Инновации и эксперимент в образовании

Правой аспект государственной аккредитации образовательного учреждения

За последний год система образования в целом претерпевает существенные изменения. Реформа коснулась, в том числе, и процедуры государственной аккредитации образовательных учреждений. Были подготовлены и внесены соответствующие изменения в Закон Российской Федерации «Об образовании», принято новое Постановление Правительства РФ по данному вопросу. Автором будут описаны правовые аспекты государственной аккредитации образовательных учреждений в свете последних законодательных новелл.

Правой аспект государственной аккредитации образовательного учреждения

В чем состоит правовой аспект государственной аккредитации образовательного учреждения?

С вступлением в силу Федерального закона от 20 апреля 2007 г . № 56-ФЗ аттестация образовательных учреждений, как самостоятельная процедура контроля качества, была упразднена. Юридически процедуры аттестации больше не существует, но фактически аттестация становится одним из элементов государственной аккредитации. Для принятия решения о выдаче свидетельства о государственной аккредитации образовательному учреждению необходимо будет проводить экспертизу по вопросам уровня и качества обучения и воспитания обучающихся (воспитанников).

Государственная аккредитация образовательного учреждения регламентируется Законом РФ «Об обра зовании» (в последней редакции Федерального закона от 24 апреля 2008 № 50-ФЗ), Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2008 г . № 522 «Об утверждении Положения о государственной аккредитации образовательных учреждений и научных организаций» и Приказом Министерства общего и профессионального образования РФ от 22 мая 1998 г . № 1327 «Об утверждении Положения о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений» (в части, не противоречащей действующему законодательству).

Государственная аккредитация образовательного учреждения – это процедура (экспертиза):

  1. признания государственного статуса образовательного учреждения (типа, вида и категории) в соответствии с показателями, уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ;
  2. подтверждения уровня реализуемых образовательных программ и их направленности;
  3. установления соответствия содержания и качества подготовки выпускников федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям1.

Федеральные государственные образовательные стандарты – это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Федеральные государственные образовательные стандарты и требования должны обеспечивать:

1) единство образовательного пространства Российской Федерации;

2) преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

Федеральные государственные образовательные стандарты утверждаются не реже 1 раза в 10 лет.

Федеральные государственные образовательные стандарты и требования являются основой объективной оценки уровня образования и квалификации выпускников независимо от форм получения образования.

{mosregread}Государственное (муниципальное) образовательное учреждение с момента государственной аккредитации (при наличии свидетельства о государственной аккредитации):

  • знакомит детей и их родителей (законных представителей) при приеме в образовательное учреждение со свидетельством о государственной аккредитации;
  • реализовывает в полном объеме образовательные программы, соответствующие по своему содержанию федеральным государственным образовательным стандартам;
  • использует учебники и учебные пособия из перечня, рекомендуемого и допускаемого к использованию в образовательном процессе;
  • обеспечивается бланками документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации (за исключением образовательных учреждений, реализующих образовательные программы дошкольного образования и дополнительного образования детей);
  • проводит государственную (итоговую) аттестацию обучающихся (в том числе детей, получивших образование в неаккредитованных образовательных учреждениях, в форме семейного образования, экстерната и самообразования)2 и выдает своим выпускникам документы установленного государственного образца об уровне образования и (или) квалификации (за исключением образовательных учреждений, реализующих образовательные программы дошкольного образования и дополнительного образования детей);
  • использует круглую печать с изображением Государственного герба Российской Федерации;
  • включается в схему централизованного государственного (муниципального) финансирования.

Государственная аккредитация образовательных учреждений проводится федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования (Рособрнадзор РФ), или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим управлени в сфере образования (аккредитационный орган субъекта РФ), в соответствии с их компетенцией.

Рособрнадзор РФ проводит государственную аккредитацию:

  • высших учебных заведений;
  • научных организаций и образовательных учреждений дополнительного профессионального образования, реализующих образовательные программы послевузовского профессионального образования и (или) дополнительные профессиональные образовательные программы, в отношении которых установлены федеральные государственные требования;
  • образовательных учреждений, реализующих военные профессиональные образовательные программы;
  • федеральных государственных образовательных учреждений среднего профессионального образования, реализующих подготовку специалистов в сферах обороны, оборонного производства, внутренних дел, безопасности, ядерной энергетики, транспорта и связи, наукоемкого производства по специальностям, перечень которых утверждается Правительством РФ;
  • российских образовательных учреждений и их филиалов, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

Аккредитационный орган субъекта РФ проводит государственную аккредитацию всех образовательных учреждений, научных организаций и их филиалов, за государственный экзамен исключением тех, государственная аккредитация которых отнесена к компетенции Рособрнадзора РФ. Следовательно, государственная аккредитация муниципальных образовательных учреждений, за исключением муниципальных высших учебных заведений, осуществляется органами исполнительной власти субъекта РФ.

Для проведения государственной аккредитации образовательное учреждение представляет в аккредитационный орган согласованное с учредителем заявление с приложением необходимых документов. В настоящее время к заявлению необходимо прикладывать копию лицензии на право ведения образовательной деятельности и сведения об образовательном учреждении по установленной форме3. Аккредитационный орган вправе отказать образовательному учреждению в принятии документов по следующим основаниям:

  1. Образовательное учреждение или научная организация представили документы не в тот аккредитационный орган, который в соответствии с законодательством должен проводить процедуру аккредитации (например, муниципальное образовательное учреждение подает заявление не в аккредитационный орган субъекта РФ, а в Рособрнадзор РФ).
  2. Отсутствует лицензия на право ведения образовательной деятельности.

Для проведения государственной аккредитации Рособрнадзором РФ или аккредитационным органом субъекта РФ создается постоянно действующая комиссия по государственной аккредитации, в состав которой должны включаться:

  • эксперты из числа лиц, прошедших соответствующую подготовку в порядке, установленном Министерством образования и науки РФ;
  • представители органов исполнительной власти, образовательных учреждений;
  • представители общественных объединений, осуществляющих деятельность в области образования
  • представители обучающихся и объединений работодателей4 (только в образовательных учреждениях профессионального образования).

Государственная аккредитация проводится комиссией в соответствии с графиком, установленным аккредитационным органом. Порядок работы комиссии по государственной аккредитации регламентируется положением, утверждаемым Рособрнадзором РФ или аккредитационным органом субъекта РФ.

Перечень показателей и их критерии, необходимые для экспертизы деятельности образовательного учреждения и определения его вида, категории, утверждаются Министерством образования и науки РФ.

показатель
критерии показателя
уровень реализуемых образовательных программ  
направленность реализуемых образовательных программ на основании анализа структуры учебного плана, содержательной части программ учебных дисциплин и воспитательной деятельности, планируемой и реализуемой как отдельного специального направления образовательной деятельности; соответствующего требованиям нормативных документов к содержанию, целям и задачам целостного образовательного процесса – на основании анализа годового плана работы или образовательной программы учреждения или другого локального акта, соответствие содержания воспитательной деятельности компонентам содержания ГОСТа, связанным с реализацией воспитательной функции образования по направлениям развития личности
структуру классов лассов гимназические, с углубленным изучением ряда предметов и т.п.
качество подготовки выпускников усвоение не менее, чем половиной выпускников хотя бы на уровне осведомленности социально-нравственных, общеинтеллектуальных, общекультурных понятий; усвоение знаний и представлений о способах и формах практического применения основных обощенных понятий; сформированность не менее, чем у половины выпускников знаниевых основ системы отношений личности к социально значимым ценностям, в первую очередь – негативного отношения к противоправному и др. видам асоциального поведения; усвоение не менее, чем половиной выпускников, системы социально позитивных культурно-духовных норм и ценностей на деятельностном уровне усвоения
кадровое обеспечение укомплектованность штатов, уровень квалификации педагогических, инженерно-педагогических, руководящих работников – при определении вида образовательного учреждения в части превышения минимальных требований (контрольных лицензионных нормативов), предъявляемых к образовательным учреждениям соответствующего типа
информационно- техническое оснащение образовательного процесса в части превышения минимальных требований, предъявляемых к образовательным учреждениям соответствующего типа
медико-социальные условия пребывания обучающихся, воспитанников, соответствующие целям и содержанию образовательного процесса в части превышения минимальных требований, предъявляемых к образовательным учреждениям соответствующего типа

Первая государственная аккредитация образовательного учреждения или научной организации может проводиться не ранее чем на стадии итоговой аттестации обучающихся.

Государственная аккредитация образовательных учреждений начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования может проводиться поэтапно по ступеням образования - начальное общее, основное общее, среднее (полное) общее образование.

Государственная аккредитация ранее аккредитованных образовательного учреждения по новым для них образовательным программам проводится на основании экспертизы соответствия содержания и качества подготовки выпускников такого образовательного учреждения требованиям государственных образовательных стандартов для указанных образовательных программ.

Вопрос о государственной аккредитации образовательного учреждения рассматривается аккредитационным органом на основании заключения комиссии по государственной аккредитации и сведений о соответствии показателей деятельности образовательного учреждения критериям показателей, необходимых для определения его вида или категории.

До принятия решения коллегиальным органом на любом этапе проведения государственной аккредитации образовательное учреждение вправе отозвать свое заявление о проведении государственной аккредитации. Повторное рассмотрение заявления образовательного учреждения может рассматриваться не ранее чем через 1 год после его отзыва.

На основании результатов экспертизы аккредитационный орган принимает одно из следующих решений:

  1. О государственной аккредитации образовательного учреждения.
  2. Об отказе в государственной аккредитации.
Основанием для отказа в государственной аккредитации является несоответствие заявленных в учредительных документах типа, вида, категории образовательного учреждения требованиям, предъявляемым к ним, применительно к средним показателям, установленным для образовательных учреждений соответствующего типа, вида и категории.
  1. О лишении образовательного учреждения государственной аккредитации полностью или по отдельным образовательным программам.
  1. О приостановлении действия свидетельства о государственной аккредитации.

Аккредитационный орган приостанавливает действие свидетельства о государственной аккредитации образовательного учреждения приостанавливается либо лишает образовательное учреждение государственной аккредитации полностью или по отдельным образовательным программам в следующих случаях:

  • не исполнено предписание об устранении несоответствия содержания и качества подготовки обучающихся требованиям федерального государственного образовательного стандарта или несоответствия реализуемых образовательных программ их уровню и направленности;
  • не исполнено предписание об устранении нарушения образовательным учреждением установленных показателей его деятельности, необходимых для определения его вида и категории;
  • образовательным учреждением нарушено законодательство РФ в области образования, повлекшее за собой неправомерную выдачу документов государственного образца о соответствующем образовании и (или) соответствующей квалификации, либо иные нарушения прав и свобод обучающихся;
  • аннулирована лицензия на право занятий образовательной деятельностью
  1. О возобновлении действия свидетельства о государственной аккредитации.
При устранении обстоятельств, повлекших за собой приостановление действия свидетельства о государственной аккредитации, действие свидетельства возобновляется.

Решение аккредитационного органа доводится до сведения образовательного учреждения, учредителя (учредителей), органа исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющего управление в сфере образования, или органа местного самоуправления, на территории которого находится образовательное учреждение, а также правоохранительных органов РФ.

Отказ в государственной аккредитации образовательного учреждения или лишение государственной аккредитации могут быть оспорены в суде.

По согласованию с учредителем (учредителями) образовательное учреждение вправе подать заявление о повторной государственной аккредитации не ранее чем через один год после отказа им в государственной аккредитации, лишения их государственной аккредитации.

Затраты на проведение государственной аккредитации оплачиваются образовательным учреждением.

При принятии положительного решения о государственной аккредитации образовательного учреждения ему выдается соответствующее свидетельство, срок действия которого составляет 5 лет.

В свидетельстве указываются наименование аккредитационного органа, регистрационный номер, дата выдачи и срок его действия, полное наименование и место нахождения образовательного учреждения в соответствии с его уставом, установленный государственный статус. В приложении к свидетельству указываются образовательные программы, прошедшие государственную аккредитацию, а также квалификации, которые будут присваиваться выпускникам образовательных учреждений. Свидетельство без приложения (приложений) недействительно.{/mosregread}

Образовательное учреждение может быть реорганизовано5 в иную некоммерческую образовательную организацию (пункт 1 статьи 34 Закона РФ «Об образовании»). В этой связи образовательное учреждение, государственный статус которого изменяется (тип, вид, категория), обязано сообщить об этом в аккреди-тационный орган, выдавший свидетельство о государственной аккредитации. По общему правилу, при изменении статуса образовательного учреждения и его реорганизации лицензия и свидетельство о государственной аккредитации утрачивают силу, за исключением случаев, предусмотренных законом (пункт 2 статьи 34 Закона РФ «Об образовании»). Законодательством установлено, что образовательное учреждение вправе осуществлять уставную деятельность на основании ранее выданных лицензии и свидетельства о государственной аккредитации до окончания срока их действия при реорганизации в следующих формах:

  • преобразования образовательного учреждения6 ;
  • выделения филиала в самостоятельное юридическое лицо;
  • присоединения к образовательному учреждению юридического лица, не являющегося образовательным учреждением;
  • создания автономного учреждения путем изменения типа существующего государственного (муниципального) учреждения.

Законом предусмотрены правовые гарантии прав несовершеннолетних обучающихся на получение бесплатного общедоступного образования. Если общеобразовательное учреждение или образовательное учреждение начального профессионального образования прекращает свою деятельность (ликвидировано) или у него полностью аннулируется лицензия, учредитель образовательного учреждения должен обеспечить перевод обучающихся и воспитанников с согласия их родителей (законных представителей) в другие образовательные учреждения соответствующего типа.

Родители (законные представители) вправе подать исковое заявление в суд о возмещении дополнительных затрат на переподготовку своих детей (некачественная подготовка выпускников государственных или муниципальных учреждений) в других образовательных учреждениях в случаях, когда образовательное учреждение было лишено государственной аккредитации или действие государственной аккредитации приостановлено.

Аккредитационным органом на основании согласованного с учредителем заявления образовательного учреждения о переоформлении свидетельства и (или) приложения (приложений) к нему осуществляется переоформление свидетельства и (или) приложения (приложений) к нему в следующих случаях:

  • изменение наименования, места нахождения образовательного учреждения или его филиалов;
  • прекращение реализации образовательной программы, ранее прошедшей государственную аккредитацию;
  • утрата или порча свидетельства и (или) приложения (приложений) к нему.

1 Государственная аккредитация дошкольного образовательного учреждения и образовательного учреждения дополнительного образования детей подтверждает государственный статус данных учреждений, уровень и направленность реализуемых ими образовательных программ.

2 Федеральным законом от 9 февраля 2007 г . № 17-ФЗ установлено, что с 1 января 2009 года формой государственной (итоговой) аттестацией обучающихся является единый

3 Приказ Министерства общего и профессионального образования РФ от 22 мая 1998 г . № 1327 «Об утверждении Положения о порядке аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений

4 Объединение работодателей – это форма некоммерческой организации, основанная на членстве работодателей (статья 3 Федерального закона РФ от 27 ноября 2002 г . № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей»).

5 Реорганизация образовательного учреждения - это прекращение и (или) изменение организационно-правовой формы или правового статуса учреждения при сохранении правопреемственности. Образовательное учреждение, как юридическое лицо, считается реорганизованным с момента государственной регистрации вновь возникшей организации, то есть с момента внесения соответствующих сведений в реестр юридических лиц (пункт 4 статьи 57 Гражданского кодекса РФ).

6 Преобразование – это разновидность реорганизации, при которой происходит изменение организационно-правовой формы либо изменение правового статуса (типа, вида, категории) образовательного учреждения (например, преобразование общеобразовательной школы в лицей или наоборот). При этом к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и обязанности реорганизованного образовательного учреждения в соответствии с передаточным актом.

Фёклин С.И.,
заместитель директора Центра нормативного
правового обеспечения образования
ФГОУ АПК и ППРО,
старший преподаватель кафедры развития
образовательных систем
ФГОУ АПК и ППРО