Инновации и эксперимент в образовании

Модель комплексной оценки качества образования

Авторы выделяют противоречие между заявленным компетентностным подходом к образованию, уровню его достижений и невозможностью его измерения, отсутствием критериальной базы для этого. Предлагают интегральное понятие «качество» образования оценивать поэлементным анализом составляющих его компонентов через систему показателей и критериев.

Журнал "Инновационные проекты и программы в образовании", №6, 2009
Раздел: Образование в регионах, стр. 41-50

Крюкова Елена Михайловна,
директор МОУГимназии №47 г. Екатеринбург

Гофенберг Ирина Валентиновна,
заместитель директора МОУГимназии №47 
г. Екатеринбург 
канд. хим. наук, 
доцент Института развития 
регионального образования 
Свердловской области 
gofenberg@ yandex.ru

Модель компелексной оценки качества образования

1. Теоретическое обоснование проекта

В стратегических документах, посвященных перспективам развития российского образования, одним из приоритетных направлений является нацеленность создание прозрачной объективной системы оценки его качества. Согласно проекту развития образования до 2020г. «…важную роль начнет играть как внешняя, так и внутренняя система оценки качества, ориентированная не столько на регулирование процесса, сколько на новые результаты…». К числу таких новых результатов относится и компетентностный уровень общего образования.

Совершенно очевидно, что помимо внешней оценки (ЕГЭ в том числе) необходимо апробировать и новые методы оценивания, которые будут отражать достижения и индивидуальное развитие ребенка. Вместе с тем, совершенно очевидно, что необходима корреляция между достигнутым уровнем качества образования и затратами на его достижение.

{mosregread}В дефиниции «качество общего образования» пока нет единства (показателей, критериев, соотнесения с условиями обучения и т.п.). В связи с этим разработка комплексной модели оценки качества образования является весьма актуальной.

Кроме того, следует учитывать и градацию образовательных учреждений по статусности. Согласно проекту развития образования до 2020г. изменится и типология образовательных учреждений. На смену гимназиям и лицеям придут центры развития и ресурсные центры. В связи с этим необходимо определить, каки­ми должны быть подходы к оценке качества образования, обеспечиваемого этими учреждениями.

В современной интерпретации понятие «качество образования» включает не только требование освое­ния совокупности ЗУН (инвариантная часть образования, связанная с освоением необходимого содержания остается всегда), но и предполагает сформированности системы универсальных учебных действий, определенный уровень воспитанности и социализации.

В условиях отсутствия критериальной базы оцен­ки качества образования объективно существуют и год от года углубляются противоречия, которые целесообразно разбить на блоки соответственно триаде, описывающей любой образовательный процесс: «усло­вия процесс результат».

Первая группа, представленная альтернативными парами противоречий, относится к условиям образовательного процесса:

  • между государственной жесткой зависимостью и ориентацией на выполнение госзаказа и задачами образовательного учреждения повышенного статуса;
  • между инновационностью, продиктованной сознательным неприятием тоталитарной школы и стабильностью, необходимой в образовательном учреждении, где обучаются дети;
  • между характером развития инновационного образовательного учреждения (где многие стороны его жизни заранее не ясны, результаты неоднозначны и во многом идеальны в том смысле, что реальными они стать не могут, поскольку в ходе приближения к реальности рождаются новые проблемы) и стремлением суще­ствующих в этом учреждении людей к определенности.
  • между педагогической традицией, которую в прежние годы определяли жесткие образовательные программы и стабильные учебники и которую олицетворяют многие учителя-мастера и реально проходящим обновлением всех элементов системы образования;
  • между дифференциацией образования (стремлением к большей вариативности образовательных форм) и принципиальным единством школы, предусматривающей равные возможности для получения образования детьми;
  • между дифференциацией обучения как средством индивидуализации учебного процесса и введением государственных стандартов;
  • между ориентацией на стандартизацию достижений школьников в когнитивной сфере и необ­ходимостью фиксации достижений в креативной сфере.

К блоку «процесс образования» следует отнести противоречия между:

  • ориентацией на инновационный характер педагогической деятельности и отсутстви­ем критериальной базы для оценивания его уровня;
  • переходом на новую систему финансирования, необходимостью расчета стимулирующей части фонда заработной платы и отсутствием инструментария для ее расчета;
  • существующей системой оценивания по абсолютной шкале (по сути четырехбалльной) и гуманизацией образования, одним из требований которой является оценивание достижений школьников в соответствии с их возможно­стями;

При рассмотрении результатов образовательного процесса основные противоречия можно смотреть в:

  • декларации необходимости достижения компетентностного уровня образования, в том числе и в социальной сфере и отсутствием инструментария для его диагностики;
  • дифференциацией классов по уровням и оценочной деятельностью учителя, призванной объективно определять уровень достижений школьников;
  • обеспечения всем гимназистам получения уни­версального образования и необходимостью актуализации работы с различными категориями детей (интеллектуально одаренными детьми с низкой и высокой мотивацией; слабоуспевающими гимназистами с различным уровнем мотивации и т.п.).

2. SWOT-анализ ситуации с созданием комплексной оценки качества образования в гимназии

Планирование мероприятий по созданию комплексной модели оценки качества образования предварил SWOT-анализ деятельности гимназии по этому направлению.

Постановка проблемы

Анализ деятельности гимназии по оценке качества образования позволил выявить следующие проблемы:

  • недостаточный уровень соответствия локальных актов (приложений к лицензии) новым нормативным и стратегическим документам в сфере оценки качества;
  • отсутствие системы четких показателей и критериев оценки качества образования и введение балльной системы для выхода на формулу определения качества;
  • отсутствие системы показателей и критериев для определения затрат на повышение качества образования.

В связи с проблемами, изложенными выше, обо­значены цель и задачи работы инновационной площадки (раздел 1). Реализацию цели и задач экспериментальной деятельности необходимо рассматривать в контексте трех основных модулей, которые составляют единую структуру программы развития гимназии

  • «Содержание образования»;
  • «Организация УВП»;
  • «Управление образовательным процессом»
  • «Ресурсное обеспечение»

В свою очередь, каждый из модулей разведен по блокам «Обучение», «Воспитание» и «Здоровье». Такая структура построения программы развития позволяет выстроить горизонтальные и вертикальные связи между элементами. Поскольку основу любой системы составляет иерархия ее структурных элементов, можно говорить о том, что и модель комплексной оценки качества образования будут носить системный характер.

Гипотеза проекта

Дефиниция понятия «качество образования» через систему показателей и критериев позволит определить эффективность образовательного процесса и установить пути его совершенствования.

3. Цели и задачи проекта

Цель: создать организационно-содержательную модель комплексной оценки качества образования для получения объективной и полной информации о результатах образовательного процесса и определения путей его совершенствования.

Цель диверсифицирована на следующие задачи :

  • установить дефиницию термина «качество образования» через систему показателей и критериев;
  • разработать систему показателей и критериев для определения качества образования и эффективности затрат на его повышение;
  • разработать локальные акты, соответствующие новым подходам к оценке качества образования;
  • внести коррективы в систему показателей и критериев;
  • коррелировать цели инновационной деятельности и результаты реализации модели;
  • разработать формулу для оценки качества образования через систему показателей с учетом повышающих и понижающих коэффициентов;
  • установить горизонтальные и вертикальные связи между структурными элементами модели комплексной оценки качества образования;
  • произвести корреляцию педагогического, психологического и медицинского мониторинга каче­ства образования;
  • оценить прогностическую функцию разработанной модели.
  • разработать систему показателей и критериев для определения качества образования и эффективности затрат на его повышение;
  • разработать локальные акты, соответствующие новым подходам к оценке качества образования;
  • внести коррективы в систему показателей и критериев;
  • коррелировать цели инновационной деятельности и результаты реализации модели;
  • разработать формулу для оценки качества образования через систему показателей с учетом повышающих и понижающих коэффициентов;
  • установить горизонтальные и вертикальные связи между структурными элементами модели комплексной оценки качества образования;
  • произвести корреляцию педагогического, психологического и медицинского мониторинга каче­ства образования;
  • оценить прогностическую функцию разработанной модели.
Сильные стороны Слабые стороны
Обучение

1. Новые формы мониторинга уровня учебных достижений, в том числе и в формате ЕГЭ.

2. Системный мониторинг универсальных умений и навыков.

3. Использование в штатном режиме 10-балльной шкалы оценивания, позволяющей оценить уровни освоения содержания (репродуктивный, продуктивный творческий)

4. Системная диагностика уровня креативности.

5. Разработка алгоритма самооценки для учащихся всех ступеней образования.

6. Реализованная программа внутригимназического контроля.

1. Отсутствует такой фактор внешней оценки качества, как оценка управляющего совета.

2. Отсутствие пофакторной корреляции оценки качества образования и оценки деятельности педагогов.

3. Безотметочное обучение на ступени начальной школы приводит к снижению мотивации к обучению и сужению информационного поля для оценки качества обучения.

4. Скрытый характер проблем креативности.

5. Отсутствие системного характера влияния информационных технологий на здоровье учащихся и формирование мотивации к обучению.

Возможности Ограничения и риски

1. Овладение всеми педагогами гимназии современными педагогическими технологиями оценивания уровня учебных достижений

2. Систематическое повышение профессиональной компетентности

3.Организация новой структуры для внешней оценки качества образования – управленческого совета.

1. Традиционное распределение ролей в ситуации оценивания. Большинство родителей видят свою роль только в контроле результатов обучения.

2. Отсутствие лонгитюдных исследований развития креативности у школьников вносит ошибку в определении индивидуальной траектории развития учащихся.

3. Акцент на работу с одаренными учащимися может отодвинуть на периферию проблему обучения слабоуспевающих учащихся.

Здоровье

1. Создана здоровьесберегающая среда:

  • использование прогрессивных педагогических технологий, позволяющих создать ситуацию успеха;
  • деление классов по гендерному принципу на уроках физкультуры;
  • наличие собственной медицинской службы, включая участкового врача;
  • наличие физиотерапевтического кабинета;
  • соответствие условий обучения нормам СаНПиН (освещенность, влажность и т.п.);
  • реализованы программы «Оздоровительные напитки», «Чистая вода», «Чистый воздух»;
  • функционирование кабинета охраны зрения;

2. Валеологическая поддержка учащихся, позволяющая осваивать содержание образования повышенного уровня

3. Создана психологическая служба, обеспечивающая диагностику и консультативную помощь в создании ситуации успеха всем участникам образовательного процесса

1. Недостаточо высокий уровень мониторинга оценки качества здоровья.

2. Отсутствие корреляции уровня учебных достижений гимназистов и состояния их психического и физического здоровья.

3. Высокий уровень тревожности детей в отдельных классах и группах, низкий уровень социализации отдельных групп гимназистов.

4. Недостаточная мотивация педагогов к обращению за помощью к психологам (при высокой степени обращаемости к ним родителей и гимназистов).

Возможности Ограничения и риски

1. Создание индивидуальных карт для каждого гимназиста, позволяющих диагностировать тенденции изменения в здоровье

2. Создание комплекса условий для здоровьесбережения и реабилитации обучающихся

3. Оздоровление и реабилитация всех членов педагогического коллектива

Воспитание
Сильные стороны Слабые стороны

1. Раскрытие индивидуального потенциала каждого гимназиста посредством деятельности пяти Академий

2. Стимулирование роста гимназистов посредством введения зачетной книжки

3. Внедренная система мониторинга уровня воспитанности

1. Сменяемость кадров, занятых организацией внеклассной работы. Востребованность обучения молодых специалистов.

2. Ориентация родителей на получение услуг в сфере дополнительного образования в других образовательных учреждениях.

3. Недостаточный уровень компетентности родителей в сфере воспитания.

Возможности Риски

1. Обеспечение развития лидерских качеств личности гимназистов

2. Создание консультационного центра родительского всеобуча «Очаг» по вопросам воспитания.

3. Ориентация работы групп продленного дня в начальной и основной школе на консультационную поддержку образовательных потребностей гимназистов

1. Влияние социума.

2. Мониторинг и оценка качества образования вышестоящими инстанциями осуществляется, главным образом, по результатам учебной деятельности.

Ведущими мотивами работы по созданию модели комплексной оценки качества являются:

  • обеспечение взаимодействия управляющей и управляемой систем;
  • обеспечение сочетания административного и общественного контроля в гимназии с самоанализом и самоконтролем участников педагогического процесса;
  • создание информационного банка о работе каждого педагога, состояния УВП, побуждение к коррекции педагогической и управленческой деятельности, использованию новых возможностей;

Сроки реализации 2008-2012 гг.

Основные направления работы :

  1. анализ образовательной ситуации в гимназии в контексте оценки качества образования;
  2. разработка системы показателей и критериев оценки качества;
  3. повышение профессиональной компетентности административного аппарата и педагогических работников по вопросу современных подходов к оценке качества образования;
  4. разработка и реализация комплексной управленческой программы по оценке качества образования;
  5. презентация результатов инновационной деятельности педагогическому сообществу;
  6. тиражирование модели в масштабах района и города.

Объект исследования : система внутренней и внешней экспертизы качества образования в гимназии.

Предмет исследования : факторы и условия, обеспечивающие объективную оценку качества образования.

4. Основные направления деятельности гимназии

В деятельности гимназии при создании модели комплексной оценки качества образования в качестве приоритетных направлений были выделены:

  • разработка локальных актов к Уставу гимназии, касающихся оценки качества образования и приведенных в соответствие с новыми нормативными и проектными документами по модернизации общего образования;
  • определение показателей и критериев оценки качества деятельности педагогических работников гимназии. Уровень качества образования является функцией уровня профессиональной компетентности педагогов и руководителей образовательного учреждения;
  • продолжение внедрения 10-балльной шкалы оценивания в штатном режиме с мониторингом всех этапов и сторон оценочной деятельности;
  • определение новых направлений деятельности, способствующих повышению качества образования.

Оценка качества образования является одной из важнейших управленческих функций, связанных с установлением соответствия функционирования и развития всей системы учебно-воспитательной работы гимназии на диагностической основе. Оценка качества образования направлена на получение информации о деятельности педагогов с целью принятия конструктивных решений по дальнейшей оптимизации управления в гимназии. Оптимальное управление образовательным процессом связано с необходимостью принятия правильных, научно обоснованных управленческих решений, для чего субъекту менеджмента нужны разнообраз­ные фактические данные о различных сторонах этого процесса.

В гимназии оценка качества образования рассматривается в плоскости:

  • оказания методической помощи педагогам с целью совершенствования и развития их профессионального мастерства;
  • взаимодействия администрации и педагогического коллектива, ориентированного на повышение эффективности педагогического труда;
  • вида управленческой деятельности по установлению соответствия функционирования и развития системы УВР работы в гимназии на ди­агностической основе целям и задачам образовательной программы.

Оценка качества образования как составляющая процесса управления станет объективным фактором повышения заинтересованности педагогов в результатах своего труда, если он будет:

  • осуществляться на демократических началах;
  • рассматриваться администрацией в качестве средства стимулирования педагогов;
  • осуществляться систематически и на вариативной основе.

На заседании научно-методического совета гимназии, педагогического совета, а также семинарах для педагогов, проведенных в 2008-2009гг. определены ведущие принципы деятельности по оценке качества образования, к которым отнесены:

  • стимулирование творческого и профессионального роста учителя;
  • мотивационная и информационная основы;
  • сравнительно-аналитический подход;
  • методическая направленность;
  • системность;
  • цикличность;
  • демократизация;
  • гласность;
  • открытость и доступность результатов.

При создании модели комплексной оценки качества образования укрупненными объектами исследо­вания в гимназии были приняты:

  • состояние  организационно-педагогических условий успешности образовательной деятельности;
  • состояние учебно-воспитательного процесса;
  • состояние воспитательной работы;
  • качество и эффективность работы учителя;
  • эффективность работы учащихся с точки зрения уровня учебных достижений (репродуктивный, продуктивный и творческий).

Основные компоненты оценки качества

Оценка качества органически связана со всеми другими функциями управления, и эта связь проявляется в том, что последние выступают как основные точки оценки, т.е. она затрагивает цели, планы, прогнозы, решения, организацию и исполнение действий, коммуникацию и коррекцию. Основными компонентами оценки качества образования в гимназии определены:

  • условия, определяющие объем, широту и направленность оценки. К условиям, влияющим на результат оценки, следует отнести ресурсы материальные, временные, кадровые;
  • определение целей оценивания, критериев, показателей и норм оценки контролируемых параметров;
  • выбор методов оценивания на основе заявленных принципов;
  • выявление и констатация информации о существующем положении дел;
  • сопоставление полученных результатов с запланированной целью;
  • осуществление коррекции для приведения оцениваемого объекта в запланированное состояние.

В практике организации инновационной деятельности в 20082009гг. необходимо было решить ряд вопросов:

  • определить участников проекта;
  • провести семинары по детализации работы по всем направлениям;
  • разработать программу оценки деятельности гимназии с принятой системой показателей и критериев;
  • разработать Положение о внутришкольном контроле и программу внутришкольного контроля;
  • изучить необходимую документацию, связанную с объектами контроля;
  • распределить рабочее время;
  • оптимально использовать наблюдения за выделенными в плане объектами контроля;
  • спланировать корреляцию внутришкольного контроля и методической работы.

5. Программа разработки модели комплексной оценки качества образования

Организация деятельности по оценке качества об­разования определяется приоритетами программы развития гимназии, методической темой ее деятельности на три года, другими направлениями инноваци­онной и экспериментальной деятельности.

В связи с этим, стратегическими направлениями инновационной деятельности по данному проекту являются:

  • определение системы показателей и критериев качества образования;
  • корреляция качества образования и профессионального уровня педагогов;
  • обеспечение требований государственного стандарта образования посредством создания организационно-педагогических условий успешности образовательной деятельности.

К числу показателей, характеризующих качество образования, были отнесены:

  • уровень освоения содержания (репродуктивный, продуктивный и творческий) на основе использования 10-балльной шкалы оценивания;
  • уровень сформированности универсальной системы учебных действий;
  • уровень сформированности самостоятельности гимназистов в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
  • уровень учебно-познавательной мотивации гимназистов;
  • уровни комфортности и тревожности гимназистов;
  • уровень профессиональной компетентности педагогов и руководителей;
  • уровень соответствия содержательно-организационных условий обучения требованиям социального заказа.

Перечисленные выше направления является совокупным предметом исследования. Последние два показателя могут быть отнесены и к качеству процесса образования.

Задачей инновационной площадки стала разработка система критериев, с помощью которых диагностика указанных показателей качества образования отвечала бы полностью требованиям объективности и полноты. К общим методам исследований, которые проводятся в рамках проекта, следует отнести:

  • эмпирические: изучение соответствующей литературы, нормативных и инструктивно-Aметодических документов;
  • педагогическое наблюдение; анкетирование родителей и гимназистов; изучение и обобщение опыта;
  • теоретические: разработка и анализ диагностических методик оценки универсальной системы учебных действий, уровня социализации и других

Ниже приведен алгоритм деятельности по некоторым направлениям проекта.

Уровень освоения содержания образования

Для этого показателя необходимо разработать критериальную базу в соответствии с апробируемой в гимназии в течение 4 лет 10-балльной системой оценивания.

Цель управленческой и педагогической деятельности по этому направлению оценка уровня продвижения обучающихся в освоении содержания образования на основе достоверной, надежной, доказательной оценки их учебного труда.

Задачи :

  • преодоление разноуровневого подхода при оценке степени обученности школьников;
  • обеспечение единства требований к результатам обучения.

Объект исследования : уровень освоения содержания образования.

Предмет исследования : содержание оценочных суждений и доказательность, точность диагностики в оценке уровня обученности.

Гипотеза : многобалльная шкала оценивания по­зволит более эффективно использовать все многообразие оценочных суждений для обеспечения единых подходов к оценке качества образования.

Методы проведения исследования :

  • анализ результатов промежуточной и итоговой аттестации гимназистов;
  • наблюдение.

Результатом инновационной деятельности на этом этапе явится общая шкала оценивания и самооценки.

Уровень сформированности универсальной си­стемы учебных действий

Универсальная система учебных действий (УСУД) не расположена функционально в структуре учебной деятельности: одни действия выполняют организационную функцию, другие образовательно-технологическую, другие показательную (диагностическую). Эта последовательность функций УСУД в структуре учебной деятельности доказывает ее универсальную технологическую миссию в процессе социализации школьника. В гимназии в течение нескольких лет ведется анализ уровня сформированности УСУД. Доминантой управленческой деятельности будет определение критериев диагностики уровня сформированности УСУД.

Цель управленческой и педагогической деятельности по этому направлению разработать пакет диагностических материалов для определения уровня сформированности УСУД.

Задачи :

  • разработать матрицу оценивания сформированности УСУД для создания индивидуальных карт гимназистов;
  • разработать единый конструктор задач.

Объект исследования : уровень сформированности УСУД.

Предмет исследования : содержание оценочных суждений и доказательность, точность диагностики в оценке уровня сформированности УСУД.

Гипотеза : использование новых диагностических материалов позволит повысить достоверность и унифицированность подходов к оценке достижения гимназистами компетентностного уровня образования.

Методы проведения исследования :

  • анализ результатов диагностики;
  • наблюдение.

Результатом инновационной деятельности на этом этапе явится карта экспресс-диагностики и конструктор задач.

Уровень сформированности самостоятельности гимназистов в сфере самостоятельной познавательной деятельности

Компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности является одной из ключевых компетентностей, которая должна быть сформирована у выпускников общеобразовательного учреждения. Измерить компетентность нельзя, хотя в основе данной компетентности лежит совокупность универсальных учебных действий, которые достаточно хорошо поддаются измерению. В государственных стандартах по всем предметам прописаны умения, связанные с компетентностью в сфере самостоятельной деятельности. Однако диагностика уровня сформированности этого показателя по-прежнему имеет проблемный характер и в системном варианте не разработана.

Цель управленческой и педагогической деятельности по этому направлению разработать пакет диагностических материалов для определения уровня сформированности умений в сфере самостоятельной познавательной деятельности.

Задачи:

  • разработать матрицу оценивания умений в сфере самостоятельной познавательной деятельности для создания индивидуальных карт гимназистов;
  • произвести корреляцию уровней сформированности УСУД и умений в сфере самостоятельной познавательной деятельности.

Объект исследования: уровень сформированности умений в сфере самостоятельной познавательной деятельности.

Предмет исследования: содержание оценочных суждений и доказательность, точность диагностики в оценке уровня сформированности умений в сфере самостоятельной познавательной деятельности.

Гипотеза : использование новых диагностических материалов позволит повысить достоверность и унифицированность подходов к оценке достижения гимназистами компетентностного уровня образования.

Методы проведения исследования :

  • наблюдение
  • анализ

Результатом инновационной деятельности по данному направлению явится инструментарий оценивания уровня самостоятельности гимназистов в сфере самостоятельной познавательной деятельности.

Уровень учебно-познавательной мотивации гимназистов

Определение уровня учебно-познавательной мотивации школьников является весьма актуальным, в связи с тем, что качество образования находится в функциональной зависимости с этим показателем.

Цель управленческой деятельности по данному направлению овладение педагогами арсеналом педагогических приемов, способствующих повышению учебно-познавательной мотивации.

Задачи :

  • провести психолого-педагогическую диагностику уровня сформированности учебно-познавательной мотивации;
  • провести обучение педагогов в проблемных группах по современным подходам к организации обучения (когнитивно-стилевому, дифференцированному и т.д) и способам диагностики;
  • реализовать приемы, способствующие повышению мотивации.

Объект исследования : уровень сформированности учебно-познавательной мотивации гимназистов.

Предмет исследования инструментарий психо-логопедагогической диагностики по выявлению уров­ня сформированности учебно-познавательной мотивации.

Гипотеза : внедрение современных подходов к организации обучения позволит повысить мотивацию к обучению.

Методы проведения исследований :

  • психолопедагогическая диагностика;
  • медикопсихологопедагогические консилиумы;
  • наблюдение;
  • анализ документации
  • беседы

Результатом инновационной деятельности по этому направлению является инструментарий психолого-педагогической диагностики.

Уровень профессиональной компетентности педагогов и руководителей.

Разработка показателей и критериев определения эффективности труда педагогов и администраторов является насущной необходимостью, связанной с переходом на новую систему оплаты труда, связанную с подушевым финансированием.

Цель управленческой деятельности по этому направлению разработать пакет диагностических материалов для определения стимулирующей части фонда заработной платы.

Задачи :

  • разработать матрицу модулей, показателей и критериев, по которым можно вывести формулу расчета стимулирующей части заработной платы;
  • апробировать схему расчета.

Объект исследования : качество образования (результат) как функция уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников.

Предмет исследования : характеристики деятельности.

Гипотеза : разработанная «прозрачная» система балльной оценки педагогического труда явится допол­нительным стимулом и мотивом изменения его качества и, как следствие, качества образования.

Методы проведения исследования :

  • анализ документации,
  • собеседование;

Результатом инновационной деятельности по данному направлению явится система показателей и критериев для определения эффективности деятельности педагогических и руководящих работников гимназии.

Модули, по которым будет разработана система показателей и критериев:

  • функциональные обязанности учителя-предметника;
  • повышение профессиональной компетентности;
  • работа с одаренными детьми;
  • работа со слабоуспевающими детьми;
  • внеурочная работа по предмету;
  • результативность работы;
  • сохранение и укрепление здоровья обучающихся;
  • функциональные обязанности классного руководителя;
  • работа с классным коллективом;
  • работа с родителями.

Аналогичным образом должна быть построена логика деятельности по разработке системы показате­лей и критериев по другим моделям качества образования:

  • уровень мотивации гимназистов к обучению;
  • уровни комфортности и тревожности гимназистов;
  • уровень соответствия содержательно-организационных условий обучения требованиям социального заказа,

6. Рабочий план реализации проекта

1 этап . Разработка системы показателей и критериев и первичная апробация .

Сентябрь 2008 г.- май 2010г .

  • Определение приоритетных задач и направлений в работе над проектом. Распределение функционалов по проекту. Планирование мероприятий реализации проекта.
  • Создание и поэтапная апробация новой системы показателей и критериев оценки качества образования.
  • Создание проблемных лабораторий и интерактивных групп по отдельным модулям проекта
  • Разработка и начальная апробация инструментария для диагностики:
    • уровня освоения содержания; уровня сформированности универсальной системы учебных действий;
    • уровня сформированности самостоятельности гимназистов в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
    • уровня мотивации гимназистов к обучению; уровня комфортности и тревожности гимназистов;
    • уровня профессиональной компетентности педагогов и руководителей;
    • уровня соответствия содержательно-организационных условий обучения требованиям социального заказа.
  • Составление промежуточного отчета о ходе выполнения проекта. Подготовка публикаций для научно-методических изданий и СМИ.

2   этап. Внедрение. Переходный период. Коррекция системы показателей и критериев.

  1. Определение динамики изменения качества образования по всем модулям.
  2. Выявление ценностных ориентаций и предпочтений (тестирование учеников, педагогов и родителей);
  3. Разработка системы понижающих и повышающих коэффициентов для определения эффективности затрат на повышение качества образования;
  4. Корректировка формулы для определения качества образования.
  5. Промежуточный анализ результатов диагностики.
  6. Организация конференций и семинаров для педагогов гимназии, района и города по использованию системы показателей и критериев для оценки качества образования.
  7. Составление промежуточного отчета о ходе вы­полнения проекта. Подготовка публикаций для научно-методических изданий и СМИ.

3   этап. Анализ эффективности разработанной модели оценки качества образования.

  1. Формирование банка диагностических материалов для комплексной оценки качества образования.
  2. Определение факторов, оказывающих влияние на качество образования в гимназии.
  3. Коллективная рефлексия над сложившейся системой оценки качества образования в гимназии.
  4. Анализ выявленных тенденций и параметров, оценка достоверности и объективности полученных результатов. Подтверждение или опровержение гипо­тезы проекта.
  5. Создание критериальной базы оценки качества образования в гимназии.
  6. Обмен опытом с другими ОУ. Пропаганда предложенной системы показателей и критериев. Подготовка у публикации материалов.
  7. Публикация отчета по проекту (с публикацией в сети Интернет). Подготовка сборника статей по тематике проекта.

7. Ресурсное обеспечение проекта

Характеристика инновационных процессов.

МОУ гимназия №47 работает в режиме развития. При этом реализуются и отдельные эксперименты и целостные программы. К таковым следует отнести:

  • инновации в сфере содержания образования. Реализация учебно-методических комплектов ОС «Школа 2100» не только детском саду и в начальной школе, но и в среднем звене, позволяет обеспечить непрерывность и преемственность образования с позиций методологии, методики, технологии и дидактики, отсутствие лакун в содержании образования. Универсальность гимназического обеспечивается включением в учебный план интегрированных курсов «Междисциплинарное обучение», «КБЖ география», «Искусство ИЗО и музыка», «Естествознание» и другие. В гимназии реализована система непрерывного литературного образования с 5 по 11 класс. Гуманитаризация содержания образования обеспечена курсами МХК (с 5 по 11 класс), включением в учебный план двух иностранных языков (английского и французского), преподаванием предмета «История Урала» в основной школе. Успешно апробирована система разработанных элективных курсов, которые позволя­ют удовлетворить все образовательные запросы гимназистов и повышают вариативность образования.
  • инновации в технологии обучения. Так, при изучении ряда предметов в классах, в которых обучение ведется в рамках ОС «Школа 2100» (русский язык, математика, литература, «Окружающий мир», география, история) реализуется технология проблемно-деятельностного обучения, эффективность которой для развития интеллектуальных возможностей учащихся доказана многочисленными экспертизами, как внутренними, так и внешними;
  • инновации в процедурах мониторинга качества образования. В гимназии на протяжении 4-х лет апробируются новые шкалы оценивания, которые позволяю дифференцированно диагностировать уровень учебных достижений гимназистов и фиксировать их продвижение в освоении содержания образования;
  • инновации в политике взаимоотношения с ВУЗами:
    • отказ от работы профильных классов по принципу подготовительных курсов;
    • актуализация руководства исследовательскими проектами гимназистов специалистами высшей школы;
    • использование лабораторного практикума ВУЗов для повышения качества образования. Значительным шагом на пути предпрофессиональной подготовки выпускников и обеспечения их готовности к выбору образовательной траектории явилась реализация в течение 2-х лет проекта «Гимназия кадровый центр» совместно с ОДУ Урала и УГТУУПИ. Результаты Единого государственного экзамена в 2008-2009гг. и выбор направления дальнейшего обучения сви­детельствуют об эффективности проекта и необходимости его дальнейшей реализации.
  • инновации в сфере организации учебного процесса. В гимназии апробирована в течение 4х лет новая модель профильного обучения посредством внутрипрофильного деления класса. За четыре года осуществлен переход на обучение в одну смену по модели «школа полного дня». Увеличено количество уроков физической культуры в начальной и основной школах за счет динамической паузы. Осуществлено деление классов по гендерному признаку и 5 класса и с выбором видов спорта в старших классах. С целью обеспечения требуемого уровня осознанной готовности выпускников основной школы к осознанному выбору профиля обучения реализовано модульное обучение по)». За несколько лет до введения ЕГЭ в штатный режим в рамках федеральной площадки апроби­рована модель итоговой (государственной) аттестации в формате ЕГЭ и процессуальная мо­дель деятельности ППЭ;
  • инновации в управлении образовательным процессом. Разработана программа реализации единой методической темы гимназии. Разработана программа внутришкольного контроля и экспертизы качества образования. Разработаны и реализованы программы работы со слабоуспевающими и одаренными детьми. Разработана и реализуется программа по адаптации учащихся 1 и 5 классов.
  • инновации в воспитательной работе, связанные с активизацией деятельности гимназического сообщества (гимназисты, родители, педагоги), с повышением роли органов самоуправления в гимназии (Родительского союза, совета старшеклассников и др.). Повышение уровня вариативности воспитательной работы посредством деятельности пяти Академий (лидерства, науки, здоровья и спорта, памяти)
  • инновации в обеспечении здоровья гимназистов, связанные с индивидуализацией подходов к процессу физического и психического здо­ровья учащихся. Медицинская служба гимназии работает по принципу «участкового врача». Открыт кабинет охраны зрения. Разработана и реализована программа мониторинга физического и психического развития гимназистов начальной и основной школы. Разработана и реализована программа профилактики зависимостей. Организована система занятий лечебной и коррекционной физической культурой для учащихся, имеющих отклонения в состоянии здоровья.
  • инновации в обеспечении психологического сопровождения образовательного процес­са, заключающихся в организации постоянно действующей службы диагностики уровня психологического здоровья учащихся (в первую очередь, группы риска); организации адаптационных периодов обучения в 1 и 5 классах; отслеживании интеллектуального развития учащихся, их коммуникативных способностей; профилактике конфликтных ситуаций. Психологическая служба гимназии трансформирована в Центр психологической поддержки, который обеспечивает психологическое сопровождение образовательного процесса;
  • инновации в создании культуро-творческой среды гимназии ((создание атмосферы общего интереса к культурному наследию и традициям России и Урала; создание эстетики школьного пространства; общегимназические мероприятия Форум науки, Весна гимназии, театральные ассамблеи, музейные и филармонические уроки, музыкальные гостиные и т.п.). Инновации этого направления тесно связаны с воспитательной работой в гимназии.
  • МОУ Гимназия №47 являлась и является экспериментальной площадкой по следующим уровням:
    • Федеральной экспериментальной площадкой Министерства образования и науки РФ по реализации основных направлений эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования (с 2001 по 2008 гг.). Приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области №169И от 10.08.2001 «Об организации эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования», Постановление Правительства Свердловской области №699ПП от 25.10.2001 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования в общеобразовательных учреждениях Свердловской области в 20012008 гг.»;
    • Федеральной экспериментальной площадкой АПК и ПРО по реализации ОС «Школа 2000…2100» (диплом Академии повышения квалификации и переподготовки кадров работников образования Министерства образования РФ о присвоении гимназии №47 статуса экспериментальной площадки; договор о сотрудни­честве между Межрегиональной общественной организацией содействия развитию ОС «Школа 2100» и гимназией №47);
    • Федеральной экспериментальной площадкой Российской Академии образования (Уральское отделение) по темам «Разработка модели современной гимназии и «Модель комплексной оценки качества образования» (Решение бюро УРО РАО от 15.01.2006г.),
    • базовой площадкой Института развития регионального образования Свердловской области по реализации проектов «Организация и содержание профильного обучения в Свердловской области» (Приказ ИРРО от 01.10.07г. №186/1д) и «Развитие социо-культурной компетентности учащихся при обучении английскому языку на основе УМК Оксфордского издательства» (Приказ ИРРО № 288д от 28.10.05.);
    • муниципальной экспериментальной площадкой по проекту «Либерализация школьной отметки как средство саморазвития учащихся».

В 2006 г. и 2008 г. МОУ Гимназия №47 стала победителем конкурсов лучших образовательных учреждений, реализующих новации, проводимого в рамках Приоритетного Национального проекта «Образование». В 2006 году у МОУ Гимназия №47 была признана победителем конкурса на лучшее образовательное учреждение г.Екатеринбурга (Приказ Управ­ления образования Администрации г.Екатеринбурга от 25.08.2006г. №907а). Детский сад гимназии, являющийся одним из ее структурных подразделений, в 2007г. стал лучшим дошкольным образователь­ным учреждением г.Екатеринбурга (Приказ Управления образования Администрации г.Екатеринбурга от 06.03.2007г. № 166).

В 2006 гг. МОУ Гимназия № 47 стала победителем в конкурсе «Лучшая инновационная площадка г.Екатеринбурга» (Приказ Управления образования Администрации г. Екатеринбурга №1490 от 01.03.2006 г.)

В 2006 году   Управление образования г.Екатеринбурга открыло на базе гимназии Учебно-методический центр «Призвание» (Положение об УМЦ согласовано начальником Управления образования Администрации г.Екатеринбурга 10.01.2006.) В течение 20062009гг. центром «Призвание» было прове­дено 50 семинаров и мастер-классов городского и регионального уровней, в которых приняли участие 871 педагог.

В связи с этим МОУ гимназию №47 можно считать ресурсным методическим центром для других образовательных учреждений.

Коллектив педагогов, гимназистов и родителей объединяет сознание значимости образования повышенного уровня и высокого качества. Система управления гимназией мобильна и основана на горизонтальных и вертикальных связях. Уровень тактического управления связан с деятельностью проблемных лабораторий, предметных кафедр, являющихся центрами методической работы в гимназии и осуществляющих всю систему экспертизы качества образования (ЭКО).

МОУ гимназия №47 является образовательным учреждением, способным гарантировать учащимся не только добротное усвоение образовательного стандарта, но и обеспечить превышение предусмотренного государством минимума общеобразовательной подготовки, а также обеспечивающего условия для осознанного выбора индивидуальной траектории образования на следующей ступени.

В условиях современной социально-экономической ситуации гимназия ориентирована на подготовку своих выпускников, способных к выполнению социально-значимых функций на базе широкого универсализма.

Целью деятельности гимназии является обеспечение эффективного формирования ключевых компетентностей гимназистов путем усиления личностной направленности обучения и расширения возможностей выстраивания каждым гимназистом индивидуальной образовательной траектории.

Программно-методическое обеспечение .

В МОУ Гимназии №47 разработаны и внедряются:

  • Концепция развития гимназии и Стратегическая программа развития гимназии до 2012г;
  • Образовательная программа гимназии;
  • Программа инновационной деятельности гимназии до 2012г.;
  • Программа деятельности методической службы гимназии;
  • Программа внутришкольного контроля;
  • Программа деятельности психологической службы;
  • Программа «Одаренный ребенок»;
  • Проект «Гимназия кадровый центр»;
  • Проект «Гимназия образовательное учреждение инклюзивного типа»;
  • Проект «Гимназия центр дистанционного обучения»;
  • Проект «Либерализация школьной отметки как средство саморазвития учащихся».

Основным вектором деятельности гимназии является разработанная прогностическая модель выпускника, на основе которого строится весь учебно-воспитательный процесс. Прогностическая модель необходимый этап научного обоснования всех компонентов педагогической системы, которые реализуются в облучении, воспитании и развитии гимназистов

Кадровое обеспечение .

Коллектив гимназии насчитывает 106 человек. Все педагогические и управленческие работники аттестованы: на высшую категорию 37 чел., на первую 63 чел. В гимназии работают 3 кандидата наук, 3 человека завершают обучение в аспирантуре. 6 человек награждены знаком «Почетный работник общего и профессионального образования». А.Ф.Мезенина имеет звание «Заслуженный учитель РФ». Среди педагогов 17 человек являются победителями профессиональных конкурсов различного уровня.

Материально-техническое обеспечение .

Для реализации проекта гимназия имеет необходимый минимум условий, а именно:

  • гимназия расположена в 4 зданиях общей площадью 12399,1 кв.м
  • в гимназии для образовательного процесса используются площади помещения площадью 4430 кв.м
  • специализированные кабинеты физики, химии, информатики, биологии, технологии и обслуживающего труда
  • спортивно-оздоровительный блок (4 спортивных зала, тренажерный зал, зал для аэробики, бассейн, сауна, кабинет водных процедур)
  • актовый зал на 250 мест
  • 3 столовых на 400 посадочных мест
  • библиотека (19334 единицы хранения), читальный зал и лекционная аудитория.
  • два компьютерных класса;
  • оборудование всех классов компьютерной и множительной техникой, мультимедиа-проекторами. Большинство специализированных кабинетов оснащены интерактивными досками.
  • 4 кабинета врача, кабинет охраны зрения, физио-процедурный кабинет с полным набором лечебных процедур, кабинеты стоматолога, психологов, логопедов.{/mosregread}

8. Ожидаемые результаты

Главным итогом проекта является создание критериальной базы (инструментария) оценки качества образования, с помощью которой возможно его измерение с получением воспроизводимых результатов. Научный результат реализации проекта предстанет в виде системы показателей и критериев, выстроенных в определенной иерархии и соотнесенных с со­держанием образования, организацией УВП и используемыми педагогическими технологиями.

Научная новизна заключается в возможности соотнесения достигнутого и измеренного уровня каче­ства образования и затрат на его достижение.

Будет разработан и апробирован инструментарий для оценки качества образования.

Результат будет изложен в виде научного отчета, а также цикла статей. Кроме того, авторы проекта предполагают провести ряд информационных, обучающих и методических семинаров для педагогов и руководителей ОУ района, города и области.

К числу прогнозируемых практических результатов будет создание модели комплексной оценки качества образования, охватывающей все стороны образовательного процесса, а именно: содержательную, процессуальную и контрольно-оценочную.

Все организационные, содержательные и технологические аспекты по всем этапам работы будут отражены и классифицированы в аналитических и социологических отчетах, статьях и методических разработках и, наконец, в итоговом отчете. Весь пакет документации предполагается передать в УРО РАО, базовой площадкой которого является гимназия, и в Министерство общего и профессионального образования Свердловской области.{/mosregread}

9. Перспективы работы над проектом

Проект рассчитан на 4 года. По его завершению, в случае успешной реализации в гимназии, он может быть тиражирован после всесторонней экспертной оценки его результатов в других образовательных учреждениях.

10. Оценка результатов

Предлагаемые методы контроля и оценки результатов эксперимента:

  1. Экспертная оценка специалистами в области управления образованием разработанной модели комплексной оценки качества образования.
  2. Психологическая диагностика, социологические исследования.
  3. Отзывы и оценки коллег, полученные в ходе методических семинаров, круглых столов, курсов, научно-практических конференций и совещаний.
  4. Рецензии и отзыва специалистов на статьи, тезисы, материалы семинаров по тематике проекта.