TS Escorts

Инновации и эксперимент в образовании

Что такое развитие? PDF Печать E-mail

Журнал "Инновационные проекты и программы в образовании" № 3 (2010)
Раздел :Теория инновационной деятельности, стр. 3-11

 

Что такое развитие?

Перелистайте, уважаемый Читатель, учебники педагогики, педагогические монографии, пособия и т.д. Там много разговоров о развитии личности, о развивающей функции педагогического процесса, о развивающих целях урока, лекции и т.п. Но задайтесь вопросом - а что именно развивается у обучающегося, на какие структуры личности направлено это развитие? Ответа, как правило, Вы не найдете - полный туман. А ответ прост - развиваются психические процессы (или, что то же - высшие психические функции).

Основанием содержания развития является структура психических процессов (их еще называют высшими психическими функциями). На этих вопросах нам необходимо остановиться подробнее. Дело в том, что и педагоги, и психологи, увлекшись в последние десятилетия новыми «модными» течениями, фактически забросили эту сторону образования человека. Так, если вопросам развития психических процессов в четырехтомной «Педагогической энциклопедии» 1966-1968гг. было уделено большое внимание, то в двухтомной «Российской педагогической энциклопедии» 1993-1994гг. эти вопросы освещены куда как скромнее.

Кроме того, поскольку традиционно педагогика была дошкольной и школьной, в прошлые периоды психологи и педагоги подробно исследовали развитие психических процессов у детей младенческого возраста, дошкольного и младшего школьного возраста. Значительно меньше исследованы вопросы развития психических процессов у обучающихся среднего и старшего школьного возраста. И уж практически вообще нет информации о развитии (пс.-п.) студентов и тем более взрослых людей. А сегодня в связи с парадигмой непрерывного образования это направление становится весьма актуальным.

В соответствии со сферами личности (сферами психики человека): интеллектуальной, волевой, эмоциональной, физической развитие психических процессов обучающегося рассматривается в аспектах:

  • интеллектуальная сфера - интеллектуальное развитие;
  • волевая сфера - волевое развитие;
  • эмоциональная сфера - эмоциональное развитие;
  • физическая сфера - физическое развитие (см. рис. 1).

Интеллектуальное развитие

Интеллектуальное развитие включает в себя развитие трех взаимосвязанных процессов:

  • развитие мышления;
  • развитие памяти;
  • развитие внимания (см. рис. 1).

Рис. 1. Развитие психических процессов по сферам личности

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

Таким образом, в данной статье мы рассмотрели всю палитру психических процессов личности, что составляет содержание ее развития.

Этой статьей мы заканчиваем цикл, посвященный образовательному процессу со стороны структуры личности. Напомним: верхний этаж структуры личности - направленность личности, на развитие которой направлен процесс воспитания (см. №2 Журнала «Эксперимент и инновации в школе» за 2010г). Второй этаж структуры личности - ее опыт, на развитие которого направлен процесс обучения (см. № 2 Журнала «Инновационные проекты и программы в образовании» за 2010г). Третий этаж - психические процессы (высшие психические функции), на которые направлен процесс развития.

В следующем цикле статей академика А.М. Новикова образовательный процесс будет рассмотрен со стороны другой важнейшей категории образовательного процесса - деятельности.

Новиков Александр Михайлович
действительный член Российской Академии образования
академик РАО, доктор педагогических наук, профессор


1 Новиков А.М. Что такое воспитание? // Эксперимент и инновации в школе. - 2010. - №2.

Новиков А.М. Что такое обучение? // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2010. - №2

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Инновации и эксперимент в образовании