Инновации и эксперимент в образовании

Профессиональный рост педагога в муниципальной образовательной системе: управленческий аспект

Журнал: "Инновационные проекты и программы в образовании" № 1/2010
Раздел: Образование в регионах, стр.42-45

Гоглова Марина Николаевна,
кандидат педагогических наук, доцент
ГОУ «Педагогическая академия
последипломного образования»
Московская область

Профессиональный рост педагога в муниципальной образовательной системе: управленческий аспект

Как меняется управление профессиональным ростом педагога на муниципальном уровне в условиях реформирования образования?

Реформирование образования на современном этапе напрямую связано с изменением образа педагога. Чтобы выполнить заказ государства на качественное образование, необходим учитель, способный создать условия не только для раскрытия природных способностей ребенка, но и помочь ему выстроить маршрут непрерывного образования. Требуется смена стереотипа мышления учителя: от позиции «делай, как я» к позиции «пробуй, а я поддержу».

Но и учителю необходимо сопровождение в профессиональном росте, поскольку обновляется содержание образования, меняются приоритеты и целевые установки процесса обучения, его формы и средства. Готов ли учитель к изменениям? Как быстро он реагирует на них?

Многоуровневая система повышения квалификации и методическая служба обеспечивают профессиональный рост педагога. Системообразующим компонентом дополнительного профессионального образования остается курсовая подготовка. Сегодня педагогические работники стоят перед выбором: или повышать квалификацию там, куда его направят, или там, где он хочет. Нельзя не согласиться с утверждением В.В.Краевского: «…педагоги не всегда знают, в чем объективно нуждаются – полностью положиться на их субъективные запросы нельзя».

{mosregread}

Управление профессиональным ростом педагога на муниципальном уровне включает следующие задачи-модули:

1. Определение критериев профессионального роста педагога на основе идеи опережающего развития непрерывного профессионального образования.

С учетом приоритетов государственной образовательной политики, после изучения социального заказа, проведения проблемно-ориентированного анализа профессиональной деятельности педагогов были определены критерии и показатели профессионально-личностных качеств педагога. К ним мы отнесли информационно-коммуникационную, проектно-исследовательскую, организационно-коммуникативную компетентности педагогов, эмпатию, мотивацию успеха. Опираясь на определение профессиональной компетентности педагога, как единства его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности (В.А.Сластенин), определяем возможные показатели профессионального роста педагогов, прогнозируем индикаторы.

 

Критерии профессионально-личностных качеств

Показатели

Индикаторы

Информационно-коммуникационная компетентность

Высокий

Средний

Низкий

20%

75%

5%

Проектно-исследовательская компетентность

Педагоги – руководители проектных и исследовательских работ обучающихся

Педагоги-исследователи

80%

20%

Организационно-коммуникативная компетентность

Высокий

Средний

Низкий

20%

80%

0%

Эмпатия

Высокий

Средний

Низкий

20%

80%

0%

Мотивация успеха

Высокий

Средний

Низкий

10%

90%

0%

Критерии стали ориентиром в определении содержания дополнительного профессионального образования, представленного в учебных программах курсов повышения квалификации.

2. Создание алгоритма включения педагога в процесс повышения квалификации на основе изучения результатов их профессиональной деятельности.

Идеология интеграции обучения педагогов и изучение результатов их профессиональной деятельности обеспечивает целенаправленность, адресность и своевременность удовлетворения потребностей в повышении квалификации. При этом изучение успешности обучения учащихся (результат профессиональной деятельности педагогов) рассматривается как важнейшая составляющая повышения квалификации.

Включение педагогов в системный процесс повышения квалификации осуществляется по следующему алгоритму:

  1. Мотивация руководителя муниципальных органов управления образованием на обеспечение повышения квалификации педагогов на основе изучения успешности обучения школьников на муниципальном уровне.
  2. Создание работниками центра повышения квалификации «Развитие образования» пакета документов и методических материалов, в том числе образовательной программы профессионального роста педагога. Образовательные цели формулирует педагог. Он заполняет бланк «Индивидуальный образовательный маршрут повышения квалификации педагога», представляет этот документ на согласование руководителю образовательного учреждения повышения квалификации. В нем содержится:
  • примерный перечень учебных программ, которые ему предстоит освоить, с указанием количества часов, учреждения, предполагаемых сроков курсовой подготовки;
  • выбранная учителем форма аттестации по завершении образовательной программы.

Индивидуальный образовательный маршрут может быть изменен или дополнен педагогом по его желанию и согласован с руководителем образовательного учреждения. Методист-тьютор координирует последовательность освоения учителем учебных программ, осуществляет научно-методическую поддержку профессиональной деятельности педагога.

  1. Заключение договора о сотрудничестве управления образованием, центра повышения квалификации педагогов и школ обеспечивается мотивацией директоров образовательных учреждений на взаимодействие с центром.
  2. Формирование групп слушателей в потоках повышения квалификации, в том числе целевой учебной группы. Состав групп определяется целями, прогнозируемыми результатами и продуктами деятельности: институциальные команды для разработки программы развития образовательного учреждения; учителя-предметники, проектирующие цифровые образовательные ресурсы, в том числе, диагностический инструментарий для индивидуальной коррекционной работы с учащимися; руководители школьных научных обществ, разрабатывающие технологию управления сетевой организацией – муниципальным научным обществом обучающихся – с использованием информационного пространства.
  3. Определение эффективности повышения квалификации педагогов на основе критериев и обеспечение мер по сохранению и поддержанию системы повышения квалификации педагогов в рабочем состоянии (с использованием возможностей территории).

3. Создание условий, необходимых для профессионального роста педагога.

Актуальность вопроса профессионального роста педагога определяется изменениями в течение его профессиональной жизни. В условиях муниципальной образовательной системы управление имеет форму научно-методического сопровождения.

Создание системы научно-методического сопровождения профессионального роста педагога проходит в три этапа:

  • концептуальное обоснование научно-методического сопровождения;
  • разработка программы научно-методического сопровождения;
  • сопровождение проектирования и организации профессионального роста педагога.

Концептуальное обоснование научно-методического сопровождения предполагает построение модели личности педагога, включающей в себя целеполагание, методологические основы профессионально-личностного становления педагога.

Разработка программы научно-методического сопровождения направлена на выявление условий, необходимых для профессионального роста педагога, и определение факторов его развития.

Сопровождение проектирования профессионального роста педагога осуществляется через:

  • мониторинг профессионального становления, основная цель которого - осознание педагогом себя в профессиональной деятельности, понимание своего взаимодействия с субъектами профессионально-образовательного процесса;
  • профессиональное образование как способ формирования профессионального будущего;
  • осознание и концептуализацию собственного опыта;
  • профессиональное самосохранение педагога.

Научно-методическое сопровождение рассматривается нами как некая образовательная сфера, в которой созданы условия для получения информации, ее анализа и применения в практической деятельности с последующей рефлексией участников образовательного процесса. С другой стороны, это процесс управления образовательной сферой.

Представим функции научно-методического сопровождения на муниципальном уровне.

Мотивационно-целевая функция научно-методического сопровождения профессионального роста педагогов выражается в

  • формировании целей (стратегических, тактических, оперативных) на основе анализа состояния макросреды и микросреды с учетом потребностей, интересов и запросов участников образовательного процесса;
  • обеспечении ясности целей: представление об ожидаемых и фактических результатах, объективных и субъективных условиях реализации целей, степени их выполнимости с учетом внешних и внутренних возможностей, понимание соотношения индивидуальных и общественно значимых потребностей, степени их совпадения или расхождения, а также соотношения целей с потребностями в них.

Информационно-аналитическая функция научно-методического сопровождения профессионального роста находится в соответствии с целевыми установками педагога. Разрабатывается технология сбора, учета, обобщения, анализа и хранения информации о динамике его профессионализма. Достаточный объем информации используется для адресного и целенаправленного повышения квалификации различных категорий педагогов. В основе использования информации – плюрализм мнений, право на особое мнение и принятие решений на всех уровнях анализа, обеспечение свободы и динамики движения информационных потоков, соблюдение норм управленческой этики в работе с информацией.

Конструктивно-прогностическая функция научно-методического сопровождения способствует определению структуры, содержания, ресурсного обеспечения, управления профессиональным ростом педагогов. Функция выражается в единстве целевой установки и условий, обеспечении согласованности прогнозов и планов на всех уровнях управления процессом. Возможно привлечение педагогических работников к прогнозированию, планированию, формированию учебных планов и программ повышения квалификации.

Организационно-исполнительская функция направлена на создание механизмов научно-методического сопровождения профессионального роста педагогов, в основе которых – организационные отношения, «работа как диалог», формирование профессионально-личностных качеств педагогических работников.

Проблемно-диагностическая функция способствует выявлению отклонений, возникающих в ходе профессионального роста педагогов. Функция рассматривается как важнейший источник информации, обеспечивающий надежную обратную связь на определенных этапах образовательного процесса. Контроль направлен как изучение (наблюдение, экспертиза) результатов деятельности педагогических работников. Реализуются принципы открытости, цикличности, лонгитюдности, сотрудничества.

Корректирующая функция обеспечивает устранение негативных моментов в научно-методическом сопровождении профессионального роста педагогов. Происходит соотнесение фактических результатов с прогнозируемыми результатами. Полученные в ходе диагностики результаты позволяют выявить противоречия, препятствующие запланированному результату, сформулировать задачи, спланировать систему коррекционной работы. Функция обеспечивает нейтрализацию возможных рисков, препятствующих получению задуманного результата. В ходе устранения и нейтрализации возникающих рисков проводится анализ полученных результатов. Достигается эффективность организации процессов, подлежащих управлению.

Научно-методическое сопровождение педагогических работников ориентировано на использование разнообразных интерактивных методов работы не только в процессе курсовой подготовки, но и в практической деятельности. Особое место в системе формирования профессионально-личностных качеств педагогических работников занимают образовательные события: конференции, конкурсы, семинары-практикумы, мастер-классы, выставки, организуемые, в том числе, в виртуальном формате.

Одной из форм повышения квалификации на муниципальном уровне стало Муниципальное научное общество обучающихся «ЛУЧ» – сетевая организация школьных научных обществ, открытое объединение, члены которого занимаются научно-исследовательской и проектной деятельностью и применяют её результаты на практике. Руководство научно-исследовательской работой обучающихся осуществляют педагоги-тьюторы. Виртуальная образовательная среда, используемая в деятельности школьных обществ и научных округов муниципального научного общества «ЛУЧ», – главный информационно-технологический ресурс. Цифровые образовательные ресурсы, создаваемые членами общества, стали ведущими средствами в проведении организационных мероприятий, учебной и научно-исследовательской деятельности, повышении квалификации руководителей научных обществ обучающихся. Участие в конкурсах и конференциях сопровождается авторскими электронными продуктами, работой в видео-формате. Это стимулирует создание внешних связей, партнерских отношений с образовательными учреждениями. Развивается издательская деятельность, формируется муниципальная коллекция информационных ресурсов МНОО «ЛУЧ».

Профессиональный рост педагога в муниципальной образовательной системе сопровождается анализом результатов его деятельности, обобщением сформированного опыта и его диссеминацией. Выявляются новые методические потребности педагога. Мониторинг формирования профессионально-личностных качеств педагога позволяет выявить его проблемы, определить необходимые дополнительные ресурсы, необходимые для его профессионального роста.

4. Создание ресурсов, необходимых для развития профессионально-личностных качеств педагогов.

В ходе информатизации постиндустриального общества смещаются приоритеты: самообразование утверждается в качестве ведущей формы образования. Основным образовательным ресурсом становится информационная среда.

В ходе организации и учебно-методического обеспечения новых форм обучения на основе использования современных средств коммуникаций в муниципальном центре повышения квалификации разрабатываются и апробируются программы учебных курсов. Обучение специалистов расширенного межшкольного методического центра (структурного подразделения «Ресурсы и информация» муниципального центра повышения квалификации) по программам Национального фонда подготовки кадров инициирует проведение семинаров-практикумов с учителями, работающими в интерактивном режиме. Живая, виртуальная аудитория становится практикой для дистанционного обучения и обеспечивает совместное приобретение знаний. Ведущими технологиями становятся электронная почта, группы новостей, интерактивное видео, Web-технологии, основанные на коммуникационном программном обеспечение для обмена информацией. Технологическая поддержка совместного обучения основывается на видео- и аудио-конференциях, программном обеспечении (Skype, NetMeeting и другие программные приложения, имеющие различные функциональные возможности). Специалисты расширенного межшкольного методического центра осуществляют учебно-методическое сопровождение системы дистанционного обучения.

В ходе проектирования виртуальной образовательной среды происходит формирование разноуровневой системы повышения квалификации, основная цель которой – становление информационно-коммуникационной компетентности педагогов. На муниципальном уровне решаются следующие задачи:

  1. Создание системы повышения квалификации и усовершенствования знаний в области использования информационных и коммуникационных технологий всех участников образовательного процесса.
  2. Формирование системы сопровождения и поддержки педагогов и руководителей, которые используют информационно-коммуникативные технологии.
  3. Разработка целевых (адресных) образовательных программ модульного типа, которые могут обеспечить многоуровневую специализированную и общую подготовку педагогов, руководителей разного уровня, специалистов служб сопровождения.
  4. Обеспечение методической и информационной поддержкой образовательных программ.
  5. Расширение спектра образовательных услуг в области повышения квалификации педагогов.

Важным этапом работы расширенного межшкольного методического центра является создание информационной системы контроля качества муниципального образования. Создание и апробация информационных средств контроля качества муниципального образования – проект, определяющий направление развития муниципальной образовательной системы.

Обязательным условием становления расширенного межшкольного методического центра является совершенствование материально-технической базы муниципального центра повышения квалификации «Развитие образования». Главными ресурсами центра становится компьютерная поддержка предметных курсов, модель технического сопровождения деятельности структурного подразделения «Ресурсы и информация», а также муниципальная медиатека информационных ресурсов. Модель виртуальной образовательной среды предполагает создание корпоративной информационной сети участников образовательного процесса. Одним из средств общения и самовыражения через личный дневник, блог, дискуссионный форум, социальную сеть является LiveIournal – Живой Журнал (www.livejournal.com). Живой Журнал позволяет создать сообщество, которое становится совместным продуктом деятельности его участников. Одной из форм такого сообщества может быть муниципальное научное общество обучающихся. В сообществе происходит виртуальный учебный процесс, строящийся на сотрудничестве и ориентирующий на социализацию школьника.

{/mosregread}

В ходе создания виртуальной образовательной среды наблюдается интеграция информационных и сетевых технологий в учебный процесс образовательного учреждения. Этот процесс обеспечивает развитие профессионально-личностных качеств педагогов и его мотивацию на успешную деятельность.

Повышение квалификации становится личностно-ориентированным, а образовательный процесс направлен на развитие профессиональных и личностных качеств участников образовательного процесса.

Литература:

  1. Гоглова М.Н. Сетевая организация в муниципальной образовательной системе: от проекта к развитию. Методическое пособие. – Одинцово: «Полиграф Плюс Ок», 2005.-154с.
  2. Краевский В.В. Методология педагогики: Пособие для педагогов-исследователей. - Чебоксары: Изд-во Чуваш, ун-та, 2001. - 244 с.
  3. Новикова Т.Г. Проектирование эксперимента в образовательных системах. – М.: AKADEMIA, 2002. – 112с.
  4. Равен Дж. Компетентность в современном обществе. – М.: «КОГИТО-ЦЕНТР», 2002. – 394с.
  5. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. – М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997. – 224с.