Инновации и эксперимент в образовании

Общие эмпирические методы исследования PDF Печать E-mail

Журнал: "Эксперимент и инновации в школе" № 1/2010
Раздел: Теория инновационной и экспериментальной деятельности, стр. 2-9

Новиков Александр Михайлович,
действительный член
Российской Академии образования
академик,
доктор педагогических наук,
профессор

Общие эмпирические методы исследования

Как грамотно использовать в педагогическом исследовании эмпирические методы?

Обследование. Обследование – это изучение исследуемого объекта с той или иной мерой глубины и детализации в зависимости от поставленных исследователем задач. Синонимом слова «обследование» является «осмотр», что говорит о том, что обследование – это, в основном, первоначальное изучение объекта, проводимое для ознакомления с его состоянием, функциями, структурой и т.д. Обследования, по отношению к учебному заведению, могут быть внешними и внутренними.

Внешние: обследование социокультурной и экономической ситуации в регионе, обследование рынка образовательных услуг и рынка труда, обследование состояния занятости населения и т.д. Внутренние: обследования внутри учебного заведения – обследование состояния учебно-воспитательного процесса, обследования контингента учащихся и т.д.

Обследование проводится посредством частных методов эмпирического исследования: наблюдения, изучения и анализа документации, устного и письменного опроса, привлечения экспертов и т.д. Для проведения обследования внутри учебного заведения целесообразно использовать по лучившие широкое распространение в методической работе разнообразные диагностические методики, опубликованные в многочисленных методических рекомендациях. Кроме того, для проведения внутренних обследований зачастую бывает целесообразно пригласить стороннюю организацию или группу независимых экспертов, которые смогут нарисовать более объективную картину состояния дел в учебном заведении.

Любое обследование проводится по заранее разработанной подробной программе, в которой детально планируется содержание работы, ее методический инструментарий (составление анкет, комплектов тестов, вопросников, перечня подлежащих изучению документов и т.д.), а также критерии оценки подлежащих изучению явлений и процессов. Затем следуют этапы: сбора информации, обобщения материалов, подведения итогов и оформления отчетных материалов. Причем, на каждом этапе может возникнуть необходимость корректировки программы обследования, когда исследователь или группа исследователей, проводящих его, убеждаются, что собранных данных не хватает для получения искомых результатов, или собранные данные не отражают картину изучаемого объема и т.д.

По степени глубины, детализации и систематизации обследования подразделяют на:

  • пилотажные (разведывательные) обследования, проводимые для предварительной, относительно поверхностной ориентировки в изучаемом объекте;
  • специализированные (частичные) обследования, проводимые для изучения отдельных аспектов, сторон изучаемого объекта;
  • модульные (комплексные) обследования – для изучения целых блоков, комплексов вопросов, программируемых исследователем на основании достаточно подробного предварительного изучения объекта, его структуры, функций и т.д.;
  • системные обследования – проводимые уже как полноценные самостоятельные исследования на основе вычленения и формулирования их предмета, цели, гипотезы и т.д., и предполагающие целостное рассмотрения объекта, его системообразующих факторов.

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

О применении статистических методов обработки результатов исследования. В большинстве педагогических исследований, как правило, применение методов математической статистики бывает вызвано необходимостью установления достоверности различий между результатами обучения, каких то воспитательных воздействий в контрольных и экспериментальных группах, классах и т.п. Причем, нередко начинающие исследователи используют какие-либо статистические критерии достоверности различий, не ориентируясь, какой критерий можно и нужно использовать в том или ином случае. В оправдание этому следует сказать, что в большинстве пособий по математической статистике соответствующие разделы написаны настолько нечетко и сложно, что разобраться в них непрофессиональному статистику довольно таки трудно. Поэтому мы здесь приведем следующий «рецепт» с учетом данной выше информации о шкалах измерений:

1. Если использована шкала отношений или интервалов, если применяются точно и объективно измеряемые оценки, то для проверки статистической достоверности дифференциации (разности) двух средних показателей (среднее значение по одной и по другой группе) применяются t – критерий Стьюдента или F – критерий Фишера. При этом, если количество данных в каждой группе велико (сотни) – можно быть практически уверенным (по крайней мере для педагогических исследований), что эти данные будут распределены по нормальному закону (распределение Гаусса). Если выборки малы (десятки) – необходимо убедиться в том, что распределение близко к нормальному. В этом можно убедиться, сопоставив значения среднего, моды и медианы. Если среднее, мода и медиана приблизительно совпадают, то распределение можно считать нормальным и можно применять t или F критерии.

2. Если при использовании шкалы отношений данные выборок распределены не по нормальному, а какому либо иному закону распределения, или в тех случаях, когда нет уверенности о распределении данных по нормальному закону, применяется менее чувствительный метод Хи-квадрат.

3. Если была использована шкала порядка, то, строго говоря, могут быть использованы только непараметрические критерии: критерий знаков, критерий Уилкоксона Мана Уитни, критерий Колмогорова и др. Но по сравнению с F, t критериями, критерием Xи-квадрат эти критерии малочувствительны, для определения достоверности различий по ним необходимы большие объемы выборок. Соответствующие формулы и таблицы для оценки достоверности различий достаточно просты. Они приводятся во всех пособиях по математической статистике. Там же также достаточно просто сформулированы правила, формулы вычисления среднего, моды, медианы и дисперсии распределения, о чем говорилось выше.

Обычно в педагогических исследованиях принимается достаточным 95% уровень достоверности различий.

Однако, если исследование проводится в рамках только одного учебного заведения, получить такой высокий уровень достоверности различий весьма проблематично из за относительно небольшого контингента учащихся, студентов. Но учитывая, что полученные результаты будут использоваться, как правило, только в данном учебном заведении, так сказать для «внутреннего пользования», можно принять другой, более низкий уровень достоверности различий – 68% (также стандартная в математической статистике величина, как и 95%). Это будет означать, что полученные результаты в контрольных и экспериментальных группах различаются с вероятностью несколько большей, чем 2/3.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Инновации и эксперимент в образовании