Инновации и эксперимент в образовании

«Коллекция» педагогического инструментария

«Чему учить педагогов ?» и «Как учить ?»

Передается не опыт, а идея.
Мысль, выведенная из опыта.

К.Д. Ушинский

Всегда говорили, и это положение педагогики осталось неизменным: система образования выполняет заказ общества на образовательные услуги. В современной трактовке этот заказ выглядит так: (из доклада Госсовета РФ «Об образовательной политике России на современном этапе») «..развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбы страны, за ее социально-экономическое процветание».

Из этого требования можно сделать цепочку следующих выводов.

Вывод 1. Если меняется общество, то правомерно предположить, что меняется и его заказ системе образования, выраженный в целях и задачах.

Вывод 2. Если меняется заказ системе образования, то должна измениться и сама образовательная система, чтобы выполнить этот заказ.

Вывод 3. Изменения, которые происходят в образовательной системе, непосредственно реализуют учителя, следовательно, они тоже должны измениться, чтобы соответствовать новым требованиям, предъявляемым обществом к системе образования.

В связи с этим возникает вопрос: «Какие изменения должны произойти в учителе? Эти изменения должны затрагивать только профессиональные качества учителя или личностные тоже?»

Обобщая мнение руководителей образовательных учреждений, методистов и самих учителей, обучавшихся на курсах повышения квалификации в АПКиППРО можно констатировать, что современному учителю в первую очередь необходимо:

  • стремление к самообразованию, к постоянному повышению профессионального уровня всеми доступными средствами;
  • владение современными педагогическими и информационными технологиями;
  • знание смежных образовательных областей;
  • владение психологическими знаниями о возрастных особенностях учащихся, коммуникативными знаниями для организации нетрадиционных форм деятельности не только с учащимися, но и с родителями учащихся;
  • изменение стиля традиционного педагогического мышления (переход в позицию тьютора).

{mosregread}Для оказания помощи учителю работает методическая служба как отдельно взятого образовательного учреждения, так и более высоких уровней.

Но в данной статье пойдет речь не столько о методической службе, а скорее о некоторой группе вопросов, которые попадают в круг ее интересов: «Чему учить педагогов?» и «Как учить?».

Учитель-профессионал уже имеет знания, которые привели его к определенному успеху. У него сложился свой педагогический «почерк». Чему же его можно научить?

Полезность новых знаний учитель может оценивать по следующим критериям:

  •  
    • актуальность для решения важных в настоящий момент практических задач;
    • эффективность по сравнению с ранее применяемыми;
    • технологичность.

Предлагаемая вашему вниманию «коллекция» и собирается автором с позиции «полезности» знаний. Как любая коллекция - эта тоже пройдет определенные этапы в своем развитии. В настоящий момент она еще не систематизирована, но зато многократно апробирована в педагогических коллективах, на курсах повышения квалификации методистов, учителей и школьных управленцев.

«Коллекция» педагогического инструментария

Любой педагог, идя на урок, несет в своем сознании представления о том, каким должно быть занятие, что надо предусмотреть, какие могут встретиться трудности и каковы пути их преодоления.

Если условно изобразить пространство урока в виде следующей схемы (рис.1), то видно, что в этом пространстве множество деятелей, которые наполняют его своими представлениями о целях, задачах, способах деятельности и т.д.

«Коллекция» педагогического инструментария

При этом надо отметить, что в гуманитарных системах, к которым относится система образования, как правило, поставленная цель «не равна» полученному результату, т.к. одним из элементов таких систем является человек со всеми присущими ему особенностями и непредсказуемостью поступков.

«Коллекция» педагогического инструментария

Как бы не были различны эти представления, задача учителя, используя весь арсенал педагогических средств, способствовать сближению целей деятельности. Только в этом случае, когда ученик становится сознательным участником обучения, а учитель это понимает, создает соответствующие условия, можно говорить о взаимном стремлении получить качественный результат обучения.

«Полезность» знаний Посмотрим на этот инструментарий с дидактических позиций, отражающих то общее, что свойственно обучению вообще. Чем выше уровень обобщенности теоретических знаний и глубина их осмысления, тем выше уровень профессионального мастерства учителя. Дидактическое знание может достигнуть разных степеней обобщения.

Теоретический уровень отражает самый высокий уровень обобщенности. К нему относятся, к примеру, положения о том, что обучение – это совместное распределение деятельности или что ему свойственны инвариантные и вариативные признаки. Можно хорошо учить, не зная этих идей, охватывающих всякое обучение. Многие учителя приходят к этому знанию через многолетний практический опыт.

Длину этого пути можно и нужно сокращать целенаправленной методической работой с педагогическими затруднениями конкретного учителя.

Другая группа дидактических идей, без которой не обходится ни один педагог, как бы он их не выражал. Это знания о необходимости контроля в обучении. Эти знания относятся к частнодидактическому уровню дидактических знаний. Но знать – это не значит уметь.

Третья группа дидактических знаний – конкретно-дидактические знания. Они непосредственно связаны с повседневной педагогической деятельностью учителя, с воспитанием, обучением и развитием учащихся.

В реальной действительности немало преподавателей в большей или меньшей степени осведомленных о дидактических идеях третьего уровня, в какой–то мере об идеях второго уровня и совсем мало подготовленных в отношении первого уровня.

Может показаться, что третьего уровня достаточно, лишь бы он был полон. Тем более, что для практики он более всего значим.

Но все дело в том, что прежде, чем появляется третий уровень современных дидактических знаний, он проходит через горнило двух первых. Его не создают сами преподаватели, хотя и участвуют в его конструировании. Он становится им известен из наблюдений практики, чтения методических пособий, путем знакомства с идеями других уровней, из которых легко выводимы приемы обучения, воспитания и развития.

Поэтому и бывают хорошие учителя, знающие только третий уровень, но их мало. При этом они упускают ряд аспектов полноценного обучения и сталкиваются с различными педагогическими затруднениями. Происходит это потому, что они не контролируют нижние уровни обучения верхними, являющимися ориентиром.

Условия эффективности совместной деятельности

Как известно, условия эффективности совместной деятельности тесно связаны с её структурой и содержанием. Немаловажную роль здесь играет контроль.

Условия эффективности совместной деятельности:

  • совместная работа хорошо спланирована и организована;
  • исполнители понимают, каких результатов и когда от них ожидают;
  • исполнители заинтересованы в получении ожидаемых результатов и испытывают удовлетворение от своей работы;
  • социально-психологический климат в коллективе благоприятен для продуктивной работы;
  • управление собирает информацию о происходящих изменениях и своевременно реагирует на эти изменения.

Получение такой информации и выявление необходимости внести коррективы в ход работ обеспечивается таким управленческим действием, как контроль.

Благодаря контролю управление получает принципиально важный компонент, без которого нет управленческой деятельности, - обратную связь.

Практическая работа

Введение

Урок – это то пространство деятельности, где качество образования принимает конкретные формы и осознается участниками УВП – учителями и учащимися - на уровне получения реальных результатов их ожиданий.

А вот НАСКОЛЬКО осознается этот результат?

Это могут проверить сами участники УВП, если знают как, и, конечно, администратор, пришедший на урок.

Условия выполнения задания.

Обратимся к практике традиционного урока «объяснение нового». Он, как известно, структурно состоит из (рис.2):

  • оргмомента (1-2),
  • актуализации знаний (подготовка к объяснению нового) (2-3),
  • объяснения нового(3-4),
  • закрепления (4-5),
  • контроля (5-6),
  • итога урока.

Эта структура урока и будет основой для выполнения задания.

«Коллекция» педагогического инструментария

Задание 1: опираясь на свой профессиональный опыт, заполните данные таблицы. В первом столбце таблицы приведены основные этапы объяснительно-иллюстративного урока. Второй и третий столбцы Вы заполняете самостоятельно.

Табл. 1

Субъект деятельности – ученик (таблица заполняется с позиции ученика)

Этап

Содержание
деятельности

Результат
деятельности

1. Оргмомент (сообщение темы и цели урока)

   

2. Актуализация знаний

   

3. Объяснение нового материала

   

4. Закрепление

   

5. Контроль

   

Табл. № 2

Субъект деятельности – учитель

Этап

Содержание деятельности

Результат деятельности

1. Оргмомент (сообщение темы и цели урока)

   

2. Актуализация знаний

   

3. Объяснение нового материала

   

4. Закрепление

   

5. Контроль

   

«Полезность» знаний

Осознание учителем права ученика «не на словах, а на деле» быть активным участником урока, понимать на своем уровне цели урока, выбирать средства деятельности, осознавать непосредственно личный результат учебной деятельности – все это позволит достичь эффективности совместной деятельности (Экспонат №2) и создать образовательное пространство, способствующее реализации индивидуальной траектории обучения.

«Коллекция» педагогического инструментария

Мы давно и много говорим и пишем о тех нагрузках, которые испытывает ученик, а в равной степени и учитель, современной школы. Предлагаемая схема позволяет наглядно показать существующую зависимость работоспособности от времени урока администратору ОУ, учителю, учащимся, родителям учащихся, стремящимся «загрузить» свое детище всем, чем только можно.

Описание схемы

  1. По горизонтальной оси расположено время урока по минутам (единичного отрезка нет, т.к. его величина не играет роли для понимания сути схемы).
  2. По вертикальной оси (также без единичного отрезка) отмечена максимальная работоспособность (ученика, учителя, любого человека, занимающегося деятельностью). При этом надо помнить, что работоспособность у разных людей разная.
  3. Максимальной работоспособности ученик достигает за 4 минуты от начала урока. Как раз на это время приходится оргмомент (смотри «Экспонат 3»). Если начало урока плохо организовано, то понятно, что максимальная работоспособность достигнута не будет.
  4. Максимальная работоспособность держится все 19 минут, с 4 минуты по 23 минуту. Это время и необходимо использовать для самого главного, самого трудного на уроке.
  5. С 23 минуты по 34 минуту – первый спад работоспособности.
  6. С 34 минуты по 40 (45) минуту – второй спад.

А теперь представьте, что учитель на 2-3 минуты опоздал с началом урока (это, к сожалению, бывает), 2-3 минуты отмечал «кого нет в классе», заполнял журнал, проверял выполнение домашнего задания 10-12 минут (хорошо еще, если оно имеет отношение к новому материалу, который предполагается изучить). Арифметика простая: объяснение нового материала начнется на 18 минуте урока, когда до первого спада работоспособности останется 5 минут. А у детей с ослабленным здоровьем спад мог уже начаться.

Причем эта схема применима ко всему рабочему дню, ко всей рабочей недели.

«Коллекция» педагогического инструментария

«Полезность» знаний

Некоторые дети, особенно младшие школьники, к 3-4 уроку практически теряют работоспособность. Где выход?

Во-первых, надо знать эту закономерность и строить урок, рабочий день, рабочую неделю принимая во внимание это знание. Во-вторых, подбирать соответствующие формы работы. Например, самостоятельная работа позволяет ученику выполнять задания в удобном для него ритме. В-третьих, учитывать это знание при составлении графика контрольных работ, и, что самое главное, этот график выполнять. В-четвертых, неплохо бы провести мониторинг работоспособности класса, чтобы представлять хотя бы его средний уровень и наиболее слабых (в этом плане) детей. Такие методики есть. Вот только один пример.

Методика выявления настроения каждого ученика и класса в целом (начальная школа)

Цель: создание комфортных условий для работы в классе.

Время: по решению учителя.

Задачи:

  1. Наблюдать и контролировать уровень эмоционального состояния отдельного ученика и класса в целом.
  2. Выявлять детей с пониженным (повышенным) тонусом активности.
  3. Выявлять отношение детей к различным предметам.

Наблюдение, опрос.

Форма отражения результатов: табличная или графическая.

Описание методики:

У каждого ученика имеется набор квадратиков из цветной бумаги.

Каждый цвет – это условный знак настроения, эмоционального комфорта ребенка на уроке: красный (радостное), желтый (приятное), зеленый (спокойное), черный (плохое), белый (затруднение в ответе).{/mosregread}

Учитель может в соответствии со своими задачами установить эмоциональное состояние как класса в целом, так и отдельного ребенка, если попросит детей положить на парту квадратик, который им в данный момент захочется взять в руки.

«Полезность» знаний

Регулярное использование этого очень простого, но информационно емкого теста, позволяет регулировать комфортное состояние детей в классе, а также выявлять детей с пониженным тонусом активности, ослабленных, порой больных. Кроме того, этот тест позволяет выявить личностное отношение детей к учебным предметам и регулировать мотивацию их деятельности на уроке.

Пономарева Е.А.,
к.п.н., доцент
АПК и ППРО