«Коллекция» педагогического инструментария |
«Чему учить педагогов ?» и «Как учить ?»Передается не опыт, а идея. К.Д. Ушинский Всегда говорили, и это положение педагогики осталось неизменным: система образования выполняет заказ общества на образовательные услуги. В современной трактовке этот заказ выглядит так: (из доклада Госсовета РФ «Об образовательной политике России на современном этапе») «..развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию, обладают чувством ответственности за судьбы страны, за ее социально-экономическое процветание». Из этого требования можно сделать цепочку следующих выводов. Вывод 1. Если меняется общество, то правомерно предположить, что меняется и его заказ системе образования, выраженный в целях и задачах. Вывод 2. Если меняется заказ системе образования, то должна измениться и сама образовательная система, чтобы выполнить этот заказ. Вывод 3. Изменения, которые происходят в образовательной системе, непосредственно реализуют учителя, следовательно, они тоже должны измениться, чтобы соответствовать новым требованиям, предъявляемым обществом к системе образования. В связи с этим возникает вопрос: «Какие изменения должны произойти в учителе? Эти изменения должны затрагивать только профессиональные качества учителя или личностные тоже?» Обобщая мнение руководителей образовательных учреждений, методистов и самих учителей, обучавшихся на курсах повышения квалификации в АПКиППРО можно констатировать, что современному учителю в первую очередь необходимо:
{mosregread}Для оказания помощи учителю работает методическая служба как отдельно взятого образовательного учреждения, так и более высоких уровней. Но в данной статье пойдет речь не столько о методической службе, а скорее о некоторой группе вопросов, которые попадают в круг ее интересов: «Чему учить педагогов?» и «Как учить?». Учитель-профессионал уже имеет знания, которые привели его к определенному успеху. У него сложился свой педагогический «почерк». Чему же его можно научить? Полезность новых знаний учитель может оценивать по следующим критериям:
Предлагаемая вашему вниманию «коллекция» и собирается автором с позиции «полезности» знаний. Как любая коллекция - эта тоже пройдет определенные этапы в своем развитии. В настоящий момент она еще не систематизирована, но зато многократно апробирована в педагогических коллективах, на курсах повышения квалификации методистов, учителей и школьных управленцев. «Коллекция» педагогического инструментарияЛюбой педагог, идя на урок, несет в своем сознании представления о том, каким должно быть занятие, что надо предусмотреть, какие могут встретиться трудности и каковы пути их преодоления. Если условно изобразить пространство урока в виде следующей схемы (рис.1), то видно, что в этом пространстве множество деятелей, которые наполняют его своими представлениями о целях, задачах, способах деятельности и т.д. При этом надо отметить, что в гуманитарных системах, к которым относится система образования, как правило, поставленная цель «не равна» полученному результату, т.к. одним из элементов таких систем является человек со всеми присущими ему особенностями и непредсказуемостью поступков. Как бы не были различны эти представления, задача учителя, используя весь арсенал педагогических средств, способствовать сближению целей деятельности. Только в этом случае, когда ученик становится сознательным участником обучения, а учитель это понимает, создает соответствующие условия, можно говорить о взаимном стремлении получить качественный результат обучения. «Полезность» знаний Посмотрим на этот инструментарий с дидактических позиций, отражающих то общее, что свойственно обучению вообще. Чем выше уровень обобщенности теоретических знаний и глубина их осмысления, тем выше уровень профессионального мастерства учителя. Дидактическое знание может достигнуть разных степеней обобщения. Теоретический уровень отражает самый высокий уровень обобщенности. К нему относятся, к примеру, положения о том, что обучение – это совместное распределение деятельности или что ему свойственны инвариантные и вариативные признаки. Можно хорошо учить, не зная этих идей, охватывающих всякое обучение. Многие учителя приходят к этому знанию через многолетний практический опыт. Длину этого пути можно и нужно сокращать целенаправленной методической работой с педагогическими затруднениями конкретного учителя. Другая группа дидактических идей, без которой не обходится ни один педагог, как бы он их не выражал. Это знания о необходимости контроля в обучении. Эти знания относятся к частнодидактическому уровню дидактических знаний. Но знать – это не значит уметь. Третья группа дидактических знаний – конкретно-дидактические знания. Они непосредственно связаны с повседневной педагогической деятельностью учителя, с воспитанием, обучением и развитием учащихся. В реальной действительности немало преподавателей в большей или меньшей степени осведомленных о дидактических идеях третьего уровня, в какой–то мере об идеях второго уровня и совсем мало подготовленных в отношении первого уровня. Может показаться, что третьего уровня достаточно, лишь бы он был полон. Тем более, что для практики он более всего значим. Но все дело в том, что прежде, чем появляется третий уровень современных дидактических знаний, он проходит через горнило двух первых. Его не создают сами преподаватели, хотя и участвуют в его конструировании. Он становится им известен из наблюдений практики, чтения методических пособий, путем знакомства с идеями других уровней, из которых легко выводимы приемы обучения, воспитания и развития. Поэтому и бывают хорошие учителя, знающие только третий уровень, но их мало. При этом они упускают ряд аспектов полноценного обучения и сталкиваются с различными педагогическими затруднениями. Происходит это потому, что они не контролируют нижние уровни обучения верхними, являющимися ориентиром. Условия эффективности совместной деятельностиКак известно, условия эффективности совместной деятельности тесно связаны с её структурой и содержанием. Немаловажную роль здесь играет контроль. Условия эффективности совместной деятельности:
Получение такой информации и выявление необходимости внести коррективы в ход работ обеспечивается таким управленческим действием, как контроль. Благодаря контролю управление получает принципиально важный компонент, без которого нет управленческой деятельности, - обратную связь. Практическая работаВведение Урок – это то пространство деятельности, где качество образования принимает конкретные формы и осознается участниками УВП – учителями и учащимися - на уровне получения реальных результатов их ожиданий. А вот НАСКОЛЬКО осознается этот результат? Это могут проверить сами участники УВП, если знают как, и, конечно, администратор, пришедший на урок. Условия выполнения задания. Обратимся к практике традиционного урока «объяснение нового». Он, как известно, структурно состоит из (рис.2):
Эта структура урока и будет основой для выполнения задания. Задание 1: опираясь на свой профессиональный опыт, заполните данные таблицы. В первом столбце таблицы приведены основные этапы объяснительно-иллюстративного урока. Второй и третий столбцы Вы заполняете самостоятельно. Табл. 1 Субъект деятельности – ученик (таблица заполняется с позиции ученика)
Табл. № 2 Субъект деятельности – учитель
«Полезность» знаний Осознание учителем права ученика «не на словах, а на деле» быть активным участником урока, понимать на своем уровне цели урока, выбирать средства деятельности, осознавать непосредственно личный результат учебной деятельности – все это позволит достичь эффективности совместной деятельности (Экспонат №2) и создать образовательное пространство, способствующее реализации индивидуальной траектории обучения. Мы давно и много говорим и пишем о тех нагрузках, которые испытывает ученик, а в равной степени и учитель, современной школы. Предлагаемая схема позволяет наглядно показать существующую зависимость работоспособности от времени урока администратору ОУ, учителю, учащимся, родителям учащихся, стремящимся «загрузить» свое детище всем, чем только можно. Описание схемы
А теперь представьте, что учитель на 2-3 минуты опоздал с началом урока (это, к сожалению, бывает), 2-3 минуты отмечал «кого нет в классе», заполнял журнал, проверял выполнение домашнего задания 10-12 минут (хорошо еще, если оно имеет отношение к новому материалу, который предполагается изучить). Арифметика простая: объяснение нового материала начнется на 18 минуте урока, когда до первого спада работоспособности останется 5 минут. А у детей с ослабленным здоровьем спад мог уже начаться. Причем эта схема применима ко всему рабочему дню, ко всей рабочей недели. «Полезность» знаний Некоторые дети, особенно младшие школьники, к 3-4 уроку практически теряют работоспособность. Где выход? Во-первых, надо знать эту закономерность и строить урок, рабочий день, рабочую неделю принимая во внимание это знание. Во-вторых, подбирать соответствующие формы работы. Например, самостоятельная работа позволяет ученику выполнять задания в удобном для него ритме. В-третьих, учитывать это знание при составлении графика контрольных работ, и, что самое главное, этот график выполнять. В-четвертых, неплохо бы провести мониторинг работоспособности класса, чтобы представлять хотя бы его средний уровень и наиболее слабых (в этом плане) детей. Такие методики есть. Вот только один пример. Методика выявления настроения каждого ученика и класса в целом (начальная школа)Цель: создание комфортных условий для работы в классе. Время: по решению учителя. Задачи:
Наблюдение, опрос. Форма отражения результатов: табличная или графическая. Описание методики: У каждого ученика имеется набор квадратиков из цветной бумаги. Каждый цвет – это условный знак настроения, эмоционального комфорта ребенка на уроке: красный (радостное), желтый (приятное), зеленый (спокойное), черный (плохое), белый (затруднение в ответе).{/mosregread} Учитель может в соответствии со своими задачами установить эмоциональное состояние как класса в целом, так и отдельного ребенка, если попросит детей положить на парту квадратик, который им в данный момент захочется взять в руки. «Полезность» знаний Регулярное использование этого очень простого, но информационно емкого теста, позволяет регулировать комфортное состояние детей в классе, а также выявлять детей с пониженным тонусом активности, ослабленных, порой больных. Кроме того, этот тест позволяет выявить личностное отношение детей к учебным предметам и регулировать мотивацию их деятельности на уроке. Пономарева Е.А., |