Инновации и эксперимент в образовании

Народная культура как средство формирования целостного мировоззрения PDF Печать E-mail
Добавил(а) Каршинова Л.В.   
25.08.08 01:27

Может ли помочь развитию Личности усвоение традиционной культуры в образовательных учреждениях?

Человеческое сообщество представляет собой исторически меняющуюся СИСТЕМУ взаимодействий Человека и Мира, где «МИР» подразумевает в себе бытиё целостности, а «человек» есть субъект целостности. Процесс субъективного взаимодействия Человека и Мира изменялся в ходе истории линейно и зависел от множества факторов, к которым можно отнести деятельность человека, условия его бытия, его мировосприятие, мироощущение и мировоззрение. Показателем взаимодействия Человека и Мира служит культура.

Современный философский словарь определяет культуру как «форму деятельности людей по воспроизведению и обновлению социального бытия, а также включаемые в эту деятельность продукты и результаты». Методологический словарь для управленцев Энциклопедии управленческих знаний (О.С.Анисимов) определяет культуру как «требования к человеку, а также эталоны, предметы, среды, бытие которых носит требовательный характер, в содержание которых вносится в качестве основания всеобщее и сущностное представление об универсуме. Культура требует от человека предельного преодоления индивидуального и совместного эгоцентризма и вписанности в «законы бытия» универсума за счет нейтрализации своей «частичности».

Анализ культурно-исторического прошлого человечества показывает, что на каждом этапе истории последующее неизменно вбирает, впитывает в себя лучшее предыдущее. Так формируется культура. Именно культура характеризует изменения взаимодействий различных социальных систем, выявляя их ориентиры, идеалы, ценности. И, если не ограничиваться рамками последнего тысячелетия, сделать анализ культуры предшествующих эпох, то можно выявить те устойчивые идеалы, образы, ценности, которые существовали ещё на «заре человечества» и «кочевали» из эпохи в эпоху. Выявление таких устойчивых образов (архетипов), их систематизация и переосмысление могут оказать неоценимую помощь в реконструкции смысла, вложенного в тот или иной образ, а, значит и в реконструкции миропонимания человека, начиная с глубокой древности. По всей видимости, в древности Человек свободно умел отождествлять себя с Всеобщим, космическим и охотно изменял себя ради соответствия тому, что было для него истиной. Сознание Всеобщего, Бога, уверенность в его бытии нашли свое отражение в деятельности человека. Всеобщее, божественное в человеческой деятельности перетекало в конкретное, а конкретное отражало в себе Всеобщее. Это был образец целостного видения Мира человеком. Основанием такого миропонимания был Абсолют, Бог.

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

Как известно, нельзя ничему научить, можно только научиться! Знакомство с идеалами, нормами, традициями, культовыми действиями предков, установление каузальных связей между явлениями в народной культуре, поможет каждому обрести смысл, научит сегодняшнего школьника размышлять, осмысленно подходить к решению возникающих проблем, определять стойкие ориентиры в жизни, внутренне самоорганизовываться, воспитывать в себе внутреннюю культуру чувств, быть патриотом своей Родины и своего народа.

Опыт такой работы в общеобразовательных учреждениях уже имеется. Детские сады и школы, которые взяли курс на расширение пространства усвоения культуры, на усвоение традиционной культуры как целостного мира, пришли к единому выводу: учащимся ЭТО нравится. А если нравится изучать, усваивать, осваивать, то увеличивается: интерес и желание узнавать больше и дальше; стремление к обретению умений мыслить и анализировать; возрастает радость от полученных знаний. Следовательно, результатом усвоения культуры будет присвоение её вовнутрь. В таком случае, качественной характеристикой образования может стать «человечность», т.е. способность быть человеком в полном смысле этого слова: человеком, обладающим знаниями о Мире и системе взаимодействия Мира и Человека, применяющим эти знания в жизни; Человеком, обладающим вселенской любовью и способностью со-творчества с Универсумом.

Аннотация: На кафедре Экспериментальной деятельности в образовании ФГОУ АПК и ППРО разработан новый школьный курс «Мир и Человек», содержание которого представляет собой систему знаний о воззрениях Человека на Мир и своё место в мире, начиная от древнейшей космогонии и заканчивая современными религиями. Предметом изучения является традиционная культура, уходящая своими корнями в глубокую древность.

Каршинова Л.В.,
к.п.н., доцент кафедры
экспериментальной деятельности
в образовании ФГОУ АПКиППРО,
г. Москва


1 А.М.Паничев, А.Н. Гульков. Культ УРРА: Подходы к новой биологии, экологии и медицине. – М.: Белые альвы, 2004. – 240 с.

 

This content has been locked. You can no longer post any comment.

Инновации и эксперимент в образовании