Как можно осуществить проектирование урока на основе деятельностного подхода?
Цель: анализ технологической составляющей педагогического стиля учителя для определения оптимальных условий формирования и развития готовности учащихся к самостоятельной учебной деятельности.
План
Дата |
Тема |
Октябрь |
Функция учителя в учебном процессе. |
Ноябрь |
Определение методических особенностей проектирования системы обучения. Диагностика готовности учащихся к учебной деятельности. |
Декабрь |
Общепедагогические направления совершенствования методической системы обучения. (Деменева, ОУУН, дифференциация). |
Январь |
Приемы самоактуализации ученика в учебном процессе. (Проблемно-диалогическое обучение, автор к.п.н. Мельникова Е.Л.) |
Февраль |
Приемы регулирующего компонента учебной деятельности. Инструментарий для управления учебным процессом. |
Март
|
Структурный и функциональный анализ деятельности субъектов образовательного процесса (модельный урок). |
Апрель |
Психофизиологические аспекты учебной деятельности учащихся. Анализ результатов диагно стики. |
Результаты
- Анализ индивидуального педагогического стиля.
- Прогнозирование и анализ результатов диагностики с точки зрения развития учебной деятельности.
- Освоение педагогических технологий.
- Презентация «продукта» по теме «управление деятельностью учащихся в учебном процессе» (в контексте личного педагогического опыта).
Ведущий: Дигина А.Г. Участники: учителя 2-х классов.
Тема 1. Функция учителя в учебном процессе
Цель мастерской: анализ технологической составляющей педагогического стиля для определения оптимальных условий формирования и развития готовности учащихся к самостоятельной учебной деятельности.
Задача. Актуализация знаний о технологиях активного обучения.
Какой младший школьник? (Отвечаем, используя метод «кластер»)
Психические новообразования:
- Произвольность (преднамеренность)
- Самоконтроль (оценка и регулирование индивидом своих действий и психических состояний, овладение им поведенческой ситуацией в соответствии с правильным образцом, коррекция поведения на основе обратной связи)
- Рефлексия (самоанализ своего психического состояния, критическая оценка своего мыслительного процесса, самоотражение личности)
- Учебная деятельность (особая форма активности ребенка, направленная на изменение самого себя как субъекта учения)
Ресурсы
- Учебное содержание (учебные тексты, учебные задания).
- Технологии (репродуктивные, исследовательские, творческие, эмоционально-ценностные).
- Стиль (индивидуальная составляющая – не может меняться, технологическая составляющая – должна меняться).
- Внеурочные формы работы.
Технологические ресурсы:
- компоненты учебной деятельности;
- технологии;
- учебное содержание.
- Мотивационно-ориентировочная часть урока. Это этап актуализации и мотивации, на котором осуществляется постановка УЗ и планирование деятельности.
- Операционно-деятельностная часть. Вводятся новые понятия, алгоритмы, правила.
- Рефлексивно-оценочная часть. Соотнесение результатов и целей деятельности.
Выделение знаний, приемов, способов и т.д. (вопросы позволяют систематизировать знания). Этап ценностей (для чего...), этап оценивания собственных действий.
Проектирование управляющей деятельности учителя начальных классов в образовательном процессе.
– Какое слово, на ваш взгляд, важное, главное? Запишите ваши ассоциации к этому слову.
В паре обсудите слова и ваши ассоциации к нему. Объясните ваш выбор.
Рассмотрим мнение ученых о деятельности учителя в учебном процессе (чтение по группам статьи «Деятельность учителя в учебном процессе», цель: а) отразить мнение авторов; б) ваше отношение к такой позиции.
Тема 2. Определение методических особенностей проектирования системы обучения
Диагностика
{mosregread}Задача. Спроектировать мотивационную часть урока на основе деятельностного подхода.
Проведение фрагмента урока на основе деятельностного подхода (Э.Шим «Ландыш» 2 класс, 3 часть стр.15).
Прочитайте, выберите слова, которые можете объяснить.
Пахучий Снежные колокольчики Сумерки Ядовитые ягоды Сладкоежка
- Как эти слова могут быть связаны между собой? (версии - на доске)
- Прочитаем рассказ, который поможет нам точнее ответить на этот вопрос?
- В чем выразилась мотивационная часть урока? - (прочитали, анализируют, каждый выбрал свое слово, соотносит свое представление с общим или авторским, элемент творчества, активизации мыслительных процессов).
На первом заседании мы говорили о ресурсах учебного процесса для развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся начальных классов. Такое развитие обеспечивает деятельностный подход. Деятельностный подход предполагает субъектность, т.е. ученик мотивирован на осознание им способов деятельности и достижение результата. При этом учитель должен осуществлять свою управляющую деятельность с учетом:
- анализа исходной ситуации (знание УМК, диагностические данные по ученикам, себя);
- определения целей и задач управления учебной деятельностью учащихся;
- планирования основных этапов решения;
- определения способов и средств деятельности;
- реализации;
- контроля и коррекции;
- рефлексия.
Приемы управления учебной деятельностью
Приемы общей организации учебной деятельности: приемы слушания, наблюдения, рассматривания, измерения, переписывания, зарисовывания, планирование работы, пересказ, самоконтроль, организация учебного общения, организация домашней работы и т.п.
Приемы познавательной деятельности: приемы внимания, запоминания; оперирования образами, представлениями, суждениями, понятиями, умозаключениями, мыслительными операциями и действиями; приемы словесного описания, объяснения, формулировки вопросов или проблем; приемы рефлексии.
Рассмотрим возможности мотивационного этапа урока в разных технологиях.
1. Мотивационный компонент учебной деятельности
Мотивационно-ориентировочная часть урока. Это этап актуализации и мотивации, на котором осуществляется постановка УЗ и планирование деятельности.
Аспектный анализ урока.
А. На основе наблюдений за детьми определите, какой вид мотивации у них преобладает (эмоциональная, социальная, познавательная).
Б. На основе наблюдений за деятельностью учителя определите, какие приемы формирования у учащихся положительной учебной мотивации он использовал на уроке. Для этого проанализируйте содержание урока, особенности использованных форм, методов и средств обучения, характер взаимодействия учителя и учащихся и др.
2. Элементы технологии проблемно-диалогического обучения.
Используется при изучении нового материала.
Этапы урока (Время) |
Учитель (наиболее типичные действия, фразы диалога с учениками) |
Ученики (ожидаемые действия в ходе диалога с учителем) |
Доска и оборудование |
Создание проблемной ситуации |
Обращается к ученикам с фразами-вопросами (заданиями), которые создают у учеников ситуацию противоречия (варианты):
- между двумя предъявленными (выявленными в задании) фактами;
- между научным фактом и обыденным представлением;
- между реальным положением дел и эмоционально-оценочным представлением о должном и справедливом;
- между необходимостью выполнить задание и невозможностью это сделать при имеющемся уровне знаний и умений.
|
Вступая в диалог с учителем (выполняя задания), выявляют противоречие – проговаривают и осознают его. |
Например, в двух разных углах доски фиксируются (словами, символами) два противоречащих факта. |
3. Элементы технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)
Стадия |
Деятельность учителя Задачи стадии |
Действия учащихся |
Возможные приёмы и методы |
I. Вызов Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведется индивидуально – в парах – в группах – на аудиторию. |
• обеспечивает активное участие каждого обучаемого в вызове того, что они уже знают (или думают, что знают) по данной теме; • активизирует учащихся для создания речевого высказывания; • мотивирует к изучению темы и определению целей ее рассмотрения (вызов). |
• анализируют собственные знания по заданной теме; • систематизируют информацию до ее изучения; • актуализируют первичные знания (для себя и партнера) посредством устной и письменной речи; • задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ. |
• составление списка «известной информации»; • рассказ-предположение по ключевым словам; • графическая систематизация материала: кластеры, таблицы; • верные и неверные утверждения; • перепутанные логические цепочки и т.д. |
4. Технология «Французская мастерская» (мастерская письма или мастерская построения нового знания).
- Индуктор (побудитель; например, ассоциации; цепь мыслительных связей, концентрация внимания, эмоциональный настрой, должны быть открыты скрытые ресурсы).
- Накопление информации (дается элемент новой информации, например, листопад – липа, сто, сад,…;
- Социализация (общение ученик – ученик).
- Конструкция текста или информации (можно дополнить рисованием, схемой, чертежом и т.п.)
- Социализация (общение ученик – ученик).
- Деконструкция (создание нового текста с обогащенной лексикой).
- Рефлексия (подчеркни, что тебе нравится и т.п.).
Структура урока для проектирования (проектирование на основе деятельностного подхода)
Части урока |
Части урока |
1. Мотивационная часть. Мотивационно-ориентировочная часть урока. Это этап актуализации и мотивации, на котором осуществляется постановка УЗ и планирование деятельности. С точки зрения учебной деятельности – знать, применять, актуализировать знания …, использовать, изменять, строить, дополнять, объяснять, выявлять, определять, оценивать по критериям,… . Аспектный анализ этапа урока. А. На основе наблюдений за детьми определите, какой вид мотивации у них преобладает (эмоциональная, социальная, познавательная). Б. На основе наблюдений за деятельностью учителя определите, какие приемы формирования у учащихся положительной учебной мотивации он использовал на уроке. Для этого проанализируйте содержание урока, особенности использованных форм, методов и средств обучения, характер взаимодействия учителя и учащихся и др. |
Тема Постановка проблемы, формулирование вопроса, Актуализация Ассоциативный ряд, цепь мыслительных связей, конструирование социализация |
2. Операционально – деятельностная. Открытие нового. Вводим новые понятия, способы, алгоритмы, способы, правила, … Какой вид учебных действий формировался у учащихся (предметные, перцептивные, речевые, умственные), какие для этого использовал приемы работы. Особенности постановки учителем учебных задач, организация работы по их решению. На основе наблюдений за детьми определить: а) каков характер их учебных действий на различных этапах урока, б) принимают ли дети учебную задачу, удерживают ли ее, умеют ли ставить ее самостоятельно. |
Поиск решения, гипотезы, наблюдение, анализ, синтез, ….. Деконструкция, социализация, выражение решения, осмысление, |
3. Рефлексивно – оценочная. Соотнесение результатов и целей деятельности. Выделение знаний, приемов, способов и т.д.. Вопросы по теме (позволяют систематизировать знания). Этап ценностей (для чего?). Этап оценивания собственных действий. Какой вид действия контроля формировался у учащихся (итоговый, пошаговый, планирующий), какие для этого использовал приемы работы. Какой вид действия оценки формировался у учащихся (ретроспективная, процессуальная, прогностическая), какие для этого использовались приемы работы. На основе наблюдений за детьми определить уровень сформированности у детей взаимоконтроля и самоконтроля, взаимооценки и самооценки |
Реализация продукта, размышления, рефлексия, итоги, д/з. |
УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
(учебник «Мир и человек», автор А.А. Вахрушев) Тема. Пустыни. 2 класс.
РЕКОМЕНДАЦИИ АВТОРА:
- использовать демонстрационный материал;
- знать специфику природных зон, приспособляемость живых организмов;
- понять, как меняется высота Солнца над горизонтом в разные сезоны, почему;
ЗАДАЧИ КУРСА. Освоить язык географических карт.
ОУУН: Читательская компетентность (информационные умения):
1. Умение работать с текстами различных типов и стилей:
Коммуникативные умения: умение договариваться, распределять работу.
Организация деятельности:
- Умение ставить учебные задачи (под руководством учителя, в группе, самостоятельно).
- Умение самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи, вносить изменения в последовательность выполнения работы.
- Умение выбирать способ контроля; соотносить результат своей деятельности с образцом, находить ошибки в своей и чужой работе, устранять их.
Интеллектуальные умения:
- Умение определять область известного и неизвестного.
- Умение выбирать рациональный способ решения или действия.
- Умение описывать объекты наблюдения.
- Умение работать с простейшими предметными, знаковыми, графическими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов.
{/mosregread}
Анализ урока окружающего мира 2 класс. Тема: Пустыня. Учитель: Вагина Надежда Андреевна (шк. №149).
Части урока |
Деятельность |
Как учитель управляет познавательной и организационной деятельностью учащихся |
1. Мотивационная часть. Мотивационно-ориентировочная часть урока. Это этап актуализации и мотивации, на котором осуществляется постановка УЗ и планирование деятельности. |
Ассоциации по рисунку, слову. Пусто ли в пустыне? Задачи урока. |
- социальная, познавательная мотивация (+ эмоциональная);
- предъявление демонстрационного материала (иллюстрация, слово «пустыня»), которые актуализируют знания и предъявление темы и задач урока.
|
2. Операционально-деятельностная. Открытие нового. Вводим новые понятия, способы, алгоритмы, способы, правила, … |
Учебник стр. 78. Открытие нового через маркировку текста, вопросы учителя. – Зачитайте, что говорится о солнце? – Какие сезоны? (влажные и сухие). – Какое время показывают часы? (работа в паре). Опыт с тенью. Объяснение через диалог (подводящий), учитель опирается на опыт учащихся. – Что такое краевые части? – Видели ли вы булыжную мостовую? – Что такое барханы? Оазис? Возврат к задачам урока и вывод, что еще не изучили. Особенности приспособления живых организмов (работа в группах). Установка для работы в группах. Проверка заполнения таблицы |
- Работа с информацией ( чтение, поиск ответа в тексте и т.д.);
- Опыт, наблюдение, выводы.
- демонстрационный материал по новой теме (слова, житейские примеры, видеофильм)
- Опора на речевые (словесные описания действий) и умственные учебные (действия в уме без наглядных
опор).
- дети принимают учебную задачу,
удерживают ее, умеют ставить ее самостоятельно.
|
3. Рефлексивно-оценочная.
Соотнесение результатов и целей деятельности. Выделение знаний, приемов, способов и т.д.. Вопросы по теме (позволяют систематизировать знания). Этап ценностей (для чего?). Этап оценивания собственных действий. Какой вид действия контроля формировался у учащихся (итоговый, пошаговый, планирующий), какие для этого использовал приемы работы. Какой вид действия оценки формировался у учащихся (ретроспективная, процессуальная, прогностическая), какие для этого использовались приемы работы. На основе наблюдений за детьми определить уровень сформированности у детей взаимоконтроля и самоконтроля, взаимооценки и самооценки.
|
Работа в тетради (осознание изученного материала, самоконтроль, самооценка.) |
- планировали …
- сделали …
- что получилось …
|
Дигина Алла Георгиевна, руководитель методического отдела по начальной школе Нижегородского Центра непрерывного образования г. Нижний Новгород |