Инновации и эксперимент в образовании

Универсальные способы учебной деятельности в работе современного учителя

Что должен знать учитель, чтобы ученик овладел универсальными способами учебной деятельности?

Общение с учителями – победителями ПНП «Образование», изучение их конкурсных материалов, позволяют сказать, что одно из затруднений, с которыми столкнулись педагоги, – описание их практического опыта, а именно, нехватка теоретических знаний, чтобы доступно и понятно отразить на бумаге то, что так логично и дидактически грамотно они делают на уроках.

Помимо переосмысления своей профессиональной деятельности им понадобилось осознать, каким арсеналом педагогических средств они владеют, когда и почему применяют те или иные методы, приемы, технологии, иными словами, ответить на вопрос: «За счет чего достигается качество их работы?»

В рамках данной статьи автор хочет напомнить учителям некоторые основы теоретических знаний, которые могут быть им полезны для описания их педагогического опыта, написания методических разработок, статей и т.п.

Учитель всегда был центральной фигурой в образовании. Необходимые изменения в образовании не могут происходить без активного участия учителя. Время и усилия, которые требуются, чтобы новые идеи и новые способы образования вошли в практику, в большой степени зависят от готовности и способности учителей, воспитателей изменять свою деятельность.

Трудно не согласиться с В.С.Лазаревым: «Профессиональная деятельность учителя неполноценна, если она строится только как воспроизводство однажды усвоенных методов работы. Такая деятельность неполноценна не только потому, что в ней не используются объективно существующие возможности для достижения более высоких результатов образования, но и потому, что она не способствует развитию личности самого педагога».

Исследованию деятельности посвящены многие работы отечественных и зарубежных психологов. А.Н. Леонтьев разработал психологическую теорию деятельности, в последующем развитую другими психологами.

Организовать деятельность – значит упорядочить ее в целостную систему с четко определенными характеристиками, логической структурой и процессом ее осуществления. Структура деятельности может быть изображена в виде следующей схемы:

Универсальные способы учебной деятельности в работе современного учителя

Всякая деятельность реализуется через действия. Они основные образующие отдельных деятельностей. Если из деятельности мысленно вычесть осуществляющие ее действия, то от деятельности ничего не останется. Действие – это процесс, подчиненный достижению определенного результата, существующего в форме цели.

Помимо цели, определяющей, что должно быть сделано, действию соответствуют и определенные способы его выполнения. Способы выполнения действия А.Н. Леонтьев называет операциями.

Универсальные способы учебной деятельности в работе современного учителя

{mosregread}Если цель состоит в том, чтобы добраться до пункта А, то сделать это можно разными способами. Выбор операции определяется существующими условиями. Если у вас есть автомобиль, и есть дорога, ведущая в пункт А, по которой можно проехать, то это одни условия, а если автомобиля или дороги нет, то это другие условия, и цель будет достигаться разными операциями. При изменении условий цель остается, но способы ее достижения меняются.

Обратимся к образовательным стандартам. В статье Кузнецова А.А., члена-корреспондента РАО, доктора педагогических наук «О школьных стандартах второго поколения» читаем: «первым отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.

Для того чтобы ученик овладел универсальными способами учебной деятельности, необходимо, чтобы учитель в полной мере владел методикой обучения любому методу.

Разработка методики обучения любому методу состоит:

  1. в выделении содержания метода;
  2. в подборе материалов для применения метода;
  3. в разработке таких способов преподавания, которые позволили бы учащимся усвоить это содержание.

Как известно, движущей силой процесса обучения являются противоречия, которые можно разделить на три большие группы: противоречия учения, противоречия преподавания и противоречия обучения.

Если противоречия являются движущей силой обучения, то должны быть и средства их разрешения. Этими средствами могут быть дидактические методы, в основе которых лежит современная теория развивающего обучения, построенная с учетом принципа проблемности, детерминирующего структуру учения школьника и обуславливающего творческий уровень его мыслительной деятельности. Речь идет о том, что непосредственной основой методов обучения не может быть какая-либо психологическая концепция усвоения. Выбор методов определяется педагогической теорией учения, которая всегда детерминирована общественно значимыми целями и содержанием образования, и учитывает положения и принципы дидактики, включает систему приемов воспитательного воздействия на ученика.

Что значит исследовать природу методов обучения? Это значит раскрыть закономерности организации учителем процесса обучения и ответить на вопрос: «Как наиболее рационально передавать молодому поколению социальный опыт общества?»

Необходимо отметить зависимость метода обучения от ряда моментов, а именно: а) от цели обучения; б) от содержания обучения; в) от логики преподавания и учения; г) от психологии учения; д) от исходных условий, в том числе и от особенностей социальной среды.

Представляется особенно важным связь метода с целью и средством ее достижения, именно здесь, на мой взгляд, лежит ключ к разгадке сущности любого метода как способа деятельности.

К. Маркс писал: « В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т.е. идеально... Он осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинить свою волю»1.

Это положение К. Маркса составляет основу принципа педагогического предвидения, без которого не может быть целесообразной, сознательной организации учебно-педагогического процесса.

Значит, метод – это осознанно применяемый способ (средство) достижения цели, которой он определяется. Если способ адекватен поставленной цели, т.е. обеспечивает наиболее короткий, экономичный и эффективный путь к цели, то его реализация обязательно должна приводить к достижению цели.

Если же метод не адекватен цели, то ее достижение – дело случайное, дело интуиции учителя, результат проб и ошибок.

Ни определение, ни классификация методов в обучении не могут считаться научно обоснованными, если при этом не учитываются существенные признаки метода.

Во-первых, метод – осознанная система действий, порядок и последовательность которых определяются самим субъектом деятельности.

Во-вторых, метод соответствует цели, т.е. он всегда целесообразен и характеризуется плановостью и реализацией определенного способа деятельности.

В-третьих, метод имеет свое предметное содержание, он включает в себя инструмент, средство (знания, способы деятельности), необходимое человеку для достижения цели.

В-четвертых, метод всегда принадлежит действующему лицу, поскольку не может быть деятельности без субъекта и, следовательно, метода, не соотносимого с деятельностью с определенной деятельностью этого субъекта.

Есть основание считать, что дидактический метод – это система педагогических правил и регулятивных принципов диалектически взаимосвязанных и взаимообусловленных деятельностей учителя и учащихся, применяемая для решения определенного круга задач и приводящая к достижению заданной дидактической цели.

Основные требования к общему методу обучения, который должен быть:

  1. способом организации процесса обучения (изложение учебного материала, обеспечение технического оснащения и т.п.);
  2. сочетанием бинарных методов (преподавания и учения) и организационных приемов;
  3. средством разрешения основного противоречия процесса обучения;
  4. видом деятельности учителя и источником информации для учащихся (рассказ, беседа, лекция, показ образца действия и т.п.);
  5. средством воспитательного воздействия на коллектив и отдельных учащихся и разрешения противоречий процесса воспитания);
  6. способом мотивации учебно-познавательной деятельности школьников.

Операционный аспект обучения состоит в организации взрослыми учебно-познавательной деятельности учащихся в целях усвоения ими содержания образования. Поэтому главными признаками любого метода обучения являются: 1) направленность на усвоение определенного элемента содержания образования в его конкретном воплощении; 2) характер учебно-познавательной деятельности, зависящий от способа усвоения этого элемента содержания образования; 3) совместный коллективный характер деятельности обучающих и обучаемых.

Иными словами, три признака характеризуют методы обучения:

  1. цель,
  2. способ организуемого им усвоения,
  3. характер взаимодействия субъектов обучения.

Каждый метод в системе методов обучения должен специфически отражать эти признаки.

Метод обучения является системой последовательного взаимодействия обучающих и обучаемых, направленного на организацию усвоения содержания образования. Это определение содержит все три признака метода обучения. На его основе может быть построена модель обучения.

Модель – образец (устройство) воспроизводящий (имитирующий) строение и (или) действие некоторого объекта, процесса или их частей.{/mosregread}

Модель формирования понятийного аппарата предлагается в инструментальном значении как обозначение схемы или плана действий преподавателя при осуществлении учебного процесса. Ее основу составляет преобладающая деятельность учащихся, организатором которой выступает педагог.

Модель эта представляет систему следующих взаимосвязанных элементов:

  1. цель учителя;
  2. деятельность преподавания с присущими ему средствами;
  3. механизм изменения личности;
  4. результат обучения.

Целевые ориентации модели:

Дидактические. Создание таких педагогических условий, которые бы обеспечили учащимся а) усвоение способов самостоятельной деятельности; б) усиление роли методологических знаний; в) развитие познавательных и творческих способностей; г) передачу не только ЗУНов, а что наиболее важно - способов умственных действий.

Воспитывающие: а) самостоятельность, б) коммуникативные свойства личности; в) умение планировать и анализировать свою деятельность и ее результат.

Развивающие: а) мышление (умение выполнять логические операции), память, речь; б) умение выполнять целеполагание, находить оптимальные пути решения задач, видеть проблемные ситуации и др.

Эту модель можно отнести к поисковому типу инновационных моделей, которые преобразуют традиционное обучение на основе продуктивной деятельности учащихся.

Предлагаемая модель включает в себя создание особого пространства учебной деятельности, содержащего элементы деятельностного, личностноориентированного, проблемно-поискового, коммуникативного, рефлексивного и ряда других подходов к организации обучения, которые обеспечивают ученику комфортное самочувствие и условия для самореализации и развития.

Пономарева Елена Анатольевна,
к.п.н., доцент
АПК и ППРО

Литература

  • Давыдов В.В. О понятии развивающего обучения. - Томск: Пеленг, 1992. – 142 с.
  • Давыдов В.В. Психологическая теория учебной деятельности и методов начального обучения, основанных на содержательном обобщении. - Томск : Пеленг. -1992. – 234 с.
  • Есипов Б.П. Основы дидактики. М.: Просвещение. - 1967.- 432 с.
  • Лазарев В.С. Управление инновациями в школе. Учебное пособие – М.: Центр педагогического образования. – 2008. – 352с.
  • Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2004. – 352с.
  • Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. - М.: Просвещение, 1982.- 189 с.
  • Махмутов М.И. Проблемное обучение. М.: Педагогика, 1975. – 367 с.

1 Маркс К. и Энгельс Ф. Соч. Изд. 2, т.23, с.189.