Инновации и эксперимент в образовании

Авторская учебная программа и типы педагогических разработок PDF Печать E-mail
Добавил(а) Сиденко А.С.   
27.12.08 03:00

Очень часто директору школы приходится брать на себя непривычную роль эксперта или консультанта по разработке программ учебных курсов. Учителя обращаются с вопросами: с чего начать разработку программы по курсу, как ее оформить, и что дальше с ней делать? По сути, директор школы, консультируя педагога по вопросам создания программ, проводит первичную ее экспертизу.

В помощь директору школы в статье представлен алгоритм разработки программ, который может выступать как механизм первичной экспертизы, включающий моменты, позволяющие директору школы с первого взгляда оценить структуру программы, ее обоснованность и грамотность представления материала; представлены типы педагогических разработок.

Что такое учебная программа, какой она может быть и как ее создать?

Учебная программа — инструментальное знание о целях, содержании и способах обучения. Она может быть различной по объему, по содержанию вариативной части базисного учебного плана, по содержанию дополнительного образования, по полноте представленности педагогической технологии, но, с нашей точки зрения, каждая программа должна состоять из трех логических блоков, отвечающих на вопросы типа:

Какие изменения предполагаются в состоянии учащихся в процессе преподавания данной программы?    
  Каково содержание обучения?  
    Как предполагается достичь планируемого результата обучения?

 

Почему важно выделить именно эти вопросы? Дело в том, что новая учебная программа создается, когда старая почему-либо перестает удовлетворять учителя, либо когда появляются новые цели, содержание, методики или технологии преподавания, которые необходимо зафиксировать в тексте нормативного документа.

Методология создания авторских педагогических разработок

Под методологией мы понимаем некий обобщенный способ, алгоритм, который позволяет учителю, имеющему свой особенный и в чем-то уникальный опыт преподавания, представить его как авторский.

Первое условие создания разработки – это педагогический опыт. С нашей точки зрения, в “чистом поле” авторский опыт не вырастить. Нужна богатая, яркая практика, дающая существенные качественные приращения обученности и воспитанности учащихся.

Для педагогов, имеющих такую особенную практику, нами разработан и апробирован обобщенный способ создания и оформления авторских разработок.

Обобщенный способ оформления педагогических разработок предполагает за счет рефлексии и реконструирования педагогического опыта создание педагогических продуктов, построенных по определенному алгоритму, но отличающихся друг от друга уникальностью и оригинальностью содержания авторской педагогической находки.

Представим себе детский конструктор, кирпичики которого совершенно одинаковые, а каждый ребенок может создавать из них удивительное и неповторимое чудо: его собственное произведение архитектурного искусства. При этом обобщенный алгоритм деятельности каждого ребенка может быть один и тот же.

Второе условие создания разработки – это стремление и способность педагога задавать самому себе вопросы определенной направленности и делать многократные попытки отвечать на них.

Иными словами, важно уметь “остановиться, оглянуться” и ответить на вопрос: Что же вы, педагогпрофессионал, делаете в учебно-воспитательном процессе особенного, (отличающего вас) в сравнении с традиционным (общепринятым, массовым), в чем заключается обновление, либо – введение нового содержания?

В этом действии заключен огромный резерв для осознания (рефлексии) собственной профессиональной деятельности и ее оформления.

Степень глубины и доказательности ответов на поставленные вопросы может служить прекрасным ориентиром для динамики профессионального роста педагога от позиции “автор для себя” до позиции “автор- педагог- исследователь”.

Чем более глубоко (содержательно) и доказательно вы отвечаете, тем на более высокой ступеньке профессионального мастерства вы находитесь.

Попробуйте, уважаемые коллеги, задавать себе один и тот же рефлексивный вопрос день, неделю, месяц, четверть... И при этом отвечать так, чтобы с каждым новым ответом ярче и рельефнее становилась ваша педагогическая находка. И вы увидите, что предлагаемый нами подход содержит высокий потенциал профессионального роста педагога-разработчика, его профессионального саморазвития, самосовершенствования.

Ступеньки профессионального роста автора-разработчика

Педагог останется “автором для себя”, если он не испытывает потребности поделиться с коллегами своими находками, обосновать свою точку зрения, свою идею, свой авторский подход. У такого педагога есть интересная и значимая для него практика, есть понимание того, что именно он делает в образовательном пространстве, в чем состоят его авторские находки. Между тем представить свою разработку на рассмотрение (и оценку, конечно же) коллег наш автор не хочет, и уж тем более что-либо обосновывать и доказывать.

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

Например, технология проектного обучения достаточно детально проработана на общедидактическом уровне, однако ее применение в конкретных школах, в различных предметных областях требует определенной содержательной проекции и представляет экспериментаторам широкое поле деятельности для адаптации имеющегося педагогического продукта для применения в конкретной практике.

Задачи, которые стоят перед разработчиками на этом уровне, предполагают наличие грамотно выделенных теоретических позиций, характеризующих педагогическую теорию, технологию, систему, приемы, методы и другой инструментарий педагогической деятельности, представляющих интерес разработчика, и взятых из книг или профессиональных журналов по выбранной теме; наличие в тексте разработки описания специфики практики образования, которая вызывает потребность в адаптации известной разработки; наличие описания фрагментов педагогического эксперимента с применением языка науки; наличие собственных оценочных суждений, квалифицирующих рассматриваемый материал на предмет актуальности, новизны, результативности эксперимента, значимости для практики образования.

Педагогические разработки комбинаторного характера предполагают при их создании опору на уже имеющиеся в науке и практике теоретические положения, закономерности, теории.

Педагогические разработки радикального характера предполагают наличие какого-либо принципиального новшества (объективного характера), вносимого в учебный процесс.

В зависимости от степени приближенности к педагогическому исследованию педагогические разработки могут быть представлены как:

  • практические разработки, в которых может быть представлено обобщение опыта деятельности, которое может быть оформлено в виде программ презентации, граф-схем, моделей, таблиц, диаграмм, рисунков;
  • реферативные обзоры по определенной проблеме, по которой работает педагог. Разработка носит систематизирующий характер, в ней анализируются, обобщаются и описываются различные подходы к решению определенной педагогической проблемы;
  • исторические обзоры по определенной проблеме программы повышения квалификации. В разработке прослеживается возникновение и путь развития метода, приема, теории, системы, технологии и др.;
  • теоретическое исследование по практикозначимой проблеме. В педагогической разработке содержится что-то новое, найденное и разработанное самим педагогом;
  • экспериментальное исследование, в котором выявляется эффективность какой-либо педагогической системы, технологии, теории, совокупности педагогических приемов и др., выявляются условия, при которых обучение и воспитание становятся успешными;
  • прикладное исследование, направленное на внедрение в образовательное пространство школы уже известных методик, программ, пособий, технологий, совокупности приемов или методик, взятых из других областей наук, например, социологии, психологии, медицины, физиологии и пр., и предполагающее описание и анализ получаемых в учебно-воспитательном процессе результатов;
  • комплексное исследование, в котором приводится анализ литературы по определенной проблеме, анализ практики преподавания и описание результатов экспериментальной работы.

Сиденко Алла Степановна,
к.п.н., профессор, зав.кафедрой
АПК и ППРО МО

 

This content has been locked. You can no longer post any comment.

Инновации и эксперимент в образовании