Инновации и эксперимент в образовании

Возможности педагогического анализа урока для профессионального роста учителя

Главное пространство, в котором протекает деятельность учителя в школе – это урок во всех его проявлениях. Пространство урока – это сцена, на которой можно пережить минуты триумфа и горечь поражений; оно всегда заполнено деятельностью учителя и учеников.

С каких позиций надо анализировать уроки учителей, работающих в инновационном поле?

Урок – это зеркало общей и педагогической
культуры учителя, мерило его интеллектуального
богатства, показатель кругозора, эрудиции.

В.А. Сухомлинский

Сегодня мы можем констатировать, что в значительной части российских школ идут параллельно, как минимум, два процесса: процесс функционирования и процесс развития. Развивающаяся школа, работающая в инновационном режиме, значительно отличается от школ, целью которых является стабильное поддержание какого-то совершенно определенного сложившегося годами порядка функционирования.

При этом очевидно, что функционирование находится в противоречии с изменением и развитием, т.к. изменяя (совершенствуя) какие-то составляющие жизнедеятельности образовательного учреждения, мы, тем самым, отказываемся от определенных элементов функционирования.

Очевидно, что управление этими процессами должно быть разным. Поэтому управленцу важно не нарушать разумного соотношения между изменением и функционированием.

{mosregread}Уточним: понятие изменение подразумевает, что между двумя последовательными моментами времени имеются заметные различия в ситуации, человеке, рабочей группе, организации или взаимоотношениях; развитие отличается от других изменений, прежде всего, качеством изменений в системах управления и их результатах. Это означает, что развитие предполагает изменение существенных свойств системы управления, ее элементов, структуры и т.п.

Одной из характеристик инновационной образовательной деятельности является то, что она, прежде всего, ориентирована на возникновение нового поля целей, смыслов и задач и носит вероятностный характер. Это приводит к неизбежному возникновению неожиданных эффектов и новых проблем и потому требует поиска адекватных подходов и средств, которые бы отслеживали эти новые эффекты и проблемы.

Главное пространство, в котором протекает деятельность учителя в школе – это урок во всех его проявлениях. Пространство урока – это сцена, на которой можно пережить минуты триумфа и горечь поражений; оно всегда заполнено деятельностью учителя и учеников.

Посещение уроков и последующий их анализ – это одна из многих должностных обязанностей администрации образовательных учреждений. Вопросам классификации форм и целей анализа урока, схем его проведения, принципов построения собеседований по итогам урока, схем самоанализа урока и т.д. посвящено много педагогической литературы (В.И. Зверева, Е. М. Муравьев, А. Е. Богоявленская, Ю.А. Конаржевский, Г.Б. Скок и др.).

Традиционная система внутришкольного контроля хорошо адаптирована к процессу функционирования, в том числе и к педагогическому анализу урока. А с каких позиций надо анализировать уроки учителей, работающих в инновационном поле? Но прежде, чем ответить на этот вопрос, дадим определение понятию «педагогический анализ».

Воспользуемся определением Ю.А. Конаржевского1. Под педагогическим анализом понимается функция управления школой, направленная на изучение состояния, тенденций развития, на объективную оценку результатов педагогического процесса и выработку на этой основе рекомендаций по упорядочению системы или переводу её в более высокое качественное состояние.

Опираясь на данное определение, можно предположить, что анализируя уроки учителей, работающих в инновационном режиме, необходимо обращать внимание, во-первых, на систему работы конкретного учителя, во-вторых, на эффективность работы этой системы, в-третьих, на показатели, свидетельствующие о качественных изменениях, происходящих в системе обучения.

Кроме того, независимо от режима работы учителя (традиционный, инновационный) важно, чтобы анализ урока способствовал профессиональному росту учителя, самосознанию деятельности и её результатов.

Администрация школы, методисты хорошо знают, как психологически трудно разбирать урок, даже если он удался. Если же урок содержит много принципиальных ошибок, то его обсуждение вести еще труднее. Часто, посещая уроки, попадаешь в такое положение, что «сказать нельзя, но и не сказать нельзя». Как же использовать процедуру анализа урока для роста профессионального мастерства учителя, обучения его рефлексии, при этом превратить в активную форму работы с учителем такую привычную функцию внутришкольного контроля как анализ урока?

Несколько слов о принципах, которые лежат в основе этой процедуры – анализ урока. Самих принципов поведения управленца при общении с подчиненным огромное количество. У разных авторов они близки по сути, но различаются по названию. (Д. Карнеги, Ю.А. Конаржевский, Л.И. Фишман, К.М. Ушаков и др.).

Остановимся только на одном из принципов «Принцип уважения и доверия к человеку» (по Ю.А. Конаржевскому) – это основополагающий, системообразующий принцип управленца и педагога. Принцип, который должен превратиться в убеждение.

Этот принцип выдвигает целый ряд конкретных требований:

  • уважайте личное достоинство человека, признавайте за человеком соответствующие права и возможности;
  • уважайте человека в себе и уважайте человека в других; берегите человека в себе потому, что в другом так же присутствует человек;
  • предоставьте личности, когда это возможно, свободу выбора;
  • доверяйте человеку, его потенциальные возможности неисчерпаемы;
  • создайте атмосферу доверия на основе взаимоуважения;
  • уважайте человека, но проявляйте к нему достаточно высокую требовательность;
  • поощряйте достижения и личный вклад каждого в дело школы;
  • гарантируйте каждому учителю и ученику защищенность в коллективе.

Помните! Уважение и доверие к человеку - высшее проявление гуманизма в управлении!

Все эти требования хорошо известны. Дело в том, что от хорошо известной теории до повседневной практики бывает очень далеко!

Вернемся к анализу урока. Исходя из вышеперечисленных требований, сформулируем условия, необходимые для проведения конструктивного анализа урока.

Условия для конструктивного анализа урока

1. Оповестить учителя заранее о времени и цели посещения урока.

2. Уточнить, понятна ли учителю цель посещения. Если цель не понятна, то обязательно дать учителю соответствующие разъяснения.

3. Проводить анализ урока желательно не на перемене, а по окончании уроков. Это будет способствовать созданию спокойной, неспешной обстановки; даст возможность учителю справиться с волнением, которое всегда присутствует при любой проверке; даст возможность заместителю директора по УВР собраться с мыслями и выбрать форму беседы с учителем, исходя из индивидуальных особенностей учителя, цели и задач посещения урока и т.д.

Эти условия могут быть переданы учителю в виде памятки, примерно следующего содержания:

Уважаемая Наталья Алексеевна!

В рамках внутришкольного контроля с _____ по _____ проводится изучение преподавания истории.

Цель: знакомство с системой работы учителя (оценка оптимальности избранной структуры урока с позиции заявленной темы, сочетание приемов обучения с поставленной целью урока, учет возрастных особенностей учащихся, объем и содержание получаемой учащимися информации, работа с понятийным аппаратом предмета, развитие монологической речи учащихся и т.п.).

На ваших уроках будут присутствовать ...

Уроки будут посещаться согласно циклограмме.

Класс \ Дата        
3 урок   1 урок  
4 урок   2 урок  
10А   3 урок   1 урок
10Б   2 урок   2 урок

Прошу Вас определиться с типом урока, его целями и задачами, структурой.

Замечание. Понятно, что данная памятка будет претерпевать изменения в зависимости от целей и задач посещения урока, но она, как показывает практика, может способствовать снятию лишнего напряжения учителя и ориентирует его на тот круг вопросов, который будет обсуждаться.

Подготовка завуча к анализу урока

Главную роль в анализе урока будет играть цель (совокупность целей), с которой завуч пришел на урок. Следовательно, чтобы учитель разбирал урок в рамках поставленной завучем цели, необходимо соответствующим образом подготовить поле деятельности для себя и для учителя.

1) Четко сформулировать для себя:

  • понравился урок или нет;
  • реализованы ли цель и задачи вашего посещения;
  • какими критериями вы руководствовались;
  • к какому выводу необходимо подвести учителя в ходе анализа урока.

2) Составить перечень тех моментов урока, за которые нужно похвалить учителя.

3) Составить перечень таких недочетов учителя, о которых не сказать нельзя, даже, если они выходят за рамками вашей цели посещения (ошибки в содержании материала, речевые ошибки учителя, пропущенные ошибки в ответах учеников, некорректность по отношению к личности ученика и т.д.).

4) Составить план разговора так, чтобы активная роль принадлежала учителю, а завуч слушал и направлял беседу в нужное русло.

5) Приготовить, если нужно, опросник или анкету.

6) Подготовить резюме беседы, которое четко, требовательно, но корректно отражало бы ваше мнение об уроке.

Модели анализа урока

В рамках данной статьи остановимся только на двух моделях анализа урока.

Первая модель

Она построена на традиционных рекомендациях к анализу урока, но предлагаемые схемы и методики использует не совсем традиционно, ставя во главу угла рефлексию деятельности учителя.

Ее целесообразно использовать, на наш взгляд, когда идет первичное знакомство с деятельностью учителя, или когда обобщается его педагогический опыт, или когда идет фронтальная проверка деятельности методического объединения учителей и т.п. Иными словами, когда ставятся целевые установки, характеризующиеся общедидактической направленностью.

При этом форма анализа (самоанализа урока) может быть любой, главное, чтобы она соответствовала поставленным целям и задачам.

Условия моделирования

Допустим, что в рамках внутришкольного контроля проводится изучение преподавания в школе какого-либо предмета (математики, литературы, истории и т.п.). Сама постановка вопроса потребует разностороннего анализа деятельности учителей, преподающих данный предмет. Для последующего обобщения материалов контроля, думается целесообразно, анализ всех уроков проводить по одной схеме, независимо от опыта учителей. Более того, применение одной схемы при анализе уроков учителей разного уровня квалификации, разных по «педагогическому» почерку, личностным качествам и т.п. позволит затем внести изменения в саму схему анализа. Администрация школы получит возможность апробировать и модернизировать свой управленческий инструментарий.

Задачи:

  1. На основе различных схем анализа урока организовать самоанализ урока учителем.
  2. Организовать рефлексию наиболее успешных и наименее успешных этапов урока.
  3. Подвести учителя к объективной самооценке урока.

Собеседование

(Для предлагаемых в статье моделей анализа урока собеседование строится по одной схеме).

В основе собеседования лежит, кроме тех принципов уважения к личности человека и веры в его возможности, ваше знание конкретной личности учителя. Поэтому схема собеседования каждый раз выстраивается по-разному. Планируя беседу с учителем, завуч готовит несколько опросников (схем) для анализа урока, которые бы отвечали цели вну-тришкольного контроля. Набор опросных листов может быть такой.

Опросный лист №1

(Он не зависит от типа урока и предназначен больше для выявления эмоционального впечатления от урока).

1. Довольны ли Вы своим уроком?  
Да, потому что (Нет, потому что ...) ...  
2. Что понравилось больше всего?  
3. Что бы Вы сделали по-другому? Почему?  
4. Кто из учеников Вас удивил?  
5. Этот урок для Вас обычный или он потребовал больше подготовки?  
6. Часто ли Вы меняете тип урока (раз в неделю, месяц, четверть)? форму работы на уроке? Приемы?  
7. Вы на уроке чаще всего «солист» или «дирижер»?  
8. В этом классе Вам работать комфортно?  
9. Кто из детей в этом классе требует особого внимания (причины могут быть различными)? Как вы решаете эту проблему?  

 

С одной стороны, этот опросный лист достаточно прост, содержит прямо-таки «бытовые» вопросы, но эти вопросы позволяют погрузить учителя в пространство прошедшего урока, посмотреть на него и на себя со стороны, прожить урок еще раз и перейти к рефлексии.

Администратору, посетившему урок, этот опросник позволит сопоставить его видение урока и его оценку с оценкой и видением учителя. Кроме того, такая беседа обязательно внесет коррективы в предварительную оценку урока. Это важно, если мы хотим способствовать профессиональному росту учителя, оттачивать его умения, связанные с анализом и самоанализом деятельности.

Опросный лист №2

(Он не зависит от типа урока и по своему содержанию достаточно универсален, является логическим продолжением опросного листа №1).

1.Тема урока.  
2.Цель урока.  
З.Соответствует ли поставленная цель заявленной теме?  
4. Задачи урока. Как они соответствуют поставленной цели и способствуют ее реализации?  
5. Какая цель в рамках данного урока предполагается у учащихся?  
6. Обсуждалась ли с учащимися их цель деятельности?  
7.Нужно ли обсуждать с учащимися цель их деятельности на уроке?  
8. По каким критериям будет определяться достижение цели, поставленной учителем?  
9. Каким образом способствует достижению целей каждое из заданий урока?  
10. Как подводится итог урока?  

 

Этот опросный лист позволяет определить, как учитель владеет вопросами целеполагания, осознает ли их значимость; приучает ли школьников к постановке целей деятельности и оценке ее результата. Если эта работа проводится постоянно, то, как правило, учитель свободно беседует на эту тему, умеет выстраивать в единой логике тему урока, его цели и задачи; кроме того, ее видно по реакции детей.

Если руководитель, посетивший урок, предварительно сам заполнит опросный лист №2 для последующего сравнения с результатами учителя, то это будет весьма способствовать конструктивному анализу урока, мотивации мнения и оценок.

Мы разделяем позицию тех авторов, которые считают, что учитель должен уметь ставить цель своей деятельности на уроке, формировать умения и навыки целеполагания у учащихся с учетом их возрастных особенностей, а также подводить итог урока, констатировать факт достижения (или не достижения цели).

Опросный лист №3

Критерии оценки эффективности урока.

(Вопрос о критериях оценки деятельности учителя и учащихся на уроке – это отдельный и сложный вопрос; поэтому в рамках данной статьи берется только один наиболее близкий автору вариант, который многократно апробирован).

На уроке профессионализм и педагогическое мастерство учителя оцениваются не только через владение предметным содержанием, что является несомненным показателем квалификации учителя, а через умение организовать и управлять учебной деятельностью учеников.

Наивысшее количество баллов по каждому показателю – 10.

Критерии и показатели «Школа мышления» (инновационная школа) «Школа памяти» (традиционная школа)
1. Интерес и мотивация учащихся к началу урока. Целенаправленно создается учителем. Не создается.
2. Целеполагание урока. Цель урока согласуется в обсуждении с учениками. Цель урока задается учителем, «спускается сверху».
3. Характер учебных заданий. Проблемный поисковый, творческий. Репродуктивный, воспроизводящий, по алгоритму.
4. Время «говорения» учащихся на уроке в сравнении со временем активного объяснения учителем. Сопоставимо. Много меньше.
5. Активность ученика на уроке. Высказывание своей точки зрения; участие в диалоге, дискуссии; формулирование гипотез; предложение своего способа решения задачи; возможность задать вопрос учителю, одноклассникам. Ответы на вопросы учителя репродуктивного, воспроизводящего характера.
6. Преобладание стиля общения «учитель - ученик» Диалогический. Монологический (со стороны учителя).
7. Форма пространства учебной деятельности. Урок-исследование, защита проекта, игровой урок, урок-конференция и т.д. Традиционный урок.
8. Психологический климат урока. Положительное эмоциональное воздействие, комфортность. Напряженность, страх, смятение.
9. Рефлексия урока (отдельных частей урока), осуществляемая вместе с детьми. Присутствует. Отсутствует.
10. Приемы, методики, технологии преподавания. Наличие авторских приемов, методик, технологий преподавания, оригинальных педагогических приемов и т.п. Типовые учебные планы, программы и методики.

 

Этот опросный лист может лежать в основе того резюме, которое администратор даст в конце беседы с учителем. При этом вполне допустимо опросник №3 дать учителю заранее для подготовки к собеседованию.{/mosregread}

 

Вторая модель

Ее целесообразно использовать, если цель посещения урока достаточно узкая, а главная идея таких посещений заключается в индивидуальной работе с учителем, в оттачивании его педагогического мастерства. Например.

Цель посещения урока: выявление педагогических приемов, направленных на мотивацию деятельности учащихся на отдельных этапах урока.

Задачи:

  1. Выявить педагогические приемы (если они есть), направленные на мотивацию деятельности учащихся на различных этапах урока.
  2. Обсудить с учителем целесообразность и результативность этих приемов.

Условия моделирования

Допустим, вы идете на урок к учителю, который не особенно озадачивает себя проблемами мотивации или делает это не целенаправленно, а «как получится», интуитивно. Следовательно, к сформулированным выше задачам добавляется еще одна – убедить данного учителя в важности мотивов в деятельности вообще, а в деятельности учебной тем более, т.к. деятельность учебная на практике часто бывает принудительной.

Собеседование

Готовясь к беседе с учителем, завуч может составить план или опросник, который способствует удержанию беседы в нужном русле.

Опросник

1. Как Вы понимаете, что такое мотивация деятельности вообще и так ли уж она, на Ваш взгляд, существенна для успешной деятельности?

2. Какие мотивы могут двигать человеком?

3. Нужна ли мотивация в учебной деятельности?

4. Какими средствами может достигаться, на Ваш взгляд, мотивация деятельности на уроке?

5. Вспомните, пожалуйста, случай, когда на Вашем уроке мотивация была столь явно выражена, что повлияла на весь ход урока.

6. Попробуйте проанализировать свой урок поэтапно, только с позиции мотивации деятельности учащихся. Если возможно, то отметьте, где мотивация была спланирована, а где «родилась» непроизвольно.

7. По каким критериям Вы могли бы оценить влияние мотивации деятельности на общий ход урока?

Замечание. Если учитель затрудняется в проведении анализа урока с указанной целью, то перенесите беседу на другой день, дайте возможность учителю подготовиться к самоанализу урока. В зависимости от личностных качеств учителя, в целях снятия напряжения беседу можно начать по-разному.

Например.

1 вариант.

Повторив цель и задачи своего посещения данного урока, можно дать учителю вопросник и развернуть беседу.

2 вариант.

Можно попросить учителя высказаться на тему «Мотивация деятельности учащихся на уроке», для того чтобы яснее понять позицию коллеги по данному вопросу, а затем уже обсуждать урок.

3 вариант.

Можно начать беседу, допустим с такого эпизода.

В песочнице играют маленькие дети. Игра в разгаре. Мамы сидят рядом на скамейке. Но вот наступает время обеда. Первая, самая решительная мама, сказав несколько раз: «Настя, пора домой!» и, не получив от увлеченной игрой дочери ответа, хватает девочку за руку и тащит домой. Крик, плач. Шлепок. Еще больший крик. И мама с дочкой покидают двор. Через некоторое время примерно такая же сцена. И только одна мама выбрала другой путь. Она не потащила ребенка силой, а нашла для ухода понятную и привлекательную цель. Мама сказала: «Пойдем, помоем твою машинку, смотри, какая она грязная, а потом опять придем сюда играть».

Закончив рассказ, правомерно спросить: «А Вы, Алла Сергеевна, как поступали в таких случаях, когда нужно было переключить Ваших детей с одного вида деятельности на другой?»

Обсудив прием мотивации деятельности на бытовом уровне, постепенно перейти к собственно обсуждению урока.

4 вариант.

Пригласите учителя на свой урок или урок коллеги, где можно увидеть работу над мотивацией учебной деятельности.

Понятно, что в арсенале педагогических и управленческих средств управленца, методиста много различных приемов, позволяющих организовать анализ урока. После вступительной беседы, разберите совместно с учителем каждый шаг урока с позиции поставленной цели, выделяя педагогические приемы, направленные на мотивацию учебной деятельности, соблюдая при этом «Принцип уважения и доверия к человеку».

Резюме.

Успешность педагогической деятельности во многом зависит от умения и способности педагога мобилизовать свои усилия на систематическую умственную работу, сознательно строить свою профессиональную деятельность, уметь ее анализировать и корректировать.

Организация анализа урока, предлагаемая автором, способствует, как показывает практика, росту профессионального мастерства учителя в означенном направлении; при этом создается атмосфера доверия и взаимоуважения, которая позволяет, с одной стороны, реализовать человеку его права и возможности, с другой, проявить по отношению к нему достаточно высокую требовательность.

Такая форма проведения анализа урока, конечно, на первых порах, трудоемка для завуча, но какие возможности для самопознания и развития она дает учителю!

Учитель, с его личностными особенностями, урок, как результат совместной творческой деятельности учителя и учащихся – вот центральные фигуры такого анализа. Во всяком случае, мы стремимся к этому.

Пономарева Е.А.,
к.п.н., доцент
АПК и ППРО

Литература

  1. Байкова Л.А., Гребенкина Л.К. Педагогическое мастерство и педагогические технологии. - М.: Педагогическое общество России, 2001.
  2. Лизинский В.М. Работа администрации школы с учителем. - М.: 1996.
  3. Лихачев Б.Т. Методологические основы педагогики. - Самара, 1998.
  4. Диагностика успешности учителя: Сб. метод. материалов для руководителей школ./ Сост. Морозова Т.В.- М.: Образовательный центр «Педагогический поиск»,1997.
  5. Конаржевский Ю.А. Анализ урока. - М.: Центр «педагогический поиск», 2000
  6. Конаржевский Ю.А Менеджмент и внутришкольное управление. - М.: Центр «педагогический поиск», 2000
  7. Немова Н.В. Управление методической работой в школе. - М., 1999.
  8. Пономарева Е.А. Администратор пришел на урок: принципы и модели педагогического анализа. (Учебно-методическая разработка) - Журнал «Директор школы». -М.: 2003, № 4.
  9. Селевко Г.К. Технологии педагогических советов. // «Школьные технологии», №3,1998.
  10. Сиденко А.С. Как провести проблемный педагогический совет. - М:., 2000.
  11. Ушаков К.М. Управление школьной организацией: организационные и человеческие ресурсы. - М.:, 1995.
  12. Шамова Т.И. Исследовательский подход в управлении школой. - М., 1992.
  13. Педсоветы: идеи, методики, формы / Гл. ред. Лизинский В.М. - М.: 2000.
  14. Сборник «Аттестация педагогических кадров». Серия «Библиотека нормативных правовых актов в помощь работникам образования». - М.: 2002.
  15. Современная дидактика: теория - практике / Под науч. ред. И.Я. Лернера, И.К. Журавлева. - М.: изд. ИТПи Мио РАО, 1993.

1Конаржевский Ю.А. Анализ урока. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2000, с. 121