Индивидуальные учебные планы профильного обучения учащихся общеобразовательных учреждений |
Добавил(а) Будникова В.С. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25.08.08 01:10 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Что нужно учитывать при построении индивидуального учебного плана?Реализация структуры и содержания профильного обучения определяется учебным планом образовательного учреждения, который выполняет функцию нормативного, организационного, управленческого и контролирующего характера. Учебный план профильного обучения в условиях сетевого взаимодействия должен задавать три обязательные для выполнения всеми образовательными учреждениями нормы:
В качестве рекомендательных норм Базисным учебным планом в учебный план профильного обучения определены:
С целью более полного удовлетворения запросов обучающихся, их родителей (законных представителей) Концепцией профильного обучения предусматривается возможность выбора учащимся собственного индивидуального учебного плана. Индивидуальным считается план обучения каждого конкретного учащегося, включающий совокупность учебных предметов и элективных курсов, выбранных для освоения из учебного плана образовательных учреждений сети. Эти планы могут быть различными по содержанию, пропорциям отдельных компонентов образования, по срокам прохождения учебных курсов и последовательности их изучения в течение учебного года. Построение обучения на основе индивидуальных планов меняет принципы формирования учебного плана. Работа по формированию индивидуального учебного плана осуществляется в три этапа: 1этап – разработка и уточнение перечня востребованных обучающимися учебных предметов и элективных курсов; 2 этап – разработка учебного плана для образовательного учреждения с учетом возможностей образовательной сети; 3 этап – разработка и уточнение индивидуальных учебных планов обучающихся. На первом этапеготовятся мероприятия рекламного характера для обучающихся и их родителей (законных представителей), в ходе которых они получают информацию о направлениях профильной подготовки во всех образовательных учреждениях сети, о перечне обязательных предметов профильного и базового уровня по каждому из направлений, об элективных курсах, связях каждого образовательного учреждения сети с учреждениями среднего и высшего профессионального образования. Для предоставления более полной информации учреждениями образовательной сети печатаются буклеты, готовятся информационные сайты по профильной подготовке, проводятся дни открытых дверей и др. Расширение возможности выбора учащимися индивидуального перечня учебных предметов и элективных курсов обеспечивается посредством полного использования преимуществ организации предпрофильной подготовки и профильного обучения в условиях образовательной сети. Администрация, педагогический коллектив, обучающиеся и родители должны иметь подробную и достоверную информацию о потенциальных направлениях деятельности каждого образовательного учреждения, включенного в сетевое взаимодействие. Такая информация может быть представлена в форме модуля, таблицы и др.(приложение №1). В целях оказания адресной помощи обучающимся в выборе индивидуальной образовательной траектории психолого-педагогической службой образовательного учреждения проводится выявление способностей и склонностей обучающихся, по итогам которого каждому учащемуся даются индивидуальные рекомендации по определению профиля дальнейшего обучения. Выявить перечень востребованных обучающимися учебных предметов, уровней их изучения и элективных курсов возможно с помощью анкетирования учащихся и их родителей (приложение № 2). Наиболее существенными факторами, оказывающими влияние на формирование потребностей учащихся в области профильного обучения, являются:
По итогам работы первого этапа заместителем директора по учебно-воспитательной работе составляется перечень востребованных обучающимися учебных предметов и элективных курсов (приложение №3), которые в дальнейшем включаются в индивидуальные учебные планы учащихся. На втором этапе разрабатывается учебный план для образовательного учреждения на основе Базисного плана с учетом потребностей старшеклассников в предпрофильной подготовке и профильном обучении, возможностей образовательного учреждения, осуществляющего деятельность в условиях сетевого взаимодействия. Этот план является основным документом, на основе которого формируются индивидуальные учебные планы школьников. В соответствии с Концепцией профильного обучения на старшей ступени общего образования учебный план должен обеспечивать учащимся право выбора:
Перечень профильных дисциплин и элективных курсов образовательного учреждения должен быть полным, предусматривающим вариативность выбора. Ограниченность выбора одной-двумя образовательными областями не приведет к тому, что выстроенный школьником план будет носить индивидуальный характер. За счет вариативности можно расширить возможности выбора предметов и элективных курсов:
На третьем этапе составляются индивидуальные учебные планы, обеспечивающие обязательный образовательный минимум и индивидуальный выбор учащегося. Алгоритм разработки индивидуального учебного плана включает семь этапов, реализуя которые необходимо:
Учащиеся и их родители должны быть готовы принять на себя ответственность за сделанный выбор. Для того, чтобы все заинтересованные стороны соблюдали свои обязательства во время обучения, рекомендуется заключать договор о предоставлении образовательных услуг по индивидуальному плану, определяющий права и обязанности учащегося, его родителей, администрации и педагогического коллектива образовательного учреждения (приложение № 4). Индивидуальный учебный план предпрофильной подготовки должен содержать только информацию о выборе учащимся элективных курсов (название курса; образовательное учреждение, в котором курс будет осваиваться; объем часов на курс; предполагаемые сроки освоения) (приложение № 5). В индивидуальный учебный план профильного обучения включается полный перечень всех учебных дисциплин, элективных курсов, видов учебной практики, проектов, исследовательской деятельности. Успешное построение индивидуального учебного плана предполагает систематическую рефлексию и уточнение сделанного учащимся выбора. В концепции профильного обучения выдвигается требование гибкости профиля, что определяет необходимость разработки образовательным учреждением механизмов регулярного переосмысления правильности сделанного выбора и изменения индивидуального учебного плана. Приложение №1 Потенциальные направления предпрофильной подготовки и профильного обучения образовательных учреждений, включенных в сетевое взаимодействие
Приложение № 2 Анкета: Выявление востребованности профильного обучения1. Где ты предполагаешь учиться после окончания школы?
2. По какому из следующих направлений ты предполагаешь получить профессиональное образование после окончания школы?
3. Какое образование ты хотел(а) бы получить в старших классах?
4. Какие из школьных предметов и на каких условиях ты хотел(а) бы изучать на базовом и профильном уровне? Указать не менее двух предметов профильного уровня.
5. Укажи из названных тобой предметов профильного уровня те, по которым ты был(а) бы готова или хотел(а) дополнительно изучать элективные курсы.
6. Укажи предметы базового компонента, по которым ты был(а) бы готова или хотел(а) дополнительно изучать элективные курсы.
7. Считаешь ли ты достаточным качество подготовки по профильным дисциплинам в своей школе для успешной сдачи экзаменов в ВУЗ?
8. Если бы тебе была предоставлена возможность изучать профильные предметы в нескольких местах, каким бы был твой выбор? Запиши номера предложенных вариантов в соответствии с их приоритетностью.
9. Какой способ подготовки к экзаменам в вуз ты считаешь для себя наиболее эффективным, гарантирующим успешное поступление?
10. Насколько ты уверен(а) в успешности достижения поставленных целей продолжения образования в избранном ВУЗе?
11. Что, с твоей точки зрения, необходимо сделать школе для более успешной подготовки учащихся к поступлению в ВУЗ?
12. Можно ли, с твоей точки зрения, поступить в избранный тобой вуз, не занимаясь с репетитором?
13. Из каких источников преимущественно ты узнаешь о возможностях получения образования?
14. Если ты считаешь, что в 10-11 классах лучше учиться в своей школе, то причины выбора следующие (назови две основных).
15. Если ты считаешь, что в 10-11 классах лучше учиться в другой школе, то причины выбора следующие (назови две основных).
Приложение №3 Перечень профильных предметов и элективных курсов, востребованных учащимися
Приложение №4 Договор о предоставлении образовательных услуг по индивидуальному учебному плануСкачать Приложение №5
Индивидуальный учебный план предпрофильной подготовки на _______учебный год
Будникова В.С., |