Инновации и эксперимент в образовании

Порядок создания автономного образовательного учреждения

В предыдущих статьях читатель познакомился с вопросами, посвященными правовому статусу, управлению и финансово-хозяйственной деятельности автономного образовательного учреждения. Для принятия окончательного решения об учреждении автономного учреждения необходимо знать последовательность мер и подготовить ряд документов регионального (муниципального) уровня.

Автор предлагает образцы нормативно-правовых актов, регламентирующих процедуру создания автономного образовательного учреждения.

Порядок создания автономного образовательного учреждения

Каковы пути создания автономного образовательного учреждения?

Автономные учреждения1 могут создаваться путем учреждения (вновь образуется) либо изменения типа существующего государственного (муниципального) образовательного учреждения.

Предложение о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного (муниципального) учреждения и проект решения по данному вопросу подготавливается государственным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, в ведении которого находится государственное (муниципальное) учреждение, по согласованию с государственным органом исполнительной власти (органом местного самоуправления), на который возложено управление государственным (муниципальным) имуществом. После принятия решения о целесообразности создания автономного образовательного учреждения подготавливается форма предложения.

Форма предложения2 о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного (муниципального) учреждения утверждена Постановлением Правительства РФ от 28 мая 2007 г. № 325 «Об утверждении формы предложения о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения».

Окончательное решение о создании автономного учреждения на базе имущества, находящегося в собственности субъекта РФ (муниципалитета), принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ (администрацией местного образования). При отсутствии согласия органов власти создание автономного учреждения невозможно.

Кредиторы образовательного учреждения должны быть письменно извещены о создании автономного образовательного учреждения с тем, чтобы они могли потребовать досрочного прекращения и (или) исполнения обязательств и возмещения убытков.

Правительством РФ, органом государственной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления может быть определен перечень государственных (муниципальных) учреждений, тип которых не подлежит изменению.

При изменении типа государственного (муниципального) образовательного учреждения его устав подлежит редактированию (часть 14 статьи 5 Федерального закона «Об автономных учреждениях»). Изменения устава коснутся общих положений, структуры и полномочий органов управления автономным учреждением, хозяйственно-финансовой деятельности, порядка управления учреждением. В этой связи целесообразно разработать новый устав автономного учреждения, который следует зарегистрировать в налоговых органах.

{mosregread}Автономное образовательное учреждение вправе осуществлять виды образовательной деятельности на основании лицензии, свидетельства о государственной аккредитации и иных разрешительных документов, которые были ранее выданы государственному (муниципальному) образовательному учреждению, до окончания срока действия таких документов. Иначе говоря, не требуется повторного прохождения процедур лицензирования и государственной аккредитации автономного образовательного учреждения. Лицензию и свидетельство о государственной аккредитации автономному учреждению необходимо только переоформить.

После регистрации учредительных документов автономного учреждения необходимо переоформить трудовой договор между учредителем и руководителем образовательного учреждения, а также трудовые договоры между руководителем и другими работниками автономного образовательного учреждения в связи с организационными изменениями условий труда (статья 74 Трудового кодекса РФ).

Учредитель автономного образовательного учреждения разрабатывает и утверждает задание, определяет перечень недвижимого и особо ценного движимого имущества, которое закрепляется за автономным учреждением на праве оперативного управления.

  

Порядок действия при создании автономного учреждения

  1. Органами власти определяется перечень типов и видов образовательных учреждений, не подлежащих изменению в автономное учреждение
  2. Образовательное учреждение дает согласие или выходит с инициативой создания на его базе автономного учреждения.
  3. Учредитель изучает предложение о создании автономного учреждения.
  4. Учредитель образовательного учреждения по согласованию с органом исполнительной власти, осуществляющим управление имуществом, подготавливает предложение о создании автономного учреждения по установленной форме.
  5. Учредитель принимает решение об отнесении имущества образовательного учреждения к недвижимому или особо ценному движимому, формирует задание.
  6. Разрабатывается, утверждается и регистрируется устав автономного учреждения и локальные акты.
  7. Переоформляется лицензия и свидетельство о государственной аккредитации.
  8. Переоформляются трудовые договоры с работниками автономного образовательного учреждения.

  

Примерные образцы региональных (муниципальных) документов, регламентирующих создание автономного образовательного учреждения

 

Постановление Администрации муниципального образования « город ____________________»

от «__» _____________ 2008 г. № __

О создании муниципального общеобразовательного автономного учреждения «___________»

В целях реализации Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях», эффективного и рационального использования внебюджетных средств в сфере образования, повышения заработной платы сотрудников автономного учреждения Администрация муниципального образования города ___________ постановляет:

1. Утвердить предложение коллектива муниципального образовательного учреждения «_____________________», Комитета образования города _____ и Комитета имущества города _______ о создании муниципального общеобразовательного автономного учреждения «________________» путем изменения типа существующего муниципального образовательного учреждения «_________________».

2. Создать муниципальное общеобразовательное автономное учреждение «__________________» (далее по тексту – автономное учреждение) путем изменения типа существующего муниципального образовательного учреждения «____________________».

3. Комитету образования города ________ в недельный срок:

3.1. утвердить устав и состав наблюдательного совета автономного учреждения;

3.2. разработать задание учредителя автономного учреждения;

3.3. утвердить перечень недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепляемого за автономным учреждением на праве оперативного управления;

3.4. оказать содействие в регистрации устава автономного учреждения в налоговых органах.

4. Комитету имущества города ________ в недельный срок:

4.1. согласовать с Комитетом имущества Администрации города ________ перечень недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепляемого за автономным учреждением на праве оперативного управления;

4.2. закрепить на праве оперативного управления за автономным учреждением недвижимое и особо ценное движимое имущество.

5. Запрещается изымать или уменьшать имущество (в том числе денежные средства), закрепленное за муниципальным общеобразовательным учреждением «Кировский экономико-правовой лицей».

6. Установить, что финансовое обеспечение выполнения задания автономным учреждением осуществляется учредителем, исходя из нормативов финансовых затрат, утвержденных Администрацией муниципального образования город __________.

7. Учредителем автономного учреждения является муниципальное образование город _________ в лице Администрации.

8. Комитет образования города _______ выполняет отдельные полномочия учредителя автономного учреждения, предусмотренные настоящим Постановлением и иными нормативно-правовыми актами.

9. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на заместителя Главы Администрации город _____ - __________________ .

Глава Администрации города __ _____/_____/

 

Постановление Администрации муниципального образования «город _____________»

от «__» _____________ 2008 г. № __

О финансовом обеспечении выполнения задания муниципальным общеобразовательным автономным учреждением «______________________»

Во исполнение Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» Администрация муниципального образования город _______ постановляет:

  1. Утвердить положение о финансовом обеспечении выполнения задания муниципальным общеобразовательным автономным учреждением «____________».
  2. Контроль за исполнением настоящего Постановления возложить на Комитет образования города __________.

Глава Администрации города _______/_________________/

 

 

Утверждено постановлением
Администрации города _____
от «__» _______ 2008 г. № __

 

Положение о финансовом обеспечении
выполнения задания муниципальным общеобразовательным
автономным учреждением «_______________________________________»

1. Настоящее Положение разработано во исполнение Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» и определяет порядок предоставления субсидий и субвенций на осуществление финансового обеспечения выполнения задания муниципальным общеобразовательным автономным учреждением «______» (далее по тексту – автономное учреждение), созданным на базе имущества, находящегося в муниципальной собственности города ____.

2. Субсидии и субвенции, включая на возмещение нормативных затрат на оказание в соответствии с заданием муниципальных услуг, предусматриваются в бюджете города ________ и Фонда обязательного медицинского страхования города ________.

3. Субсидии и субвенции автономному учреждению предоставляются в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, утвержденных главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств.

4. Объем субсидий и субвенций автономному учреждению определяется в соответствии с муниципальным заданием по оказанию образовательных и иных социальных услуг, установленных учредителем, нормативом финансовых затрат, и с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, по которым в качестве объекта налогообложения признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

5. Норматив финансовых затрат автономного учреждения обеспечивает покрытие затрат, необходимых для выполнения задания, и включает в себя следующие статьи расходов:

  • оплата труда работников, непосредственно оказывающих услуги, а также отчисления по единому социальному налогу, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и страховым взносам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • медикаменты и перевязочные средства;
  • мягкий инвентарь и обмундирование;
  • продукты питания;
  • прочие расходы.

В прочие расходы включаются:

  • заработная плата административно-управленческого и прочего вспомогательного персонала с учетом отчислений по единому социальному налогу, страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и страховым взносам по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • приобретение хозяйственных средств;
  • приобретение канцелярских товаров;
  • подписка на периодические издания;
  • повышение квалификации персонала;
  • командировочные расходы;
  • услуги связи;
  • расходы на культурно-массовые мероприятия;
  • обеспечение учебниками и методической литературой;
  • транспортные услуги;
  • услуги прачечной;
  • прочие текущие расходы.

6. Норматив содержания имущества обеспечивает покрытие затрат, необходимых для выполнения задания, в части расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за автономным учреждением учредителем или приобретенного автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества. Норматив содержания имущества может включать в себя статьи расходов на:

  • коммунальные услуги;
  • текущее содержание и ремонт зданий и сооружений;
  • текущее содержание и ремонт особо ценного движимого имущества;
  • налоги, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

7. В случае если автономным учреждением осуществляется деятельность, связанная с выполнением работ, оказанием услуг частично за плату, то возмещение части нормативных затрат, финансируемой за указанную плату, за счет субсидий и субвенций не осуществляется.

8. В случае сдачи в аренду с согласия учредителя предоставленного в установленном им порядке недвижимого имущества и (или) особо ценного движимого имущества, закрепленных за автономным учреждением учредителем или приобретенных автономным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финан-совое обеспечение содержания такого имущества за счет субсидий и субвенций не осуществляется.

9. Контроль за выполнением задания автономным учреждением осуществляется учредителем.

10. При выполнении задания, установленного учредителем, объем субсидии и субвенций не может быть сокращен.

11. При фактическом исполнении задания автономным учреждением в меньшем объеме, чем это предусмотрено заданием, или с качеством, не соответствующим установленному заданию или требованиям к соответствующим услугам, определенным согласно действующему законодательству, учредитель вправе сократить объем субсидии и субвенций либо потребовать частичного (полного) возврата предоставленных автономному учреждению субсидий и субвенций. Порядок сокращения и возврата предоставленных субсидий устанавливается учредителем.

12. При фактическом исполнении задания автономным учреждением в большем объеме, чем это предусмотрено заданием, или с качеством, не соответствующим установленному заданию, требованиям к соответствующим услугам, определенным согласно действующему законодательству, повлекшего увеличение расходов автономного учреждения, объем субсидии и субвенций автономному учреждению не увеличивается до принятия решения учредителем об изменении задания и внесения необходимых изменений в действующие нормативные правовые акты.

13. Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств перечисляют субсидии и субвенции ежемесячно на лицевой счет автономного учреждения, открытый в органах казначейства.

14. Дополнительные условия и правила предоставления субсидий и субвенций, не противоречащие настоящим Приложениям, могут быть определены соглашением между учредителем и автономным учреждением.

 

 

Приказ Комитета имущества Администрации города _________

от «__» _____________ 2008 г. № __

О закреплении недвижимого и особо ценного движимого имущества
за муниципальным общебразовательным автономным учреждением
«_________» на праве оперативного распоряжения

В целях реализации Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» и во исполнении Постановления Администрации муниципального образования «город _____» от «__» _________ 2008 г. № __ «О создании муниципального общеобразовательного автономного учреждения «______________» приказываю:

1. Закрепить за муниципальным общеобразовательным автономным учреждением «_________________» на праве оперативного управления недвижимое и особо ценное движимое имущество (Приложение № 1).

2. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя председателя Комитета имущества Администрации города ____ - ____________.

 

Приложение № 1 к
Приказу Комитета имущества
Администрации города _____
от «__» __________ 2008 г. № __

 

Перечень недвижимого и особо ценного движимого имущества,
закрепляемого за автономным учреждением на праве оперативного управления

1. Недвижимое имущество:
1.1. земельный участок …
1.2. здание (помещение) …
1.3.

2. Особо ценное движимое имущество:
2.1.
2.2.
2.3.

{/mosregread}

Приказ Комитета образования Администрации города ________
от «__» _____________ 2008 г. № __

Об отнесении имущества к категории особо ценного движимого имущества,
закрепленного за муниципальным общеобразовательным автономным
учреждением «___________» на праве оперативного распоряжения

В целях реализации Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» и во исполнении Постановления Администрации муниципального образования «город _______» от «__» _________ 2008 г. № __ «О создании муниципального общеобразовательного автономного учреждения ________» приказываю:

  1. Утвердить перечень недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепляемого за муниципальным общеобразовательным автономным учреждением «________________» на праве оперативного управления (Приложение № 1).
  2. Согласовать с Комитетом имущества Администрации города ________ перечень недвижимого и особо ценного движимого имущества, закрепляемого за автономным учреждением на праве оперативного управления.
  3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя председателя Комитета образования Администрации города _____ - ________ .

 

Приложение № 1
к Приказу Комитета образования
Администрации города ________
от «__» __________ 2008 г. № __

 

Перечень недвижимого и особо ценного движимого имущества,
закрепляемого за автономным учреждением на праве оперативного управления

1.Недвижимое имущество:
1.1. земельный участок …
1.2. здание (помещение) …
1.3.

2. Особо ценное движимое имущество:
2.1.
2.2.

Фёклин Сергей Иванович,
заместитель директора
Центра нормативного правового обеспечения образования
ФГОУ АПК и ППРО,
эксперт-юрист Федерального оператора реализации ПНПО


1 Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. № 924 «Об утверждении правил подготовки предложений о создании федеральных автономных учреждений путем изменения типа существующих федеральных государственных учреждений» утвержден порядок подготовки предложений о создании федеральных автономных учреждений путем изменения типа существующих федеральных государственных учреждений

2 Приказом Минэкономразвития РФ от 20 июля 2007 г. № 261 утверждены Методические рекомендации по заполнению формы предложения о создании автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального учреждения