Инновации и эксперимент в образовании

В записную книжку директора

Проверка школы... «как много в этом звуке». Самая доброжелательная, самая ожидаемая проверка - это нервы, стресс и т.п., как себя не уговаривай.

Каждому руководителя ОУ хочется, чтобы увидели его труд, труд педагогического коллектива, оценили по достоинству сколько вложено сил, здоровья, эмоций, которым не найти денежного эквивалента

Наша способность воспринимать различные явления  очень сильно зависит от имеющихся у нас моделей, представлений о действительности, и увидеть мы можем только то, что позволяет увидеть принятая нами картина мира. У школьной администрации сформирован стереотип: «нас должны проверять», «мы против них» А почему бы его не изменить?  Попробовать проверить себя самим. Кто лучше администрации школы, учителей, учеников, технических работников знает о школе все самое лучшее и все самое негативное. Мы все за то, чтобы наша школа была хорошей.   

Серьезный объективный анализ различных направлений деятельности ОУ, проведенный внутренними силами педагогического коллектива, на наш  взгляд,  может решить целый ряд внутренних проблем различного достоинства, что, несомненно, повлияет на улучшение климата в коллективе, на повышение эффективности совместной деятельности всех участников образовательного процесса.

Остановимся только на первом этапе выдвинутой идея «проверить самих себя». Первый этап можно реализовать в форме педагогического совета. Ошибочно и самонадеянно думать, что любую проблему школы можно разрешить за счет качественного и продуктивного проведения педагогических советов, конечно, нет, но использовать коллективные усилия единомышленников для выявления «узких мест», вполне реально.

 Любой отдельно взятый педагогический  совет проводится в рамках определенного содержания, по определенной методике, т.е. представляет локально - модульную технологию, действующую только в рамках данного участка учебно-воспитального процесса. [1] Он предусматривает локальные изменения, направленные на улучшение, обновление, активизацию деятельности в отдельных сферах жизни школьного коллектива.

Совокупность педагогических советов, направленная на решение какой-либо проблемы, или  охватывающая ряд проблем, объединенных рамками одного учебного года, подчиняется определенной логике и может рассматриваться как частнометодическая технология, которая определяет границы блока нововведений или изменений вводимых в школе .

         Учитывая все выше изложенное,  построим возможную модель  вхождения педагогического коллектива в аналитическую деятельность через некоторую совокупность педсоветов.

Схема этой модели достаточно проста и выглядит примерно так:

Схема модели вхождения педагогического коллектива в аналитическую деятельность

1. - 4. этапы схемы в основном традиционны, а вот на 5-м  - 8-м  этапах могут появиться нововведения.

Общеизвестно, что обычно в рамках одного учебного года  проходит 4-5 педсоветов. Один из них аналитико-планирующий, один - итогово - «переводной», следовательно тематических может быть 2-3. Понятно, что при таком жестком дефиците времени кардинально решить какую - либо глобальную проблему невозможно.

Допустим (для развертывания сценария  педсовета), что администрация школы анализ работы ОУ выстроила так:

  1. Мнение о работе школы учителей, учащихся, родителей, технического персонала, администрации.
  2. Обобщение материала.
  3. Фиксирование «узких мест» и возможностей их устранения.
  4. Составления плана- графика  устранения недостатков в работе ОУ.

Сценарий проведения педсовета

Цель педсовета: выявить направления деятельности ОУ, которые педагогический коллектив считает важными, но не успешными.

Задачи педсовета:

1.      Составить перечень неуспешных направлений деятельности  коллектива ОУ.

2.       Наметить пути устранения неуспешных направлений деятельности.

3.       Выявить наиболее успешные, по мнению учителей, направления деятельности ОУ и подтвердить их соответствующими критериями.

Форма педсовета - деловая игра.

Функции педсовета: информационные, коллективно-образующие, мотивационно - целевые.

Технология: локально-модульная.

Замечание 1. Организуя такой педсовет, администрация школы должна понимать, что мало кто из учителей сможет выделить тот круг вопросов, которые находятся только в компетенции директора школы и его заместителей. На уровне критических замечаний  эти вопросы могут прозвучать, их надо принимать с благодарностью, ведь мы  вместе делаем важное и нужное дело:  выявляем  «нишу неуспешности», которая тормозит работу ОУ.

Выбор формы педсовета.

Администрация школы решила провести «думающий» педагогический совет.

 К форме педсовета  были предъявлены такие требования: каждый учитель  имеет возможность высказать свое мнение, обосновать его, услышать одобрение или несогласие коллег.

Оказалось, что форма проблемно-деловой игры в режиме «мозгового штурма»  вполне отвечает всем заявленным требованиям.

Начало игры.

Первый этап

Организационный момент.

1.      Коллектив учителей разбивается на группы (допустим, что их 6).

 Группы могут составляться по разным основаниям: а) по принадлежности к предмету (математики, химики и т.д.); б) по желанию учителей поработать совместно; в) по антагонизму взглядов коллег на обсуждаемый вопрос; г) по обязательному наличию лидера в группе и т.д. 

2.      Ведущий уточняет тему педагогического совета, цели, задачи, объясняет ход игры, правила ее проведения, раздает, если нужно, рабочие материалы.

 

Замечание 2. Тема педсовета, цели, задачи на больших плакатах размещаются на доске. Это позволяет не отклоняться в сторону от намеченного плана работы.

Вводная установка.

Ставится задача первого этапа игры.

Представьте себе, что каждая группа - это эксперты, проверяющие работу школы. У экспертов ограничено время, но они готовились к проверке и готовы задать администрации школы  7-10 вопросов, ответы на которые, по их мнению, дадут достаточно объективную картину работы школы.

Замечание 3. Обратить внимание участников педсовета на этот аспект - вопросы должны быть сформулированы так, чтобы ответы на них позволяли сформировать представление о работе педагогического коллектива. Можно  подготовить пример такого вопроса.

Задание №1

(для всех 6 групп)

Составьте 7-10 вопросов, по которым, на ваш взгляд, можно получить объективную информацию о работе школы. (Количество вопросов можно варьировать. Это зависит от поставленных целей и задач педсовета, от численности коллектива и других факторов).

3.      Возможные варианты работы групп.

а)  можно  сначала составить вопросы индивидуально, а затем обсудить.

б) можно сразу обсуждать и записывать вопросы всей группы.

в) можно разбиться на подгруппы, а затем обсудить все коллегиально и т.д. {mosregread}

Второй этап

(работа в группах)

1.                  Все группы работают над заданием №1 в качестве аналитиков. Организация работы внутри группы  регламентируется только временем (20 -.30 минут).

2.      Что в это время делает администрация школы?

Администрация школы составляет перечень направлений деятельности ОУ, состоящий из двух граф (это можно сделать и при подготовке к педсовету):

Успешные направления деятельности ОУ

Неуспешные направления деятельности ОУ

 

 

 

3.      Итог работы группы экспертов фиксируется на листах большого формата, что необходимо для организации последующего обсуждения.

Третий этап

(обсуждение итога работы групп)

Цель обсуждения: из представленного на плакатах множества вопросов выделить две основные группы, по принципу: «это направления деятельности нашего ОУ - успешно» и «это направления деятельности нашего ОУ -  неуспешно».

Ход обсуждения.

1.      Ведущий организует обсуждение таким образом:

a)      на плакатах выделяются схожие по смыслу вопросы, если они есть;

b)      путем обсуждения они относятся к одной из названных групп;

c)      затем сравнивается мнение коллектива и администрации: нашел ли этот вопрос отражение в таблице, составленной администрацией, к какой категории он отнесен.

Итог обсуждения:

перечень направлений деятельности ОУ, состоящий из двух граф:

Успешные направления деятельности ОУ

Неуспешные направления деятельности ОУ

 

 

 

Замечание 4.

  1. Для быстроты работы можно не переписывать это вопросы в таблицу, а отмечать их разными фломастерами.
  2. Если при сравнении мнения коллектива и администрации не совпадают, то на этом этапе педсовета желательно не устраивать полемику и разъяснения позиции сторон.

Четвертый этап

Вводная установка.

1. Ведущий сообщает участникам педсовета, что работа в экспертных группах продолжается. Она будет построена по следующему плану.

  • 1, 2, 3 экспертные группы  работают с теми направлениями деятельности ОУ, которые, в ходе обсуждения, были признаны успешными.
  • 4, 5, 6 экспертные группы  работают с теми направлениями деятельности ОУ, которые, в ходе обсуждения, были признаны неуспешными.

2.  Задание №2 (для 1, 2, 3 экспертных групп)

Уважаемые эксперты! Вы  работаете с теми направлениями деятельности ОУ, которые, в ходе обсуждения, были признаны успешными. Вам необходимо обосновать (доказать) эту успешность,  т. е. выделить критерии (показатели) этой успешности.

Например. В нашем образовательном учреждении хорошо поставлена работа с одаренными учащимися. В 200 ... учебном году  7 человек стали победителями  регионального этапа Всероссийской олимпиады школьников,  2 человека стали победителями  заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников, один наш ученик стал победителем Международной олимпиады школьников.

3.      Задание №2 (для 4, 5, 6 экспертных групп).

     Уважаемые эксперты! Вы  работаете с теми направлениями деятельности ОУ, которые, в ходе обсуждения, были признаны неуспешными. Вам необходимо составить план работы по выходу из создавшейся ситуации для 2 -3  наиболее  неуспешных направлений.

Пятый этап

(работа в группах)

  1. Эксперты работают в группах по заданиям.
  2. Что в это время делает администрация?

Понятно, что перечень вопросов, как показывает практика проведения таких педсоветов, может оказаться очень большим и временное пространство педагогического совета не позволит их все обсудить. Для администрации ОУ этот материал может представлять большой интерес для последующего изучения и анализа.  В рамках педсовета его можно представить в виде следующего графика (на большом листе):

  • a)      по оси ох - проставить номера вопросов;
  • b)      по оси оу -  уровень успешности (неуспешности деятельности).

 График

Например.

1 вопрос - работа с одаренными детьми - «отлично».

2 вопрос - участие учителей в управлении ОУ - «хорошо».

Замечание 5.

  1. Уровень успешности (неуспешности деятельности) ОУ,  проставленный на шкале оу - «неуд.», «удов.», «хор.», «отл.» - требует уточнения и предварительного осмысления. Что значит «хорошо» или «неудовлетворительно»? С чем сравниваем? На что ориентируемся? Этот вопрос каждая школа решит самостоятельно.
  2. В рамках педсовета это скорее не график, а схема, которая позволяет более наглядно оценить ряд направлений деятельности ОУ, требующий незамедлительного внимания администрации и всего коллектива.

{/mosregread}

 Шестой этап

(заключительный)

  1. Заслушиваются представители 1,2,3 экспертных групп.
  2. Заслушиваются представители 4,5, 6  экспертных групп.

Итогом работы в группах будут:

1)      Перечень успешных направлений деятельности ОУ и показатели, подтверждающие эту успешность.

2)      Перечень неуспешных направлений деятельности ОУ и возможные пути выхода их создавшихся ситуаций.

3. Предъявляя построенный график и обобщая выступления экспертов, ведущий завершает педагогический совет.

4. Для подготовки проекта решения педагогического совета создается рабочая группа.

Устанавливается дата отчета рабочей группой перед педсоветом.

Пономарева Елена Анатольевна,
к.п.н., доцент АПК и ППРО


[1] Г.К. Селевко.  Технология педагогических советов. - М. : Школьные технологии, №3,1998. С.9