Инновации и эксперимент в образовании

Программа саморазвития учителя как форма повышения педагогического мастерства

Журнал "Эксперимент и инновации в школе" № 6 (2009),
Раздел: Инновации в школе, стр. 54-57

Алексеева Мария Петровна,
к.п.н.,
заместитель директора
по научно-методической работе
МОУ «Октемский лицей»
Республика Саха

Программа саморазвития учителя как форма повышения педагогического мастерства

Как никто не может дать другому того, что не имеет сам, так и не может развивать, образовывать и воспитывать других тот, кто не является сам развитым, воспитанным и образованным.
Учитель лишь до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над собственным воспитанием.

А.Дистервег

Общеизвестно, что во все времена процесс образования соотносится, прежде всего, с личностью учителя. Д.А. Медведев, Президент РФ, в обращении к Федеральному Собранию подчеркнул вопрос о повышении статуса учителя, его педагогической квалификации с целью повышения качества образования.

Научно-методическая работа в Октемском лицее направлена на создание условий для совершенствования педагогического мастерства учителя. В 2006 г. разработана Программа профессионального саморазвития, где отражаются все направления педагогической деятельности учителя. Данная программа состоит из следующих направлений: учебное, воспитательное, методическое, научноисследовательское и социальное. Основой является ежегодный педагогический самоанализ, что позволяет учителю точно установить, какие звенья в его профессиональной деятельности «западают», какие вопросы являются в данный период наиболее актуальными, над чем нужно работать постоянно. При разработке Программы важным условием является постановка целей, которые должны быть реальными (т.е. достижимыми), конкретными (в чем будет проявляться желаемый результат), измеримыми (по каким признакам можно судить, что цель достигнута), проверяемыми (должно быть понятно, есть ли движение к этой цели) и привлекательными (чтобы учитель хотел их достигнуть).

Одним из критериев эффективности педагогического саморазвития следует считать внедрение в учебно-воспитательный процесс педагогических инноваций, направленных на развитие обучающихся, выражающееся в их знаниях, отношениях, действиях и поступках. При этом важно, чтобы учитель получил удовлетворение от своей деятельности, которая затем будет отражаться в его профессиональном росте. Следовательно, важным психологическим моментом является создание ситуаций успеха для учителя. Поэтому в Программе есть пункт творческого отчета учителя в том или ином аспекте. Ярким примером которого является проведенный недавно конкурс методических и дидактических разработок учителей лицея. Следует отметить высокий уровень каждого учителя-конкурсанта, о чем свидетельствует разнообразие представленных типов работ: от методических пособий в помощь учителю до дополнительных учебников для школьников, от пособий в традиционных носителях до интерактивных дидактических разработок:

Кузьмина М.П.

Индивидуально-ориентированные задания по якутской литературе

Иванова Л.С.

Модули самостоятельной работы по органической химии. 10 кл.

Кардашевская Н.Г.

Журнал социального педагога

Васильева О.А.

Методические рекомендации по курсу истории России периода феодализма

Никулина Н.Н.

Рабочая тетрадь по черчению

Корнилова Н.И.

Из опыта организации работы по эколого-трудовому воспитанию

Томская К.Н.

Саха тылын уруогар бэрэбиэркэлиир улэлэр

Дневник читателя

Большакова Г.Д.

Аа5ыы уруогар бэйэ улэтэ.

Боякинова Г.Н. Корякина Д.М.

Мои помощники. Рабочая тетрадь младшего школьника

Интерактивный задачник по математике

Романов Ю.Н.

Универсальные онлайн тесты

Алексеева А.И.

Модули самостоятельной работы по биологии. 10 класс

Алексеева В.В.

Литературная гостиная. Сценарии

Издание этих пособий, несомненно, будет полезно для учителей разных типов школ.

Учитель в селе – это особый статус, так как является примером интеллигента, которому не чуждо развитие сельского социума. В связи с этим, в Программе есть раздел «Я – житель Октемского наслега», нацеливающий каждого учителя на инициативу того или иного социального проекта. Среди реализуемых в данное время можно назвать конкурс «Подворье», «Детскую перепись села» и т.п.

Воспитательное направление Программы саморазвития учителя основывается на ключевых моментах учебно-воспитательного процесса в лицее, направленного на формирование будущей технической элиты. В основном это деятельность учителя как классного руководителя.

Ведущим пунктом Программы является повышение уровня научно-теоретической подготовки, т.е. охват курсовой подготовкой. За период с 2004 по 2009 год учителя нашего лицея прошли стажировку в ведущих учебных заведениях г.Новосибирска, Владивостока, Чебоксары, Санкт-Петербурга и Москвы, курсовую подготовку на проблемных и фундаментальных курсах ИПКРО, АПКиППРО, МГТУ им.Н.Э.Баумана, РА О (г.Москва), Финляндии, КНР и Великобритании. 5 учителей Октемского лицея успешно защитили кандидатские диссертации в Москве и Санкт-Петербурге.

{mosregread}Подводя итоги вышесказанному, составим обобщенный портрет учителя инновационной школы. Это личность, обладающая высоким уровнем педагогической культуры, находящаяся в творческом поиске, реализующая свои потенциальные возможности и способности, имеющая собственную программу, согретую ярким умом, теплотой любви и уважения к личности ученика. Ведь все наше педагогическое мастерство направлено на наших учеников и как приятно бывает, когда спустя годы они с гордостью говорят, что «Октемский лицей это наш лицей…, мы ЕГО ВЫПУСКНИКИ!!!»

Приложение

МОУ «Октемский лицей»

ПРОГРАММА

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМОРАЗВИТИЯ

И САМОРЕАЛИЗАЦИИ

УЧИТЕЛЯ ОКТЕМСКОГО ЛИЦЕЯ

(ФИО учителя)

на 20__- 20__ гг.

с. Чапаево

 

ФИО учителя: ___________________________________

Образование: ___________________________________

Специальность: _________________________________

Преподаваемый предмет: _________________________

С какого года работает в лицее: ____________________

Награды, достижения: ____________________________

Звание: ________________________________________

План составлен:__________ План утвержден: _________

«__»___________200_ г. «__»________________ 200_ г.

 

I. «Я – УЧИТЕЛЬ»

а) Мои профессиональные цели и задачи как учителя:

________________________________________________

Учебный год Классы Показатели уровня обученности на начало учебного года

Планируемые показатели

Педагогические действия

Показатели уровня обученности на конец учебного года

в) Руководство учебными проектами учащихся:

Учебный год Классы, группы Тема проекта Где представляется проект Результат

г) Разработка и составление дидактических материалов:

Учебный год Класс Изучаемая тема Вид дидактического материала Экспертиза

д) Внеурочная работа по предмету:

Учебный Класс

Форма работы (кружок, факультатив, летний лагерь и т.п.)

Кол-во часов

Основное

Результаты

 

II. Я – ВОСПИТАТЕЛЬ

а) Мои профессиональные цели и задачи как воспитателя:

____________________________________________________

б) План воспитательной работы с классным коллективом:

Учебный год

Направления воспитательной работы

Коллективная работа Индивидуальная работа Экспертная оценка

в) Я инициирую организацию социально-ориентированного проекта, направленного на формирование духовно-нравственного потенциала учащихся:

Наименование проекта: ______________________

Цель и задачи проекта: ______________________

Участники проекта: _________________________

Ожидаемые результаты: ____________________

Формы реализации: ________________________

III. «Я – МЕТОДИСТ»

а) Мои профессиональные цели и задачи как методиста:

__________________________________________________

б) План работы по разработке нового содержания образования:

Наименование образовательной программы спецкурса, элективного курса

Отличительные характеристики программы

Внедрение

Экспертиза

в) Работа по внедрению новых технологий обучения и воспитания:

Педагогическая концепция, на основе которой разработана технология

Внедрение, область применения

Отличительные характеристики технологии

Экспертиза

г) Представление результатов методической работы:

Учебный год

Организация курсов, семинаров

Разработка и выпуск методических пособий Участие на научно-практических конференциях, педчтениях

 

 

 

 

 

 

IV. Я – УЧИТЕЛЬ-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ

а) Мои профессиональные цели и задачи как учителя-исследователя:

_______________________________________

б) План научно-исследовательской работы:

Учебный год

Аспирантура, соискательство

Проблема исследовательской работы

Публикации

Обобщение

в) Руководство научно-исследовательской работой учащихся:

Учебный год

ФИО учащихся

Тема исследовательской работы

Участие в конференциях

Результат

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V. Я – ЖИТЕЛЬ ОКТЕМСКОГО НАСЛЕГА»

Мой вклад в развитие социума

Учебный год Инициирование Участие

Творческий отчет по реализации программы

Творческий отчет перед коллегами является формой предъявления результатов реализаций настоящей Программы и раскрывает наработанный опыт, педагогические находки и методические открытия учителя. Опыт каждого учителя вносит вклад в развитие Октемского лицея.

Я планирую представить творческий отчет по одному из разделов Программы:

Мои позиции

Учебный год

Форма творческого отчета

Выходной материал

Я – учитель

 

 

 

Я – воспитатель

 

 

 

Я – методист

 

 

 

Я – учитель-исследователь

 

 

 

Я – житель Октемского наслега

 

 

 

САМОАНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

за _________________________________ учебный год

____________________________________________

____________________________________________

Достижения моих учащихся: _____________________

____________________________________________

Мои достижения: ______________________________

____________________________________________

Мои награды: ________________________________

____________________________________________{/mosregread}