Развитие основной школы - социокультурного центра микрор-на на основе личностно-ориентированных ... Печать

От редакции

Приводится фрагмент программы развития образовательного учреждения. Полный текст имеется в редакции.

Цель программы

Определить стратегические направления развития муниципального образовательного учреждения основной общеобразовательной школы - социокультурного центра микрорайона на основе личностно-ориентированных технологий и пути их эффективной реализации.

Задачи программы

Обеспечить обновление содержания образования в связи с переходом на новый региональный базисный учебный план, на новые стандарты образования.

Внедрить новые образовательные технологии и принципы организации учебного процесса, обеспечивающие эффективную реализацию нового содержания образования.

Создать школу – социокультурный центр микрорайона с личностно-ориентированным обучением, с оптимальными условиями для развития учащихся.

Создать внутришкольную систему управления качеством образования, обеспечивающую объективную оценку качества образования в соответствии с требованиями государственного стандарта.

Организовать государственно-общественное управление школой.

Создать эффективную систему экономической самостоятельности школы.{mosregread}

Мероприятия программы и ожидаемые конечные результаты

  1. Внедрение механизмов, способствующих экономической самостоятельности школы:
    • школа самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, имеет счёт в банке;
    • осуществлён переход на нормативно-бюджетное финансирование и внедрение модели многоканального поступления средств на развитие школы;
    • управление школой осуществляется на демократических основах директором, попечительским советом и другими общественными организациями;
    • создаются временные научно-методические коллективы из числа педагогического состава школы для участия в конкурсах, грантах, инновационных программах.
  2. Модернизация структуры образовательного учреждения:
    • преобразование школы в основную (9 классов);
    • создание группы предшкольной подготовки;
    • развитие системы непрерывного образования, включающего предшкольное, начальное, основное и дополнительное образование;
    • создание социокультурного центра микрорайона на базе школы.
  3. Развитие системы управления качеством образования школы:
    • повышение доступности качественного общего и дополнительного образования;
    • введение на всех ступенях обучения в образовательном учреждении новых образовательных стандартов;
    • введение и реализация нового регионального учебного плана;
    • расширение возможностей дополнительного образования;
    • оказание платных образовательных услуг в соответствии с социальным заказом родителей;
    • создание мониторинговой службы образовательного учреждения.
  4. Повышение квалификации педагогического коллектива:
    • освоение всеми учителями школы личностно-ориентированных педагогических технологий;
    • совершенствование методов и организационных форм обучения школьников;
    • освоение информационных технологий всеми участниками образовательного процесса;
    • реализация каждым учителем права на повышение квалификации в соответствии с его потребностями и возможностями;
    • стимулирование участия педагогов в конкурсах педагогического мастерства, грантах;
    • повышение уровня общей культуры и творческой направленности педагога посредством реализации планов самообразования;
    • повышение уровня методической культуры учителей посредством:
      • участия в деятельности методических объединений;
      • годичной команды педагогов;
      • временных творческих групп.
  5. Осуществление предпрофильной подготовки учащихся:
    • осуществление предпрофильной подготовки учащихся;
    • разработка и внедрение в учебно-воспитательный процесс элективных курсов в соответствии с социальным заказом;
    • мониторинг социализации выпускников основной школы.
  6. Участие в областной программе развития инновационных процессов (в статусе областной экспериментальной площадки):
    • открытие и функционирование группы предшкольного образования;
    • разработка научно - методического обеспечения процесса формирования познавательной компетентности дошкольников в рамках предшкольного образования.
  7. Организация деятельности школьного соуправления - Федеративная республика «Седовец»:
    • развитие системы воспитательной работы школы;
    • внедрение исследовательской и проектной деятельности учащихся;
    • развитие краеведческого, филологического, экологического, спортивного направлений воспитательной работы школы;
    • проведение областной научно-практической конференции проведение областной научно-практической конференции «Проектная деятельность учащихся школы»
  8. Реализация подпрограммы «Одарённые дети»:
    • пополнение пополнение «Банка талантливых и одарённых детей»
    • увеличение количества победителей городских олимпиад, призёров городских, областных мероприятий;
    • увеличение охвата детей внеурочными объединениями, кружками и секциями (до 90% от общей численности учащихся школы);
    • подготовка педагогических кадров по вопросам работы с талантливой и одарённой молодёжью.
  9. Совершенствование материально-технической базы школы:
    • частичная реконструкция школы (открытие предшкольной группы);
    • организация и функционирование мониторинговой службы школы;
    • приобретение компьютеров для организации образовательного процесса;
    • оснащение спортивного стадиона;
    • создание и реализация подпрограммы по обеспечению охраны труда и соблюдению правил техники безопасности труда;
    • капитальный ремонт актового зала.
  10. Образовательный процесс и его результаты.

Особенность образовательных программ

Государственная программа традиционного обучения (10-11 классы); программа повышенного уровня (профильные классы).

Уровни образования: базовый, повышенный (профильный).

Использование современных образовательных технологий: разноуровневого обучения (1-11кл.); развивающего обучения (1-4 кл.); проблемного обучения (5-11 кл.); коллективного обучения (5-11 кл.); исследовательского метода (5-11 кл.); проектного метода обучения (5-11 кл.); игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих иг (1-9 кл.); обучения в сотрудничестве (2-11 кл.); информационно-коммуникационных (2-11 кл.); здоровьесберегающих (1-11 кл.).

Программно-методическое обеспечение образовательного процесса: государственные программы, рабочие программы (школьный компонент базисного учебного плана), авторские программы элективных курсов, программы повышенного уровня.

В образовательной деятельности школы определена тенденция обеспечения полноценного, конкурентоспособного, качественного образования на всех ступенях обучения с учётом способностей, возможностей, жизненных планов учащихся.

Концептуальные основы развития школы

Концептуальные основы определены в соответствии с теориями: деятельности (А.Н. Леонтьев, В.В. Сериков), развивающего обучения (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин), уровневой дифференциации процесса усвоения знаний (В.П. Беспалько, С.Л. Рубинштейн), формирования мотивации учения (А.К. Маркова), развития личности как процесса вхождения ее в различные социальные группы (Н.И.Калаков, Л.Г. Лаптев, В.Г. Михайловский), общенаучных положений о единстве личности и деятельности (А.Г. Асмолов, Л.П. Буева, В.В. Давыдов, В.А. Ядов), положений о целостности педагогического процесса и его обусловленности социальными и психологическими факторами (В.П. Беспалько, А.А. Вербицкий, М.В. Кларин), идеи о человеке как активном субъекте деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), системного подхода к обучению и воспитанию (Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский, В.К. Кириллов, В.В. Краевский, В.М. Минияров, И.П. Подласый), концепции личностно-ориентированного обучения (Е.С. Полат, И.С. Якиманская), управления образовательным учреждением (М.М. Поташника), концепции предшкольного образования А.Г. Гогоберидзе и др.

Стратегические основания жизнедеятельности школы и ее миссия

Наша школа - школа личностно-ориентированного обучения и воспитания, предполагающая консолидацию возможностей школы и социума.

Основную задачу видим в создании условий для получения школьниками качественного образования, позволяющего успешно жить в быстро меняющемся мире.

Главная цель - создание образовательной среды, способствующей тому, чтобы каждый ученик вне зависимости от своих психофизиологических особенностей, учебных возможностей, способностей и интересов мог реализовать себя как субъект собственной жизни, деятельности и общения.

Особенности и условия построения личностно-ориентированной модели школы.

Создание индивидуального облика школы – выявление оригинальности, особенностей школы – через организацию нетрадиционных уроков: проектных, эвристических, проблемных, дискуссионных, рефлексивных, а также практикумов, экскурсий, коллективной работы на уроке (парной, микрогрупповой).

Определены проблемы и возможные пути их решения.

Первая проблема: перегрузка содержания школьных программ, что приводит к ухудшению соматического и психологического здоровья учащихся.

Возможные пути решения:

  1. Разработка рабочих учебных программ согласно уровню обучаемости и уровню обученности школьников на основе государственного стандарта общего образования.
  2. Создание индивидуальных образовательных траекторий.
  3. Использование здоровьесберегающих технологий обучения.
  4. Создание воспитательной системы, соединяющей обучение и воспитание и позволяющей рационализировать досуговую деятельность.

Вторая проблема: слабая практическая ориентация школьных программ, что препятствует социализации выпускников. Преобладает традиционная методика обучения, ориентированная на формирование знаний (господствует личностно-отчужденная парадигма), что не способствует мотивации обучения.

Возможные пути решения:

  1. Освоение педагогами деятельностного подхода в обучении.
  2. Переориентация на компетентностный подход в обучении.
  3. Предпрофильная подготовка.
  4. Широкое использование информационно - коммуникационных технологий.

Третья проблема: снижение качества общего образования, что не удовлетворяет социальный заказ общества, родителей, учебных заведений профессионального образования.

Возможные пути решения:

  1. Использование личностно - ориентированных технологий
  2. Овладение педагогами здоровьесберегающих и здоровьеформирующих технологий .
  3. Целенаправленная работа по повышению квалификации педагогических кадров.

Четвертая проблема: Ослабление воспитательной функции образования, что препятствует формированию личности школьника.

Возможные пути решения:

  1. Превращение воспитания в приоритетное направление деятельности школы.
  2. Органическое сочетание урочной и внеурочной воспитательной работы.
  3. Разработка и создание воспитательной системы, обеспечивающей воспитание гражданской ответственности, правового самосознания, духовности и культуры, толерантности.
  4. Создание эффективной работы по психолого-педагогическому, правовому просвещению родителей и привлечение их к совместной работе.
  5. Развитие дополнительного образования детей в общеобразовательной школе.

Для управления ходом реализации программы развития создается координационный совет, в состав которого входят представители педагогического коллектива, Попечительского Совета, администрации, органов ученического соуправления.

Координационный совет:

  • ежегодно уточняет перечень программных мероприятий, при необходимости вносит коррективы и изменения в план мероприятий;
  • проводит мониторинг результатов реализации программных мероприятий;
  • ведет годовую отчетность по реализации программы;
  • с учетом финансовых средств на реализацию программы ежегодно уточняет затраты по программным материалам;
  • ежегодно отчитывается перед педагогическим коллективом, родителями о ходе реализации программы, о достигнутых результатах и доводит план действий на следующий год.

Научно-методическое сопровождение деятельности школы.

Развитие научно-методической деятельности осуществляется в рамках её организационно-содержательной структуры.

Ведущая задача этого направления деятельности – методическое, научно-методическое обеспечение образовательного процесса, формирование у педагогов умений, которые позволяли бы им успешно действовать в условиях современной педагогической ситуации, осуществлять личностно-ориентированное образование.{/mosregread}

Каждый структурный элемент в предложенной схеме содержит как то, что уже действует, функционирует, так и то, что необходимо создать, разработать, изменить.

  1. Изменения должны коснуться характера и порядка взаимоотношений школы и научных сотрудников:
    • необходимо четко прописать функциональные обязанности научного руководителя и научных сотрудников;
    • ввести систему заключения ежегодных договоров с научными работниками на выполнение определенного объема и вида работы;
    • включить представителей науки в состав научно-методического совета (с определением конкретного участия).
  2. Целесообразно изменить организационные подходы к научно-методической работе педагогов - разграничить виды творческих объединений по характеру выполняемой ими работы:
    • проблемные группы – разрабатывают методическое обеспечение образовательного процесса (учебные программы, дидактические материалы, методические рекомендации и др.);
    • подготовить новую редакцию положения о проблемных группах;
    • подготовить и утвердить положения о стимулировании труда педагогов-исследователей, в котором отразить дифференцированную оплату за различные виды и объемы работы, ответственность исполнителей в случае невыполнения технического задания, виды морального поощрения и взаимосвязь участия педагогов в научно-методической работе с их аттестацией.
  3. Осуществлять программу деятельности школы в рамках областной программы развития инновационных процессов.
  4. Следует совершенствовать содержание и формы работы методического кабинета.

Лукина М.А.,
директор СОШ №3
г. Барыш
Ульяновская обл.

Прохорова С.Ю.,
к.п.н. начальник
научно-исследовательского отдела
Ульяновского ИПКПРО