Инновации и эксперимент в образовании

Отречение Николая II: конспект урока истории

Журнал "Эксперимент и инновации в школе" № 3 (2010)
Раздел: "Мастер-класс", стр. 60

Кадыкова Ольга Мамедовна
ГОУ ЦО № 641 имени Сергея Есенина
заместитель директора
по научно-методической работе
г. Москва
Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

Отречение Николая II: конспект урока истории

Как можно дать урок, который формирует субъективное восприятие исторических событий?

 

В истории есть темы, которые требуют личностного осмысления, переживания, формирования независимого отношения к историческому факту, которые могут служить индикатором гражданской позиции, нравственным ориентиром в жизни. Субъективное восприятие таких исторических вопросов является первым шагом к адекватному поступку, действию, принятию того или иного решения, социальному выбору. Оно должно предостеречь от формальной оценки событий и поступков современников. Предлагаю пример такого урока.

Тема урока: «Отречение Николая II»

Тип урока: Урок усвоения новых знаний. Урок размышление с элементами рефлексивного анализа.

Цель: Изучить на теоретическом уровне информацию, входящую в содержание темы урока. Продолжить формирование представлений о причинах, следствиях, проявлении исторических фактов.

Продолжить формировать навыки работы с историческими документами и источниками.

Используя личностные ассоциации, субъективное восприятие ученика, добиться личного (авторского) понимания, отношения, трактовки факта отречения Николая П. Социализировать эту позицию через формы работы на уроке. Продолжить создание ситуаций на уроке, стимулирующие активизацию логического, абстрактного мышления, прослеживая исторический факт в динамике: вчера, сегодня, завтра, через субъективный образ.

Схема: Я и проблема: вчера, сегодня, завтра.

    Создать комфортные условия, ситуацию успеха, так как субъективное мнение не может быть ошибочным, главное его сформулировать.
  • Создать условия для анализа и коррекции своих взглядов через общение с учителем и одноклассниками.
  • Подвести учащихся к рефлексии своих представлений, знаний, деятельности по данной теме, потребности в самооценке себя, как участника исторического процесса через отношение к данному событию.

Оборудование: учебник, тетрадь, доска, раздаточный материал:

    Документы по теме;
  • Оценочный лист;
  • Лист рефлексии деятельности на уроке.
  • Лист для работы в группе.

Ход урока. Теоретический план урока.

1. Организационный момент.

Взаимное приветствие (начало общения учителя и учеников);

    Определение отсутствующих;
  • Проверка готовности учащихся к уроку;
  • Организация внимания учащихся.
  • Место урока среди других (урок усвоения новых знаний).

Инструкции к деятельности на уроке: У вас на столе лежит оценочный лист, который вы заполните в течение урока;

Ф.И. ученика Ассоциация Работа в группе Обсуждение Документ Домашнее задание Итог

Лист рефлексии, который заполните в конце урока. Сдадите мне в конце урока.

Я Мы Дело

Записи в тетради делайте самостоятельно и параллельно с объяснением и работой на уроке;

Все, что я буду писать на доске, вы должны перенести в тетрадь.

Сообщение краткого плана урока.

2. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению новых знаний.

Учебно-воспитательная задача этапа:

Организовать и целенаправить познавательную деятельность учащихся, подготовить к усвоению нового материала. Формировать целенаправленный характер деятельности учащихся. Научить учащихся формулировать цель и выбрать конкретные средства для ее достижения. Тема нашего урока: Отречение Николая II.

Формулировка и процесс принятия цели урока учащимися:

«Мы попытаемся разобраться на субъективном уровне, что же такое отречение Николая II. Чем оно является для каждого из нас сейчас? Чем оно было для страны, личности тогда в 1917 году? Каким образом оно может быть оценено в будущем? Итак, отречение Николая II вчера, сегодня, завтра. И есть ли вообще ответ на эти вопросы? Давайте вместе поразмышляем.»

Практическая значимость изучения этой темы.

Зачем это нужно? Насколько эта тема актуальна? Давайте вспомним недавние события: идентификация останков царя; перезахоронение останков царской семьи; канонизация Николая II; резонанс в стране и в мире по этому поводу. Как же я могу к этому относиться? С какой позиции прозвучит мое мнение. Я часть страны, я могу, хочу иметь свое мнение. Я и отречение Николая II.

Постановка перед учащимися учебной проблемы:

Чем же явилось отречение Николая II: субъективным или объективным фактором?

Для этого давайте ответим на вопросы, которые мы изучали ранее, проверим небольшой работой знания некоторых моментов истории России к февралю. Мы будем работать по следующему плану (см. Приложения).

Проверка домашнего задания в виде мини-теста из пяти вопросов.

Учащиеся отвечают в рабочей тетради, затем переносят ответ в оценочный лист. (Mini -тест. да -1, нет- 0. Ответ: код.)

Mini-тест:

  1. Действительно, что одной из главных причин инфляции в России была первая мировая война?
  2. Можно считать, что влияние Распутина на царя, явилось основной причиной политического кризиса в России к 1917 году?
  3. Все партии в России к концу 1916 года разделились на три части, относительно вопроса о войне, забыв свои политические разногласия, на оборонцев, центристов, пораженцев. Так ли это?
  4. Россия в I Мировой войне была в составе «Тройственного союза». Так ли это?
  5. Согласны ли вы, что альянс - это союз, объединение на основе договорных обязательств.
1 1
2 0
3 0 код
4 0
5 1

3. Этап усвоения новых знаний.

Учебно-воспитательная задача этапа: Дать конкретное представление об изучаемом факте. Добиться усвоения способов и путей, приведших к обобщениям, метода воспроизведения материала, уровня усвоения. Беседа с целью определения ассоциаций.

Итак «Отречение Николая II». С чем ассоциируется у вас это событие? Что это такое? Какие ассоциации могли возникнуть в феврале 1917 года, после того как было объявлено об отречении Николая II от престола? (Учащиеся называют ассоциации. Учитель записывает на доске, разделив доску на две части, но не обозначив их.)

1. сторона ассоциации 2. сторона ассоциации
Субъективные (личностные) Объективные (факт)

трагедия личности; страх;

трагедия русского народа;

кризис нравственности;

кризис веры;

наказание за грехи;

посланные муки;

потеря веры;

потеря спасителя;

потеря отца;

неизвестность ...

политический кризис;

кризис власти;

факт;

закономерность;

демократия;

выбор;

начало нового периода;

катастрофа государства;

итог войны;

решение аграрного вопроса;

Учитель подводит итог: «Итак, ваши ассоциации записаны в двух колонках. Почему?»

Вывод: Восприятие субъективно, а событие объективно.

Работа в группах с документами.

Цель: Обобщить и найти конкретную основу для своих ассоциаций по факту отречения Николая И.

Класс делится на шесть групп примерно по пять человек. Каждая группа получает текст документа, по которому делается вывод.

Смысл ответа: Отречение Николая II – это

    Трагедия личности;
  • Кризис веры, нравственности;
  • Трагедия народа;
  • Трагедия страны;
  • Кризис политический;
  • Кризис экономический;
  • Кризис социальный.

Вывод: Эти понятия одновременно являются причиной и следствием отречения Николая II от престола.

Задание по документам: На основе содержания документа сделать выводы о ситуации в России к февралю 1917 года. Как эти факты повлияли на отречение Николая II? Представить выводы в виде схемы.

 

Группа 1

Документ 1. Из писем Александры Федоровны Николаю П. Сентябрь 1915.

Некоторые сердятся, что я вмешиваюсь в дела, но моя обязанность - тебе помогать. Даже в этом меня осуждают некоторые министры и общество: они все критикуют, а сами занимаются делами, которые их совсем не касаются.

Март 1916.

Горько разочаровываться в русском народе - такой он отсталый; мы стольких знаем, а когда приходится выбирать министра, нет ни одного человека, годного на такой пост.

Июль 1916.

Наш Друг находит, что, во избежание больших потерь, не следует так упорно наступать.

Сентябрь 1916.

О, прошу тебя, повтори свой приказ Брусилову, прекрати эту бесполезную бойню... Ты должен на этом настоять... Наши генералы не щадят «жизней» - они равнодушны к потерям, а это грех.

Ноябрь 1916.

Пока не забыла, должна тебе передать то, что видел во сне наш Друг. Он просит тебя отдать приказ вести наступление у Риги.

Документ 2. Из воспоминаний M.B. Родзянко.

В ночь на 17 декабря 1916 г. произошло событие, которое по справедливости надо считать началом второй революции - убийство Распутина. Вне всякого сомнения, что главные деятели этого убийства руководились патриотическими целями. Видя, что легальная борьба с опасным временщиком не достигает цели, они решили, что их священный долг избавить царскую семью и Россию от опутавшего их гипноза. Но получился обратный результат. Страна увидела, что бороться во имя интересов России можно только террористическими актами, так как законные приемы не приводят к желаемым результатам.

Схема ответа:

Группа 2.

Документ 3. Из записки министра внутренних дел А.Д. Протопопова.

Финансы расстроены, товарообмен нарушен... пути сообщения - в полном расстройстве... Двоевластие (ставка и министерство) на железных дорогах привело к ужасающим беспорядкам... Наборы обезлюдили деревню, остановили землеобрабатывающую промышленность... Общий урожай в России превышал потребность войска и населения; между тем система запрета вывозов - сложная, многоэтажная, - реквизиции, коими злоупотребляли, и расстройство вывоза создали местами голод, дороговизну товаров и общее недовольство... Многим казалось, что только деревня богата; но товара в деревню не шло, и деревня своего хлеба не выпускала. Но и деревня без мужей, братьев, сыновей и даже подростков тоже была несчастна. Города голодали, торговля была завалена, постоянно под страхом реквизиций. Единственного пути к установлению цен – конкуренции – не существовало... Таксы развили продажу «из-под полы», получилось «мародерство», не как коренная болезнь, а как проявление недостатка производства и товарообмена... Армия устала, недостатки всего понизили ее дух, а это не ведет к победе.

Документ 4. Из записок председателя IV Государственной Думы М.В. Родзянко

С продовольствием стало совсем плохо. Города голодали, в деревнях сидели без сапог, и при этом все чувствовали, что в России всего вдоволь, но нельзя ничего достать из-за полного развала в тылу. Москва и Петроград сидели без мяса, а в это время в газетах писали, что в Сибири на станциях лежат битые туши и что весь этот запас в полмиллиона пудов сгниет при первой же оттепели. Все попытки земских организаций и отдельных лиц разбивались о преступное равнодушие или полное неумение что- либо сделать со стороны властей. Каждый министр и каждый начальник сваливал на кого-нибудь другого, и виновника никогда нельзя было найти. Ничего, кроме временной остановки пассажирского движения, для улучшения продовольствия правительство не могло придумать.

Схема ответа:

Группа 3.

Документ 5. Из воспоминаний В. В. Шульгина о февральских днях 1917 г.

Мы были рождены и воспитаны, чтобы под крылышком власти хвалить ее или порицать... Мы способны были, в крайнем случае, безболезненно пересесть с депутатских кресел на министерские скамьи... Под условием, чтобы императорский караул охранял нас. Но перед возможным падением власти, перед бездонной пропастью этого обвала у нас кружилась голова, и немело сердце...

Пулеметов – вот чего мне хотелось. Ибо я чувствовал, что только язык пулеметов доступен уличной толпе и что он, свинец, может загнать обратно в его берлогу вырвавшегося на свободу страшного зверя...

Увы – этот зверь был... Его Величество русский народ...

То, чего мы боялись, чего во что бы то ни стало, хотели избежать, уже было фактом. Революция началась.

Документ 6. Из листовок Петербургского и Выборгского районного комитетов большевиков 14 февраля 1917 г.

Ждать и молчать больше нельзя. Рабочий класс и крестьяне, одетые в серую шинель и синюю блузу, подав друг другу руки, должны повести борьбу со всей царской кликой, чтобы навсегда покончить с давящим Россию позором... Настало время открытой борьбы...

Схема ответа:

Группа 4

Документ 7. Из писем императрицы Александры Федоровны Николаю П зимой 19161917 гг.

В Думе все дураки; в Ставке сплошные идиоты; в Синоде одни только животные; министры – мерзавцы... Дипломатов наших надо перевешать; разгони всех, назначь... новых министров... поскорей закрой Думу... Думу надо прихлопнуть; заставить их дрожать. Все они должны научиться дрожать перед тобой. Тебя должны бояться. Покажи, что ты хозяин... Мы, слава Богу, не конституционное государство и не смеем им быть. Наш народ не подготовлен к этому, и, слава Богу, наш император – самодержец. Будь Петром Великим, Иваном Грозным и Павлом Первым, сокруши всех... Будь решительным и более самодержавным, показывай свой кулак...

Документ 8. Из речи П. Н. Милюкова на заседании IV Государственной Думы

1 ноября 1916 г. Мы потеряли веру в то, что власть может нас привести к победе... Когда со все большей настойчивостью Дума напоминает, что надо организовать тыл для успешной борьбы, а власть продолжает твердить, что организовать (тыл) значит организовать революцию, и сознательно предпочитает хаос и дезорганизацию, что это глупость или измена? Мы имеем много, очень много отдельных причин быть недовольными правительством... Но все частные причины сводятся к одной: неспособности и злонамеренности данного состава правительства. Это наше главное зло, победа над которым будет равносильна выигрышу всей кампании.

Схема ответа:

Группа 5.

Документ 9. Из письма великого князя Александра Михайловича Николаю II от 25 декабря 1916 г.

Мы переживаем сейчас опасный момент в истории России: вопрос стоит, быть ли России великим государством, свободным и способным самостоятельно развиваться и расти, или подчиниться германскому безбожному кулаку... И в это святое время... какие-то силы внутри России ведут Тебя и, следовательно, Россию к неминуемой гибели. Я говорю: Тебя и Россию вполне сознательно, так как Россия без царя существовать не может, но нужно помнить, что царь один править таким государством, как Россия, не может; это надо раз навсегда себе усвоить. Все министры должны быть выбраны из числа лиц, пользующихся доверием страны и деятельность которых общеизвестна. Такое министерство должно представить Тебе подробную программу тех мер, которые должны проводиться в связи с главной задачей момента, т. е. победы над германцами, и включать те реформы, которые могут проводиться попутно, без вреда для главной цели, и которых ждет страна.

Документ 10. Телеграмма М.В. Родзянко Николаю II 26 февраля 1917 г.

Положение серьезное. В столице анархия. Правительство парализовано. Транспорт продовольствия и топлива пришел в пол ное расстройство. Растет общественное недовольство. На улицах происходит беспорядочная стрельба. Части войск стреляют друг в друга. Необходимо немедленно поручить лицу, пользующемуся доверием страны, составить новое правительство. Медлить нельзя. Всяческое промедление смерти подобно. Молю Бога, чтобы в этот час ответственность не пала на венценосца. В ответ на эту телеграмму царь сказал: «Опять этот толстяк Родзянко мне написал раз ный вздор, на который я ему не буду даже отвечать…

Схема ответа:

Группа 6.

Документ 11. Из показаний царского министра внутренних дел А. Д. Протопопова Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства летом 1917 г.

Финансы расстроены, товарообмен нарушен, производительность страны – на громадную убыль. Пути сообщения в полном расстройстве, что чрезвычайно осложнило экономическое и военное положение. Наборы обезлюдели деревню, остановили землеобрабатывающую промышленность; ощутился громадный недостаток рабочей силы... Деревня без мужей, братьев, сыновей и даже подростков тоже была несчастна. Города голодали, торговля была задавлена, постоянно под страхом реквизиций... Товара было мало, цены росли, развилась продажа из-под полы, получилось мародерство. Армия устала, недостатки всего понижали ее дух... Упорядочить дело было некому.

Документ 12. Из писем А. А. Клопова Николаю I

Ваше Императорское величество! Россия накануне катастрофы. Никогда это еще не чувствовалось так реально, как теперь... В стране нет доверия к власти, у Вас же нет доверия к стране, доверия настолько, чтобы дать ей то Правительство, которое она хочет и которому может верить. Теперь ради счастья и спасения России все сошлись на одной мысли: перенести ответственность монарха на правительство и сам народ в лице Государственной Думы...

Государь, Вы переживаете такой момент, который, быть может, не повторится в истории монархов. Россия переросла свое правительство и теперь от Вас зависит, что будет написано на страницах ее истории: «Революция» или «Великие преобразования».

Довольно крови мы от нее в ужасе. Итак, смена правительства и системы управления до созыва Государственной думы неизбежны. Да благословит Вас Бог на этот путь! Не бойтесь, этот шаг не новшество. Это естественный исторический путь, которым шли почти все культурные страны, и для России настал час, когда монарху надо возвестить этот путь народу по своей воле для спасения родины, не дожидаясь, чтобы он был проведен самой страной.

Схема ответа:

4. Первичное закрепление-обобщение новых знаний.

Построение и объяснение логической схемы учителем. Нарисовать на доске, учащиеся у себя в тетради.

Учитель: Чтение « Манифеста об отречении Николая II». Краткий комментарий по тексту.

5. Закрепление через личностное осмысление знаний, полученных на уроке.

Итак, что же такое отречение Николая II сегодня?

Для каждого из вас с позиции начала 21 века.

Учащиеся высказывают свое мнение.

  • Исторический факт
  • Трагедия
  • Катастрофа
  • Закономерность
  • Урок истории
  • Плата за грехи
  • Нет ответа
  • Ответ в духе времени

Каждое из мнений обосновать примерно пятью предложениями.

6. Домашнее задание.

А что же завтра?

Через рефлексию урока, подумайте, чем будет, отречение Николая II через несколько лет и отчего это будет зависеть? 7. Заключение.

Самоанализ учителем урока, относительно целей урока.

Подведение итогов.

Заключительное слово учителя: прочитать авторское стихотворение.

Нимб с головы
Покатился к ногам,
Ему не вернуться
На место святое
Уже голова, что Россией звалась,
Стала вдруг
Двух или трех - головой.
Святость затоптана
Верною паствой,
Вот и свобода,
Что делать - то с ней?
Много ее для любого народа, Ну а для русского,

С верхом! 
Налей!
Выпьем за Родину,
Веру и что же там ...
Трудно так сразу
Замену найти,
Святость свободою Стала так запросто,
Что помолиться забыли все мы!
Семьдесят лет
В забытьи и безверии.
Только свобода звала впереди,

Но горизонтом
Была наша Родина,
Даже в мечтах
Не смогли мы дойти.
Боль и любовь,
Никому не понятная,
Мучает душу
Свободной тоской.
Хочет покаяться,
Хочет очиститься,
Только вот некому
Выплеснуть боль.

Наши дела,
Во грехов искупление
Жалкие образы веры в ничто...
Мы потеряли
Дорогу, что к Господу
И без тропинки идем напролом.
Много потеряно,
Много не найдено,
Трудно идти в темноте перемен.
Я так хочу из сиротского холода
Вырваться с теплой душой насовсем.

Список литературы:

  1. Конаржевский Ю.А. Анализ урока.- М.: Образовательный центр «Педагогический поиск»,1999.- 336с.
  2. Штейнберг В.Э.Дидактические многомерные инструменты. Теория, методика, практика. - М.: Народное образование,2002.304с.
  3. История Отечества в документах, 1917-1993 гг Ч. 1-я. 1917-1920 гг. Хрестоматия для учащихся старших классов средней школы / Составитель Г.В. Клокова, -М.: ИЛБИ, 1994.- 224с.