Управление предпрофильной подготовкой и профильным обучением в базовой сельской школы |
Программа развития инновационных процессовОт редакции Материалы Ульяновского института повышения квалификации и переподготовки работников образования предлагают читателю интересный опыт освоения и внедрения педагогических инноваций, а также информацию о сотрудничестве в методической и практической деятельности. Новизна подобного сотрудничества не только в формах организации участия, но и в разработке нового содержания, целей образования, в поддержке реализации широкомасштабных экспериментальных нововведений. В областную программу развития инновационных процессов входят (по разной тематике) около 80 учреждений. АктуальностьВопросы о специфике инновационной деятельности и методах управления ею приобретают сегодня актуальный характер в связи с тем, что инновации выступают важным условием развития социума, соединяя достижения науки с необходимостью удовлетворения потребностей реальной практики. В настоящее время все чаще возникает необходимость введения инноваций в образовательную практику, и это происходит не только в инновационных образовательных учреждениях и на экспериментальных площадках, но и на уровне массовой школы. Наглядным примером являются реализуемые с 2001 года основные направления модернизации российского образования: использование современных здоровъесберегающих технологий, переход к безотметочному оцениванию в начальной школе, организация предпрофильной подготовки и профильного обучения и др. К числу инновационных направлений, требующих достаточно быстрого для системы образования освоения и внедрения их в массовую практику, относится индивидуализация обучения, в том числе профилизация старшей ступени школы. В рамках введения профильного обучения массовая образовательная практика осваивает инновационные (пока нормативно не обеспеченные) элементы, к которым относятся:
В сложившейся ситуации, требующей быстрого понимания, освоения и внедрения инноваций, педагогические работники оказались перед проблемой создания новых продуктов (элективных курсов и курсов по выбору, отбора содержания профильных предметов в профильных классах и др.), отработкой способов взаимодействия между учреждениями при организации сетевого взаимодействия, привлечения родителей, учащихся и общественности к выработке стратегии развития образовательного учреждения и т.п. Новые задачи, возникшие с введением предпрофильной подготовки и профильного обучения, требуют новых систем управления. В связи со сложившейся ситуацией процессы инновационных изменений объективно нуждаются в управлении. Как показывает практика, освоение инновационных процессов в сельских образовательных учреждениях протекает гораздо медленнее, чем в городских. Внедрение профильного обучения предполагает не только особую инновационно-целевую ориентацию организаторов образования, но и новый подход ко всей управленческой деятельности по информационному обеспечению, планированию, организации, контролю и регулированию процессов освоения новшеств. Имеющееся противоречие между необходимостью обновления системы управления в связи с появлением новых объектов (предпрофильная подготовка и профильное обучение) и использование традиционных систем управления составили проблему исследования: каковы теоретические основы системы управления предпрофильной подготовкой и профильным обучением в базовой сельской школе. ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАДАЧИ:
ГИПОТЕЗА: Реализация системы управления в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения в сельской базовой общеобразовательной школе позволит : обеспечить более высокую эффективность управления системой предпрофильной подготовки и профильного обучения в сельской базовой общеобразовательной школе в сравнении с эффективностью традиционной системы управления. НОВИЗНА исследования заключается в разработке модели содержания управленческой деятельности, технологии управления системой профильного обучения в сельской общеобразовательной школе. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ Разработанная и апробированная модель системы управления предпрофильной подготовкой и профильным обучением в базовой сельской общеобразовательной школе может быть использована в управленческой деятельности руководителями базовых сельских общеобразовательных школ области. МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Научное сотрудничество с кафедрами управления образованием, профессионального образования и охраны труда, научно-исследовательским отделом Ульяновского института повышения квалификации работников образования, УГСХА, Ульяновским Государственным университетом.{/mosregread} Этапы развития инновационных процессовПервый этап (2006-2007 г.)Содержание работы: Теоретическое исследование и анализ публикаций по теме эксперимента. Разработка теоретической модели системы управления предпрофильной подготовкой и профильным обучением в базовой сельской общеобразовательной школе. Разработка диагностического инструментария для оценивания эффективности управления предпрофильной подготовкой и профильным обучением в базовой сельской общеобразовательной школе. Предполагаемые отчетные материалы:
Второй этап (2006-2008 г.)Содержание работы: Экспериментальная проверка предложенной модели на этапе предпрофильной подготовки учащихся основной сельской школы. Предполагаемые отчетные материалы: Методические рекомендации «Управление предпрофильной подготовкой учащихся основной сельской школы». Третий этап (2008-2009 г.)Содержание работы: Апробация теоретической модели на этапе профильного обучения в сельской школе. Предполагаемые результаты: Методические рекомендации управления профильным обучением учащихся базовой сельской общеобразовательной школы. Четвертый этап (2009-2010 г.)Содержание работы: Обобщение и анализ результатов эксперимента. Предполагаемые результаты: Научный отчет. Хамидуллина А.Р., |