Инновации и эксперимент в образовании

Воспитание в условиях профессионального самоопределения PDF Печать E-mail
Добавил(а) Грищенко В.Н.   
25.08.08 01:12

Как оказать помощь учащемуся в профессиональном самоопределении, адаптации к жизни в процессе профессиональной деятельности в новых социально-экономических условиях?

Профессиональная ориентация рассматривается как система взаимодействия личности и общества (различного на определенных этапах развития человека), направленная на удовлетворение потребности личности в профессиональном самоопределении и потребности общества в обеспечении социально-профессиональной структуры. Результатом такого взаимодействия должна стать сформированность готовности личности к профессиональному самоопределению, которая рассматривается как способность к познанию индивидуальных особенностей (образ «Я») и к принятию решения.

Особенностью данного подхода является рассмотрение профессионального самоопределения как процесса формирования отношения личности к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности, что позволит подготовить человека к перемене профессии, адаптации к жизни и профессиональной деятельности в условиях рыночной экономики.

Анализ накопленного фактологического материала в теории и практике профессионального самоопределения позволяет выделить основные концептуальные положения, определяющие развитие данной проблемы.

Профессиональное самоопределение является многомерным и многоступенчатым процессом, который можно рассматривать под разными углами зрения:

  1. Как серию задач, которые ставит общество перед личностью – социологический подход;
  2. Как процесс поэтапного принятия решений, посредством которых индивид формирует баланс между собственными предпочтениями и потребностями системы труда в обществе – социально-психологический подход;
  3. Как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность дифференциально-психологический подход.

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

Субъектами шестого этапа становятся учащиеся профессиональной школы и студенты высших учебных заведений. В этот период они включаются в профессиональную деятельность, углубленно готовятся к ней, приобретая опыт жизнедеятельности в трудовом коллективе.

Седьмой этап – развитие профессионала в процессе самого труда, когда специалист, повышая свою квалификацию, расширяет сферу своей деятельности и осваивает новые специальности.

Процесс профессионального самоопределения предполагает и переориентацию (в случае необходимости) на другую профессиональную деятельность с учетом предшествующего профессионально-социального опыта и индивидуальных возможностей личности.

Грищенко В.Н.,
кандидат педагогических наук
Управление образования
Администрации городского округа
Краснознаменск Московской области

 

This content has been locked. You can no longer post any comment.

Инновации и эксперимент в образовании