Инновации и эксперимент в образовании

Технология построения этапов работы по структурированию текста

Что лежит в основе понимания информации, в частности, текста?

 

Ребенок не сможет составить грамотного текста, если, во-первых, в потоке новой информации содержится понятие неизвестное школьнику, которое не комментируется; во-вторых, в процессе рассуждения без объяснений используются мыслительные операции, не освоенные учащимся; в-третьих, понятия в рассуждении соединяются связями неизвестными ученику. В предлагаемых читателю материалах автор рассматривает один из возможных подходов к управлению умственной деятельностью учащихся, работая над их речью, начиная с первого класса.

Работу над связной речью учащихся желательно начинать со второго полугодия в первом классе с того, что ввести отдельный предмет «Развитие речи» и не смешивать его с уроками русского языка. На уроках развития речи работы учащихся будут оцениваются не по грамотности написания, а по грамотности составления текста.

 

«Во всяком искусстве есть две стороны: творческая и техническая.
Во всяком искусстве есть элемент ремесленности.
Нельзя научить быть художником, это дар – прирожденный.
Но нельзя быть совершенным художником, не учась!»
В. Брюсов

 

Эти слова В. Брюсова говорят о том, что ремеслу надо учить! Надо учить составлять текст, понимать, различать тексты по типам и одновременно на технические умения накладывать творческие.

Работа проводится по нескольким этапам. Всего этапов 17.

1.Вводный.

2. Знакомство с понятием текст.

3. Тема текста.

4. Главная мысль текста.

5. Опорные слова.

6. Работа над изложением.

7. Синонимы и антонимы.

8–10. Обучающие сочинения с опорой на наглядность и без наглядности.

11. Виды текстов.

12. Что такое тавтология?

13. Число Миллера.

14 -17. Различные виды работа с текстом.

I этап1вводный

{mosregread}Цель: сформировать у детей понимание того, что наша речь состоит из предложений (дети часто отвечают так: «Наша речь состоит из слов, из звуков…» и т.д.)

Основная задача первого этапа: научить детей определять границы предложения.

1. Идея первой группы упражнений: «предложение – это законченная мысль».

2. Задание: определить границы предложения.

Ученикам дается текст без точек. Задание: определить границу предложения и поставить точку.

Алгоритм работы

Продвижение по тексту идет по одному слову.

1) Читается первое слово.

2) Далее следует вопрос: «Мысль закончена?»

3) Если «Да», то это – предложение. Ставится точка.

4) Если «Нет», то читается следующее по тексту слово и повторяется вопрос: «Мысль закончена?» и т.д.

Пример 1.
Текст: Наступили каникулы ребята сделали каток теперь дети катаются на коньках.

Image

3. Задание очень похоже на задание в п.2, но в последнем предложении остаются слова после союза «и», которые самостоятельного значения не имеют и присоединяются ко всему последнему предложению.

 

Пример 2.
Текст. Зимой птицы голодают Коля повесил в саду кормушку мальчик насыпал туда зерен и хлебных крошек.

4. Задание, по сути, похоже на два предыдущих, но ещё позволяет показать, как неверно расставленные знаки искажают смысл текста.

Пример 3.

Текст.

Здравствуй, Умка!

Как ты живешь я хорошо ем рыбу ягоды и грибы скоро начнут улетать на юг птицы опадают с деревьев листья делают запасы на зиму белки только голодные волки не хотят ничего делать.

Топтыжка

(Как ты живешь? Я хорошо ем рыбу. Ягоды и грибы скоро начнут улетать на юг. Птицы опадают с деревьев. Листья делают запасы на зиму. И т.д.)

4. Задание: составить предложения из данного набора слов, записанных в одной строке (или работа над деформированным предложением).

Пример 4.

дикая, рысь, лесу, живет, В

Рыжая, в, рыси, у, пятнышках, шерсть

Стройные, у, ноги, нее, длинные, и

На, кисточки, упругие, ушах, у, зверя

Ходит, по, тихо, рысь, лесу, темному

5. Задание: составить предложение из слов вопроса и ответа.

Цель: выработать умения трансформировать вопросительные предложения

5.1. Прямая замена вопросительного местоимения существительным:

Кто учит уроки? (Наташа)

Наташа учит уроки.

5.2 Изменение порядка слов при составлении ответа.

Что помыл Саша? (руки)

Саша помыл руки.

6. Изменение рода у глаголов прошедшего времени.

Кто сидел на дереве? (птичка)

Птичка сидела на дереве.

6.1. Изменение числа глагола при составлении ответа.

Кто пришел домой? (дети)

Дети пришли домой.

6.1.2. Сочетание числительного с существительным в родительном падеже.

Сколько метров ткани купила мама? (четыре)

Мама купила четыре метра ткани (и т.д.).

2 этап – Знакомство с понятием «текст»

В настоящее время в школьном образовании возрастает объем теоретического материала в со-

держании учебных предметов, таких как информатика, математика, физика, химия и т.д. (такой вывод нетрудно сделать на основании анализа образовательных стандартов вышеназванных областей знания). Этот факт требует создания условий для формирования у школьников компонентов теоретического мышления. Наиболее продуктивно культура умственного труда формируется при специально проводимой работе, предусматривающей воспитание положительного отношения к ней, передачу учащимся специальных знаний и умений, связанных с умственной деятельностью, выработку способов оценки результатов умственной деятельности и т.д. Формирование понятия текст у младших школьников лежит в русле решения этой важной задачи - формирование компонентов теоретического мышления.

Цель: сформировать у школьников понятие «текст».

Задача: научить отличать текст от набора предложений.

Основная идея – подвести учащихся к определению понятия «текст»: «Текст – это группа предложений, связанных по смыслу и записанных в строгом порядке».

Средством деятельности учителя, способствующим включению учащихся в процесс мышления, могут быть побуждающие вопросы определенного типа. Побуждающий вопрос – вопрос, подводящий ученика к определенному виду мыслительной деятельности.

Можно выделить два вида побуждающих вопросов:

  • простые;
  • фокусирующие (направляющие).

Так, вопрос: «Что вы видите на картине (столе, доске и т.п.)?», – побуждает учеников к перечислению предметов (явлений, их свойств и т.п.). Это действие соответствует первому уровню усвоения понятий; ученик отличает один предмет от другого и проявляет активное самостоятельное мышление.

Вопрос: «Как связаны между собой предметы (явления)?» побуждает учащихся проводить анализ, сравнение, высказывать суждения.

Оба эти (и подобные им) вопроса – простые побуждающие вопросы. Они носят открытый характер, т.е. не предполагают единственно правильного ответа.

Учащиеся при этом ведут активный интеллектуальный поиск.

1. Задание: проанализировать две группы предложений.

На доске:

1. Кролики едят капусту.

По земле ползет жук.

Птичка сидит на ветке.

2. В сарае стоят клетки.

Там сидят кролики.

Они едят капусту.

Алгоритм работы

1) Прочитайте строки первого столбика.

2) Можно ли сказать, что это - группа предложений?

3) Связаны ли они по смыслу?

4) Могут ли эти предложения быть записаны в любом порядке?

Аналогично анализируются предложения второго столбика. При этом добавляется ещё один вопрос:

5) Может ли третье предложение быть вторым? Что при этом произойдет?

6) Формулирование вывода:

  • Первый столбик. Это – группа отдельных предложений, не являющаяся текстом!
  • Второй столбик. Это – текст

7) Введение определения нового понятия – текст.

Вывешивается таблица: Текст – это группа предложений, связанных по смыслу и записанных в строгом порядке.

8) Закрепление знаний о тексте.

Задание 1.

Читают:

«Стихи умеем сочинять.
Послали на Луну ракету.
Я рано не люблю вставать.
Собака молча ест котлету».

Вопросы:

  1. Этот набор предложений можно назвать текстом? (Дети, обычно, отвечают утвердительно, так как их сбивает рифма).
  2. Что такое текст? (Обращается внимание на то, что эти предложения можно записать в любом порядке).

Вывод: хотя это и группа предложений, но они не связаны по смыслу и поэтому могут быть записаны в любом порядке. Это – не текст. Этой группе предложений нельзя дать одно название.

Задание 2. Восстановить деформированный вариант текста «Кот и грач».

Кот и грач

Читают последовательность предложений:

  1. Вдруг на кота налетел грач и клюнул его прямо в нос.
  2. Там пищали птенцы.
  3. Кот так и свалился на землю.
  4. Залез кот на дерево и хотел схватить грачонка.
  5. Кот увидел на дереве грачиное гнездо.

Можно ли назвать эту последовательность предложений текстом? (Дети, как правило, отвечают: «Нет. Это группа предложений, но нарушен порядок их записи. Смысл исчез»).

Какой должна быть последовательность этих предложений, что бы можно было назвать её текстом и дать ей название «Кот и грач»?

Задание 3. Данную последовательность предложений разделить на два самостоятельных текста и озаглавить эти тексты. (Алгоритм работы аналогичен алгоритму задания 2).

Весело в лесу летом. Тихо в лесу зимой. Все деревья стоят зеленые. Лесные полянки пестреют цветами. Деревья и кусты убраны хлопьями снега. Земля покрыта снежным ковром. Дети приходят в лес за грибами и ягодами. Попрятались в норы полевые мыши.

Спит в берлоге медведь. Весело щебечут птицы. Бабочки порхают с цветка на цветок.

3 этап – Тема текста

Определение: Тема текста – это то, о ком или о чем говорится в тексте. Текст составляют для того, чтобы рассказать о ком-либо или о чем-либо. Когда мы спрашиваем, о ком или о чем говорится в тексте, мы просим назвать тему текста.

Задание 1. Определить тему следующих текстов.

1) «Мой веселый, звонкий мяч,…».

2) «Колобок» (читается отрывок из сказки).

Задание 2. Прочитайте текст.

1) Какова тема этого текста?

2) Дайте название тексту (путем анализа уточнить, кто выполняет действия).

«Хвост пушистый бело-рыжий,
Едет плавно над травой.
Едет к птичке ближе, ближе,
Замер, будто неживой.
(Дети обычно говорят, что речь идет о кошке)
Хвост здесь, видно, не спроста.
Улетай, скворец, с дорожки.
Бывают кошки без хвоста,
Но не бывает хвост без кошки!»

Задание 3.

Определение темы любого текста, вплоть до математических задач (очень полезно для понимания условия задачи).

4 этап – Главная мысль текста

Задание 1. Сравнение двух текстов на одну тему, но имеющих разную главную мысль.

Алгоритм работы

1) Прочитайте первый текст.

Текст 1. Заяц кормится в основном тонкими веточками осины, ивы, березы. С веток более толстых он сгрызает только кору. Он ест и сухую траву, но не так охотно.

2) Какова тема первого текста? (о зайце)

3) Прочитайте второй текст.

Текст 2. Приближаясь к своей лежке, заяц запутывает следы. Приемы тут разные. «Петля» – зверек пересекает свой собственный след. «Скидка» – резкий скачок в сторону. Все эти хитрости нужны зверьку, чтобы его не смогли поймать его враги.

4) Какова тема второго текста? (о зайце).

5) Чем отличаются тексты? (в первом говорится о том, как питается заяц, во втором – как запутывает следы).

6) Вывод: тексты отличаются главной мыслью.

Вывешивается таблица:

7) «Главная мысль – это то, что говорится в тексте о предмете».

8) Зачем нужно уметь определять главную мысль текста? (Чтобы правильно дать название тексту, так как именно в заглавии отражается либо тема, либо главная мысль текста).

Задание 2. Закрепление понятия – главная мысль текста.

Идея группы упражнений: подбор различных названий к знакомым сказкам, когда в названии отражается главная мысль, а не тема текста.

1) «Репка» («Дружная работа», «Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось» и т.д.)

2) «Колобок» («Путешествие Колобка» и т.д.)

5 этап – Опорные слова

Задание 1. «Угадай сказку» (дидактическое упражнение)

1) «Коза, козлята, волк, кузнец…»

2) «Дед, баба, курочка, яичко…»

3) «Муха, денежка, базар, самовар, паук, комар…»

Задание 2. «Найди лишнее слово» (дидактическое упражнение)

1) «Лиса, журавль, кувшин, тарелка, медведь».

2) «Маша, медведи, аленький цветочек, убежала».

Задание 3. «Добавь слово» (дидактическое упражнение)

1) «Старик, старуха, испекла, …»

2) «Мышка-норушка, лягушка-квакушка, …»

Подводим итог, используя побуждающие вопросы.

1) Почему вы правильно угадывали все сказки?

(Дети, как правило, отвечают, что им помогали главные слова из сказок).

2) Такие слова, по которым легко угадать текст, называют опорными словами. Вывешивается таблица: «Опорные слова – это слова, по которым можно определить тему текста».

Этапы 1-5 можно рассматривать как подготовительные. Дети освоили целый ряд понятий, необходимых для работы над текстами. (продолжение следует)

6 этап – Работа над изложением

Весь первый класс (или 2-ой по 1-4) изложение пишется в форме ответов на вопросы, написанных на доске, с использованием опорных слов. Здесь нам помогут знания, приобретенные на вводном этапе.

7 этап – Синонимы» и «Антонимы»

Изучение темы «Синонимы» – обязательная часть

подготовительной работы перед обучающим сочинением. Синонимы подбираем так, чтобы этот же материал можно было бы использовать при изучении темы «Антонимы»:

Например. 1) Правда, истина – ложь, обман; 2) печалиться, огорчаться – смеяться, радоваться; 3) умный, сообразительный – глупый, бестолковый, и т.д.

(Всего 10 парных слов)

Задание 1. Прочитать текст и выписать все синонимы к слову «медведь».

Медведь

Медведь – умный, ловкий и хитрый зверь. Он быстро бегает, хорошо плавает. С утра до вечера бродит лохматый по лесу. Ищет топтыгин пищу. Вот напал мишка на малину. Лег хитрюга на землю и ест ягодки прямо с веток. Ест и урчит от удовольствия лесной хозяин.

8 этап – обучающее сочинение с опорой на наглядность

Идея упражнений: составление текста по опорным словам с использованием сюжетных картинок.

Картинки вывешиваются заранее, чтобы дети могли определить тему и главную мысль будущего текста.

Детям бывает трудно начать сочинение первый раз и также трудно закончить его. Поэтому учителем дается первое и последнее предложение:

1) «Жили в курятнике курочка и цыплята».

2) «Испугалась курочка: где же мои дети?»– «Цыплята испачкались».

Алгоритм работы:

1) Вывешиваются картинки.

2) Под ними записываются слова. (Все это делается на перемене, на глазах у детей, чтобы они начали активно воспринимать материал еще до начала урока).

«Курочка и цыплята»

 









   

Пошли

Клевали

Увидели

Ушли

Влезли

Вылезли

Испугались

На уроке:

3) Рассматривание картинок.

4) Побуждающие вопросы:

  • Какова тема нашего сочинения?
  • Какова главная мысль? (подбор заглавия).

5) Чтение опорных слов.

6) Составление предложений по схеме: составляют, повторяют, проговаривают предложения.

7) Запись первого предложения (оно списывается с доски).

8) Самостоятельная работа.

9) Запись последнего предложения (оно списывается с доски).

9–10 этапы – Обучающие сочинения с опорой на наглядность и без наглядности.

11 этап – Виды текстов

1. Текст-повествование – это сменяющие друг друга последовательные события. Опорные слова – глаголы. Можно нарисовать несколько картинок по данному тексту.

Например, можно проанализировать сказку «Три медведя», выделяя в качестве опорных слов глаголы: пошла, заблудилась, набрела, зашла, осмотрелась, залезла, увидела, похлебала, сломался, и т.д.

Затем пишется сочинение по опорным словам без предварительного анализа: гуляли, увидели, скулил и дрожал, взял на руки, лизнул, засмеялись, отнес домой, стал жить, назвал. (Чтение и анализ в конце у рока).

2.Текст-описание – это рассказ об одновременных признаках людей, животных, растений, предметов; о том, как они выглядят. Опорные слова – прилагательные. Можно нарисовать к тексту одну картинку.

Алгоритм работы:

1) Вывешивается картинка.

2) Рядом с ней крупно написанный текст-описание:

«Волк – мощный зверь. Он похож на крупную собаку. Голова у волка большая, лоб широкий. Его толстые уши стоят торчком, глаза горят злобно желтоватым блеском. Волчья шерсть грубая, густая и длинная.

Она окружает шею зверя, как воротник. Поэтому шея кажется особенно толстой. Хвост у волка опущен и висит, как полено.

3) Проводится анализ текста по следующей схеме:

  • показать мощность зверя;
  • выделить в описании самые крупные, части тела;
  • описание проводить сверху вниз.

4) Текст – плакат убирается. На доске остается заранее написанный план описания и опорные слова.

Общий признак: волк – могучий зверь; собакаПризнаки частей. Внешний вид:

  • голова, лоб, уши, глаза (большая, широкий, толстые, торчком, расставлены, горят);
  • шерсть, шея (грубая, окружает, воротник, кажется толстой);
  • хвост (опущен, полено);

Общая оценка зверя: страшный, могучий.

5) Составляется устное описание волка с использованием опорных слов. Повторяется мало активными учащимися. Самостоятельная работа.

12 этап – Тавтология – что это такое? (введение нового понятия)

Тавтология – повторение того же самого другими словами, не уточняющими смысл сказанного: а) горячий кипяток, б) мокрая вода, в) ушастые уши, г) пожилая старушка, д) молодая девушка и т.д.

Задание 1. (на доске текст) Прочитайте текст и отредактируйте его.

Текст. «На крылечке сидела пожилая старушка. На коленях у нее спала пушистая кошка. Ее ушастые уши подрагивали во сне, а когтистые когти спрятались в подушечках лап».

Задание 2. Приведите примеры других тавтологий (масло масляное и т.д.)

13 этап – Число Миллера

Исследования американским психологом Д. Миллером такого психического процесса, как память, показали, что объем памяти укладывается в постоянную величину, которая выражается числом 7+2.

Объем памяти показывает, сколько единиц материала может запечатлеть человек одномоментно (разово).

Дальнейшая работа в области психологии установила влияние этой величины и на другие сферы человеческой деятельности.

Применительно к обсуждаемой теме можно выделить следующие аспекты:

1. Если текст не содержит коротких диалогов, а построен из предложений, количество слов в которых намного превышает число 7+2, то у детей он большого интереса не вызывает. Понимание прочитанного приходит только после повторного чтения данного текста.

2. Известные детские писатели Н. Носов, В. Драгунский, Э. Успенский и другие строят свои произведения так, что события в них развиваются стремительно, речевые единицы невелики по объему. Большое количество диалогов, где фразы коротки и понятны, привлекают детей, позволяют им без труда следить за развитием сюжета.

3. Пример.

На доске записано предложение:

«По широкой реке плыл пароход, по палубе которого бегали загорелые ребятишки, которые радовались солнечному дню и весело смеялись, а ветер разносил детский смех далеко над волнами и берегами реки».

(29 слов)

1) Можно ли повторить по памяти? (Это достаточно сложно)

2) Легко ли читать? (Трудно)

Вывод: если текст записан очень короткими предложениями, то читать не интересно, скучно. Если же при построении текста используются предложения, в которых слов больше, чем 9, то такие предложения сложны для запоминания.

14 этап – Составление текста – описания по картинке

Текст составляется детьми. Учитель записывает его на доске. Начало такое: «На улице я увидел (а) котенка». Далее дети начинают проводить описание (с использованием картины или иллюстрации), которое, как правило, звучит так:«Голова у котенка была круглая. Ушки были треугольные. Глазки были голубые. Носик был розовый. Шерстка была белая, а кончики лап были рыжие».

Не исправлять! Писать, как составили. Дети списывают текст.

15 этап – Редактирование текста

Цель: научить избегать частого употребления глагола «быть».

Алгоритм работы:

1) Глагол «быть» можно и нужно заменять другими глаголами.

2) Какими же?

3) Задаем вопрос: какие действия может совершать данный предмет? (ушки – подрагивать (как?),

шевелиться (как?); глазки – смотреть (как?), блестеть (как?), глядеть (как?)).

4) Редактирование текста (вторая запись): «Голова у котенка была круглая, как пушистый шарик. Треугольные ушки слегка подрагивали от ветра, голубые глазки весело блестели и т.д».

16 этап – Текст – описание с использованием сравнений

1. Анализ сочинения Андрея Б. «Осенние листья».

План

1) Осенние листья на моем столе.

2) Красота листьев.

  • Лист березы – маленький парус.
  • Лист рябины – раскрытые ладошки.
  • Листок клена как гусиная лапка.

3) За что я люблю осень.

На моем столе лежат осенние листья. Хочу рассказать об их красоте.

Мой березовый листочек похож на желтый парус. У него по краям острые зазубринки. От середины разбегаются в разные стороны разноцветные прожилки. На листике березы темные точки напоминают веснушки и родинки.

А лист рябины совсем другой. У него листики очень необыкновенные, как будто в разные стороны раскрылись ладошки. У него радостная красивая и яркая раскраска. Очень он мне нравится.

А на что же похож лист клена? Он похож на горящую звездочку или на лапку гусенка. А еще его верхняя часть напоминает старинный замок.

Я люблю осень за то, что она дарит нам красоту.

2. Комментарий. Переход – это мостик от одной значимой части к другой. При работе с текстами, в которых есть описание с использованием сравнений, необходимо обратить внимание детей на переход от одной части текста к другой.

В приведенном выше тексте мы видим, как ученик пользуется мостиками-переходами от одного абзаца к другому:

«Мой березовый листочек похож на…»

«А лист рябины совсем другой…»

«А на что же похож лист клена?»

17 этап – Текст-рассуждение

Текст-рассуждение – это объяснение событий, причин их появления.

1. Рассуждение требует доказательств, поэтому используем такие слова, как «во-первых, во-вторых, потому что, поэтому, следовательно».

2. Знакомство с понятием «тезис»

Тезис – это основная мысль, которую нужно доказать, объяснить, обосновать.

Составление смешанного текста

Составление смешанного текста показывает, как ученик может оперировать полученными знаниями.

Анализ сочинения ученицы 3 класса Тани К. «Как у меня появились два новых друга».

ПЛАН

  1. С чего все началось.
  2. Вот он какой!
  3. Я рассуждаю.
  4. Мои новые друзья.

Однажды я гуляла в парке после дождя. Вдруг я увидела маленького мокрого щеночка. Я взяла его на руки и стала рассматривать.{/mosregread}

Он был маленький и такой беззащитный. Ушки у толстячка слегка подрагивали. Круглые глазки смотрели на меня с любопытством. Влажный холодный носик все время тыкался мне в щеку. Лапки переступали на моих ладонях. Хвостик приветливо вилял.

Я захотела взять щенка насовсем, но потом стала рассуждать. Во-первых, малыш мог потеряться и его сейчас кто-нибудь ищет. Во-вторых, у толстячка мог быть хороший хозяин. В-третьих, это нечестно забирать к себе без спроса чужих щенят.

Я повела щенка к себе домой. Мама его покормила. Я написала объявления про то, что нашелся щенок. Через три дня нашлась хозяйка малыша. Это была девочка из соседнего дома. Мы с ней очень подружились. Теперь у меня два друга – Маша и Тузик.

Мне очень нравятся мои новые друзья.

Вывод: поскольку в данном тексте ученик использовал имеющиеся знания по составлению смешанного текста, включающего в себя все виды текста, можно сказать, что работа над связной речью прошла успешно.

Быстрикова О.И.,
учитель начальных классов
МОУ СОШ №4
г. Железнодорожный


1 При планировании и разработке этапов работы по данной теме автор использовал программу Т.А. Ладыженской и практический и теоретический материал учителя А.А. Гусевой (г.Щелково)