ЕГЭ и система дидактического контроля: некоторые результаты |
Журнал "Эксперимент и инновации в школе" № 3 (2010) Ефимов Валерий Николаевич,
ЕГЭ и система дидактического контроля: некоторые результатыЧто мы думаем, и что знаем о ЕГЭ?Для сравнения использованных подходов к оценке результатов ЕГЭ 2008 года (в рамках эксперимента) и аналитических выводов рассмотрим некоторые результаты единого государственного экзамена по отдельным предметам за 2009 г., также приведенные в материалах ФИПИ. Математика1. Сделан вывод о том, что модель вариантов контрольно-измерительных материалов (далее КИМы) по математике (структура, контролируемые элементы содержания, тематика и типы заданий), усовершенствованная в ходе эксперимента 2001-2008 годов, позволяет разработать измерительные материалы, способные обеспечить объективную оценку овладения курсом математики в объеме образовательного стандарта 2004 года базового и профильного уровней. 2. Отмечается тенденция повышения уровня математической подготовки выпускников средней школы. 3. Экзаменующиеся показали невысокие результаты при решении геометрических задач разного уровня сложности. 4. Только около четверти выпускников школы показали уровень подготовки, позволяющий обеспечить успешное обучение в вузах, предъявляющих более высокие требования к математической подготовке. 5. За 2001-2009 получена достоверная инфоhмация о соответствии знаний и умений учащихся требованиям минимума содержания стандарта 2004 года; систематизированы данные о типичных ошибках; выявлены задания, вызывающие затруднения у слабо и удовлетворительно подготовленных учащихся. Русский язык1. Учащиеся, преодолевшие минимальный уровень баллов, смогли:
2. Улучшились результаты выполнения заданий, проверяющих степень сформированности коммуникативной компетенции. 3. Выявлены недостатки в результатах усвоения содержания образования:
4. Отмечена необходимость конкретизации требований стандартов школьного образования, примерных программ, перечней отдельных норм по разделам школьного курса, подлежащих изучению и контролю. 5. Отмечена целесообразность разработки новых моделей заданий по проверке различных видов речевой деятельности. {mosregread}Физика1. КИМы, требующие воспроизведения основополагающих теоретических сведений, а также применения отдельных формул и законов в простейших типовых учебных ситуациях, позволяют тестируемым продемонстрировать понимание смысла наиболее важных физических явлений, законов и величин, относящихся к различным разделам школьного курса физики (механика, МКТ и термодинамика, электродинамика и квантовая физика). 2. При выполнении заданий экзаменационной работы отмечено, что основные понятия, формулы и законы на базовом уровне освоены только по четырем из семнадцати тем школьного курса физики – «Динамика», «Законы сохранения в механике», «Корпускулярно-волновой дуализм» и «Физика атомного ядра». Не отмечено усвоение учебного материала на повышенном уровне ни по одной из тем курса. 3. Наиболее полно требования к поступающим на физические и инженерно-технические специальности, отражаются в КИМах, содержащих задания с развёрнутым ответом, представляющие собой расчётные задачи высокого уровня сложности. Лишь 25% учащихся, сдававших экзамен, продемонстрировали умения решать такие задачи, что подтверждает их готовность к освоению вузовских программ курса общей физики. 4. Около половины выпускников, выбравших экзамен по физике, показали отсутствие основополагающего для дальнейшего обучения в вузе умения решать задачи. 5. Анализ результатов тестирования группы выпускников, чьи результаты не превысили удовлетворительного уровня подготовки, позволяет предположить, что все они изучали физику на базовом уровне с учебным планом 2 часа в неделю и что независимо от учебного плана и заявленного уровня изучения предмета (базовый или профильный), школьники изучают один и тот же объем понятийного аппарата. 6. Сделан вывод о том, что общую структуру и распределение заданий по содержательным элементам целесообразно сохранить. В дальнейшем необходимо уделить внимание совершенствованию заданий с кратким ответом (В1 и В2) и совершенствованию критериев оценивания заданий с развернутым ответом. Химия1. Существенно увеличилось число учащихся, сдающих ЕГЭ по химии. Это объясняется новыми правилами приема абитуриентов в вузы, введенными в 2009 году (сертификат о результатах ЕГЭ по химии требовался для поступления в вузы по 114 специальностям, по 19 специальностям экзамен по химии являлся профильным). 2. КИМы ЕГЭ по химии составлены так, что для получения числа баллов не ниже минимального, экзаменуемому необходимо продемонстрировать: понимание смысла и границ применения наиболее важных химических понятий, умение определять принадлежность веществ (по их формулам и названиям) к основным классам неорганических и органических веществ; умение определять тип реакции и составлять уравнения, отражающие наиболее важные химические свойства основных классов соединений, относящихся к основным разделам курса химии 3. Выявлены разделы, по которым продемонстрирован наиболее высокий уровень овладения учебным материалом и разделы, представляющие наибольшую сложность. 4. Анализ выполнения экзаменационной работы выпускниками с минимальным уровнем подготовки практически по всем проверяемым элементам содержания не отвечают требованиям стандарта даже базового уровня, а выпускники с хорошим и отличным уровнем подготовки показали прочные знания практически по всем проверяемым элементам содержания на базовом, повышенном и высоком уровнях сложности. 5. Выработаны рекомендации по совершенство ванию преподавания отдельных разделов содержания. 6. Сделан вывод о том, что целесообразно продолжить работы по совершенствованию КИМов в следующих избранных направлениях:
Биология1. КИМы ЕГЭ по биологии составлены так, что для получения числа баллов не ниже минимального экзаменуемому необходимо продемонстрировать:
2. Выработаны рекомендации по совершенствованию преподавания отдельных разделов содержания и решению задач. 3.Сделан вывод о том, что при дальнейшем совершенствовании КИМов целесообразно взять за основу модель 2009 года, ориентируя задания на профильный уровень Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по биологии 2004 г., учитывая, что экзамен по биологии является экзаменом по выбору. География1. Кимы ЕГЭ по географии составлены так, что для получения числа баллов не ниже минимального экзаменуемому необходимо продемонстрировать:
2. Анализ результатов выпускников, набравших минимальное количество баллов по ЕГЭ, показал, что их знания не образуют целостной системы; экзаменующиеся не способны применить имеющиеся знания для решения задач даже в незначительно измененных ситуациях; анализ заданий с развернутым ответом показывает недостаточный уровень сформированности умений объяснять факты, устанавливать причинно-следственные связи, использовать имеющиеся знания для решения задач в измененной или новой си туации. 3. Выработаны рекомендации по совершенствованию преподавания отдельных разделов и задач содержания предмета. 4. Сделан вывод о том, что при дальнейшем совершенствовании КИМов целесообразно вести работу по обеспечению содержательной валидности контрольных измерительных материалов, соответствия содержания КИМов требованиям государственного стандарта общего образования по географии; при разработке КИМов увеличить число заданий практико-ориентированного характера и заданий, предназначенных для проверки умений решать средствами школьной географии задачи, с которыми выпускники могут встретиться в жизни; включать в КИМы задания, оценивающие сформированность у выпускников умений извлекать, интерпретировать и интегрировать данные. Обществознание1. КИМы ЕГЭ по обществознанию составлены так, что они позволяют:
2. Анализ результатов позволяет сделать следующие выводы:
3. Полученные результаты позволяют также констатировать проблемы, связанные:
4. Сделан вывод о том, что при дальнейшем совершенствовании КИМов по обществознанию целесообразно:
5. Отмечено положительное влияние ЕГЭ на практику преподавания обществознания:
История (история России)1. Результаты экзамена по истории России свидетельствуют о том, что:
2. На сновании анализа результатов частей 2 и 3 сделаны выводы о наиболее и наименее усвоенных темах курса, и о влиянии ЕГЭ на качество обучения истории. 3. Сопоставление результатов экзамена 2009 г. с результатами прошлых лет позволило сделать выводы о целесообразности применения разработанной модели КИМов ЕГЭ по истории (структуры и отбора содержания, возможности проверки широкого круга знаний и умений разного уровня и др.). 4. Сделан вывод о том, что при дальнейшем совершенствовании качества КИМов целесообразно:
5. При подготовке к проведению ЕГЭ:
Литература1. КИМы ЕГЭ по литературе составлены так, что для получения числа баллов не ниже минимального, экзаменуемому необходимо продемонстрировать:
2. Анализ результатов позволяет сделать следующие выводы:
3. Сделаны выводы, касающиеся уровня освоения выпускниками отдельных тем курса литературы. 4. В части дальнейшего совершенствования ЕГЭ следует отметить:
5. Даны рекомендации относительно необходимости формирования у обучаемых умений
6. При дальнейшем совершенствовании КИМов целесообразно работать над объективностью проверки заданий с развернутым ответом, уточнением критериев оценивания. Иностранные языки1. КИМ по иностранным языкам позволяют проверить широкий спектр навыков и умений, лежащих в основе иноязычной коммуникативной компетенции выпускников в продуктивном виде речевой деятельности («Письмо»), а также в разделе «Чтение»; раздел, проверяющий продуктивные умения и навыки устного общения («Говорение») впервые отсутствовал. 2. Сделан вывод о том, что при дальнейшем совершенствовании КИМ целесообразно вести работу в направлениях:
Информатика и ИКТ1. Результаты экзамена в целом показали:
2. При дальнейшем совершенствовании ЕГЭ по информатике целесообразно вести работу в направлении включения информационных технологий в процедуру приема и сдачи экзамена, обеспечив равные условия для всех участниов образовательного процесса, независимо от используемых программных и аппаратных решений.{/mosregread} Сравнение аналитических данных 2005 и 2009 г.г. показывает закономерное развитие и углубление целей и результатов анализа. Выполнение рекомендаций должно позволить осуществить дальнейшее совершенствование ЕГЭ и КИМов. В то же время, напрашивается важный вывод: в разные периоды и по разным предметам рассмотрение, анализ, выводы и предложения делаются, опираясь на различные основания. Причём, основания эти практи чески не позволяют сделать обобщения на основе рядоположных заключений, как это было бы целесообразно в рамках единой системы. Учитывая всё это, можно высказать ряд замечаний общего характера. По своей сути ЕГЭ и КИМы следовало бы рассматривать как элементы единой системы контроля образовательного процесса. На деле же, контроль усвоения содержания образования в ходе образовательного процесса принадлежит к одной системе, более или менее органично включённой в этот процесс. Итоговый контроль в форме ЕГЭ в определённой мере обособлен от контроля, исполь зуемого в ходе образовательного процесса, и как бы принадлежит к другой системе. Различаются и задачи и назначение оценки данных, полученных в результате контроля в первом и во втором случаях. Оценка результатов ЕГЭ в том виде, в котором он реализуется сегодня, непосредственно относится, в основном, к итоговому контролю. Оценка результатов текущего и рубежного контроля в ходе образовательного процесса касается более широкого спектра задач. Построение целостной системы контроля образовательного процесса отдельная большая и очень важная задача. В настоящее время цели, стоящие перед образовательной системой общего образования, сформулированы, кроме образовательных стандартов, в государственных документах, таких, как Закон «Об образовании», Концепция модернизации образования до 2010 г . и др. В данной работе мы не ставим цели проверки соответствия ЕГЭ стандартам, оставляя эту задачу экспертам и покупателям КИМ. Так же, здесь мы не рассматриваем принципы и порядок организации конкурса на участие в разработке КИМов. Приведём некоторые цели, поставленные перед общим образованием в официальных документах. Опираясь на стандарты 2004 года можно вычленить следующие цели изучения областей знаний:
В разделе требований к усвоению образования приведены следующие формулировки:
Здесь приведен далеко не полный перечень рекомендаций, предложенных авторами аналитических отчетов, однако и он позволяет сделать ряд выводов в дополнение к тем, что сделаны Федеральным институтом педагогических измерений. Очевидно, требования к усвоению полезно бы уточнить, разъяснив, как их следует применять к проверке достижения каждой из целей. Это помогло бы сформулировать цели контроля усвоения образования на различных его этапах при декомпозиции образовательных целей по каждому виду образовательной деятельности. По-видимому, предполагается, что КИМы, охватывая все содержание каждой из пяти образовательных областей в соответствии с кодификаторами, способны обеспечить адекватную проверку выполнения требований стандарта. Тот факт, что от года к году по результатам анализа эксперимента с ЕГЭ в КИМы вносятся некоторые усовершенствования, устраняются недочеты приносит свои результаты и, безусловно, оценивается положительно. Однако, возможно, этого недостаточно. В дополнение ко всему требуются какие-то иные основания и идеи для совершенствования и ЕГЭ и КИМ и системы контроля в целом, тем более, что на ЕГЭ в числе прочего возлагается и задача совершенствования всей системы общего образования. |