Инновации и эксперимент в образовании

Воспитание в условиях профессионального самоопределения
Добавил(а) Грищенко В.Н.   
25.08.08 01:12

Как оказать помощь учащемуся в профессиональном самоопределении, адаптации к жизни в процессе профессиональной деятельности в новых социально-экономических условиях?

Профессиональная ориентация рассматривается как система взаимодействия личности и общества (различного на определенных этапах развития человека), направленная на удовлетворение потребности личности в профессиональном самоопределении и потребности общества в обеспечении социально-профессиональной структуры. Результатом такого взаимодействия должна стать сформированность готовности личности к профессиональному самоопределению, которая рассматривается как способность к познанию индивидуальных особенностей (образ «Я») и к принятию решения.

Особенностью данного подхода является рассмотрение профессионального самоопределения как процесса формирования отношения личности к себе как к субъекту будущей профессиональной деятельности, что позволит подготовить человека к перемене профессии, адаптации к жизни и профессиональной деятельности в условиях рыночной экономики.

Анализ накопленного фактологического материала в теории и практике профессионального самоопределения позволяет выделить основные концептуальные положения, определяющие развитие данной проблемы.

Профессиональное самоопределение является многомерным и многоступенчатым процессом, который можно рассматривать под разными углами зрения:

  1. Как серию задач, которые ставит общество перед личностью – социологический подход;
  2. Как процесс поэтапного принятия решений, посредством которых индивид формирует баланс между собственными предпочтениями и потребностями системы труда в обществе – социально-психологический подход;
  3. Как процесс формирования индивидуального стиля жизни, частью которого является профессиональная деятельность дифференциально-психологический подход.

{mosregread}С позиций последнего подхода профессиональное самоопределение личности трактуется как «Я» - концепция индивида, отражая его понимания, переживания, намерения, предметные действия в профессиональной деятельности в конкретных социальных условиях.

Таким образом, профессиональное самоопределение не только акт выбора, оно имеет динамический и профессиональный характер и осуществляется на всех этапах жизни человека.

Первый этап – эмоционально-образный, характерный для детей старшего дошкольного возраста, когда у ребенка формируется положительное отношение к профессиональному миру (людям труда, их занятиям), вырабатываются первоначальные трудовые умения в доступных ему видах деятельности.

Второй этап – пропедевтический – 1-3 (4) классы. В этот период у младших школьников важно вызвать добросовестное отношение к труду, сделать так, чтобы они осознали его роль в жизни человека и общества, развить интерес к профессии родителей и ближайшего производственного окружения. Это пора определения нравственных установок выбора профессии, интереса к наиболее распространенным профессиям, основанного на практической вовлеченности учащихся в различные виды познавательной, игровой, общественно полезной, трудовой деятельности.

Третий этап – поисково-зондирующий – 4(5)-7 классы – это этап формирования у подростков профессиональной направленности, осознание ими своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе.

Четвертый этап – 8-9 классы – период развития профессионального самосознания – сформированное у школьников личностного смысла выбора профессии, умение соотносить общественные цели выбора сферы деятельности со своими идеалами, представлениями о ценностях с их реальными возможностями.

Пятый этап – охватывает учащихся 10-11 классов – период уточнения социально-профессионального статуса. С учащимися этих классов на основе предшествующих этапов обучения осуществляется профориентационная деятельность на базе углубленного изучения учебных предметов, к которым у них проявляется устойчивый интерес и способности. {/mosregread}

Субъектами шестого этапа становятся учащиеся профессиональной школы и студенты высших учебных заведений. В этот период они включаются в профессиональную деятельность, углубленно готовятся к ней, приобретая опыт жизнедеятельности в трудовом коллективе.

Седьмой этап – развитие профессионала в процессе самого труда, когда специалист, повышая свою квалификацию, расширяет сферу своей деятельности и осваивает новые специальности.

Процесс профессионального самоопределения предполагает и переориентацию (в случае необходимости) на другую профессиональную деятельность с учетом предшествующего профессионально-социального опыта и индивидуальных возможностей личности.

Грищенко В.Н.,
кандидат педагогических наук
Управление образования
Администрации городского округа
Краснознаменск Московской области