Инновации и эксперимент в образовании

ПИЭР – программа поисковой исследовательской и экспериментальной работы PDF Печать E-mail
Добавил(а) Савельев Д.С., Вершинин В.Н.   
27.12.08 03:00

Как определить содержание и результативность ПИЭР в регионе?

(продолжение)

У людей, далеких от науки, педагогический эксперимент издавна вызывал некоторое недоумение – разве можно экспериментировать на детях? Но педагоги-практики по собственному опыту знают, что вся педагогическая деятельность – это непрерывный поиск новых решений, поиск выхода из нестандартных ситуаций, которые в неограниченном количестве предоставляют дети своим наставникам. В определенном смысле педагог-практик непрерывно экспериментирует над собою, над детьми, над их родителями и даже над своими коллегами. Только этот нескончаемый эксперимент идет в довольно ограниченных рамках индивидуального поиска лично эффективных вариаций дидактических решений.

В случае ПИЭР (программы поисковой исследовательской и экспериментальной работы) эксперимент вышел далеко за рамки личного арсенала дидактических средств. Изменениям практически одновременно подверглись организационные формы обучения, содержание образования, педагогические технологии и другие элементы того целостного явления, которое представ ляет собою педагогическая система. В принципе, попытки такого рода системных изменений российскому образованию хорошо знакомы по многочисленным реформам. Но они задумывались, более-менее готовились, получали санкции на реализацию и проводились исключительно сверху. На сей раз преобразования пошли снизу, без каких-либо предварительных проработок и санкций со стороны РАО или Министерства просвещения России.

Сейчас, по прошествии более десятка лет с начала эксперимента, уже можно говорить о том, что эксперимент вывел образование области из застоя, а то и из кризиса и, следовательно, был оправдан.

ЦЕЛЕВАЯ ПРОГРАММА ПИЭР
в образовательных учреждениях Ульяновской области

1. Главные цели областной программы ПИЭР:

1.1. Разработка нормативных, организационных, содержательных, учебно-методических, научнометодических, кадровых и управленческих основ развития региональной системы образования.

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

Приложение 3

Основные этапы ПИЭР

1. Предварительный этап (до вступления в программу ПИЭР). Срок не ограничен.

Основные задачи:

  • анализ проблемной ситуации, выявление уровня описания ее в научной литературе.
  • определение объекта, предмета исследования (эксперимента), формулирование его основной цели и задач; выдвижение гипотез;
  • разработка программы исследования (эксперимента).

2. Концептуально-методологический этап (в статусе кандидата в областную программу ПИЭР). Срок до одного года: с момента утверждения программы Областным экспертным советом до решения коллегии Главного управления образования о присвоении (отказе в присвоении) образовательному учреждению статуса областной экспериментальной площадки.

Основные задачи:

  • развертывание программы исследования (эксперимента) в концепцию;
  • поиск и отбор диагностических методик, адекватных задачам исследования (эксперимента).

3. Организационно-практический этап (в статусе областной экспериментальной площадки). Срок данного этапа определяется продолжительностью программы исследования, однако, независимо от этого финансирование исследования (эксперимента) открывается сроком на 1 учебный год: с 1 сентября до 31 августа. По истечении года финансирование исследования (эксперимента) может быть прекращено или продолжено соответствующими органами управления образованием на основании решения Областного экспертного совета.

Основные задачи:

  • реализация опытно-экспериментальной части ПИЭР;
  • подготовка отчетных материалов в соответствии с техническими заданиями, ежегодно определяемыми Областным экспертным советом.

4. Обобщающий этап (в статусе областной экспериментальной площадки). Срок 1 учебный год.

Основные задачи:

  • анализ полученных результатов, обоснование истинности или ложности выдвинутых гипотез;
  • оформление результатов ПИЭР в виде научного отчета.

5. Этап распространения инновационного педагогического опыта (в статусе областного научно-методического центра). Срок (до 2 учебных лет) определяется областным экспертным советом в зависимости от объема предполагаемых работ.

  • подготовка и реализация проекта распространения инновационного педагогического опыта.

 

Приложение 4

Результаты ПИЭР

1. Существуют две разновидности результатов ПИЭР: тексты, содержащие решение каких-либо научных и практических проблем, и реальные педагогические объекты, демонстрирующие возможности и способы разрешения этих проблем.

2. Текстовые результаты ПИЭР оформляются в виде научного отчета, статьи, монографии и других форм научной продукции.

3. Инновационный педагогический опыт также подлежит обобщению и описанию.

4. Самостоятельными результатами ПИЭР являются также отдельные материалы и документы, созданные в ходе реализации и обеспечивающие функционирование инновационного опыта. К их числу относится: концепция, модель, положение, устав, структура и механизмы управления, образовательные программы, учебные программы, учебники и учебные пособия, хрестоматии, методические рекомендации для учителей и учащихся, учебное оборудование и другие средства обучения, отдельные методики, критерии, нормы, используемые в ходе исследовательской образовательной и управленческой деятельности в образовательном учреждении.

5. Результаты ПИЭР являются интеллектуальной собственностью исследователей. Участвуя в программе ПИЭР, исследователи безвозмездно передают образцы разработанных материалов в Областной экспертный совет для использования в интересах развития образования Ульяновской области. Областной экспертный совет определяет место хранения и порядок использования этих материалов. Публикация и коммерческое использование материалов ПИЭР осуществляется только с согласия авторов.

6. Ожидаемые промежуточные и итоговые результаты ПИЭР, включённые в областную целевую программу, фиксируются в организационных планах на каждый год и описываются в технических заданиях для каждого образовательного учреждения.

Савельев Д.С.,
Вершинин В.Н.,

ИПКПРО
г. Ульяновск

 

This content has been locked. You can no longer post any comment.

Инновации и эксперимент в образовании