Инновации и эксперимент в образовании

Обеспечение роста конкурентоспособности гимназии за счет создания внутригимназической системы оценки качества PDF Печать E-mail

В статье рассмотрен процесс создания системы разработки и системы менеджмента качества в общеобразовательном учреждении повышенного статуса.

Журнал: "Эксперимент и инновации в школе" № 1/2010
Раздел: Образование в регионах, стр.10-14

Давыдова Наталия Николаевна,
начальник отдела
инновационных проектов
Уральского отделения РАО
г. Екатеринбург

Токарева Екатерина Владимировна,
зам. директора гимназии № 13
г. Екатеринбург

Обеспечение роста конкурентоспособности гимназии за счет создания внутригимназической системы оценки качества на принципах ИСО 9000

Может ли развитие внутришкольных систем оценки качества обеспечить рост конкурентоспособности современной школы на рынке образовательный услуг?

Одной из стратегических задач развития системы образования на период до 2020 года, является развитие системы обеспечения качества образовательных услуг. Это означает, что современная школа, как и вся система образования РФ, особое внимание в ближайшее время должна уделить освоению важнейших установлений концепции Всеобщего управления качеством (Total Quality Management), положений отечественной школы управления качеством (представленной работами В.Я. Белобрагина, А.В. Гличева, Д.Ш. Матроса, В.П. Панасюка, А.И. Субетто, В.И. Шиленко, С.Е. Шишова и др.), стандартов в области качества Международной организации по стандартизации. В частности, последние предъявляют достаточно жесткие и конкретные требования к осуществлению контроля качества на всех стадиях предоставления любой услуги, управлению всеми видами ресурсов, созданию систем качества в организациях и учреждениях, документированию процедур и требований по управлению качеством. В этом плане внедрение и поддержание единых механизмов обеспечения качества (ведущим из которых являются международные стандарты ИСО серии 9000) обеспечивает сегодня общеобразовательным образовательным учреждениям определенные преимущества на рынке образовательных услуг конкретной территории, что весьма актуально в условиях перехода к нормативно-подушевому принципу оплаты труда работников современной школы.

В целом, говоря о качестве как категории, следует отметить, что именно она является ключевой в новой парадигме цивилизационно-экономического развития человечества. С учётом современных философских воззрений можно определить категорию «качество» как объективную, существенную, относительно устойчивую внутреннюю определённость целостности предметов и явлений, а также специфических групп предметов, коллективов, систем, абстрактных представлений. В стандарте [1] дано следующее определение «Качество – степень соответствия присущих объекту характеристик и установленным требованиям» При этом под объектом понимается то, что может быть индивидуально описано и рассмотрено. Объектами могут быть деятельность или процесс, продукция или результат предоставления услуги, организация или система, либо некоторая их комбинация, причем, когда говорят о качестве в целом, можно выделять качество результатов деятельности (процесса), качество самих процессов и качество системы или организации деятельности. В этой связи качество сегодня рассматривается в следующих значениях:

  1. Существенная определенность предмета, в силу которой он является данным, а не иным предметом и отличается от других предметов.
  2. Совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности потребителя.

Можно говорить о следующих особенностях понятия «качество образования»:

  • Постоянная ориентация на удовлетворенность потребителей образовательными результатами, причем в качестве основной «продукции» образовательного учреждения выступает выпускник, обладающий определенными качествами и умениями (компетенциями), а к потребителям относятся и сами обучающиеся, и родители, и местное сообщество, и государство.
  • Качество образования сегодня следует рассматривать как определенное соотношение цели и результата, меру достижения целей при условии, что цели (результаты) заданы операционально и спрогнозированы в зоне потенциального развития обучающегося.
  • Качество образования проявляется также как мера соответствия результатов развития личности обучающихся в конце какого-либо возрастного периода имеющимся возможностям для развития.
  • И, наконец качество образования выступает как единство качества процесса и качества результата.

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

В результате создания внутришкольной системы оценки качества в гимназии обеспечивается повышение качества образовательного процесса в целом, четко выделяются основные и вспомогательные процессы, что позволяет систематизировать деятельность администрации ОУ. Разработанные средства оценки учебных и других достижений обучаемых, направлены на обеспечение прозрачности образовательного процесса. В процессе работы внедрены новые технологии диагностики и мониторинга образовательных достижений и образовательного процесса в целом, облегчающие работу педагогического коллектива; обеспечены общественно-профессиональная экспертиза контрольно-измерительных материалов и координирование и сбор данных по всем диагностическим мероприятиям, что позволило обеспечить открытость гимназии для внешней среды.

Литература:

  1. ГОСТ Р ИСО 9000-2001 Система менеджмента качества. Основные положения и словарь.- М.: Изд-во стандартов, 2001-21 с.
  2. Ившина Г.В. Инвариантный подход при мониторинге качества образовательных систем // Материалы X симпозиума «Квалиметрия в образовании: методология и практика. Кн. 1. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002, с.56.
  3. Исаев В.А. О концептуальной модели системы анализа качества информационно-образовательной среды (ИОС) системы открытого образования // Материалы X Симпозиума «Квалиметрия в образовании: методология и практика». Книга 1. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. – С.173-183.
  4. Крахмалев А.Л. Качество образования как актуальная проблема управления. – Омск, 2001. – С. 15-16.
  5. Панасюк В.П., Головичер Г.В. Опыт и лучшие практики построения и применения региональных. Муниципальных и внутришкольных систем оценки качества образования. Салехард-Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009, с.34
  6. Строкова Т.А. Качество образования: сущность и критерии мониторинговой оценки//Образование и наука. Известия УрО РАО . – 2009 - № 4 (61) – с.36-48
  7. Субетто А.И. Качество непрерывного образования в Российской Федерации: состояние, тенденции, проблемы и перспективы. – СПб. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. – 498 с.
  8. Третьяков П.И. Оперативное управление качеством образования в школе. Теория и практика. Новые технологии. – М., 2006
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Инновации и эксперимент в образовании