Инновации и эксперимент в образовании

Преемственность в использовании проблемно-диалогических методов в начальной и основной школе PDF Печать E-mail
Добавил(а) Мельникова Е.Л.   
26.08.08 02:37

Как обеспечить преемственность в использовании проблемно-диалогических методов в начальной и основной школе?

Из многочисленных проблем жизни самая человеческая –это проблема выбора. В отечественном образовании еще 10– 15 лет назад проблема выбора практически не стояла: все мы учили детей по одинаковым программам и учебникам. Однако, за последние годы ситуация изменилась кардинально. И образование начала ХХI века являет собой весьма пеструю картину: традиционная система, развивающие системы, а еще модели, комплекты, учебники нового поколения... Выбирай, не хочу.

Чем руководствуется отдельный учитель, делая свой выбор? На первом месте стоит мотив «мне самому должно быть интересно!»

А как выбирает образовательную систему школа в целом, весь педагогический коллектив? В этом случае важнейшим становится соображение преемственности. Причем само слово «преемственность» понимается просто и незатейливо: «учебники для разных звеньев написаны одними и теми же авторами». В таком житейском наблюдении есть доля истины: автор учебника, действительно, как никто другой стремится к четкой передаче эстафетной палочки от дошкольного звена к начальному, от начального – к основному. Однако, нередко от замысла автора до его реального воплощения – дистанция огромного размера.

Все дело в том, что авторы закладывают в учебниках и методических рекомендациях преемственность двух основных сторон учебного процесса: содержания и технологии. А педагогические коллективы, хорошо понимая, что такое преемственность содержания, не всегда обеспечивают преемственность технологии. И моя сегодняшняя статья как раз и посвящена теме преемственности технологии начального и основного звена.

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

Что конкретно для этого нужно сделать?

1 шаг: обучите ядро педколлектива: завучей, руководителей методобъединений, учителей.

2 шаг: силами прошедшего подготовку ядра коллектива проведите педсовет по технологии проблемного диалога, убедите коллектив выбрать ее методической темой года.

3 шаг: организуйте углубленное изучение технологии по методическим объединениям. Предусмотрите не только групповые лекционно-практические занятия, но и самостоятельную работу учителя с литературой по проблемному диалогу.

4 шаг: организуйте зачетные открытые уроки и итоговый педсовет.

Завершая статью, процитирую американского педагога Лоренца Питера: «Нет ничего нового под солнцем. Но есть кое-что старое, чего мы не знаем». Проблемный диалог – не новая технология: его давно и успешно используют лучшие педагоги страны. Но именно наша образовательная система впервые сделала проблемный диалог доступным каждому учителю. Хочется надеяться, что в пользу проблемного диалога будет и ваш личный выбор!

Литература:

  1. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2002. – 168 с.
  2. Мельникова Е.Л. Технология проблемно-диалогического обучения. // Образовательная система “Школа 2100”. Педагогика здравого смысла. Сборник материалов. – М., 2003. С. 184-199

Мельникова Е.Л.,
канд. пед. наук,
доцент АПК и ППРО
Москва


1 Е.В.Бунеева, М.А.Яковлева. Русский язык. 4 класс. Методические рекомендации для учителя. – М., ”Баласс”, 2001. С. 115.

2 Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Л.Ю.Комиссарова, И.В.Текучева. Русский язык. 7 класс. – М., "Баласс", 2001, С. 217

 

This content has been locked. You can no longer post any comment.

Инновации и эксперимент в образовании