Инновации и эксперимент в образовании

Технология самосбережения здоровья и жизненного оптимизма в работе с младшими школьниками

Предлагаемая вашему вниманию статья посвящена актуальной на сегодняшний день теме – здоровьесбережению младших школьников. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде различных форм саморазрушающего поведения, в том числе и наркомании. В этой связи недостаточно внимания уделяется профилактике, которую нередко трактуют как работу уже с конкретным фактом, имеющим место.

От редакции

Именно поэтому большое внимание в статье уделено системе воспитательно-профилактической работы образовательного учреждения по созданию условий, способствующих воспроизводству ресурса созидательной энергии, воспитанию ценностного отношения младших школьников к своему здоровью, поведенческих норм, основ организации разумного образа жизни (ортобиоза), адаптации к социокультурному окружению.

В статье представлены разнообразные формы работы с детьми по технологии самосбережения здоровья и жизненного оптимизма, тематическое содержание авторской программы «В Царстве Здоровья», описаны варианты практического использования приёмов психофизической тренировки, позволяющие привлечь внимание учащихся к проблемам самоконтроля и самовоспитания, даны разнообразные варианты практического применения технологий ортобиоза в воспитательно-профилактической работе с младшими школьниками.

 

Как построить в образовательном учреждении здоровьесберегающее пространство?

В своём уставе Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) рассматривает понятие здоровье не только как биологическую, но и как социальную категорию. В преамбуле устава ВОЗ приведено следующее определение: «здоровье – это состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие».1

Иными словами, невозможно понять и определить здоровье в отрыве от конкретной среды, в которой живет человек (природа, домашняя обстановка, духовная атмосфера семейного социума, социальное окружение), от всех сфер и проявлений его жизнедеятельности (учебе, труде, поведении, отдыхе), от его назначения и целей, духовного развития. Здоровье, как функция успешной жизни, в наше время становится необходимым условием культурного развития человека.

По результатам статистических данных, физически зрелыми рождаются не более 14% детей, а уже к 6-7 годам, т.е. ко времени поступления в школу, лишь каждый пятый ребёнок может считаться абсолютно здоровым. Количество же здоровых детей за время пребывания в школе сокращается в 3-4 раза.2 Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические перегрузки, от которых сегодня страдают даже малыши.

{mosregread}Однако, перечисляя факторы нездоровья подрастающего поколения, мы обычно забываем ещё об одном, весьма существенном. Это неумение самих детей быть здоровыми, незнание элементарных законов здоровой жизни, несформированность основных навыков сбережения здоровья. К примеру, в ряду личностных ценностей у детей 7-10 лет здоровье занимает самые последние ступеньки.

С началом активной социализации ребёнок попадает в особую тесную зависимость от окружающей обстановки, поэтому фактор среды, как источник риска нарушения здоровья, очень значим для младшего школьного возраста. Неблагоприятные психосоциальные факторы, в свою очередь, подразделяются на семейные и связанные с образовательным учреждением.

Исследуя возрастные характеристики, состояние здоровья и социальное самочувствие учащихся всех возрастных категорий, мы наблюдаем тесную взаимосвязь и взаимозависимость между этими параметрами. Чем старше ребёнок, тем чаще отдельные недомогания психовегетативного и невропатического характера; тем больше доля учащихся, имеющих хронические заболевания; тем сильнее проявляется чувство неуверенности в себе, ощущение одиночества и психологического дискомфорта.

Для формирующейся личности ребёнка это – тяжеловесный психотравмирующий фактор. Складывается ситуация, когда имеет место конфликт личности и социальных норм, либо ситуация, когда нормы отсутствуют и личность лишена твердых ориентиров своего нравственного и правового поведения. Подобная внутренняя духовная дезорганизация зачастую является причиной суицидальных и криминальных проявлений, асоциального поведения детей и подростков.

Этих проблем не решить одними лишь мерами по лечению и профилактике болезней. Точкой приложения усилий медиков, работников социальной сферы, педагогов должно стать здоровье подрастающего поколения и основанная на нём жизненная целостность организма (в триединстве физической, психологической и духовно-нравственной составляющих). Система наиболее результативна, если учитывает духовно-нравственную основу жизнедеятельности человека, согласно которой, здоровье – культивируемая личностью жизненная ценность.

Необходимо выстроить систему целей для формирования мышления младшего школьника относительно здоровья. Ребёнок может с удовольствием выполнять все предлагаемые игры, упражнения, вести беседы, но потом вскоре забыть всё, о чём говорилось, если он не уяснит для себя всей целесообразности выполняемой деятельности, если каждое движение не будет сопряжено со здоровьесберегающей миссией.

Формирование жизненных ценностей личности, как мы знаем, именуется воспитанием. В отечественной педагогике существует определение воспитания как формирование потребностей (вос – питание). Именно с того святого момента, когда у человека возникает первая потребность, которую надо удовлетворить адекватной ей «пищей», начинает формироваться ЛИЧНОСТЬ. Данное утверждение можно представить в виде следующей схемы: личность = потребности + «пища» –> развитие, где:

  • потребности – желание познания, стремление к переменам;
  • «пища» – познание, деятельность по изменению;
  • развитие – переход в новое качество.

Приведённая «технологическая цепочка» многократного удовлетворения потребностей работает на протяжении всего жизненного цикла человека.

Актуализировать потребность здоровьесбережения возможно, если оттолкнуться от познавательной потребности, присущей младшему школьнику. Мотивацией к изучению «собственной персоны»3 может послужить любая игровая ситуация, требующая от ребёнка оказания помощи предмету (объекту), который наиболее интересен, вызывает чувство особой симпатии, любви.

Работая с образами предметов (явлений), наделяя их человеческими качествами и свойствами (способность думать, чувствовать, иметь свои цели и желания), ребёнок «включается» в поле действия данного предмета (объекта), а если игровая ситуация потребует от него идентификации с образом, он с удовольствием и без особых усилий превращается в образы окружающего пространства. Так у ребёнка развивается способность к визуализации: созданию чётких и устойчивых образных представлений предметов (явлений). Развитый навык визуализации даёт индивидуальное знание о мире, развивает понятийное мышление, а также позволяет достичь ощущения целостности концентрации внимания. Решая задачу с конкретным понятным образом, ребёнок самостоятельно действует, по образу находит выразительные средства и нужные для него движения. Так у ребёнка развивается способность владения своим телом.

В качестве примера приведу фрагмент одного из таких занятий, где мотивацией к изучению дыхательной системы послужила сказочная ситуация, основанная на сказке Г.Х. Андерсена «Дюймовочка»: дети искали Дюймовочку и параллельно изучали и выполняли разнообразные дыхательные упражнения.

В одной из игр-путешествий ребята попадали в Воздушное Царство и искали Дюймовочку на лугу (игра «Быстрые превращения»). Нет, не видели Дюймовочку ни мотыльки, ни жуки, ни ветер. Может быть, веселая пчелка ее заметила? (дыхательная игра «Веселая пчелка»). Пчёлка тоже не видела Дюймовочку, но зато она научила ребят дыхательным упражнениям, которые помогут им быть здоровыми и сильными и продолжить своё путешествие на воздушном шаре, который надо надуть совместными усилиями.

С учётом психофизиологического развития младшего школьника деятельность по самосбережению здоровья требует обязательного присутствия основных здоровьесберегающих компонентов, таких как:

  • свобода движений, дыхания (рекреация),
  • проявления эмоций (релаксация),
  • творческое самовыражение ребенка (катарсис),
  • учет индивидуальных и возрастных особенностей детей4.

Эта работа требует осознания детьми понятия «любовь», духовно-нравственное значение любви в человеческих взаимоотношениях. Любовь является основой этики (в аспектах сострадания, способности прощать, терпимости, нежности, готовности жертвовать собой и т.д.). Работая подобным образом с «собственной персоной», ребёнок ощущает внимание и любовь к себе, благодаря чему у него окончательно формируется система целеполагания. Вот некоторые высказывания детей, занимавшихся по этой системе: «Мне помогали эти занятия самого себя лечить. С ними я хорошо себя чувствую, наполняюсь добротой, счастьем, любовью (Коля Ж.)», «Я думаю, у меня будет ровный позвоночник, потому что я буду держать спину ровно и укреплять позвоночник, мышцы» (Оля Т.).

Воспитательная работа с младшими школьниками по здоровьесбережению является профилактическим видом деятельности. Профилактика в широком смысле слова представляет собой вид деятельности по предупреждению возможного неблагополучия в физическом, психическом и социальном развитии детей, по созданию условий, способствующих воспроизводству ресурса созидательной энергии, воспитанию ценностного отношения к своему здоровью, поведенческих норм, основ организации разумного образа жизни (ортобиоза), адаптации к социокультурному окружению5.

Специалистами Всемирной организации здравоохранения были предложены следующие профилактические модели, которые можно использовать в воспитательной работе с младшими школьниками по здоровьесбережению:

  • улучшения здоровья,
  • альтернативной деятельности,
  • обучения жизненным навыкам.

Модель улучшения здоровья предполагает овладение навыками саморегуляции физического состояния и самочувствия, способов владения собой, внутренний самоконтроль, способность воздействовать на свой организм, самообладание, умение восстанавливать свои душевные и физические силы, способность фиксировать изменения в себе, чувство самосохранения, умение снимать стрессы и корректировать своё эмоциональное состояние. Действия на основе этой модели рассчитаны на длительный позитивный эффект.

Модель альтернативной деятельности предполагает, что учащимся может быть предложена специфическая позитивная деятельность (это могут быть как занятия разнообразными видами спорта, бальными, современными танцами, музыкой, художественная деятельность и др., так и занятия, знакомящие детей с различными оздоровительными техниками). Необходим индивидуальный подбор деятельности в соответствии с личностными потребностями ребёнка. Эта модель подразумевает преодоление разного рода препятствий и вызывает сильные положительные эмоции и чувства, способствует формированию позитивного отношения к жизни.

Модель обучения жизненным навыкам создаёт условия для перехода к самопомощи, происходит сознательный отказ от позиции «я не могу» к формированию оптимистической жизненной позиции «я могу сам справляться со своими жизненными трудностями»6.{/mosregread}

Технология самосбережения здоровья и жизненного оптимизма и её применение в работе с младщими школьниками

С момента зачатия ребенок вплетён в сложную и многомерную систему внутренних и внешних обстоятельств человеческой жизни, в универсальную «сетку» социальных и природно-экологических связей. Опыт экспериментальной работы с младшими школьниками по программе «В Царстве Здоровья» показал, что эта сложная система понятна ученику, если её изучение построено в технологическом режиме. Исходя из определения технологии как науки о законах функционирования любой сложной системы, переводящей знания в практические умения, технология из системы дидактических методов перерастает в систему проживания и получения жизненного опыта.

Жизненный опыт младшего школьника складывается под влиянием окружающих его условий и людей, а также собственной жизнедеятельности. Этот опыт имеет ярко выраженное этическое начало («что такое хорошо и что такое плохо...» и др.). Этика является стержнем духовного развития человека. Вокруг этого стержня растут, «прилепляясь» к нему, знания, практические навыки по здоровьесбережению, способности и прочие качества, что образует суть нравственного развития ребёнка. Успех подобной работы зависит от того, насколько прочен и высок этот стержень.

Технология этического соотнесения (сформулирована российским учёным, заслуженным деятелем науки РФ В.М. Шепелем)7, ориентированная на нравственно прочувствованное и осмысленное отношение к природе, к своему телу, к самому себе, к людям,8 во многом отвечает этим требованиям и определяет тематику воспитательно-профилактической работы с учащимися по здоровьесбережению:

  1. Отношение к Природе.
  2. Отношение к своему телу.
  3. Отношение к себе.
  4. Отношение к другим людям.

Следует отметить, что представленные темы вызывают у учащихся интерес, обогащают разнообразными впечатлениями, активизируют интересы, развивают представления о природе, о других людях, о рукотворном мире, о себе. Работая по каждой из представленных тем, педагог учит ребёнка «слышать» и «слушать» себя, получать информацию от органов чувств, перерабатывать её и воспроизводить в виде устойчивого психофизического состояния, которое далее может поддерживаться в режиме оздоровления и саморазвития.

Специфика тем определяет выбор пакета здоро-вьесберегающих технологий для работы с младшими школьниками, среди которых:

  • Игротехнология.
  • Рекреация – технология восстановления физических сил.
  • Релаксация – технология снятия нервно-психического и мышечного напряжения.
  • Катарсис – технология восстановления духовных сил, укрепления нравственного здоровья.

Здоровьесберегающие технологии сводятся в одну систему – технологию самосбережения здоровья и жизненного оптимизма9.

{mosregread}Полученные знания и практический опыт взаимодействия с природой, своим организмом, эмоциями, окружающими людьми позволят учащимся понять взаимосвязь своих мыслей и поступков, что сформирует навык управления своим поведением. В этом вопросе есть и другая, не менее важная сторона. Подобное единство мысли и действия закрепляет эффект отдельной оздоровительной меры в виде устойчивого психофизического состояния, укрепляющего и, при необходимости, восстанавливающего здоровье ребёнка.

Алгоритм работы с объектом (явлением)

Алгоритм действий, позволяющий раскрыть индивидуальные резервные возможности организма ребёнка, включает следующие шаги: обнаружение, прояснение, преобразование.

1 шаг: обнаружение
Цель Содержание
Самопознание. Самооценка.

Углубление представлений ребёнка об объекте. Достижение эмоционального состояния, позволяющего получать информацию от органов чувств.
Наблюдения, сенсорные впечатления. Ознакомление с художественной литературой, репродукциями, иллюстрациями по заданной теме, беседы. Получение основ знаний по анатомии, биологии на основе собственного опыта: наблюдения (эксперименты, опыты) за природой (объектом, явлением).
2 шаг: прояснение
Самоосознание – получение необходимого опыта на основе внутренних ощущений от мышц тела, рук, внутренних органов.

Самокоррекция – саморегуляция физического состояния и самочувствия.
Двигательное «проживание» образов в различных видах деятельности. Технологии интенсивного обучения: адаптационные, психофизические, релаксационные упражнения.

Двигательное проживание образа с помощью невербальных и вербальных средств: слово, движение, игра, подвижные игры, психофизические и релаксационные упражнения, танцы-импровизации, функциональная музыка, рисование.

Этико-психологические и медицинские данные, рекомендации народной и «нетрадиционной» медицины, телесно-ориентированной терапии, арттерапии, музыкотерапии.
3 шаг: преобразование
Саморазвитие – познание и реализация двигательного опыта.

Самоконтроль – формирование способности противостоять заболеваниям.

Самопомощь – формирование позитивного отношения к жизни, веры в свои силы и возможности, оптимизм («я могу сам справляться со своими жизненными трудностями»).

Самореализация – закрепление собственных представлений о способах самосбережения и укрепления своего здоровья.
Синтезирование двигательных образов в разнообразной творческой деятельности учащихся, привносящей состояние творческого подъёма:
  • рисование (пальчиками, ладошками, ногами, кисточкой, углем и др. материалами);
  • лепка (пластилин, глина);
  • оригами;
  • танцевально-двигательные импровизации;
  • конструирование;
  • театр;
  • хоровое пение;
  • игра на музыкальном инструменте;
  • коллективные работы;
  • сочинения
и другие виды творческой деятельности.

 

Данный алгоритм, при разумной организации воспитательно-профилактической работы образовательного учреждения, формирует здоровьесберегаю-щую и здоровьесозидающую образовательную среду в условиях общеобразовательного учреждения, поскольку охватывает практически все формы образовательного процесса младших школьников.

В качестве примера приведу алгоритм работы педагога по теме «Царство Деревьев» (программа по технологии самосбережения здоровья и жизненного оптимизма «В Царстве Здоровья», 1-й класс).

Шаг 1: обнаружение. Эксперимент-наблюдение. Ученики посадили в маленькие стаканчики с землей желуди, каждый ухаживал за своим питомцем: поливал, разговаривал с ним, дарил свою любовь. В процессе роста желудей учащиеся очень внимательно наблюдали за своими питомцами: их ростом, красотой, необычностью. Вместе радовались изменениям, происходящим с растениями, и чувствовали себя при этом маленькими «волшебниками», способными при помощи своей доброты, душевности, заботы о меньшем и более слабом изменять окружающий мир. Когда выросли маленькие ростки дубочков, дети пересадили их в общую ёмкость. И случилось чудо: в классе на подоконнике появилась настоящая миниатюрная дубовая рощица, выращенная детьми с любовью и заботой.

Шаг 2: прояснение. Учитель предложил детям перевоплотиться в своего друга-жёлудя, «прожить» и изобразить все этапы роста в процессе выполнения психофизических упражнений игр-перевоплощений, упражнений по коррекции позвоночника (ученики «вживались» в образ своего дерева). Чтобы лучше отрефлексировать своё состояние, свои ощущения и впечатления учащиеся не только зарисовали, но и описали что чувствовали, о чём дерево им поведало. Вот некоторые из этих рассказов: «Мы проводили путешествие по Царству Деревьев. Мы превращались в деревья, в дубки» (Катя Н.), «Когда я превращался в дерево, я чувствовал доброту, солнышко придавало мне энергию» (Коля Ж.), «Когда я была деревом, я чувствовала солнце и свет» (Ира Д.).

На следующем уроке дети вспоминали, как они «превращались» в желудей, как росли, тянулись к солнышку, наполнялись добротой и любовью и случилось чудо: дубки выросли. Затем педагог предложил учащимся ещё раз «превратиться» в дубки – учащиеся выполнили психофизическое упражнение на укрепление опорно-двигательного аппарата, а также упражнение на укрепление позвоночника «Поза дерева». Были проведены подвижные игры: «Тропинка», «Кусты и деревья» (на внимание). Во время релаксационного отдыха на «волшебном коврике» дети представляли себе лес, по которому они бродят и ищут одно особенное дерево: дерево, которое будет разговаривать, с каждым из них....Это дерево хотело бы стать их дру-гом.Ребята внимательно прислушивались к голосу дерева, как он звучит и просили у него силы для себя, а взамен дарили ему свою любовь и нежность.

Шаг 3: преобразование. В заключение цикла уроков по теме «Царство Деревьев» учащиеся выполнили коллективную работу «Волшебное Дерево Здоровья», на котором было столько веточек, сколько учеников в классе. Затем каждый описал (в виде рассказов), чему он научился в Царстве Деревьев и какие качества хотел бы развить в себе для укрепления своего здоровья. Дети рассказали о наиболее запомнившихся им упражнениях, и играх. Фотография каждого ребёнка помещалась на «его веточку» Волшебного Дерева Здоровья.

А что стало с маленькими саженцами? Когда саженцы набрали силу, ученики пересадили их на школьный участок (впоследствии ухаживали за ними). Интересен духовно-нравственный вывод, сделанный учениками: «Будем расти, стремиться к свету!».

Технология самосбережения здоровья и жизненного оптимизма младших школьников может быть реализована путем:

  • моделирования проблемных ситуаций, требующих проявления интеллектуальной и нравственной активности ученика;
  • использования активной рекреационной нагрузки: подвижных игр, в которых необходимы согласованные действия, взаимопомощь, коллективные усилия;
  • использования различных дыхательных упражнений для снятия психоэмоционального напряжения;
  • использования элементов самомассажа для активизации биологически-активных точек;
  • использования элементов психофизических игр (игр-погружений, игр-перевоплощений, спонтанных танцев);
  • использования возможностей релаксации для снятия эмоционального и телесного напряжения, формирования этических установок;
  • использования элементов музыкотерапии;
  • использования возможностей голосового аппарата по снятию напряжения и формированию инерции успешной деятельности;
  • активизации самостоятельной деятельности детей (ролевые игры, беседы, драматизации);
  • использования возможностей театра;
  • использования возможностей коллективной совместной творческой деятельности, создающей единое групповое поле;
  • выражения чувств различными видами художественно-эмоционального языка: деятельностью с помощью рисунков, ассоциаций, музыки и других средств искусства.

Результаты применения технологии

В этой связи интересны суждения детей о том, что такое здоровье. Дети, участвующие в эксперименте, дали самые разнообразные ответы и обнаружили совершенно верное отношение к проблеме. Приведу лишь некоторые из высказываний учеников начальных классов, занимающиеся по данной программе в течение 2-х лет:

  • «ЗДОРОВЬЕ – это радость жизни» (Карина).
  • «ЗДОРОВЬЕ – это наш организм. Организм – это наше тело. ЗДОРОВЬЕ – это наша жизнь. ЗДОРОВЬЕ – это наша культура. ЗДОРОВЬЕ – это наше доброе дело. Здоровье нужно, чтобы не болеть. Здоровье нужно, чтобы другим людям приносить радость (Паша П.).
  • «ЗДОРОВЬЕ – это наша сила. ЗДОРОВЬЕ – это счастье. ЗДОРОВЬЕ нам помогает во всем. Когда у нас есть ЗДОРОВЬЕ, мы не болеем. ЗДОРОВЬЕ нам в жизни пригодится. ЗДОРОВЬЕ – это красота! (Катя Н.) .

Как показал опыт, педагоги, занимавшиеся с учащимися воспитательно-профилактической работой по здоровьесбережению, так же, как и их воспитанники, изменялись в сторону личностного и профессионального роста.{/mosregread}

Искусство сохранения и укрепления здоровья приходит, прежде всего, со знаниями и практическим опытом. В этом позитивном процессе главными определяющими являются не темпы, а качество, помноженное на любовь к своему делу. И чем раньше эта работа начнётся, тем больше шансов поднять на должный уровень защитные свойства детского организма и средства внутреннего нравственного самоконтроля ребёнка, что позволит решить задачу здоровьесбережения младшего школьника. В этом видится одна из важнейших целей воспитания здоровой успешной личности.

Экспериментальные исследования, проведённые кафедрой человековедческих технологий Педагогической Академии Последипломного Образования МО на базе ряда образовательных учреждений Московской области (гг. Железнодорожный, Королёв, Балашиха, Ивантеевка, Одинцово, Химки и др.), использовавших в своей воспитательно-профилактической работе данный подход, показали, что подобное воздействие благоприятно сказывается на психофизиологическом развитии учащихся, способствует поддержанию психосоматического благополучия, заметному снижению уровня заболеваемости, формированию сознательной установки учащихся на сохранение и укрепление своего здоровья, поддержанию оптимистического жизненного настроя.

Юматова Д.Б.,
г. Москва

Литература

  1. Динейка К. Движение, дыхание, психофизическая тренировка. – Мн.: Полымя, 1982.
  2. Емельянов В.В. Развивающие голосовые игры. – С-Пб., 1999.
  3. Здоровый ребенок - в здоровом социуме. – М.: Илекса, Ставрополь: Ставрополь-сервисшкола, 1999.
  4. Инструктивно- методическое письмо «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей школьного возраста в организованных формах обучения» от 14 марта 2000.
  5. Матюгин Н. Школа эйдетики. – М.:, 1995.
  6. Мечников И.И. Этюды оптимизма. – М.: Главная редакция литературы на иностранных языках издательства «Наука», 1987.
  7. Основные документы ВОЗ. – Женева: Изд.35, 1985.
  8. Юматова Д.Б., Башмакова Е.А. Культурно-образовательная программа «В Царстве Здоровья. – М.: Изд-во: ИПКиПРНО МО, 2002.
  9. Сб.программ / Под науч. ред. Л. М. Шипициной. Профилактика злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними. – СПб.: Изд-во «Образование-Культура», 2003.
  10. Шепель В.М. Ортобиотика: слагаемые оптимизма. – М., 1996.
  11. Юматова Д.Б. Методическое пособие к программе по технологии самосбережения здоровья и жизненного оптимизма детей. – М.: ГУ «Центр «Семья», 2004-2005.

1 Основные документы ВОЗ. Изд.35, 1985, Женева.

2 Здоровый ребенок - в здоровом социуме. – М.: Илекса, Ставрополь: Ставрополь-сервисшкола, 1999.

3 И.И. Мечников. Этюды оптимизма. Главная редакция литературы на иностранных языках издательства «Наука». – М., 1987. С. 275.

4 Юматова Д.Б., Башмакова Е.А. Программа «В Царстве Здоровья». – М.: Изд-во: ИПКиПРНО МО, кафедра человековедческих технологий, 2002 г.

5 Профилактика злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними: Сб.программ/ Под науч. ред. Л.М. Шипициной. – СПб.: Изд-во «Образование-Культура», 2003. С. 14.

6 Профилактика злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними: Сб.программ / Под науч. ред. Л.М. Шипициной. – СПб.: Изд-во «Образование-Культура», 2003., С. 15.

7 Шепель В.М. Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология. – М.: Дом Книги, 2000.

8 Шепель В.М . Человековедческая компетентность менеджера. Управленческая антропология. – М.: Дом Книги, 2000.

9 Шепель В.М. Ортобиотика: Слагаемые оптимизма. – М.: ЮНИТИ, 1996.