Инновации и эксперимент в образовании

Управление предпрофильной подготовкой и профильным обучением в базовой сельской школы

Программа развития инновационных процессов

От редакции

Материалы Ульяновского института повышения квалификации и переподготовки работников образования предлагают читателю интересный опыт освоения и внедрения педагогических инноваций, а также информацию о сотрудничестве в методической и практической деятельности. Новизна подобного сотрудничества не только в формах организации участия, но и в разработке нового содержания, целей образования, в поддержке реализации широкомасштабных экспериментальных нововведений. В областную программу развития инновационных процессов входят (по разной тематике) около 80 учреждений.

Актуальность

Вопросы о специфике инновационной деятельности и методах управления ею приобретают сегодня актуальный характер в связи с тем, что инновации выступают важным условием развития социума, соединяя достижения науки с необходимостью удовлетворения потребностей реальной практики.

В настоящее время все чаще возникает необходимость введения инноваций в образовательную практику, и это происходит не только в инновационных образовательных учреждениях и на экспериментальных площадках, но и на уровне массовой школы. Наглядным примером являются реализуемые с 2001 года основные направления модернизации российского образования: использование современных здоровъесберегающих технологий, переход к безотметочному оцениванию в начальной школе, организация предпрофильной подготовки и профильного обучения и др.

К числу инновационных направлений, требующих достаточно быстрого для системы образования освоения и внедрения их в массовую практику, относится индивидуализация обучения, в том числе профилизация старшей ступени школы.

В рамках введения профильного обучения массовая образовательная практика осваивает инновационные (пока нормативно не обеспеченные) элементы, к которым относятся:

  • элективные курсы, курсы по выбору с особенностями разработки их содержания и специфичными технологиями реализации;
  • портфолио как технология, позволяющая поддерживать результаты обучения и фиксировать индивидуальный прогресс учащихся.

В сложившейся ситуации, требующей быстрого понимания, освоения и внедрения инноваций, педагогические работники оказались перед проблемой создания новых продуктов (элективных курсов и курсов по выбору, отбора содержания профильных предметов в профильных классах и др.), отработкой способов взаимодействия между учреждениями при организации сетевого взаимодействия, привлечения родителей, учащихся и общественности к выработке стратегии развития образовательного учреждения и т.п. Новые задачи, возникшие с введением предпрофильной подготовки и профильного обучения, требуют новых систем управления.

В связи со сложившейся ситуацией процессы инновационных изменений объективно нуждаются в управлении.

Как показывает практика, освоение инновационных процессов в сельских образовательных учреждениях протекает гораздо медленнее, чем в городских.

Внедрение профильного обучения предполагает не только особую инновационно-целевую ориентацию организаторов образования, но и новый подход ко всей управленческой деятельности по информационному обеспечению, планированию, организации, контролю и регулированию процессов освоения новшеств.

Имеющееся противоречие между необходимостью обновления системы управления в связи с появлением новых объектов (предпрофильная подготовка и профильное обучение) и использование традиционных систем управления составили проблему исследования: каковы теоретические основы системы управления предпрофильной подготовкой и профильным обучением в базовой сельской школе.

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
разработать и научно обосновать систему управления предпрофильной подготовкой и профильным обучением в базовой сельской общеобразовательной школе.

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
процесс управления предпрофильной подготовкой и профильным обучением в базовой сельской общеобразовательной школе.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
система управления предпрофильной подготовкой и профильным обучением в базовой сельской общеобразовательной школе.{mosregread}

ЗАДАЧИ:

  1. Разработка теоретической модели системы управления предпрофильной подготовкой и профильным обучением в базовой сельской общеобразовательной школе.
  2. Разработка диагностического инструментария для оценивания эффективности управления предпрофильной подготовкой и профильного обучения в сельской базовой общеобразовательной школе.
  3. Экспериментальная проверка модели управления на этапе предпрофильной подготовки учащихся основной сельской школы.
  4. Экспериментальная проверка модели управления на этапе профильного обучения в сельской школе.
  5. Анализ эмпирического опыта и разработка методических рекомендаций.
  6. Обработка и теоретическое обобщение результатов эксперимента.

ГИПОТЕЗА:

Реализация системы управления в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения в сельской базовой общеобразовательной школе позволит : обеспечить более высокую эффективность управления системой предпрофильной подготовки и профильного обучения в сельской базовой общеобразовательной школе в сравнении с эффективностью традиционной системы управления.

НОВИЗНА

исследования заключается в разработке модели содержания управленческой деятельности, технологии управления системой профильного обучения в сельской общеобразовательной школе.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ

Разработанная и апробированная модель системы управления предпрофильной подготовкой и профильным обучением в базовой сельской общеобразовательной школе может быть использована в управленческой деятельности руководителями базовых сельских общеобразовательных школ области.

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

  1. Теоретические:
    • теоретический анализ состояния проблемы в литературе;
    • предварительный анализ объекта исследования;
    • прогностическое моделирование;
    • выдвижение рабочей гипотезы;
    • сопоставление, абстрагирование, аналогия.
  2. Эмпирические:
    • работа с документами;
    • включенное наблюдение, мониторинг;
    • поисковая, исследовательская работа;
    • изучение и обобщение педагогического опыта.
  3. Педагогический эксперимент.

Научное сотрудничество с кафедрами управления образованием, профессионального образования и охраны труда, научно-исследовательским отделом Ульяновского института повышения квалификации работников образования, УГСХА, Ульяновским Государственным университетом.{/mosregread}

Этапы развития инновационных процессов

Первый этап (2006-2007 г.)

Содержание работы:

Теоретическое исследование и анализ публикаций по теме эксперимента.

Разработка теоретической модели системы управления предпрофильной подготовкой и профильным обучением в базовой сельской общеобразовательной школе.

Разработка диагностического инструментария для оценивания эффективности управления предпрофильной подготовкой и профильным обучением в базовой сельской общеобразовательной школе.

Предполагаемые отчетные материалы:

  • Теоретическая модель системы управления предпрофильной подготовкой и профильным обучением в базовой сельской общеобразовательной школе (Теоретическая разработка).
  • Методика диагностики оценивания эффективности управления предпрофильной подготовкой и профильным обучением в базовой сельской общеобразовательной школе.

Второй этап (2006-2008 г.)

Содержание работы: Экспериментальная проверка предложенной модели на этапе предпрофильной подготовки учащихся основной сельской школы.

Предполагаемые отчетные материалы: Методические рекомендации «Управление предпрофильной подготовкой учащихся основной сельской школы».

Третий этап (2008-2009 г.)

Содержание работы: Апробация теоретической модели на этапе профильного обучения в сельской школе.

Предполагаемые результаты: Методические рекомендации управления профильным обучением учащихся базовой сельской общеобразовательной школы.

Четвертый этап (2009-2010 г.)

Содержание работы: Обобщение и анализ результатов эксперимента.

Предполагаемые результаты: Научный отчет.

Хамидуллина А.Р.,
директор
Тутарова С.Н.,
зам. Директора;
Прохорова С.Ю.,
Есенков Ю.В.,
Научные руководители
МОУ Новомалыклинская СОШ
им. М.С.Чернова Ульяновской обл.