Инновации и эксперимент в образовании

Народная культура как средство формирования целостного мировоззрения

Может ли помочь развитию Личности усвоение традиционной культуры в образовательных учреждениях?

Человеческое сообщество представляет собой исторически меняющуюся СИСТЕМУ взаимодействий Человека и Мира, где «МИР» подразумевает в себе бытиё целостности, а «человек» есть субъект целостности. Процесс субъективного взаимодействия Человека и Мира изменялся в ходе истории линейно и зависел от множества факторов, к которым можно отнести деятельность человека, условия его бытия, его мировосприятие, мироощущение и мировоззрение. Показателем взаимодействия Человека и Мира служит культура.

Современный философский словарь определяет культуру как «форму деятельности людей по воспроизведению и обновлению социального бытия, а также включаемые в эту деятельность продукты и результаты». Методологический словарь для управленцев Энциклопедии управленческих знаний (О.С.Анисимов) определяет культуру как «требования к человеку, а также эталоны, предметы, среды, бытие которых носит требовательный характер, в содержание которых вносится в качестве основания всеобщее и сущностное представление об универсуме. Культура требует от человека предельного преодоления индивидуального и совместного эгоцентризма и вписанности в «законы бытия» универсума за счет нейтрализации своей «частичности».

Анализ культурно-исторического прошлого человечества показывает, что на каждом этапе истории последующее неизменно вбирает, впитывает в себя лучшее предыдущее. Так формируется культура. Именно культура характеризует изменения взаимодействий различных социальных систем, выявляя их ориентиры, идеалы, ценности. И, если не ограничиваться рамками последнего тысячелетия, сделать анализ культуры предшествующих эпох, то можно выявить те устойчивые идеалы, образы, ценности, которые существовали ещё на «заре человечества» и «кочевали» из эпохи в эпоху. Выявление таких устойчивых образов (архетипов), их систематизация и переосмысление могут оказать неоценимую помощь в реконструкции смысла, вложенного в тот или иной образ, а, значит и в реконструкции миропонимания человека, начиная с глубокой древности. По всей видимости, в древности Человек свободно умел отождествлять себя с Всеобщим, космическим и охотно изменял себя ради соответствия тому, что было для него истиной. Сознание Всеобщего, Бога, уверенность в его бытии нашли свое отражение в деятельности человека. Всеобщее, божественное в человеческой деятельности перетекало в конкретное, а конкретное отражало в себе Всеобщее. Это был образец целостного видения Мира человеком. Основанием такого миропонимания был Абсолют, Бог.

{mosregread}В динамике истории и культуры постепенно изменялся тип и характер человеческой деятельности. Но, само основание долгое время оставалось неизменным. Деятельность человека перестала реализовывать себя в уже имеющейся целостности. Сфера деятельности расслоилась на свое функциональное основание и конкретизацию при неизменности основания. Именно так человечество утратило видение целостности Мира, утратилась гибкость и мобильность, Всеобщее перестало быть видимым и превратилось в жесткую систему норм, ценностей, традиций. Постепенно и традиции стали передавать лишь навыки деятельности, а не знания о Мире. Целостная картина Мира распалась на отдельные функциональные части, которые впоследствии превратились в научные области. Космическое мировоззрение человека перестало эволюционировать. Появились религиозные учения, вступающие в спор друг с другом, но всё же утверждающие божественное происхождение Вселенной. А культура, как сказал О. Шпенглер, превратилась в «цивилизацию» или «обездушивание жизни».

Цивилизация в настоящее время стала способом ценностной самоидентификации современного человека в его отношении к природе, социуму, культуре. Она радикально изменила миропонимание человека, провозгласила овладение силами природы, а культуру разделила на духовную и материальную. О.Шпенглер назвал цивилизацию деградирующей стадией любой локальной культуры. Цивилизация привела к порабощению самого человека, удушению культуры, и, как сказал Г.Маркузе «угнетению жизнетворного Эроса». Это впоследствии привело к разрушению родовых устоев и семьи, а также, ориентирующих функций ценностей на общечеловеческом уровне.

В настоящее время лишь система образования остается действенным способом передачи человеку накопленных культурных ценностей. «Образовывать» – означает: 1) формировать уже имеющиеся задатки, 2) выставлять образец, устанавливать предписание.

Относительно первого пункта, к сожалению, можно заметить, что не всегда в человеке развиваются имеющиеся задатки, не всегда человек находит себя в Мире, не всегда семья и система образования помогают ему самоопределиться и впоследствии самореализоваться. Значит, имеется проблема, пути решения которой необходимо найти. Пункт два также заставляет задуматься над вопросом: какой же образец сегодня необходимо «выставить» в системе образования (да и не только в системе образования). Можно долгое время перечислять множество западных и других образцов воспитательных систем и моделей школ, которые сегодня пытаются «привить» как прививку в отечественном образовании. Нам пытаются навязать абсолютно чуждый русскому менталитету и русской душе образец человека «успешного», живущего ради удовлетворения животных потребностей и во имя денег. Деньги стали и идеалом, и ценностью, к которой, якобы, необходимо стремиться любым (даже нечестным) путем. Такова идеология сегодняшнего дня.

В то же время Закон об образовании РФ и Концепция модернизации Российского образования провозглашают приоритетным направлением развитие личности. Известно, что «развитие» есть направленное изменение материи и сознания. Напрашивается вопрос: а способны ли Мы, работники системы образования, изменить сознание вверенных нам учеников? Каким должно быть сознание человека ХХI века? Какая личность сегодня нужна обществу? Каким должно быть общество будущего? Какой должна быть идеология будущего? Каким должен быть учитель?

Образование – это система, т.е. целостная структура, в которой взаимодействуют составляющие её элементы и части. Вопросы образования необходимо решать системно. И, главной задачей современного образования видится система знаний, формирующих целостную картину Мира и целостное миропонимание человека. Для успешного решения этих задач нужен «новый» учитель, свободный от стереотипов, имеющий целостное мировоззрение, обладающий высокой степенью сознания и способный повести за собой и быть примером каждому. Системе образования необходима ориентация на общечеловеческие ценности, необходима идеология, способная раскрыть, что Род человеческий есть часть Мира, ПриРода дана в помощь Роду для усвоения законов Вселенского бытия и причинно-следственных связей. Осознание гармонии Человека и Природы позволит не только усвоить эту истину, но и изменить отношение каждого к Миру, сформировать космическое, ноосферное сознание, универсумальное видение Мира. Универсумальная идеология, охватывает в целостном единстве мир и человека, включает в себя все мелочи и частности, на которые способно отвлекаться человечество в своем познании мира. Если в настоящее время не обозначить идеалом Целое, Всеобщее, Универсумальное, а остановиться на частностях (как это было долгое время), то Мир заявит о себе во всей полноте его власти над нами. Идеал как средство организации и самоориентации человека поможет каждому самоопределиться и самореализоваться.

Ценностным ориентиром в образовании сегодня должно стать не получение знаний, а присвоение этих знаний вовнутрь. Это поможет формированию способности учеников к самоорганизации в учебной и профессиональной деятельности, способности к самоизменению и саморазвитию. Знания должны стать критерием нравственности, воспитателем внутренней культуры чувств. Все это предполагает изменение взгляда на учебный процесс в целом, т.к. необходим системный подход к образованию и воспитанию. Содержание образования должно обеспечить видение Мира как целостной системы и человека в мире как части этой системы.

Сегодня же Мир представлен в глазах школьника через школьные предметы, связи между которыми необходимо установить самому ученику. Знания, о возникновении, развитии, устройстве, организации, принципах функционирования и взаимодействия реально существующего мира далеки от полноты и практически не затрагиваются в школьных предметах.

Это порождает ряд проблем, главные из которых:

  • присвоение культуры вовнутрь;
  • нахождение себя в Мире;
  • умение мыслить;
  • умение логически мыслить и анализировать;
  • умение системно мыслить;
  • умение видеть смысл.

И, как результат, в итоге имеем бессмысленное поклонение чужой культуре, чужому языку. Незнание своей собственной культуры, вызывает полное её отрицание. Человек не знающий и не признающий культуры собственного народа никогда внутренне не примет и не полюбит чужую культуру, а, значит, он останется изгоем в Мире.

Решение этих проблем видится в новом содержании образования, которое должно опереться на доступное культурное знание, объединить в себе новые достижения науки, религию и культуру. Знания как информационный результат познавательного процесса должны создавать основу для жизнедеятельности человека и его поведения. Знакомство с духовной культурой человечества в динамике её развития, начиная от первых космогонических представлений и заканчивая современными религиями, анализ и логическое её осмысление, выявление общего, смыслового поможет развитию мышления каждого человека, развитию логики и чувства приобщения к Всеобщему. Только знания культуры позволят: раскрыть полноту духовного участия человека в Мире; соединить воедино духовное и материальное; сформировать целостную картину мира; решить проблему целостного развития личности.

Представить Мир целостным можно только с помощью абстракции. И такие способы абстракции имеются. Анализируя наше культурно-историческое прошлое, нельзя не отметить, что сотни поколений наших предков воспитывались на устойчивых образах, бытующих с древнейших времен и сохранившихся до настоящего времени в русской народной культуре. Познавая Мир через Себя и, наоборот – Себя через Мир, наши предки выработали четкие жизненные позиции и идеалы. Вещный и духовный мир народной культуры оказались носителями системы ценностей и убеждений, проверенной временем. Детям, подростками, юношам и девушкам всех национальностей понятен образный язык народной культуры. Необходимо только сделать усилие мысли и разглядеть пережившие века и тясячелетия образы (архетипы), реконструировать их смысл, определить систему концептуальных понятий, рисующих целостное единство картины Мира и Человека в нем. Русский народ на протяжении тысячелетий выработал стройную систему миропонимания, переходящую в мирообъяснение. Нам, как наследникам этой системы миропонимания, сегодня необходимо обратиться к ней, логически переосмыслить её, не теряя ничего ценного и не привнося ничего лишнего.

Сегодня, в начале ХХI века, речь не идет о возрождении традиций и народной культуры в прямом смысле слова, а, тем более о «бытовании» в той культуре. Речь идет о логическом анализе и синтезе, о проникновении в глубинные слои народной культуры, в идеи, ради которых она существовала тысячи лет, передаваясь из поколения в поколение. Это необходимо для получения качественно нового представления о Мире, Человеке, законах бытия. Народная культура проявляла себя во всех формах бытия и космична (универсумальна) изначально. Народная философия являлась связующим звеном во всех формах проявления народной культуры. Она вырабатывала общезначимые для человека понятия, формы познания Мира и деятельности, а также нормы взаимодействия людей.

Философские категории, задающие исходные ориентации, на которых строится целостная картина Мира – это «пространство» и «время». В народной культуре имеются понятия «народного пространства» и «народного времени». Народное пространство – это форма взаимодействия объектов, сосуществования вещей. Народ воспринимал Мир как Целостность, в которой сосуществуют и Человек и Природа. Взаимодействие человека и природы было сакральным и осуществлялось через «священные» деревья, «священные» рощи, сакральные предметы быта, костюм, жилище, обряды и обычаи. Показателем отношения человека к Миру стало народное творчество, к которому относится весь вещный мир, мир мыслеформ (устное народное творчество), пространство человека, окружающее его с момента рождения и до момента смерти. Народное время – это природный цикл, который задавал основу познавательной деятельности и развития миропонимания.Природные циклы нашли свое отражение в народном календаре. Долгое время космический строй природных ритмов был образцом для подражания. Идея космического бессмертия нашла свое воплощение в календарных обрядах и обычаях, которые подчеркивали непрерывность жизни Космоса и земной природы. Народное миропонимание не допускало мысли о победе зла, гибели природы, человека, человечества, поэтому народные обряды несли в себе огромный нравственный, эстетический, жизнеутверждающий потенциал и служили целям воспитания подрастающих поколений, передачи им жизненного опыта.

Инструментом для передачи знаний о Мире и опыта бытия служила народная педагогика. Народная педагогика была способом действия Человека в Мире и трансляции знаний и опыта от предков к потомкам. Родовые, семейные устои впитывались ребенком с молоком матери. Ребенок рос в атмосфере тепла и добра, высоконравственных отношений между домочадцами. С трех лет мальчики и девочки начинали осваивать посильный труд, примером в котором им служили старшие дети и родители. Атмосферу обучения и передачи опыта создавали и игры. Разновозрастные дети играли вместе. В играх закладывались основы нравственности, гармоничных отношений между старшими и младшими, между мальчиками и девочками. Ситуация, когда старших боятся младшие, а младших стыдятся старшие, воспитывала культуру чувств и культуру поведения, терпимость, стыдливость, дисциплинированность, уважительность, сообразительность. Подростки играли в подростковые игры, направленные на выбор спутника в жизни. Эти игры помогали формировать такие качества как: мужественность, женственность, верность, смелость, стойкость, открытость, целеустремленность. Праздничная культура народа представляла собой «взрослые» игры. Многие обряды служили ничем иным, как игрой, в которой каждый знал и занимал свое место. Семейные и календарные обряды и обычаи помогали каждому ощутить себя в мире, найти свое место в жизни. Высокая культура исполнения обряда в старину, владение словом, установление обратной связи между всеми участниками обрядовых действий (игры) содействовали самопознанию и самоопределению человека, осознанию своей значимости для семьи, рода, народа. Человек рос патриотом своей Земли, своей Семьи, своей Родины.

Календарные обычаи и обряды воспитывали в каждом бережное отношение к окружающему миру, любовь к природе, учили наблюдательности, зоркости, вниманию, чуткости, логическому мышлению, анализу. Суровые природные условия послужили созданию здорового образа жизни. В народе сложилась своя медицина, средства и методы которой актуальны и сегодня. Одухотворенность, стремление к высшему, единение с ним, осознание собственных ошибок, способность к покаянию – вот что руководило долгое время человеком и помогало ему жить и оставаться здоровым. Главное, что оказалось утерянным сегодня – это ощущение себя частицей всеобщего процесса вселенского бытия. Утеряв связь с Космосом и способность осознания собственных ошибок, Человек приобрел массу болезней и способность к деградации.

Мерилом оценки человека и его жизненной позиции служило народное творчество. Ребенок рос созидателем с малых лет. Осваивая трудовую деятельность, он учился видеть прекрасное, гармоничное, то, что помогало ему в дальнейшем быть в ладу с Миром. Даже игрушку ему надлежало сделать самому, а для этого необходимо включить процесс мышления, набраться терпения, воспользоваться воображением, приобрести нужные умения. И не в том ли сегодня беда наших разрушителей-подростков, что им с раннего детства дают в руки уже готовую, мёртвую игрушку, которую не надо «со-творить», а можно лишь «раз-ломать».

Так, с раннего детства в народной среде формировалась жизненная позиция каждого. Продолжение рода было целью каждого человека. Ведь космическое назначение женщины – зачать, выносить и выкормить. Космическое назначение мужчины – быть мужем, воином, защитником. Каждая семья старалась вырастить мужественного мужчину и женственную женщину, которые были способны к созданию «новой», собственной семьи как космической ячейки и продолжению рода.

Все вышесказанное показывает, что народная культура целостна и представляет собой целостную систему знаний о Мире. Динамика развития этой системы от мифопоэтических представлений до сегодняшнего дня отражена и зашифрована в мудрости народной – фольклоре. Это сказки и мифы, пословицы и поговорки, загадки и приметы, былины и песни, костюм и жилище, игра и игрушка, словом всё то конкретное, что окружало человека в его бытии. В этом конкретном и находило свое проявление Всеобщее, Абсолют, Универсум, Бог. Значит, именно в народной культуре мы и имеем те способы абстракции, которые рисуют Мир как единое Целое, а Человека – как часть Целого. Человек взаимодействовал с миром через конкретный, предметный мир и язык. Предметный мир и язык сохранились до настоящего времени, и предоставляют нам, живущим сегодня, огромный пласт знаний и представлений Человека о Мире, который возможно реконструировать, возведя его к абстракции.

Нет будущего без прошлого, как дерева нет без корней. Если не ограничиваться в познании Мира рамками культуры последнего тысячелетия, а принять в качестве Основания древние культуры, реконструировать динамику миропонимания предков, начиная от древней космологии, то возможна реконструкция смыслового поля фольклора. Это позволит получить качественно новое знание о Мире и усвоить его, присвоив вовнутрь, через хорошо знакомые образы и явления в народной культуре. В свою очередь, усвоение и присвоение культуры предков может решить проблему формирования целостной личности, т.к. каждый ученик в процессе творческой деятельности осознанно пропустит через себя «картины мира» наших предков, осознает важность и значимость их миропонимания для построения собственной картины мира.

Картина мира каждого человека начинает формироваться еще в утробе матери, где сама мать и является первой картиной мира; картина мира человечества начинает формироваться с первых космогонических представлений. Игнорирование первого, «начала» приведет к дисгармонии и неполноценности развития. Поскольку там, вначале, закладываются все исходные ориентиры для развития. Именно мать направляет и ориентирует первые действия ребенка, затем он начинает познавать окружающий его мир. Исходные материнские ориентиры становятся ядром картины мира ребенка, упорядочивают его мир, помогают жить и устанавливать с миром отношения. Корректировать эти отношения призвана семья. Так как семья сегодня утратила знания о своих собственных корнях, то восстановить утраченное может система образования. И, в обратном порядке, не от старших к младшим, а от младших к старшим, возможно восстановление истоков знаний и мудрости. Что касается развития человечества, возможна реконструкция его «младенчества» через восстановление архаичной картины мира, которая закладывала исходные ориентиры. Это были представления о небе как о божественной сфере, о земле – как «преисподней». Человек устанавливал способы взаимодействия «неба-верха» и «землиниза». Именно в младенчестве человечества формировалась совокупность представлений о мире как о целом, закладывалась логика жизни, выделялись опорные исходные точки, которые стали основанием для развития социокультуры.

Поэтому, сегодня человеку ХХI века для обретения способности самоопределения и самореализации в первую очередь, отбросив стереотипы в мышлении, необходимо проникнуть за барьер традиционных представлений о Человеке и Мире, освоить, усвоить и присвоить культуру, пойти путем слияния экспериментальной, аналитической и интуитивной практик. Понять и принять культуру в полном смысле этого слова: «культ» - поклонение, объект поклонения, почитание; «Ур» – непрерывный поток энергии, работающий на тонкоматериальном плане, (наука регистрирует этот поток энергии в момент истинного, астрономического появления солнца1); «Ра» -излучение, видимый свет Солнца. Таким образом, смысл сочетания слов КУЛЬТ-УР-РА состоит в культе, почитании энергии, которую дает Солнце. Наши предки поклонялись солнцу как источнику жизни, света и тепла, почитали свет как истину. И это исторический пласт нашей культуры, который необходимо знать. Знать, чтобы научиться анализировать и сравнивать, выделять главное, правильно определять цели и достигать их.{/mosregread}

Как известно, нельзя ничему научить, можно только научиться! Знакомство с идеалами, нормами, традициями, культовыми действиями предков, установление каузальных связей между явлениями в народной культуре, поможет каждому обрести смысл, научит сегодняшнего школьника размышлять, осмысленно подходить к решению возникающих проблем, определять стойкие ориентиры в жизни, внутренне самоорганизовываться, воспитывать в себе внутреннюю культуру чувств, быть патриотом своей Родины и своего народа.

Опыт такой работы в общеобразовательных учреждениях уже имеется. Детские сады и школы, которые взяли курс на расширение пространства усвоения культуры, на усвоение традиционной культуры как целостного мира, пришли к единому выводу: учащимся ЭТО нравится. А если нравится изучать, усваивать, осваивать, то увеличивается: интерес и желание узнавать больше и дальше; стремление к обретению умений мыслить и анализировать; возрастает радость от полученных знаний. Следовательно, результатом усвоения культуры будет присвоение её вовнутрь. В таком случае, качественной характеристикой образования может стать «человечность», т.е. способность быть человеком в полном смысле этого слова: человеком, обладающим знаниями о Мире и системе взаимодействия Мира и Человека, применяющим эти знания в жизни; Человеком, обладающим вселенской любовью и способностью со-творчества с Универсумом.

Аннотация: На кафедре Экспериментальной деятельности в образовании ФГОУ АПК и ППРО разработан новый школьный курс «Мир и Человек», содержание которого представляет собой систему знаний о воззрениях Человека на Мир и своё место в мире, начиная от древнейшей космогонии и заканчивая современными религиями. Предметом изучения является традиционная культура, уходящая своими корнями в глубокую древность.

Каршинова Л.В.,
к.п.н., доцент кафедры
экспериментальной деятельности
в образовании ФГОУ АПКиППРО,
г. Москва


1 А.М.Паничев, А.Н. Гульков. Культ УРРА: Подходы к новой биологии, экологии и медицине. – М.: Белые альвы, 2004. – 240 с.