Инновации и эксперимент в образовании

Строим школу социального успеха PDF Печать E-mail
Добавил(а) Буинова В.К., Калинина Н.В.   
26.08.08 02:53

Что такое социальная успешность и как ее достичь в школе?

Любая школа, организуя процесс обучения и воспитания учащихся, стремится к тому, чтобы сделать его как можно более эффективным. Педагоги, равно как и родители, заинтересованы в том, чтобы школьники не только получали предметные знания и умения, но и научились жить в обществе, адаптироваться в нем, достигать социального успеха.

В школе человек не только приобретает знания основ наук, он проходит «школу жизни». Именно в образовательном учреждении ребенок впервые сталкивается с требованиями общества. В школе он начинает взаимодействовать с другими людьми на различных уровнях – личностном и деловом. В школе его времяпровождение носит целенаправленный, общественно значимый характер, здесь появляются социальные оценки его возможностей, а деятельность становиться социально значимой. Образовательная среда школы как социального института представляет собой модель общества, где ребенок занимается учебной деятельностью, воплощающей социальнозначимую деятельность, обретает знания об обществе и в частности о школе, как социальном институте, получает опыт социального взаимодействия; где у него вырабатывается определенное отношение к школе, как социальному институту, а через него и к обществу, развиваются мотивации и личностные качества, проявляющие эту систему отношений. Уже в школе человек приобретает первый опыт переживаний социальной успешности и неуспешности, получает возможность установить причинно-следственные связи между определенным поведением, качествами личности и социальной успешностью. Здесь закладываются основы социального поведения и личностные качества, предопределяющие социальную успешность. Для того чтобы этот процесс был более эффективным, он не должен происходить стихийно. Детям самостоятельно трудно выделить причины социальной успешности. Они чаще видят лишь их внешнюю сторону. Для постижения и развития внутриличностных оснований социальной успешности в школе должны быть созданы специальные условия, вестись целенаправленная работа, опирающаяся на научные представления о сущности социальной успешности, ее составляющих и личностных качествах, развитие которых способствует достижению социальной успешности. Именно поэтому. Переходя на инновационный путь развития, педагогический коллектив МОУ «средняя общеобразовательная школа № 29» г. Ульяновска поставил перед собой задачу построения образовательной среды, способствующей социальной успешности школьников, задачу создания «школы социального успеха» в общеобразовательной школе для своих учеников.

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

Результативность определяется на основе отслеживания динамики показателей социальной успешности каждого ученика, учеников каждого класса и в целом по школе.

Карта оценки личностных оснований социальной успешности школьников

Компоненты

Младший школьный возраст

Подростковый возраст

Старший школьный возраст

Знания

Знание норм и правил поведения и взаимодействия школьника

Знание норм и правил взаимодействия, общения и поведения в обществе

Знание средств и способов самореализации в обществе

Знание продуктивных приемов учебной деятельности

Знание продуктивных способов взаимодействия в деятельности

Дифференциация социальных сценариев

Знание особенностей собственной личности, способствующих успеху в деятельности

Знание собственных личностных особенностей, способствующих достижению успеха во взаимодействии и деятельности

Знание собственных личностных резервов, обеспечивающих социальную успешность

Навыки и умения

Сформированность продуктивных приемов и навыков учебной деятельности

Сформированность общеучебных навыков и способов учебной деятельности

Сформированность навыков самообразовательной деятельности

Сформированность навыков конструктивного взаимодействия со сверстниками и взрослыми

Навыки эффективного общения и конструктивного взаимодействия в учебной и внеучебной деятельности

Навыки эффективного взаимодействия и сотрудничества со взрослыми и сверстниками, умение воспринимать и понимать другого

Навыки самоконтроля

Навыки эмоциональной саморегуляции, владение средствами организации своего поведения

Навыки самоуправления

Навыки конструктивного поведения в трудных ситуациях

Навыки проблемно разрешающего поведения

Навыки целеполагания и построения временной перспективы. Навыки преодоления трудностей (жизненная стойкость)

Мотивы и ценности

Стремление к соблюдению правил, руководство в поведении сознательными социальными нормами и правилами

Стремление к проявлению себя в социально – одобряемой деятельности

Стремление к самореализации в обществе, осмысленность жизни, наличие жизненных целей

Сформированность учебной мотивации

Положительная учебная мотивация, преобладание мотивов достижения успеха, ценность учения

Ценностное отношение к учению и познанию

Ценностное отношение к другой личности, стремление к дружеским контактам

Ценностное отношение к себе и другой личности, партнерам по общению

Принятие ценностей «я» и «другой»

Личностные качества

Высокая самооценка, удовлетворенность собой

Адекватная самооценка, согласованная с уровнем притязаний

Самоуважение

Самоорганизация и саморегуляция

Ответственность, хороший интернальный контроль

Социальная ответственность, интернальный контроль по отношению к жизни

Критичное отношение к себе

Эмпатия по отношению к партнеру

Эгоидентичность

Интеллектуальная рефлексия

Поведенческая рефлексия

Личностная рефлексия

По пути создания школы «социального успеха» наш педагогический коллектив пока еще прошел не много. Впереди – модернизация учебного процесса, нацеленность каждого учебного предмета на содействие социальной успешности, создание социального партнерства и т.д. Переход в режим инновационного развития уже позволил расширить спектр образовательных услуг, повысить привлекательность образовательного учреждения среди родителей и учащихся. Главный же результат – увлеченность идеей всех участников образовательного процесса – педагогов, учеников, родителей, их активная включенность в жизнь школы, повышение значимости школы для каждой личности.

Буинова В.К.,
зам. директора
по научно-методической работе
МОУСОШ № 29 г. Ульяновска,

Калинина Н.В.,
доктор психологических наук,
научный руководитель
экспериментальной работы

 

This content has been locked. You can no longer post any comment.

Инновации и эксперимент в образовании