Программа саморазвития учителя как форма повышения педагогического мастерства |
Журнал "Эксперимент и инновации в школе" № 6 (2009), Алексеева Мария Петровна, Программа саморазвития учителя как форма повышения педагогического мастерства
Общеизвестно, что во все времена процесс образования соотносится, прежде всего, с личностью учителя. Д.А. Медведев, Президент РФ, в обращении к Федеральному Собранию подчеркнул вопрос о повышении статуса учителя, его педагогической квалификации с целью повышения качества образования. Научно-методическая работа в Октемском лицее направлена на создание условий для совершенствования педагогического мастерства учителя. В 2006 г. разработана Программа профессионального саморазвития, где отражаются все направления педагогической деятельности учителя. Данная программа состоит из следующих направлений: учебное, воспитательное, методическое, научноисследовательское и социальное. Основой является ежегодный педагогический самоанализ, что позволяет учителю точно установить, какие звенья в его профессиональной деятельности «западают», какие вопросы являются в данный период наиболее актуальными, над чем нужно работать постоянно. При разработке Программы важным условием является постановка целей, которые должны быть реальными (т.е. достижимыми), конкретными (в чем будет проявляться желаемый результат), измеримыми (по каким признакам можно судить, что цель достигнута), проверяемыми (должно быть понятно, есть ли движение к этой цели) и привлекательными (чтобы учитель хотел их достигнуть). Одним из критериев эффективности педагогического саморазвития следует считать внедрение в учебно-воспитательный процесс педагогических инноваций, направленных на развитие обучающихся, выражающееся в их знаниях, отношениях, действиях и поступках. При этом важно, чтобы учитель получил удовлетворение от своей деятельности, которая затем будет отражаться в его профессиональном росте. Следовательно, важным психологическим моментом является создание ситуаций успеха для учителя. Поэтому в Программе есть пункт творческого отчета учителя в том или ином аспекте. Ярким примером которого является проведенный недавно конкурс методических и дидактических разработок учителей лицея. Следует отметить высокий уровень каждого учителя-конкурсанта, о чем свидетельствует разнообразие представленных типов работ: от методических пособий в помощь учителю до дополнительных учебников для школьников, от пособий в традиционных носителях до интерактивных дидактических разработок:
Издание этих пособий, несомненно, будет полезно для учителей разных типов школ. Учитель в селе – это особый статус, так как является примером интеллигента, которому не чуждо развитие сельского социума. В связи с этим, в Программе есть раздел «Я – житель Октемского наслега», нацеливающий каждого учителя на инициативу того или иного социального проекта. Среди реализуемых в данное время можно назвать конкурс «Подворье», «Детскую перепись села» и т.п. Воспитательное направление Программы саморазвития учителя основывается на ключевых моментах учебно-воспитательного процесса в лицее, направленного на формирование будущей технической элиты. В основном это деятельность учителя как классного руководителя. Ведущим пунктом Программы является повышение уровня научно-теоретической подготовки, т.е. охват курсовой подготовкой. За период с 2004 по 2009 год учителя нашего лицея прошли стажировку в ведущих учебных заведениях г.Новосибирска, Владивостока, Чебоксары, Санкт-Петербурга и Москвы, курсовую подготовку на проблемных и фундаментальных курсах ИПКРО, АПКиППРО, МГТУ им.Н.Э.Баумана, РА О (г.Москва), Финляндии, КНР и Великобритании. 5 учителей Октемского лицея успешно защитили кандидатские диссертации в Москве и Санкт-Петербурге. {mosregread}Подводя итоги вышесказанному, составим обобщенный портрет учителя инновационной школы. Это личность, обладающая высоким уровнем педагогической культуры, находящаяся в творческом поиске, реализующая свои потенциальные возможности и способности, имеющая собственную программу, согретую ярким умом, теплотой любви и уважения к личности ученика. Ведь все наше педагогическое мастерство направлено на наших учеников и как приятно бывает, когда спустя годы они с гордостью говорят, что «Октемский лицей это наш лицей…, мы ЕГО ВЫПУСКНИКИ!!!» Приложение
ФИО учителя: ___________________________________ Образование: ___________________________________ Специальность: _________________________________ Преподаваемый предмет: _________________________ С какого года работает в лицее: ____________________ Награды, достижения: ____________________________ Звание: ________________________________________ План составлен:__________ План утвержден: _________ «__»___________200_ г. «__»________________ 200_ г.
I. «Я – УЧИТЕЛЬ»а) Мои профессиональные цели и задачи как учителя: ________________________________________________
в) Руководство учебными проектами учащихся:
г) Разработка и составление дидактических материалов:
д) Внеурочная работа по предмету:
II. Я – ВОСПИТАТЕЛЬа) Мои профессиональные цели и задачи как воспитателя: ____________________________________________________ б) План воспитательной работы с классным коллективом:
в) Я инициирую организацию социально-ориентированного проекта, направленного на формирование духовно-нравственного потенциала учащихся: Наименование проекта: ______________________ Цель и задачи проекта: ______________________ Участники проекта: _________________________ Ожидаемые результаты: ____________________ Формы реализации: ________________________ III. «Я – МЕТОДИСТ»а) Мои профессиональные цели и задачи как методиста: __________________________________________________ б) План работы по разработке нового содержания образования:
в) Работа по внедрению новых технологий обучения и воспитания:
г) Представление результатов методической работы:
IV. Я – УЧИТЕЛЬ-ИССЛЕДОВАТЕЛЬа) Мои профессиональные цели и задачи как учителя-исследователя: _______________________________________ б) План научно-исследовательской работы:
в) Руководство научно-исследовательской работой учащихся:
V. Я – ЖИТЕЛЬ ОКТЕМСКОГО НАСЛЕГА»
Творческий отчет по реализации программыТворческий отчет перед коллегами является формой предъявления результатов реализаций настоящей Программы и раскрывает наработанный опыт, педагогические находки и методические открытия учителя. Опыт каждого учителя вносит вклад в развитие Октемского лицея. Я планирую представить творческий отчет по одному из разделов Программы:
САМОАНАЛИЗ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИза _________________________________ учебный год ____________________________________________ ____________________________________________ Достижения моих учащихся: _____________________ ____________________________________________ Мои достижения: ______________________________ ____________________________________________ Мои награды: ________________________________ ____________________________________________{/mosregread} |