Проектирование управляющей деятельности учителя начальных классов в образовательном процессе Печать

Как можно осуществить проектирование урока на основе деятельностного подхода?

 

Цель: анализ технологической составляющей педагогического стиля учителя для определения оптимальных условий формирования и развития готовности учащихся к самостоятельной учебной деятельности.

 

План

Дата Тема
Октябрь Функция учителя в учебном процессе.
Ноябрь Определение методических особенностей проектирования системы обучения. Диагностика готовности учащихся к учебной деятельности.
Декабрь Общепедагогические направления совершенствования методической системы обучения. (Деменева, ОУУН, дифференциация).
Январь Приемы самоактуализации ученика в учебном процессе. (Проблемно-диалогическое обучение, автор к.п.н. Мельникова Е.Л.)
Февраль Приемы регулирующего компонента учебной деятельности. Инструментарий для управления учебным процессом.
Март
Структурный и функциональный анализ деятельности субъектов образовательного процесса (модельный урок).
Апрель Психофизиологические аспекты учебной деятельности учащихся. Анализ результатов диагно стики.

 

Результаты

  1. Анализ индивидуального педагогического стиля.
  2. Прогнозирование и анализ результатов диагностики с точки зрения развития учебной деятельности.
  3. Освоение педагогических технологий.
  4. Презентация «продукта» по теме «управление деятельностью учащихся в учебном процессе» (в контексте личного педагогического опыта).

Ведущий: Дигина А.Г.
Участники: учителя 2-х классов.

 

Тема 1. Функция учителя в учебном процессе

Цель мастерской: анализ технологической составляющей педагогического стиля для определения оптимальных условий формирования и развития готовности учащихся к самостоятельной учебной деятельности.

Задача. Актуализация знаний о технологиях активного обучения.

Какой младший школьник? (Отвечаем, используя метод «кластер»)

Психические новообразования:

  • Произвольность (преднамеренность)
  • Самоконтроль (оценка и регулирование индивидом своих действий и психических состояний, овладение им поведенческой ситуацией в соответствии с правильным образцом, коррекция поведения на основе обратной связи)
  • Рефлексия (самоанализ своего психического состояния, критическая оценка своего мыслительного процесса, самоотражение личности)
  • Учебная деятельность (особая форма активности ребенка, направленная на изменение самого себя как субъекта учения)

Ресурсы

  1. Учебное содержание (учебные тексты, учебные задания).
  2. Технологии (репродуктивные, исследовательские, творческие, эмоционально-ценностные).
  3. Стиль (индивидуальная составляющая – не может меняться, технологическая составляющая – должна меняться).
  4. Внеурочные формы работы.

Технологические ресурсы:

  • компоненты учебной деятельности;
  • технологии;
  • учебное содержание.
  1. Мотивационно-ориентировочная часть урока. Это этап актуализации и мотивации, на котором осуществляется постановка УЗ и планирование деятельности.
  2. Операционно-деятельностная часть. Вводятся новые понятия, алгоритмы, правила.
  3. Рефлексивно-оценочная часть. Соотнесение результатов и целей деятельности.

Выделение знаний, приемов, способов и т.д. (вопросы позволяют систематизировать знания). Этап ценностей (для чего...), этап оценивания собственных действий.

Проектирование управляющей деятельности учителя начальных классов в образовательном процессе.

– Какое слово, на ваш взгляд, важное, главное? Запишите ваши ассоциации к этому слову.

В паре обсудите слова и ваши ассоциации к нему. Объясните ваш выбор.

Рассмотрим мнение ученых о деятельности учителя в учебном процессе (чтение по группам статьи «Деятельность учителя в учебном процессе», цель: а) отразить мнение авторов; б) ваше отношение к такой позиции.

Тема 2. Определение методических особенностей проектирования системы обучения

Диагностика

{mosregread}Задача. Спроектировать мотивационную часть урока на основе деятельностного подхода.

Проведение фрагмента урока на основе деятельностного подхода (Э.Шим «Ландыш» 2 класс, 3 часть стр.15).

Прочитайте, выберите слова, которые можете объяснить.

Пахучий
Снежные колокольчики
Сумерки
Ядовитые ягоды
Сладкоежка

  • Как эти слова могут быть связаны между собой? (версии - на доске)
  • Прочитаем рассказ, который поможет нам точнее ответить на этот вопрос?
  • В чем выразилась мотивационная часть урока? - (прочитали, анализируют, каждый выбрал свое слово, соотносит свое представление с общим или авторским, элемент творчества, активизации мыслительных процессов).

На первом заседании мы говорили о ресурсах учебного процесса для развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся начальных классов. Такое развитие обеспечивает деятельностный подход. Деятельностный подход предполагает субъектность, т.е. ученик мотивирован на осознание им способов деятельности и достижение результата. При этом учитель должен осуществлять свою управляющую деятельность с учетом:

  • анализа исходной ситуации (знание УМК, диагностические данные по ученикам, себя);
  • определения целей и задач управления учебной деятельностью учащихся;
  • планирования основных этапов решения;
  • определения способов и средств деятельности;
  • реализации;
  • контроля и коррекции;
  • рефлексия.

Приемы управления учебной деятельностью

Приемы общей организации учебной деятельности: приемы слушания, наблюдения, рассматривания, измерения, переписывания, зарисовывания, планирование работы, пересказ, самоконтроль, организация учебного общения, организация домашней работы и т.п.

Приемы познавательной деятельности: приемы внимания, запоминания; оперирования образами, представлениями, суждениями, понятиями, умозаключениями, мыслительными операциями и действиями; приемы словесного описания, объяснения, формулировки вопросов или проблем; приемы рефлексии.

Рассмотрим возможности мотивационного этапа урока в разных технологиях.

1. Мотивационный компонент учебной деятельности

Мотивационно-ориентировочная часть урока. Это этап актуализации и мотивации, на котором осуществляется постановка УЗ и планирование деятельности.

Аспектный анализ урока.

А. На основе наблюдений за детьми определите, какой вид мотивации у них преобладает (эмоциональная, социальная, познавательная).

Б. На основе наблюдений за деятельностью учителя определите, какие приемы формирования у учащихся положительной учебной мотивации он использовал на уроке. Для этого проанализируйте содержание урока, особенности использованных форм, методов и средств обучения, характер взаимодействия учителя и учащихся и др.

2. Элементы технологии проблемно-диалогического обучения.

Используется при изучении нового материала.

Этапы урока
(Время)
Учитель
(наиболее типичные действия,
фразы диалога с учениками)
Ученики
(ожидаемые действия в ходе
диалога с учителем)
Доска
и оборудование
Создание
проблемной
ситуации
Обращается к ученикам с фразами-вопросами (заданиями), которые создают у учеников ситуацию противоречия (варианты):
  • между двумя предъявленными (выявленными в задании) фактами;
  • между научным фактом и обыденным представлением;
  • между реальным положением дел и эмоционально-оценочным представлением о должном и справедливом;
  • между необходимостью выполнить задание и невозможностью это сделать при имеющемся уровне знаний и умений.
Вступая в диалог с учителем
(выполняя задания), выявляют противоречие – проговаривают и осознают его.
Например, в двух
разных углах доски фиксируются
(словами, символами) два противоречащих факта.

 

3. Элементы технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП)

Стадия Деятельность учителя
Задачи стадии
Действия учащихся Возможные приёмы
и методы
I. Вызов
Информация, полученная на
первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается, работа ведется индивидуально – в парах – в группах
– на аудиторию.
обеспечивает активное участие каждого обучаемого в
вызове того, что они уже знают (или думают, что знают) по данной теме;
активизирует учащихся для создания речевого высказывания;
мотивирует к изучению темы и определению целей ее рассмотрения (вызов).
анализируют собственные
знания по заданной теме;
систематизируют информацию до ее изучения;
актуализируют первичные
знания (для себя и партнера)
посредством устной и письменной речи;
• задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ.
• составление списка «известной информации»;
• рассказ-предположение по ключевым словам;
• графическая систематизация материала: кластеры, таблицы;
• верные и неверные утверждения;
• перепутанные логические цепочки и т.д.

 

4. Технология «Французская мастерская» (мастерская письма или мастерская построения нового знания).

  1. Индуктор (побудитель; например, ассоциации; цепь мыслительных связей, концентрация внимания, эмоциональный настрой, должны быть открыты скрытые ресурсы).
  2. Накопление информации (дается элемент новой информации, например, листопад – липа, сто, сад,…;
  3. Социализация (общение ученик – ученик).
  4. Конструкция текста или информации (можно дополнить рисованием, схемой, чертежом и т.п.)
  5. Социализация (общение ученик – ученик).
  6. Деконструкция (создание нового текста с обогащенной лексикой).
  7. Рефлексия (подчеркни, что тебе нравится и т.п.).

 

Структура урока для проектирования (проектирование на основе деятельностного подхода)

Части урока Части урока
1. Мотивационная часть.
Мотивационно-ориентировочная часть урока. Это этап актуализации и мотивации, на котором осуществляется постановка УЗ и планирование деятельности.
С точки зрения учебной деятельности – знать, применять, актуализировать знания …, использовать, изменять, строить, дополнять, объяснять, выявлять, определять, оценивать по критериям,… .
Аспектный анализ этапа урока.
А. На основе наблюдений за детьми определите, какой вид мотивации у них преобладает (эмоциональная, социальная, познавательная).
Б. На основе наблюдений за деятельностью учителя определите, какие приемы формирования у учащихся положительной учебной мотивации он использовал на уроке. Для этого проанализируйте содержание урока, особенности использованных форм, методов и средств обучения, характер взаимодействия учителя и учащихся и др.
Тема
Постановка проблемы, формулирование вопроса,
Актуализация
Ассоциативный ряд, цепь мыслительных связей, конструирование
социализация
2. Операционально – деятельностная.
Открытие нового. Вводим новые понятия, способы, алгоритмы, способы, правила, …
Какой вид учебных действий формировался у учащихся (предметные, перцептивные, речевые, умственные), какие для этого использовал приемы работы.
Особенности постановки учителем учебных задач, организация работы по их решению.
На основе наблюдений за детьми определить:
а) каков характер их учебных действий на различных этапах урока,
б) принимают ли дети учебную задачу, удерживают ли ее, умеют ли ставить ее самостоятельно.
Поиск решения, гипотезы, наблюдение, анализ, синтез, …..
Деконструкция, социализация,
выражение решения,
осмысление,
3. Рефлексивно – оценочная.
Соотнесение результатов и целей деятельности.
Выделение знаний, приемов, способов и т.д..
Вопросы по теме (позволяют систематизировать знания).
Этап ценностей (для чего?).
Этап оценивания собственных действий.
Какой вид действия контроля формировался у учащихся (итоговый, пошаговый, планирующий), какие для этого использовал приемы работы.
Какой вид действия оценки формировался у учащихся (ретроспективная, процессуальная, прогностическая), какие для этого использовались приемы работы.
На основе наблюдений за детьми определить уровень сформированности у детей взаимоконтроля и самоконтроля, взаимооценки и самооценки
Реализация продукта, размышления, рефлексия, итоги, д/з.

 

 

УРОК ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

(учебник «Мир и человек», автор А.А. Вахрушев)
Тема. Пустыни. 2 класс.

РЕКОМЕНДАЦИИ АВТОРА:

  • использовать демонстрационный материал;
  • знать специфику природных зон, приспособляемость живых организмов;
  • понять, как меняется высота Солнца над горизонтом в разные сезоны, почему;

ЗАДАЧИ КУРСА. Освоить язык географических карт.

ОУУН: Читательская компетентность (информационные умения):

1. Умение работать с текстами различных типов и стилей:

  • понимание содержания,

Коммуникативные умения: умение договариваться, распределять работу.

Организация деятельности:

  1. Умение ставить учебные задачи (под руководством учителя, в группе, самостоятельно).
  2. Умение самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи, вносить изменения в последовательность выполнения работы.
  3. Умение выбирать способ контроля; соотносить результат своей деятельности с образцом, находить ошибки в своей и чужой работе, устранять их.

Интеллектуальные умения:

  1. Умение определять область известного и неизвестного.
  2. Умение выбирать рациональный способ решения или действия.
  3. Умение описывать объекты наблюдения.
  4. Умение работать с простейшими предметными, знаковыми, графическими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов.

{/mosregread}

Анализ урока окружающего мира 2 класс. Тема: Пустыня.
Учитель: Вагина Надежда Андреевна (шк. №149).

Части урока Деятельность Как учитель управляет познавательной и организационной
деятельностью учащихся
1. Мотивационная часть.
Мотивационно-ориентировочная
часть урока. Это этап актуализации и мотивации, на котором осуществляется постановка УЗ и планирование деятельности.
Ассоциации по рисунку, слову.
Пусто ли в пустыне?
Задачи урока.
  • социальная, познавательная мотивация (+ эмоциональная);
  • предъявление демонстрационного материала (иллюстрация, слово «пустыня»), которые актуализируют знания и предъявление темы и задач урока.
2. Операционально-деятельностная.
Открытие нового. Вводим новые
понятия, способы, алгоритмы,
способы, правила, …
Учебник стр. 78.
Открытие нового через маркировку текста, вопросы
учителя.
– Зачитайте, что говорится о солнце?
– Какие сезоны? (влажные и сухие).
– Какое время показывают часы? (работа в паре).
Опыт с тенью.
Объяснение через диалог (подводящий), учитель опирается на опыт учащихся.
– Что такое краевые части?
– Видели ли вы булыжную мостовую?
– Что такое барханы? Оазис?
Возврат к задачам урока и вывод, что еще не изучили.
Особенности приспособления живых организмов (работа в группах). Установка для работы в группах.
Проверка заполнения таблицы
  • Работа с информацией ( чтение, поиск ответа в тексте и т.д.);
  • Опыт, наблюдение, выводы.
  • демонстрационный материал по новой теме (слова, житейские примеры, видеофильм)
  • Опора на речевые (словесные описания действий) и умственные учебные (действия в уме без наглядных
    опор).
  • дети принимают учебную задачу,
    удерживают ее, умеют ставить ее самостоятельно.

3. Рефлексивно-оценочная.

Соотнесение результатов и целей
деятельности.
Выделение знаний, приемов, способов и т.д..
Вопросы по теме (позволяют систематизировать знания).
Этап ценностей (для чего?).
Этап оценивания собственных действий.
Какой вид действия контроля формировался у учащихся (итоговый, пошаговый, планирующий), какие для этого использовал приемы работы.
Какой вид действия оценки формировался у учащихся (ретроспективная, процессуальная, прогностическая), какие для этого использовались приемы работы.
На основе наблюдений за детьми определить уровень сформированности у детей взаимоконтроля и самоконтроля, взаимооценки и
самооценки.

Работа в тетради
(осознание изученного материала, самоконтроль, самооценка.)
  • планировали …
  • сделали …
  • что получилось …

 

Дигина Алла Георгиевна,
руководитель методического отдела
по начальной школе
Нижегородского Центра
непрерывного образования
г. Нижний Новгород