Инновации и эксперимент в образовании

Проект программы эксперимента «Подготовка педагогических кадров к реализации стандартов второго поколения» PDF Печать E-mail

Журнал: "Эксперимент и инновации в школе" № 1/2010
Раздел: Эксперимент в школе, стр.25

Сиденко Алла Степановна,
д.п.н, профессор АПКиППРО

Болмазова Елена Васильевна,
директор гимназии №5, г. Домодедово

Сиденко Елена Александровна,
ст. преподаватель АПКиППРО

Проект программы эксперимента «Подготовка педагогических кадров к реализации стандартов второго поколения»

Что нужно сделать, чтобы подготовить педагогический коллектив к реализации тандартов второго поколения?

Ключевые слова: цель; задачи; гипотеза; этапы реализации Программы; перспективный план экспериментальной деятельности; три уровня внутришкольной подготовки к реализации ФГОС-2; деятельностная парадигма образования; ориентация стандарта второго поколения на результат; нормативное сопровождение; инструментальное сопровождение; технологическое и информационно-методическое сопровождение.

Программа разработана в соответствии с Концепцией и ведущими компонентами государственных стандартов общего образования второго поколения. Адресована педагогическим коллективам, работающим в области освоения ФГОС-2.

Программа состоит из пояснительной записки, где обосновывается ее актуальность, указывается назначение программы; формулируются цели и задачи в соотнесении с категорией участников; обозначаются прогнозируемые результаты обучения; перечень тем, видов занятий; описания форм и содержания итоговой аттестации слушателей; раскрываются концептуальные положения стандартов.

Пояснительная записка

Программа дополнительного педагогического образования и самообразования ориентирована на повышение квалификации учителей, руководителей школ и других специалистов школьного образования, разработана в соответствии с Концепцией и следующими ведущими компонентами государственных стандартов общего образования второго поколения:

  • Требованиями к структуре основных образовательных программ общего образования;
  • Требованиями к результатам освоения основных образовательных программ;
  • Требованиями к условиям и ресурсному обеспечению реализации основных образовательных программ общего образования;
  • Требованиями к квалификации педагогических кадров, представленные в стандартах.

Проведенный авторами анализ существующих материалов по стандартам второго поколения позволил сформулировать необходимость трех уровней внутришкольной подготовки к реализации ФГОС-2:

  1. ознакомительный;
  2. базовый;
  3. продвинутый.

Каждый из этих уровней характеризует процесс необходимых изменений, определяющих успешность вхождения работников образования в систему ценностей, заложенных в стандартах второго поколения, принятия ими концептуальных идей стандарта; осмысления его сущности, структуры, содержания. Каждый из этих уровней предполагает самооценку и видение определенных личностных профессиональных изменений.

Кроме того, инвариантная часть трех уровней предполагает, что изменения должны происходить во всей системе школы, т.е. на общешкольном уровне, а не на отдельных ступенях образования: начальная школа, средняя, старшая. Поэтому пропедевтический уровень является на данной стадии процесса необходимым для всех работников школы, имеющих отношение к реализации ФГОС-2.

В чем мы видим принципиальное отличие традиционного преподавания учителя и его работе по стандартам нового поколения?

Важнейшей особенностью стандартов второго поколения является их опора на деятельностную парадигму образования1, постулирующую в качестве цели и основного результата образования развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности.

Важным становится организация такого учебного процесса, главным звеном которого является учебная деятельность2, построенная на основе освоения способов деятельности. Такая деятельность предполагает ориентацию на субъект – субъектные отношения, подразумевающие активную позицию обучающихся, признание их права на выбор (в том числе – содержания своего образования и уровень его освоения) и наделение их ответственностью за сделанный выбор; последовательную ориентацию на вариативность образования, в том числе – на дифференциацию и индивидуализацию обучения), реализацию педагогики сотрудничества на основе четко выделенной системы взаимных обязательств педагогов и учащихся (их родителей), доступной и посильной для обеих сторон системы требований; реализацию новой функции педагога и т.п.

Другой важнейшей отличительной особенностью подхода к разработке стандарта, тесно связанной с предыдущей его особенностью, является ориентация стандарта второго поколения на результат образования. Это в наибольшей степени влияет на содержание и особенности организации образовательного процесса уже в начальной школе, что в свою очередь, влияет на требования к подготовке и квалификации учителей как начальной школы, так и других ступеней образования. Изменение парадигмы – ориентация стандарта на состав требований к результату образования в условиях его вариативности – не только отвечает внешним потребностям всех участников образовательного процесса и внутренним закономерностям развития системы образования, но и коренным образом меняет образовательный процесс по ряду аспектов, и, в первую очередь, вынуждает учителя отойти от позиции «урокодателя» и стать профессионалом, гарантирующим научение каждого обучающегося и фундаментальному ядру и способам деятельности3.

В этих условиях программа внутришкольного повышения квалификации требует серьезного сопровождения учителя в различных направлениях и должна представлять собой управленческо-педагогическую модель, включающую в себя:

Нормативное сопровождение4:

  1. Варианты базисного образовательного плана, включающие анализ нового содержания образования (структура основных образовательных программ, объемы составляющих основную образовательную программу);
  2. Проект Фундаментального ядра содержания общего образования, включая анализ соотношения обязательной части основной образовательной программы и части, которая формируется участниками образовательного процесса;
  3. Структура Программы развития универсальных учебных действий;
  4. Модель системы оценки результатов освоения основных образовательных программ;
  5. Общие подходы к определению гигиенических требований к условиям реализации образовательного процесса;
  6. Модель требований к ресурсному обеспечению образовательного процесса, включая условия реализации основных образовательных программ;
  7. Модель мониторинга ресурсного обеспечения образовательного процесса, включая результаты освоения основных образовательных программ) на различных уровнях с учетом её восприятия педагогами, руководителями, специалистами и методистами.

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

В следующих номерах журнала авторы поделятся с читателями содержанием ознакомительного, базового, продвинутого уровня внутришкольной подготовки учителей к реализации ФГОС-2.


1 Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения// Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2008. – №2.

2 Зимняя И.А. Учебная деятельность – специфический вид деятельности // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2009. – №6.

3 Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения // Инновационные проекты и программы в образовании. –2008. – №1.

4 Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования [Текст]: проект / Рос.акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. – М.: Просвещение, 2008. – 35с. – (Стандарты второго поколения).

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Инновации и эксперимент в образовании