставляемых образовательных услуг: насколько равны возможности учащихся в получении образования повышенного уровня, дополнительного образования, платных услуг.

3.4. Каковы ресурсы и насколько эффективно они используются: состояние школьных зданий; условия (спортзалы, канализация и другие удобства, финансы, педагоги (вакансии, квалификация).

3.5. Демографическая ситуация и ее тенденции.

3.6. Действия муниципалитетов по реструктуризации сетей.

4. Концепция программы строится на основе соблюдения следующих принципов: принцип целостности; принцип сохранения социокультурных ценностей; государственно-общественного планирования и осуществления изменений; сопряженности программы с другими программами социально-экономического развития муниципального образования; принцип обеспечения равенства доступа к качественному образованию вне зависимости от места проживания, материального благополучия и других факторов.

5. В основу методологии разработки стратегии реализации программы и определения ожидаемых результатов программы могут быть положены принцип реалистичности, принцип рациональности, принцип достаточности ресурсного обеспечения, принцип соразмерности к привлеченным ресурсам.

6. Блок реализации программы реструктуризации может базироваться на таких принципах, как принцип ответственности сторон; принцип координации усилий; принцип систематического контроля за выполнением поставленных задач.

Основина В.А.,

Елисеев В.В.,

Ермакова Л.Н.,

Тюгашева Н.А.,
Кафедра управления образованием
Ульяновский ИПК и ПРО

 

This content has been locked. You can no longer post any comment.

Инновации и эксперимент в образовании