Инновации и эксперимент в образовании

Модель и алгоритм деятельности школ в условиях введения новых ФГОС общего образования (начальная ступень)

Журнал "Инновационные проекты и программы в образовании" №3 (2010) 
Раздел: ФГОС второго поколения, стр.20-32

Лазарев Валерий Семенович,
член-корреспондент РАО,
доктор психологических наук,
директор Института инновационной
деятельности в образовании РАО

Модель и алгоритм деятельности школ в условиях введения новых ФГОС общего образования (начальная ступень)

Каковы должны быть модель и алгоритм деятельности школ по введению нового стандарта общего образования?

 

Настоящая модель определяет последовательность и содержание действий по введению нового стандарта общего образования на начальной ступени школы, а также их цели и ожидаемые результаты. Модель предусматривает пять этапов разработки и осуществления программы модернизации существующей в школе образовательной системы с целью приведения ее в соответствие с требованиями нового ФГОС:

  1. Формирование рабочей группы по разработке проекта модернизированной образовательной системы начальной ступени школы и органов управления программой введения ФГОС.
  2. Определение необходимых изменений в существующей образовательной системе начальной ступени школы.
  3. Разработка проекта модернизированной образовательной системы начальной ступени школы.
  4. Разработка плана-графика модернизации образовательной системы начальной ступени школы.
  5. Реализация запланированных изменений в образовательной системе образовательного учреждения

Этап 1: формирование рабочей группы по разработке проекта модернизированной образовательной системы начальной ступени школы и органов управления программой введения ФГОС.

Современные методы крупномасштабных нововведений в организациях предусматривают создание гибких проектных форм организации процессов изменений. Настоящей моделью предусматривается при введении ФГОС создание в образовательном учреждении Совета по введению ФГОС нового поколения, призванного обеспечивать координацию действий всего педагогического коллектива, а также осуществлять информационное, консалтинговое и научно-методическое сопровождение инновационного процесса. Деятельность этого временного органа управления предлагается регламентировать специальным Положением о Совете (см. Приложение 2). Затем должен быть осуществлен переход к созданию рабочей группы по разработке проекта модернизированной образовательной системы.

Задачи этапа. При формировании рабочей группы по разработке проекта модернизированной образовательной системы на начальной ступени необходимо:

  • определить состав рабочей группы;
  • назначить руководителя рабочей группы;
  • определить порядок ее работы;
  • поставить перед группой общую задачу и задачу следующего этапа1.

Содержание этапа. Рабочая группа создается для разработки и реализации проекта модернизации образовательной системы начальной ступени в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения. В состав Рабочей группы необходимо включить всех педагогов, работающих в начальных классах, а также консультанта по введению новых ФГОС. Руководство деятельностью рабочей группы целесообразно поручить представителю администрации образовательного учреждения или руководителю методобъединения учителей начальной ступени. Состав рабочей группы и порядок ее работы утверждается приказом директора образовательного учреждения.

{mosregread}Участники рабочей группы должны быть достаточно информированы о концепции, содержании и условиях реализации ФГОС второго поколения. Педагоги также должны иметь представление об особенностях проектной деятельности (целях, этапах, требованиях к промежуточным и окончательным результатам, их оформлению и т.д.). Необходимо, чтобы Руководитель группы обладал навыками групповой работы (организации групповой дискуссии, круглого стола, мозгового штурма и др.).

Участники рабочей группы должны быть обеспечены необходимыми для работы инструктивно-методическими материалами и рекомендациями по разработке образовательной программы начальной ступени образовательного учреждения в соответствии с ФГОС нового поколения. В распоряжение участников группы предоставляется полный комплект документов, включающий содержание новых ФГОС начальной ступени образовательного учреждения и методические материалы по работе с ним.

После издания приказа о создании рабочей группы необходимо провести ее собрание, на котором перед участниками проекта ставятся конкретные цели его разработки и реализации и определяются задачи группы. Кроме того, в начале работы группы должен быть определен и принят всеми участниками порядок ее работы. Наиболее рационально строить работу в групповой и индивидуальной формах. Групповая форма работы осуществляется на совместных заседаниях, периодичность которых определяется на первом заседании, посредством совместных обсуждений определенных вопросов. В промежутке между заседаниями участники рабочей группы индивидуально или в микрогруппах (2 - 3 человека) решают порученные задачи.

Целесообразность выделения микрогрупп определяется соотношением количества заданий, числа участников рабочей группы, и их профессиональной и личностной готовностью к выполнению заданий.

Поскольку участие педагогов в деятельности рабочей группы требует от них дополнительных усилий, желательно заранее определить формы дополнительного материального и морального поощрения за полученные результаты и довести до их сведения участников.

Результаты этапа. На первом этапе сформирована рабочая группа по разработке проекта модернизированной образовательной системы начальной ступени школы:

  • назначен руководитель рабочей группы;
  • определен список участников рабочей группы;
  • обеспечена подготовка рабочей группы к разработке проекта модернизации начальной ступени образовательного учреждения;
  • определены задачи членов рабочей группы по разработке проекта модернизации начальной ступени образовательного учреждения.

Этап 2: определение изменений в существующей образовательной системе начальной ступени школы, необходимых для приведения ее в соответствие с требованиями ФГОС.

Задачи этапа. На этом этапе должен быть получен ответ на вопрос: «Что необходимо изменить в существующей образовательной системе, чтобы привести ее в соответствие с нормативной моделью, определяемой ФГОС?». Для этого необходимо определить, какие изменения требуется произвести:

  • в образовательных целях;
  • в учебном плане;
  • в содержании учебных программ и программ внеучебной деятельности;
  • в образовательных технологиях;
  • в условиях реализации образовательных программ;
  • в способах и организационных механизмах контроля образовательного процесса и оценки его результатов.

Содержание этапа. Новые стандарты в обобщенном виде определяют нормативную модель образовательной системы начальной ступени общего образования, устанавливая требования:

  • к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
  • к структуре основной образовательной программы, включая соотношение ее обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса;
  • к условиям ее реализации, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

Основной принцип действий на этом этапе состоит в сравнении предложенной новыми стандартами обобщенной модели образовательной системы с существующей в школе и определении того:

  • какие элементы существующей образовательной системы полностью отвечают требованиям новых ФГОС и могут быть без изменений перенесены в желаемую систему;
  • какие элементы существующей системы частично отвечают требованиям новых ФГОС и нуждаются в переработке для переноса в желаемую систему;
  • какие элементы существующей системы не отвечают требованиям новых ФГОС и не могут быть перенесены в желаемую систему;
  • какие необходимые для желаемой системы элементы, определяемые новыми ФГОС, отсутствуют в существующей системе и должны быть найдены или разработаны.

В результате этих действий будет формироваться перечень необходимых и достаточных изменений в элементах образовательной системе начальной ступени образовательного учреждения.

Первый шаг - определение необходимых изменений в иерархической системе образовательных целей, определяющей образовательного учреждения и включающей цели начальной ступени образования и цели изучения учебных предметов.

При сравнении целей существующей образовательной системы с новыми стандартами необходимо определить:

  • какие из них ранее не ставились;
  • какие ставились, но фактически не достигались, поскольку их достижение не обеспечивалось содержанием реализуемых в школе учебных и внеучебных программ;
  • какие ранее ставившиеся цели требуют корректировки.

Так, например, новые стандарты в качестве одного из необходимых образовательных результатов определяют сформированность у выпускников начальной школы осознанного принятия ценностей здорового образа жизни и регуляцию своего поведения в соответствии с ними. В существующей образовательной системе такая цель могла не ставиться. Тогда, чтобы желаемая образовательная система соответствовала новым стандартам, необходимо изменить целевую часть существующей системы, введя в нее отсутствующую цель.

Возможен и другой вариант: цель по здоровьесбережению в существующей системе уже сформулирована. Если она соответствует цели, предлагаемой новыми стандартами, необходимо обратиться к тем результатам, которые были получены при ее реализации. В процессе дальнейшего анализа требуется определить, формируются ли у выпускника начальной школы качества, необходимые ему как субъекту здорового образа жизни, включая:

  • ценностное отношение к сохранению здоровья;
  • знание основных факторов среды, негативно влияющих на здоровье человека, понимание механизма и последствий их действия;
  • знание основных факторов, связанных с образом жизни человека, негативно влияющих на его здоровье, понимание механизма их влияния и последствий;
  • знание способов здоровьесбережения;
  • опыт здоровьесбережения.

Если фактические результаты соответствуют новым стандартам, то цель существующей образовательной системы автоматически включается в систему целей проектируемой образовательной системы как не требующая никаких корректировок.

Если же фактические результаты не отвечают требованиям, то средства достижения данной цели ей не соответствуют и должны быть пересмотрены. Причины следует искать в реализуемых учебных и внеучебных программах.

Таким образом, результатом данного шага по определению необходимых изменений в системе образовательных целей должны быть два разработанных списка изменений:

  • список изменений в предметных целях;
  • список изменений в надпредметных целях.

В каждый из них включены: новые цели; цели, ставившиеся в существующей системе, но не достигавшиеся в ней; цели, ставившиеся в существующей системе, но для полного соответствия стандартам, требующие корректировки.

Кроме того, необходимо учитывать, что в модернизированную образовательную систему без изменений переносятся из существующей системы цели, которые соответствуют новым стандартам.

На втором шаге анализа необходимо определить изменения в структуре образовательного процесса, определяемой учебным планом начальной ступени школы.

Требования к учебному плану задаются Базисным учебным планом, являющимся основой формирования учебного плана общеобразовательного учреждения. Поэтому сначала необходимо, исходя из условий, потребностей и возможностей, имеющихся у школы, выбрать один из предлагаемых вариантов БУПа. На основе сравнения имеющегося учебного плана и выбранного БУПа определяются изменения:

  • в перечне предметов и отводимых на их изучение часов в рамках учебной деятельности (ее инвариантной и вариативной части);
  • в перечне программ внеурочной работы (дополнительного образования, социально-творческой деятельности, кружковой работы) и часов на эти занятия.

Особенность ФГОС начальной ступени школы как комплексного новшества состоит в том, что его структура задана не жестко. У школы есть возможность учесть образовательные потребности и интересы учащихся, а также потребности и запросы родителей в рамках вариативного компонента учебного плана при организации 6-дневной недели, а также во внеучебной деятельности.

При определении содержания учебного плана в его вариативной части и во внеучебной деятельности (которая может включать дополнительные образовательные программы, программу социализации учащихся, воспитательные программы) необходимо рассматривать набор дисциплин и форм деятельности с точки зрения максимальной поддержки образовательных целей.

Результатом этой части работы должен стать новый учебный план начальной ступени школы, а также выводы о необходимых изменениях в составе образовательных программ.

На третьем шаге анализа определяется, какие необходимы изменения в содержании образовательных программ. Для этого в отношении каждого учебного предмета или курса, включенного в учебный план, должно быть определено, имеется ли программа его реализации.

Если такая программа есть, то необходимо выявить, в чем ее содержание не отвечает требованиям стандарта. Для этого учебная программа или программа внеурочной деятельности сравнивается с примерной основной образовательной программой начального образования или - примерной программой внеурочной деятельности.

Особо следует обратить внимание на то, что необходимые изменения в содержании программ по обязательным учебным предметам будут обусловливаться как изменениями в предметных целях, так и наличием надпредметных целей, которые необходимо реализовать в рамках каждого предмета, включив для этого в учебную программу соответствующие модули.

Содержание учебных программ вариативной части учебного плана и программ внеучебной деятельности должно определяться таким образом, чтобы они вместе с программами по обязательным предметам обеспечивали достижение всех образовательных целей.

Анализ содержания образовательных программ завершается выводами о том:

  • какое содержание образовательных программ не требует изменений;
  • какое содержание образовательных программ требует корректировки;
  • какие образовательные программы отсутствуют в школе, и требуется их найти вовне или разработать.

На четвертом шаге анализа определяются необходимые изменения в технологиях обучения и воспитания. Для этого необходимо в первую очередь обратиться к требованиям новых стандартов, ориентирующих на переход от традиционных технологий к технологиям, более полно учитывающим возрастные особенности и потребности учащихся младшего возраста:

  • личностно-ориентированный характер обучения;
  • вариативность;
  • повышение ответственности школьников за результаты обучения.

При обучении рекомендуется использование:

  • уровневой дифференциации;
  • обучения на основе «учебных ситуаций»; проектной деятельности;
  • информационных и коммуникационных технологий;
  • активных форм обучения (организация работы в группах и парах; организация работы в группах подвижного состава).

После сравнения используемых школой образовательных технологий и методов с требованиями новых стандартов выявляются:

  • технологии и формы обучения, которые соответствуют требованиям стандарта и сохраняются при переходе к новой образовательной системе;
  • технологии и формы обучения, которые не отвечают требованиям стандарта и нуждаются в замене;
  • новые технологии и формы обучения, ориентированные на достижение образовательных целей.

На пятом шаге анализа выявляется, достаточны ли внутренние и внешние возможности (материально-технические, временные, кадровые и др.) для обеспечения соответствия модернизированной образовательной системы требованиям ФГОС?

При определении необходимого ресурсного обеспечения следует использовать предложенные разработчиками «Требования к условиям и ресурсному обеспечению реализации образовательных программ начального образования», включающие:

  • систему гигиенических требований к условиям реализации образовательных программ общего образования;
  • систему требований к учебно-материальной базе (перечни рекомендуемой учебной литературы; перечни учебного оборудования для общеобразовательных учреждений; требования к оснащению учебных и административных помещений общеобразовательных учреждений).

ФГОС нового поколения определяет требования к различным видам универсальных (например, классная доска, тетрадь, учебник и т.п.) и целевых ресурсов (ориентированных на повышение эффективности важнейших элементов образовательных программ, образовательного процесса и их инновационного содержания, видов деятельности учащихся, внеурочной воспитательной работы и т.п.), которые обеспечиваются на уровне образовательного учреждения, муниципальном и региональном уровнях. Рабочая группа анализирует соответствие имеющихся и требуемых ресурсов на уровне образовательного учреждения.

Например, при оценке соответствия информационно-методических ресурсов образовательного учреждения новым ФГОС может возникнуть следующая ситуация. В стандартах нового поколения содержится требование наличия в начальной школе инструкций (технологических карт) для учащихся по использованию атласов, карт, а также оформленных алгоритмов работы со словарями. Однако в образовательном учреждении технологические карты по работе со словарями и энциклопедиями в начальной школе до настоящего момента не разрабатывались и не применялись. В этом случае следует зафиксировать рассогласование между существующим положением и требуемым. Кроме того, следует проверить, все ли конкурсы, олимпиады и другие мероприятия, проводящиеся в образовательном учреждении в целях развития творчества учащихся, регламентируются соответствующими положениями, и выявить имеющиеся рассогласования.

При анализе степени обеспеченности кадровыми ресурсами необходимо учитывать, что в стандартах предусматривается в каждом образовательном учреждении наличие планов повышения профессионального уровня учителей начальных классов в учреждениях постдипломного педагогического образования, реализуемых на основе именных образовательных чеков. Кроме того, в новых стандартах закрепляется необходимость выявления образовательных потребностей и профессиональных затруднений учителей начальных классов в условиях внедрения и действия стандарта второго поколения.

В ходе анализа необходимо установить, имеются ли в образовательном учреждении планы повышения профессионального уровня учителей начальных классов. Если они есть, то надо выявить, насколько их содержание учитывает изменения в деятельности учителей, связанные с введением ФГОС нового поколения (например, предусматриваются ли в них прохождение курсов, направленных на освоение новых образовательных технологий, позволяющих формировать у учащихся универсальные учебные действия, курсов по содержанию и методике применения новых форм оценивания результатов образования и т.п.). В случаях, когда содержание планов повышения профессионального уровня педагогов начальных классов не включает необходимых для введения ФГОС элементов, констатируется рассогласование между имеющимися и требуемыми ресурсами и выносится решение о необходимости корректировки планов.

Далее необходимо проанализировать, каким образом в образовательном учреждении осуществляется выявление образовательных потребностей учителей начальной ступени, насколько этот способ эффективен? В ситуациях, когда такого механизма нет или он не удовлетворяет по своевременности поступления информации или иным параметрам, констатируется необходимость в изменении.

Для упрощения анализа ресурсного обеспечения образовательного процесса в соответствии с ФГОС нового поколения можно воспользоваться таблицей (см. табл. 2.1.), первые два столбца которой заполняются на основе содержания ФГОС.

Таблица 2.1.

Определение необходимого ресурсного обеспечения образовательного процесса в начальной школе

Компоненты образовательного процесса

Показатели ресурсного обеспечения образовательного процесса

Решение

Требования новых ФГОС

В наличие в образовательном учреждении

Информационно-методическое обеспечение

1

2

3

4

... Деятельность учителя

Обеспечение деятельности учителя информационными ресурсами (учебные программы, учебники, методические пособия, мультимедийные пособия и т.д.)

Наличие электронных ресурсов, обеспечивающих деятельность учителя начальных классов

Отсутствие электронных ресурсов

Создать электронные ресурсы

Кадровое обеспечение

1

2

3

4

...

...

...

...

В результате для каждого типа требований составляется перечень ограничений (несоответствий имеющихся условий или ресурсов требованиям), делающих невозможными предполагаемые изменения в школе и поэтому требующих своего изменения.

На шестом шаге определяются необходимые изменения в способах и организационных механизмах контроля образовательного процесса и оценки его результатов.

ФГОС второго поколения предусмотрено введение нового содержания контроля и оценки знаний учащихся, соответствующего новым целям и программам обучения, а также использование новых форм и технологий оценки. Система оценки, предлагаемая в новых ФГОС, включает в себя описание планируемых результатов образования, перечень показателей достижения планируемых результатов и инструментарий для оценки их достижения. Планируемые результаты выстраиваются на основе требований к результатам образования, включающих:

  • предметные результаты (знания и умения, опыт творческой деятельности и др.);
  • метапредметные результаты (способы деятельности, освоенные на базе одного или нескольких предметов, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях);
  • личностные результаты (система ценностных отношений, интересов, мотивации учащихся и др.).

Основным результатом начального образования должна стать сформированность у выпускников начальной школы общеучебных умений, овладение которыми обеспечивает возможность продолжения образования в основной школе, а также умений учиться, т.е. умений организовать свою деятельность с целью решения учебных задач. У обучающихся должны быть сформированы:

  • осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними;
  • желание и умение учиться, готовность к образованию в основном звене школы и самообразованию;
  • инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества в разных видах деятельности;
  • математическая и языковая грамотность как основа всего последующего обучения.

Планируемые результаты освоения основной программы начального образования являются системой операционализированных личностно-ориентированных целей образования, показателей их достижения и критериев оценивания, выстроенных в логике традиционной структуры школьных предметов (математики, русского языка, чтения, окружающего мира и др.). Показатели достижения планируемых результатов формулируются в виде набора учебных ситуаций и учебных задач, позволяющих оценить уровень освоения учебных действий и учебного материала. Предлагаемый инструментарий для оценки каждого показателя обеспечивает получение информации об уровне достижения планируемых результатов.

В процессе анализа необходимо определить степень соответствия существующей системы оценки результатов освоения учащимися программы начального образования новым ФГОС по всем составляющим оценки (планируемые результаты, показатели и критерии оценки уровня их достижения, используемый инструментарий). Следует обратить внимание на то, что предлагаемая в новых стандартах система оценки не исчерпывается результатами аттестации, а включает в себя информацию, полученную в рамках мониторинговых исследований, для проведения которых необходимо владеть специальными диагностическими средствами.

На этапе анализа системы контроля и оценки выявляются:

  • способы контроля и оценки знаний и умений учащихся, которые могут быть перенесены из существующей образовательной системы без изменений;
  • способы контроля и оценки, требующие корректировки;
  • способы контроля и оценки, которые не соответствуют требованиям новых стандартов и не могут быть включены в образовательную систему;
  • способы контроля и оценки, которые отсутствуют в существующей образовательной системе и должны быть найдены или разработаны.

Завершается анализ определением перечня:

  • способов и организационных механизмов контроля и оценки знаний и умений учащихся, включаемых в новую систему без изменений;
  • способов и организационных механизмов контроля и оценки знаний и умений учащихся, требующих корректировки;
  • новых способов и организационных механизмов контроля и оценки знаний и умений учащихся.

Все описанные выше шаги анализа могут осуществляться рабочей группой как последовательно, так и параллельно (одновременно). Для параллельного анализа различных частей образовательной системы необходимо разделить рабочую группу на микрогруппы, назначив ответственных за результаты отдельных шагов. Например, между членами Рабочей группы могут быть распределены образовательные области (группы образовательных программ), которые они будут анализировать.

Результаты этапа. Результатом анализа существующей в школе образовательной системы на предмет ее соответствия требованиям ФГОС должны стать перечни необходимых изменений в существующей образовательной системе школы для приведения ее в соответствие требованиям стандарта и задания проектным группам, определяющие требования к результатам и срокам проектирования.

Результаты анализа представляются Совету по введению новых ФГОС. Задача Совета - определить полноту и согласованность предлагаемых изменений, ответив на вопросы:

  • Достаточно ли предлагаемых изменений в компонентах существующей образовательной системы для приведения ее в соответствие с новыми образовательными стандартами?
  • Соответствует ли характер предлагаемых изменений в компонентах образовательной системы начальной ступени требованиям новых стандартов и возможностям образовательного учреждения?

Совет должен также оценить предлагаемые изменения по степени их соответствия миссии образовательного учреждения, потребностям учащихся и их родителей.

По результатам обсуждения Советом предложенных Рабочей группой направлений и содержания изменений в образовательной системе в них вносятся коррективы и осуществляется переход к следующему этапу введения ФГОС.

Этап 3: разработка проекта модернизированной образовательной системы начальной ступени школы.

Задачи этапа. При проектировании должен быть дан ответ на вопрос о том, какой должна стать конкретизированная образовательная модель начальной ступени школы, чтобы соответствовать нормативной модели, определяемой новыми стандартами.

Содержание этапа. Содержанием этапа является конкретизация образовательной модели начальной ступени школы, представленной в ФГОС, применительно к данной школе.

Проектирование целесообразно осуществлять в микрогруппах, которым требуется выдать задания на разработку и реализацию единичных проектов (примерное оформление задания на разработку единичного проекта приводится в Приложении 2). Возможны различные способы деления еще несуществующего комплексного проекта изменений на единичные, но наиболее простым, является выбор в качестве единицы учебной (внеучебной) образовательной программы (с ее целями, содержанием, образовательными технологиями, условиями реализации, методами контроля и оценки результатов).

Так как одновременно с определением единичных проектов формируется состав ответственных за их разработку и реализацию, в зависимости от размера группы разработчиков и их готовности к работе возможны различные варианты формирования единичных проектов: выделение или, наоборот, объединение отдельных элементов необходимых изменений в образовательной системе.

Задача руководителя рабочей группы состоит в том, чтобы обеспечить полноту и связность единичных проектов.

Каждая микрогруппа, за которой закреплены определенные образовательные области (перечень образовательных программ и соответствующих им целей), проектирует все необходимые изменения в содержании образовательных программ, технологиях, условиях, способах контроля и оценки результатов. Для каждого из этих изменений определяется, каким образом оно будет осуществляться (будет найдено или разработано в рамках школы).

Выбор технологий и форм обучения для замены традиционных в предметных программах проекта осуществляется из списка рекомендуемых стандартом. Результатом работы должен стать перечень технологий, которые предполагается использовать в рамках каждой из проектируемых в рамках единичного проекта учебных (внеучебных) образовательных программ.

Аналогичным образом в каждом единичном проекте осуществляется рассмотрение ресурсной части программ и системы контроля и оценки их результатов.

Однако для получения целостного комплекса изменений в образовательной системе начальной ступени школы, взаимодополняющих и усиливающих эффекты друг друга, необходимо обеспечить согласованность между ними.

Связь между проектами состоит в передаче результата, получаемого одной микрогруппой, другой микрогруппе для усиления совместного образовательного эффекта. Так, например, разработчики предметных образовательных программ заинтересованы для достижения их предметных целей в реализации во внеучебное время кружков, проектов, конкурсов и т.д., проводимых на их предметном содержании. В свою очередь, разработчики воспитательной программы заинтересованы в использовании потенциала учебных дисциплин («Литературного чтения» «Русского языка», «Искусства», «Окружающего мира», «Иностранного языка») в области нравственного воспитания школьников или формирования других надпредметных образовательных результатов. Или, например, предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры. Поэтому для единичного проекта, направленного на корректировку предметной образовательной программы «Окружающий мир», необходимо установить и согласовать связи с проектами введения других предметных программ.

Каждая проектная микрогруппа в процессе конкретизации изменений в своей части проекта должна выявлять и фиксировать возможные связи с другими единичными проектами, определяя:

  • требования к изменениям, которые в других проектах разрабатываются;
  • предложения по включению и использованию отдельных результатов своего проекта другими.

Наиболее простым вариантом проведения согласования является проведение совместного заседания микрогрупп, на котором каждая из них сообщит, с какими другими группами ей необходимо установить связи, и что она хотела бы получить от других групп.

Оценка единичных проектов проводится на заседании Рабочей группы.

При оценке каждого проекта необходимо учитывать:

  • полноту содержания проекта;
  • обоснованность выбора способа осуществления изменений в компоненте образовательной системы;
  • согласованность необходимых связей с другими проектами;
  • распределение обязанностей между исполнителями при реализации проекта и степень их загруженности;
  • наличие и обоснованность оценок, потребных для реализации проекта финансовых и материально- технических ресурсов;
  • конкретность ожидаемых результатов и их обоснованность.

Выявленные недостатки единичных проектов должны быть устранены к установленному руководителем рабочей группы сроку.

Завершенный проект обсуждается на заседании Совета по введению новых ФГОС, который определяет готовность проекта для перехода к разработке плана-графика его реализации.

В ходе оценки необходимо установить, насколько детально в проекте разработаны предлагаемые изменения в образовательной системе, а также уровень их достаточности для реализации ФГОС нового поколения.

Результаты этапа. Результатом проектирования является образовательная модель начальной ступени образовательного учреждения, соответствующая новым ФГОС, включающая:

  • состав образовательных программ или их частей, подлежащих самостоятельной разработке;
  • состав программ, найденных вовне и подлежащих освоению;
  • состав новых образовательных технологий, которые нужно освоить;
  • перечни конкретных видов ресурсов, подлежащих приобретению;
  • перечень учебных программ повышения квалификации педагогических кадров, которые нужно реализовать, чтобы обеспечить введение новых образовательных программ и технологий;
  • перечень новых методов контроля, которые нужно ввести;
  • перечень новых механизмов контроля, которые нужно разработать и ввести.

Этап 4: разработка плана-графика модернизации образовательной системы начальной ступени школы

План-график модернизации образовательной системы школы – это модель, определяющая процесс перехода от существующей образовательной системы к желаемой.

Задачи этапа. При разработке плана-графика модернизации образовательной системы начальной ступени школы необходимо определить:

  • полный состав действий, необходимых для реализации единичных проектов;
  • планы-графики реализации единичных проектов;
  • согласовать по срокам связи между единичными проектами, обеспечив их скоординированность;
  • распределить все единичные проекты во времени.

Содержание этапа. Чтобы реализовать свое назначение план должен содержать все необходимые и достаточные действия для осуществления желаемых изменений, скоординированные между собой в пространстве и времени и обеспеченные ресурсами. План должен быть полным и реалистичным. Он должен определять промежуточные результаты, чтобы обеспечивать возможность своевременного выявления возможных сбоев в процессе введения ФГОС.

На первом шаге планирования разрабатываются планы-графики реализации единичных проектов. Для этого каждая группа:

  • определяет полный состав действий, необходимых для их реализации;
  • распределяют эти действия во времени.

Для того, чтобы затем в процессе «сшивания» этих планов в общий план-график возникало меньше проблем, в начале планирования могут быть заданы общие реперные точки, например, не позднее определенного числа должна быть завершена разработка новых образовательных программ и т.п. Определение этих точек может осуществляться как руководителем рабочей группы единолично, так и коллегиально с ответственными за разработку и реализацию единичных проектов, а также - на заседании всей Рабочей группы. Необходимым условием во всех случаях является доведение установленных сроков завершения разработок до исполнителей.

Для определения полного состава действий по разработке и реализации единичного проекта необходимо сначала разделить весь процесс на два этапа: этап разработки и этап реализации (введения разработанного новшества в образовательный процесс) проекта, а затем, в рамках каждого этапа, выделить перечень задач, решение которых обеспечивает достижение поставленных в проекте целей.

Надежность определения состава необходимых действий единичного проекта и реалистичность сроков их выполнения можно повысить, выполнив специальную процедуру. Она предусматривает, что для каждой задачи, решение которой предусматривается планом, определяются условия, которые необходимо обеспечить. При этом составляется вспомогательная таблица, в первую графу которой заносятся действия по разработке и реализации единичного новшества, а в остальные - действия по созданию условий для решения задач введения новшества (табл. 4.1).

Таблица 4.1

Вспомогательная таблица для планирования

Этапы разработки и реализации единичного новшества

Условия

Организационные

Информационные

Кадровые

Мотивационные

Научно-методические

Материально-технические

Нормативно-правовые

Финансовые

1. Разработка нововведения

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1. Задача 1

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 ...

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Реализация нововведения

 

 

 

 

 

 

 

 

2.1. Задача 1

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2. ...

 

 

 

 

 

 

 

 

При заполнении таблицы учитывается, что какие-то условия уже могут существовать, планируются только те действия, которые позволяют создать отсутствующие условия. Условия, которые не могут быть созданы в рамках данного единичного проекта, «забытые» на предыдущем этапе при разработке соответствующего единичного проекта, должны быть согласованы с ответственным за его реализацию. При этом, кроме перечня условий и их характеристик, устанавливаются сроки их создания. В результате из вспомогательной таблицы одного единичного проекта условия, которые необходимо создать, передаются в другой единичный проект, в рамках которого затем разрабатываются действия по их созданию.

После того как вспомогательная таблица будет заполнена, формируется единый перечень действий.

Когда состав и логическая последовательность действий определены, нужно составить план-график реализации единичного проекта. Основная задача, решаемая на этом этапе, – обеспечить рациональное распределение и координирование всех предусматриваемых действий во времени. Этим, как и полнотой действий, достигается реалистичность плана по срокам.

Распределить запланированные действия во времени – значит не только определить продолжительность выполнения каждого из них, но и согласовать их между собой по срокам. Одни действия могут выполняться только последовательно друг за другом, а другие – независимо друг от друга, параллельно. Рациональное распределение действий позволяет добиться равномерной загруженности участников проекта.

План-график может быть представлен в табличной форме (см. табл. 4.2).

Таблица 4.2

Форма представления плана-графика реализации единичного проекта

№п

Этапы единичного проекта и решаемые задачи

Сроки

Ответственные исполнители

Ожидаемые результаты

начала

окончания

 

2

3

4

5

6

1.

1.1.

1.2.

Разработка нововведения

Задача 1

...

 

 

 

 

2.

2.1.

2.2.

Реализация нововведения

Задача 1

...

 

 

 

 

При заполнении таблицы в строки столбца «Этапы единичного проекта и решаемые задачи» вписываются наименования всех действий, входящих в структуру проекта, сроки их начала и окончания, ответственные исполнители и ожидаемые результаты.

В результате планирования каждый ответственный за разработку и реализацию проекта должен быть уверен, что в его плане:

  • отсутствуют действия, которые не нужны для достижения целей проекта;
  • не упущены действия, которые необходимы для достижения целей проекта;
  • известны действия, задержка которых приведет к срыву намеченного срока завершения всего комплексного проекта.

Детальность плана должна быть такой, чтобы позволяла осуществлять контроль его реализации с периодичностью достаточной для того, чтобы обеспечивать своевременное выявление возможных проблем.

Разработанные планы-графики единичных проектов затем проходят экспертизу на предмет скоординированности с планами-графиками других групп на заседании Рабочей группы. При этом все связи, установленные между проектами на этапе проектирования проверяются по срокам и в случае их несоответствия принимаются решения о корректировке проектов планов действий.

Согласование сроков является базой для создания общего плана-графика проекта модернизации образовательной системы.

Основная задача, решаемая на этом шаге, – обеспечить рациональное распределение и координирование всех единичных проектов во времени. Этим, как и полнотой проектов, достигается реалистичность реализации плана по срокам.

Распределить единичные проекты во времени – значит не только определить продолжительность выполнения каждого из них, но и согласовать их между собой по срокам. Одни могут выполняться только последовательно друг за другом, а другие независимо друг от друга, параллельно. Если проектов немного, и их выполнение осуществляется изолированно, независимо друг от друга, и не требует согласования, то эта работа не составляет труда. В противном случае требуется применение специальных средств согласования сроков выполнения единичных проектов.

Для распределения проектов во времени используется ленточная диаграмма Гантта, имеющая форму таблицы (см. рис 4.1.).

Единичные проекты Годы и месяцы
2008 год

 

2009 год
8 9 10 11 12 1 2 3 4 5 6 7 8 ...

1................................

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2................................

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3................................

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4................................

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5................................

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6................................

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7................................

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8................................

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Продолжительность работы Резерв времени

Рис. 4.1. Ленточная диаграмма Гантта

В левом столбце таблицы перечислены единичные проекты, а по горизонтали дана временная шкала. Напротив каждого проекта наносится лента, длина которой соответствует продолжительности его реализации, а ее начало совпадает с соответствующей точкой на временной шкале.

Составление графика начинается с определения проектов, которые могут быть начаты сразу, то есть для их начала не требуются результаты других проектов. Предположим, что это проекты 1 и 3. На график наносятся ленты, соответствующие их длительности. Проект 2 может быть начат только по окончании проекта 1. Поэтому момент его начала совпадает с моментом окончания проекта 1. От этой точки откладывается лента, соответствующая продолжительности проекта 2. Проект 4 начинается после завершения проектов 2 и 3. Как видно из рисунка, проект 2 может быть выполнен раньше, чем проект 3, поэтому реально его результат потребуется позже. Это означает, что по проекту 2 имеется резерв и момент его начала может быть сдвинут на величину резерва.

Процедура составления графика в дальнейшем аналогична описанной выше. Из рисунка видно, что проект 7 начинается после завершения проекта 4; проект 6 – после проекта 5; проект 8 – после окончания проектов 6 и 7, причем по проекту 6 имеется резерв времени.

График Гантта наглядно показывает, что сбои в сроках реализации одного проекта отражаются на всей «цепочке» и неминуемо ведут к другим сбоям. Таким образом, четкое представление о связях между действиями позволяет заранее предвидеть проблемы, которые могут возникнуть вследствие возникающих отклонений от плана, и принять необходимые меры, то есть сделать управление прогностичным. Для единичного проекта при необходимости ленточная диаграмма разрабатывается аналогичным образом, только для действий по его реализации.

Одним из существенных ограничений в реализации данного комплексного проекта является то, что он должен быть привязан к учебному году. Поэтому планирование этого нововведения должно отталкиваться от срока начала обучения по новой образовательной программе. Если после составления ленточной диаграммы окажется, что к требуемому сроку все подготовительные работы не могут быть закончены, тогда нужно решать, как можно сократить время разработки и реализации каких-то подготовительных работ или же увеличить число участников проектов, находящихся на критическом пути, обеспечив выполнение ряда работ в рамках их реализации параллельно.

Когда укрупненный план-график в виде ленточной диаграммы будет составлен, его можно преобразовать его в табличную форму (см. табл. 4.2). В строки столбца «Проекты» вписываются наименования всех единичных проектов изменений, входящих в структуру комплексного проекта, сроки их начала и окончания, ответственные исполнители и ожидаемые результаты.

Проект и план-график введения ФГОС нового поколения на начальной ступени общеобразовательного учреждения принимается Советом по введению новых ФГОС и утверждается Приказом директора школы (см. Приложение 2).

Результаты этапа. Результаты разработки плана внедрения комплексного новшества включают:

  • состав единичных проектов, необходимых и достаточных для достижения поставленных целей их введения (что должно быть сделано);
  • ожидаемые результаты единичных проектов (что будет получено в результате их реализации);
  • сроки начала и окончания реализации единичных проектов и сроки реализации действий в рамках каждого из них (когда должны быть выполнены действия);
  • ответственных за реализацию единичных проектов (кто исполнитель).

Этап 5: реализация запланированных изменений в образовательной системе образовательного учреждения

Для эффективной реализации программы модернизации образовательной системы начальной ступени школы необходимо создать систему организационных механизмов управления его реализацией, способную контролировать соответствие фактического хода работ запланированному и вырабатывать решения по корректировке в случае возникновения несоответствия между ними.

Эта система должна четко определять кто, что и когда должен делать при осуществлении контроля хода реализации проекта, координации усилий ее участников и выработке необходимых управленческих решений.{/mosregread}

Система должна вырабатывать решения, устанавливающие следующие типы изменений:

  • в составе работ по реализации единичных проектов;
  • в запланированных результатах работ;
  • в сроках их начала и окончания;
  • в составе ответственных исполнителей;
  • в конечных целях проекта.

Для своевременного обнаружения необходимости выработки решений должны осуществляться сбор информации о состоянии работ по проекту, ее обработка и анализ. Кроме этого, система управления реализацией проекта должна обеспечивать информирование о состоянии работ ее участников, Совет по введению новых ФГОС, Педагогический совет и администрацию школы.

Задачи этапа. Для реализации запланированных изменений необходимо разработать и ввести в действие организационный механизм управления реализацией единичных проектов, включающий:

  • организационный механизм контроля хода разработки и реализации системы единичных проектов;
  • организационный механизм анализа состояния работ по комплексному проекту;
  • организационный механизм выработки решений по корректировке планов.

Содержание этапа. На первом шаге проектирования организационного механизма управления реализацией системы единичных проектов должен быть построен организационный механизм контроля, элементами которого являются: цели (какая информация собирается в процессе контроля), субъекты (кто контролирует), объекты (что контролируется), процедуры (каким образом осуществляется контроль), периодичность (как часто).

Прежде всего, требуется определить цели контроля. В результате контроля должна быть получена информация о том, насколько ход реализации единичных проектов и их результаты соответствуют плану.

Для эффективной реализации плана работ необходимо, чтобы система контроля предоставляла информацию, позволяющую предвосхищать возможные сбои (отклонения реального хода работ от запланированного) и вовремя их предотвращать. Это достигается путем построения системы контроля на основе принципа опережающего контроля, который дает возможность прогнозировать дальнейший ход процесса и требует реагирования на то, что еще не произошло, но со значительной долей вероятности может случиться.

При осуществлении контроля требуется получить следующую информацию:

  • какие работы должны были быть завершены к установленному моменту времени и какие из них завершены реально;
  • в какие сроки предполагается выполнить своевременно не завершенные работы;
  • какие решения и от кого требуются, чтобы ускорить выполнение работ;
  • ожидается ли завершение ведущихся работ в сроки, установленные в единичных проектах, или по каким-то работам уже возникло напряженное положение.

Затем необходимо определить, что будет объектом контроля. При выборе объектов контроля следует руководствоваться следующими принципами:

  • Принцип минимума причин – только небольшое число факторов процесса реализации проектов оказывает существенное влияние на конечный результат.
  • Принцип точки контроля - наиболее эффективен контроль, осуществляемый в точке приложения усилия.

Необходимо выявить относительно небольшое число существенных факторов, которые в наибольшей степени сказываются на результатах работы по реализации проекта, и состояние которых необходимо контролировать, поскольку они представляют зоны наибольшего риска. Такими факторами являются изменения, вносимые в учебные планы, учебные программы по предметам, систему оценки результатов образования, программы внеучебной деятельности, а также ресурсное обеспечение образовательного процесса.

До начала реализации проекта руководителю рабочей группы (самостоятельно или с привлечением ответственных за реализацию единичных проектов и экспертов) необходимо определить показатели и способы контроля качества осуществления всех изменений в образовательной системе и довести их до сведения исполнителей.

Далее требуется определить субъектов контроля или тех, кто непосредственно будет его осуществлять. Поскольку общий проект введения ФГОС нового поколения разрабатывался рабочей группой, то логично поручить контроль этого процесса ее руководителю. Если коллектив разработчиков достаточно большой, то для выполнения отдельных задач ему может быть выделен помощник.

Для проведения контроля необходимо также определить, каким способом будет получаться необходимая информация: посредством изучения документации, в процессе собеседования с исполнителями, с помощью наблюдения за деятельностью, из отчетного доклада педагогов. Необходимо разработать и утвердить на заседании рабочей группы определенную форму отчета исполнителей о ходе реализации инновационных проектов, в которой должны быть отражены: отчетный период, мероприятия, запланированные на этот период, отметки о проведении, причины сбоев, ожидаемые сроки окончания работ при запаздывании, потребность в ресурсах, предложения по совершенствованию плана и др.

Периодичность контроля должна соответствовать детальности планов реализации действий, выделенных в единичных проектах.

В результате работы механизма контроля руководитель рабочей группы будет иметь информацию о каждом участнике проекта модернизации образовательной системы начальной ступени школы:

  • какую именно работу выполняет каждый участник в данный промежуток времени;
  • когда и каким результатом он должен завершить выполняемую им работу;
  • сколько и каких работ выполнил данный участник проекта за все время и какими результатами они были завершены.

Сбор информации о состоянии работ по проекту может осуществляться ежемесячно или с меньшей периодичностью. Чем меньше периодичность контроля, тем меньше чувствительность системы к сбоям, тем меньшими возможностями она будет обладать для своевременного обнаружения необходимости выработки решений.

Контроль может также осуществляться по мере необходимости в случаях , когда были предложены меры по предотвращению возможных сбоев в случае выявления недисциплинированности или недостаточной ответственности отдельных исполнителей. В этих ситуациях оперативно принимаются решения о проведении дополнительных контрольных мероприятий.

Эффективный контроль должен поддерживать у педагогов желание достигать необходимых результатов в реализации проектов нововведений. Для этого:

  • контроль не должен быть неожиданным. Неожиданный контроль может использоваться как средство выражения недоверия сотруднику.
  • контроль должен быть объективным. Требования и критерии оценки должны быть четко определены и известны контролируемым.
  • результаты контроля должны сообщаться контролируемым и обсуждаться с ними.
  • исполнители должны знать, что нужно делать, чтобы исправить недостатки, выявленные в процессе контроля, и не сомневаться в возможности этого.

Система контроля хода реализации проектов может быть представлена в форме таблицы (см. табл. 5.1) или в форме графиков.

Контроль завершается анализом полученной информации и принятием решения. Анализ состояния работ по разработке и реализации проектов целесообразно поручить руководителю рабочей группы.

В случаях, когда все намеченные в плане реализации проекта действия выполняются в срок и отсутствуют сигналы о возможных сбоях в будущем, руководитель рабочей группы периодически информирует Совет по введению новых ФГОС, Педагогический совет и администрацию школы о ходе работ.

Если же в ходе контроля будут выявлены отклонения реального хода работ от запланированного, то может быть принято решение об устранении этих отклонений или же о корректировке самих планов.

Графики контроля составляются отдельно на каждый его вид. Пример такого графика представлен на рис. 5.1.

Предварительный контроль

Текущий контроль

Объект контроля

Содержание контроля

Месяц, субъекты контроля

Методы сбора информации

4

5

6

8

9

 

 

 

1

2

3

4

5

6

I. Ресурсное обеспечение (информационное, научно-методическое; кадровое; материально-техническое)

1.1 Проверка уровня освоения педагогами учебных программ по предметам

 

 

Р*

Р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Собеседование с педагогами

1.2 Проверка достаточности учебников, учебно-методических и дидактических материалов, наглядных пособий и др.

 

 

Р

Р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изучение документации

1.3 Проверка готовности помещений, оборудования и инвентаря к реализации единичных проектов нововведений

 

 

 

Р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изучение документации; экспертных заключений программ

Итоговый контроль

Объект контроля

Содержание контроля

Месяц, субъекты контроля

Методы сбора информации

4

5

6

8

9

...

...

...

1

2

3

4

5

6

I. Реализация требований ФГОС во внеучебной деятельности

1.1 Проверка качества реализации мероприятий спортивной направленности

 

 

 

 

 

Р

 

 

 

 

 

 

 

 

Собеседование с педагогом, изучение документации

1.2 Проверка качества реализации мероприятий патриотической направленности

 

 

 

 

 

 

Р

 

 

 

 

 

 

 

 

* Д - директор; З - завуч; Р - руководитель рабочей группы; ОР - ответственный разработчик единичного проекта

Объект контроля

Содержание контроля

Месяц, субъекты контроля

Методы сбора информации

4

5

6

8

9

...

...

...

...

2

3

4

5

6

I. Результат формирования универсальных учебных действий

1.1 Оценка результатов формирования регулятивных действий у учащихся 1-х классов

 

ЗР

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Собеседование с педагогами, учащимися; изучение документации

1.2 Оценка результатов формирования познавательных действий у учащихся 1-х классов

 

ЗР

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Собеседование с педагогами, учащимися; изучение документации

Рис. 5.1. Пример оформления графиков контроля реализации нововведений в начальной школе при введении новых ФГОС

При разработке системы регулирования хода работ по проекту модернизации образовательной системы школы необходимо определить: кто и какие решения по результатам контроля может принимать (руководитель рабочей группы, Совет по введению новых ФГОС или администрация школы).

Результаты этапа. Результатом реализации запланированных изменений является модернизированная образовательная система начальной ступени образовательного учреждения:

  • соответствующая новым ФГОС;
  • обеспечивающая ожидаемые изменения в результатах образовательного процесса, по сравнению с ранее действующей системой.

Этап 6. Алгоритм действий по введению ФГОС нового поколения в школе

На рис. 6.1. представлена общая последовательность процедур, выполнение которых необходимо для обеспечения введения ФГОС в школе. Хотя на рисунке эта последовательность представлена как линейная, но в действительности после выполнения процедур № 11, 13, 14, а также в ходе выполнения процедуры № 16 возможно возвращение к каким-то ранее выполненным процедурам для корректировки полученных в них результатов. Кроме того на этапе анализа процедуры № 3 - 8 могут осуществляться не строго последовательно, а параллельно, в зависимости от численности рабочей группы и потенциала ее участников.

Рис. 6.1. Алгоритм введения ФГОС общего образования в школе


1 Предполагается, что все участники рабочей группы пройдут специальную подготовку в объеме не менее 72 часов, поэтому на этом этапе задача такой подготовки членов рабочей группы не ставится.