Инновации и эксперимент в образовании

Путеводитель по сайту Федерального Государственного Образовательного стандарта второго поколения: главная страница

В предыдущем номере журнала мы на станицах журнала начали знакомство с сайтом Федерального Государственного Образовательного стандарта второго поколения1. В данной статье автор более детально знакомит с возможностями главной страницы сайта.

 

Журнал: "Эксперимент иинновации в школе" № 2/2010
Раздел: Ресурсы Интернет, стр. 51

Сиденко Алла Степановна,
профессор АПКиППРО
Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

Путеводитель по сайту Федерального Государственного Образовательного стандарта второго поколения: главная страница

Какую информацию можно получить, работая с главной страницей сайта?

В предыдущем номере журнала2 были рассмотрены структура сайта и возможности получения информации о ходе реализации ФГОС второго поколения, о законодательной базе, об имеющихся разработках, проблемах и перспективах внедрения ФГОС - 2 поколения, приведены примеры использования ресурсов сайта http://standart.edu.ru/ для получения ответов на интересующие практиков вопросы.

В этой статье мы сделаем попытку поработать более детально с главной страницей сайта.

Источник: http://standart.edu.ru

Напомним, что в центре главной страницы сайта от имени Управляющего совета проекта размещено обращение авторов концепции стандартов к ее пользователям.

{mosregread}В нем говорится, что основным исполнителем проекта по разработке стандарта общего образования является Российская академия образования, коллектив разработчиков состоит из семнадцати групп, возглавляемых известными учеными Российской академии наук (РАН) и Российской академии образования (РАО), каждая из которых отвечает за конкретное направление работы; вводятся принципы построения стандарта; раскрывается позиция авторов концепции; выдвигается предложение рассматривать ресурс как открытую площадку для обсуждения широкого круга вопросов, касающихся проблематики стандартов общего образования.

На главной странице по горизонтали мы видим структуру сайта: начальная школа, основная школа, старшая школа, педобразование, апробация, стандарты, нормативная база, обсуждение, глоссарий, контакты.

По вертикали на главной странице мы видим следующую структуру сайта: слева – концепция, справа -новости, публикации. Каждая ссылка является активной и позволяет пользователю переместиться на интересующие его странички сайта.

Сегодня мы попутешествуем по левой колонке с рубрикатором «КОНЦЕПЦИЯ». Перемещая курсор по полю «Концепция» мы можем выйти на страницы сайта, в которых найдем много полезного и интересного материала, представленного в вордовских документах, презентациях Microsoft Office, текстах в Adobe Reader. Встав курсором на первую в колонке позицию, мы сможем ознакомиться с концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Эта страничка представлена нижеследующим образом:

Источник: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (авторов А.Я.Данилюка, А.М.Кондакова, В.А.Тишкова) представлена в формате Adobe Reader и может быть скачана на носитель. Авторы рассматривают национальный воспитательный идеал, цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания, раскрывают духовно-нравственное развитие и воспитание, базовые национальные ценности, основные принципы организации духовно-нравственного развития и воспитания.

Источник: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=985

Перемещая на главной странице курсор на следующий рубрикатор, выходим на Концепцию Федеральных государственных стандартов общего образования. Концепция представлена в формате Adobe Reader, ее также можно скачать.

Следующий рубрикатор – Основные положения стандарта.

Источник: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=730

На этой странице сайта мы можем ознакомиться со следующим содержанием: функции федерального государственного образовательного стандарта общего образования; требования к результатам освоения основных образовательных программ; требования к структуре основных образовательных программ; требования к условиям реализации основных образовательных программ; порядок введения федерального государственного образовательного стандарта общего образования; государственный контроль и надзор за исполнением обязательных требований Федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Представленный документ также можно скачать для изучения и реализации.

Хотелось бы обратить внимание педагогов на приоритетность изучения именно этих материалов. Если педагог понимает и принимает требования к результатам своей деятельности, это поможет ему более эффективно и успешно действовать в условиях реализации ФГОС-2 поколения. Особенно важно, с нашей точки зрения, разобраться в конечных результатах. К чему должно привести введение стандарта? Более кратко результат представлен на слайде презентации «Standart», которую можно скачать на следующей страничке сайта. (На страницах наших журналов Вы можете найти ответы на интересующие Вас по этой проблематике вопросы, в частности, в опубликованных работах вице-президента РАО А.А.Кузнецова3, академика РАО, доктора педагогических наук, директора Института содержания и методов обучения РАО М.В.Рыжакова4 и др.)

Личностные результаты – сформировавшиеся в образовательном процессе мотивы деятельности, система ценностных отношений учащихся – в частности, к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности и т.д.

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях.

Предметные результаты – выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов.

Источник: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=587

Презентация «Standart», представленная на следующей страничке сайта позволяет представить системность и инновационность введения стандарта второго поколения. Разработчики презентации Президент РАО Н.Д.Никандров, Вице-президент РАН В.В.Козлов, Вице-президент РАО А.А.Кузнецов, Член-корреспондент РАО А.М.Кондаков, Академик РАО М.В.Рыжаков, В.Р.Кучма, РАМН, Академик РАО В.Д.Шадриков уделили особое внимание общим концептуальным вопросам разработки и реализации стандарта. Раскрываются следующие содержания: инновационность структуры стандартов. Заказчики проекта. Этапы разработки ФГОС. Разработчики – участники апробации – органы управления образованием и образовательные учреждения. Новые подходы к определению стратегических целей стандартов. Стандарты - социальная конвенциональная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством. Стратегические задачи разработки стандартов. Инновационные функции стандартов. Инновационность содержания стандартов. Инновационность организации работы над стандартами. Результаты работы за 2006, 2007, 2008, 2009 годы. Требования к результатам освоения основных образовательных программ. Назначение стандарта. Итоговая аттестация учащихся на ступенях основного и полного среднего образования. Требования к результатам, не подлежащим формализованному итоговому контролю и аттестации. Требования к результатам, подлежащим проверке и аттестации. Требования к структуре основных образовательных программ. Требования к структуре основных образовательных программ. Требования к структуре основных образовательных программ: базовые компоненты. Системно-деятельностный подход. Основная педагогическая задача - организация условий, инициирующих детское действие. Учебно-методическое обеспечение. Система гигиенических требований к условиям реализации образовательной программы начального общего образования. Рост школьно-обусловленных нарушений здоровья. Новые гигиенические требования. Фундаментальное ядро содержания общего образования. Основная функция Фундаментального ядра в концепции стандартов. Состав фундаментального ядра общего образования. Фундаментальное ядро – средство универсализации образования. Схема организации работы на основе фундаментального ядра и др.

На следующей страничке сайта можно ознакомиться с вариантом №2 проекта макета «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ» за 2007 год. Чтобы оценить инновационность ФГОС-2, полезно ознакомиться с этой информацией.

На следующей странице сайта можно ознакомиться с концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ. Москва. Август, 2008 г. Документ приводится в MS Word и Adobe Reader и также доступен для скачивания.

Источник: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=587

Основное внимание авторы уделяют вопросам стратегические ориентиры долгосрочного социально-экономического развития. Этапы инновационного развития. Развитие человеческого потенциала. Развитие экономических институтов и поддержание макроэкономической стабильности. Развитие национальной конкурентоспособности. Внешнеэкономическая политика. Региональное развитие.

Последняя страница левой колонки главной страницы сайта знакомит нас с разработкой Российской Академии образования ФГОС общего образования второго поколения. Материал представлен в форме презентации.

Правая колонка главной страницы сайта включает рубрики «Новости» и «Публикации», «Форумы». Рассмотрим рубрику «Новости»5. http://standart.edu.ru/

{/mosregread}

На этой странице мы можем ознакомиться слева – с документами новостной ленты, справа – с Публикациями и Форумом, в центре – Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Очень важна открытость Министерства образования и науки Российской Федерации и позиция разработчиков, которые приглашают регионы принять участие в разработке примерных основных образовательных программ начального общего образования (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей) на основе ФГОС начального общего образования. В помощь разработчикам предлагаются документы: Письмо Министерства «Об участии в разработке примерной основной образовательной программы начального общего образования» в формате doc; «Примерная основная образовательная программы начального общего образования. Начальная школа. С. 1-83 в формате pdf»; «Примерная основная образовательная программы начального общего образования. Начальная школа. С. 84-192 в формате pdf».

Источник: http://standart.edu.ru/doc.aspx?DocId=2852

Предлагаем Вам, уважаемые читатели, поработать самостоятельно с ГЛАВНОЙ страницей сайта http://standart.edu.ru/, скачать документы и ознакомиться с ними.


1 http://standart.edu.ru/

 

2Сиденко А.С. Сайт Федерального Государственного Образовательного стандарта второго поколения: http://standart.edu/ // Эксперимент и инновации в школе. – 2010. - №1. – С.15-20

3 Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.2008. - №2.; Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения. // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2008. - №1; Кузнецов А.А. Новый стандарт – это общественный договор. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2010. - №1.

4 Рыжаков М.В. Новый образовательный стандарт и12-летнее обучение в школе. // Муниципальное образование:инновации и эксперимент. 2010. - №1.

5 http://standart.edu.ru/doc.aspx?DocId=1786