Basketball Jerseys  Модель и алгоритм деятельности школ в условиях введения новых ФГОС общего образования (начальная ступень)
Модель и алгоритм деятельности школ в условиях введения новых ФГОС общего образования (начальная ступень) Печать

Журнал "Инновационные проекты и программы в образовании" №3 (2010) 
Раздел: ФГОС второго поколения, стр.20-32

Лазарев Валерий Семенович,
член-корреспондент РАО,
доктор психологических наук,
директор Института инновационной
деятельности в образовании РАО

Модель и алгоритм деятельности школ в условиях введения новых ФГОС общего образования (начальная ступень)

Каковы должны быть модель и алгоритм деятельности школ по введению нового стандарта общего образования?

 

Настоящая модель определяет последовательность и содержание действий по введению нового стандарта общего образования на начальной ступени школы, а также их цели и ожидаемые результаты. Модель предусматривает пять этапов разработки и осуществления программы модернизации существующей в школе образовательной системы с целью приведения ее в соответствие с требованиями нового ФГОС:

  1. Формирование рабочей группы по разработке проекта модернизированной образовательной системы начальной ступени школы и органов управления программой введения ФГОС.
  2. Определение необходимых изменений в существующей образовательной системе начальной ступени школы.
  3. Разработка проекта модернизированной образовательной системы начальной ступени школы.
  4. Разработка плана-графика модернизации образовательной системы начальной ступени школы.
  5. Реализация запланированных изменений в образовательной системе образовательного учреждения

Этап 1: формирование рабочей группы по разработке проекта модернизированной образовательной системы начальной ступени школы и органов управления программой введения ФГОС.

Современные методы крупномасштабных нововведений в организациях предусматривают создание гибких проектных форм организации процессов изменений. Настоящей моделью предусматривается при введении ФГОС создание в образовательном учреждении Совета по введению ФГОС нового поколения, призванного обеспечивать координацию действий всего педагогического коллектива, а также осуществлять информационное, консалтинговое и научно-методическое сопровождение инновационного процесса. Деятельность этого временного органа управления предлагается регламентировать специальным Положением о Совете (см. Приложение 2). Затем должен быть осуществлен переход к созданию рабочей группы по разработке проекта модернизированной образовательной системы.

Задачи этапа. При формировании рабочей группы по разработке проекта модернизированной образовательной системы на начальной ступени необходимо:

  • определить состав рабочей группы;
  • назначить руководителя рабочей группы;
  • определить порядок ее работы;
  • поставить перед группой общую задачу и задачу следующего этапа1.

Содержание этапа. Рабочая группа создается для разработки и реализации проекта модернизации образовательной системы начальной ступени в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения. В состав Рабочей группы необходимо включить всех педагогов, работающих в начальных классах, а также консультанта по введению новых ФГОС. Руководство деятельностью рабочей группы целесообразно поручить представителю администрации образовательного учреждения или руководителю методобъединения учителей начальной ступени. Состав рабочей группы и порядок ее работы утверждается приказом директора образовательного учреждения.

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

Система должна вырабатывать решения, устанавливающие следующие типы изменений:

  • в составе работ по реализации единичных проектов;
  • в запланированных результатах работ;
  • в сроках их начала и окончания;
  • в составе ответственных исполнителей;
  • в конечных целях проекта.

Для своевременного обнаружения необходимости выработки решений должны осуществляться сбор информации о состоянии работ по проекту, ее обработка и анализ. Кроме этого, система управления реализацией проекта должна обеспечивать информирование о состоянии работ ее участников, Совет по введению новых ФГОС, Педагогический совет и администрацию школы.

Задачи этапа. Для реализации запланированных изменений необходимо разработать и ввести в действие организационный механизм управления реализацией единичных проектов, включающий:

  • организационный механизм контроля хода разработки и реализации системы единичных проектов;
  • организационный механизм анализа состояния работ по комплексному проекту;
  • организационный механизм выработки решений по корректировке планов.

Содержание этапа. На первом шаге проектирования организационного механизма управления реализацией системы единичных проектов должен быть построен организационный механизм контроля, элементами которого являются: цели (какая информация собирается в процессе контроля), субъекты (кто контролирует), объекты (что контролируется), процедуры (каким образом осуществляется контроль), периодичность (как часто).

Прежде всего, требуется определить цели контроля. В результате контроля должна быть получена информация о том, насколько ход реализации единичных проектов и их результаты соответствуют плану.

Для эффективной реализации плана работ необходимо, чтобы система контроля предоставляла информацию, позволяющую предвосхищать возможные сбои (отклонения реального хода работ от запланированного) и вовремя их предотвращать. Это достигается путем построения системы контроля на основе принципа опережающего контроля, который дает возможность прогнозировать дальнейший ход процесса и требует реагирования на то, что еще не произошло, но со значительной долей вероятности может случиться.

При осуществлении контроля требуется получить следующую информацию:

  • какие работы должны были быть завершены к установленному моменту времени и какие из них завершены реально;
  • в какие сроки предполагается выполнить своевременно не завершенные работы;
  • какие решения и от кого требуются, чтобы ускорить выполнение работ;
  • ожидается ли завершение ведущихся работ в сроки, установленные в единичных проектах, или по каким-то работам уже возникло напряженное положение.

Затем необходимо определить, что будет объектом контроля. При выборе объектов контроля следует руководствоваться следующими принципами:

  • Принцип минимума причин – только небольшое число факторов процесса реализации проектов оказывает существенное влияние на конечный результат.
  • Принцип точки контроля - наиболее эффективен контроль, осуществляемый в точке приложения усилия.

Необходимо выявить относительно небольшое число существенных факторов, которые в наибольшей степени сказываются на результатах работы по реализации проекта, и состояние которых необходимо контролировать, поскольку они представляют зоны наибольшего риска. Такими факторами являются изменения, вносимые в учебные планы, учебные программы по предметам, систему оценки результатов образования, программы внеучебной деятельности, а также ресурсное обеспечение образовательного процесса.

До начала реализации проекта руководителю рабочей группы (самостоятельно или с привлечением ответственных за реализацию единичных проектов и экспертов) необходимо определить показатели и способы контроля качества осуществления всех изменений в образовательной системе и довести их до сведения исполнителей.

Далее требуется определить субъектов контроля или тех, кто непосредственно будет его осуществлять. Поскольку общий проект введения ФГОС нового поколения разрабатывался рабочей группой, то логично поручить контроль этого процесса ее руководителю. Если коллектив разработчиков достаточно большой, то для выполнения отдельных задач ему может быть выделен помощник.

Для проведения контроля необходимо также определить, каким способом будет получаться необходимая информация: посредством изучения документации, в процессе собеседования с исполнителями, с помощью наблюдения за деятельностью, из отчетного доклада педагогов. Необходимо разработать и утвердить на заседании рабочей группы определенную форму отчета исполнителей о ходе реализации инновационных проектов, в которой должны быть отражены: отчетный период, мероприятия, запланированные на этот период, отметки о проведении, причины сбоев, ожидаемые сроки окончания работ при запаздывании, потребность в ресурсах, предложения по совершенствованию плана и др.

Периодичность контроля должна соответствовать детальности планов реализации действий, выделенных в единичных проектах.

В результате работы механизма контроля руководитель рабочей группы будет иметь информацию о каждом участнике проекта модернизации образовательной системы начальной ступени школы:

  • какую именно работу выполняет каждый участник в данный промежуток времени;
  • когда и каким результатом он должен завершить выполняемую им работу;
  • сколько и каких работ выполнил данный участник проекта за все время и какими результатами они были завершены.

Сбор информации о состоянии работ по проекту может осуществляться ежемесячно или с меньшей периодичностью. Чем меньше периодичность контроля, тем меньше чувствительность системы к сбоям, тем меньшими возможностями она будет обладать для своевременного обнаружения необходимости выработки решений.

Контроль может также осуществляться по мере необходимости в случаях , когда были предложены меры по предотвращению возможных сбоев в случае выявления недисциплинированности или недостаточной ответственности отдельных исполнителей. В этих ситуациях оперативно принимаются решения о проведении дополнительных контрольных мероприятий.

Эффективный контроль должен поддерживать у педагогов желание достигать необходимых результатов в реализации проектов нововведений. Для этого:

  • контроль не должен быть неожиданным. Неожиданный контроль может использоваться как средство выражения недоверия сотруднику.
  • контроль должен быть объективным. Требования и критерии оценки должны быть четко определены и известны контролируемым.
  • результаты контроля должны сообщаться контролируемым и обсуждаться с ними.
  • исполнители должны знать, что нужно делать, чтобы исправить недостатки, выявленные в процессе контроля, и не сомневаться в возможности этого.

Система контроля хода реализации проектов может быть представлена в форме таблицы (см. табл. 5.1) или в форме графиков.

Контроль завершается анализом полученной информации и принятием решения. Анализ состояния работ по разработке и реализации проектов целесообразно поручить руководителю рабочей группы.

В случаях, когда все намеченные в плане реализации проекта действия выполняются в срок и отсутствуют сигналы о возможных сбоях в будущем, руководитель рабочей группы периодически информирует Совет по введению новых ФГОС, Педагогический совет и администрацию школы о ходе работ.

Если же в ходе контроля будут выявлены отклонения реального хода работ от запланированного, то может быть принято решение об устранении этих отклонений или же о корректировке самих планов.

Графики контроля составляются отдельно на каждый его вид. Пример такого графика представлен на рис. 5.1.

Предварительный контроль

Текущий контроль

Объект контроля

Содержание контроля

Месяц, субъекты контроля

Методы сбора информации

4

5

6

8

9

 

 

 

1

2

3

4

5

6

I. Ресурсное обеспечение (информационное, научно-методическое; кадровое; материально-техническое)

1.1 Проверка уровня освоения педагогами учебных программ по предметам

 

 

Р*

Р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Собеседование с педагогами

1.2 Проверка достаточности учебников, учебно-методических и дидактических материалов, наглядных пособий и др.

 

 

Р

Р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изучение документации

1.3 Проверка готовности помещений, оборудования и инвентаря к реализации единичных проектов нововведений

 

 

 

Р

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изучение документации; экспертных заключений программ

Итоговый контроль

Объект контроля

Содержание контроля

Месяц, субъекты контроля

Методы сбора информации

4

5

6

8

9

...

...

...

1

2

3

4

5

6

I. Реализация требований ФГОС во внеучебной деятельности

1.1 Проверка качества реализации мероприятий спортивной направленности

 

 

 

 

 

Р

 

 

 

 

 

 

 

 

Собеседование с педагогом, изучение документации

1.2 Проверка качества реализации мероприятий патриотической направленности

 

 

 

 

 

 

Р

 

 

 

 

 

 

 

 

* Д - директор; З - завуч; Р - руководитель рабочей группы; ОР - ответственный разработчик единичного проекта

Объект контроля

Содержание контроля

Месяц, субъекты контроля

Методы сбора информации

4

5

6

8

9

...

...

...

...

2

3

4

5

6

I. Результат формирования универсальных учебных действий

1.1 Оценка результатов формирования регулятивных действий у учащихся 1-х классов

 

ЗР

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Собеседование с педагогами, учащимися; изучение документации

1.2 Оценка результатов формирования познавательных действий у учащихся 1-х классов

 

ЗР

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Собеседование с педагогами, учащимися; изучение документации

Рис. 5.1. Пример оформления графиков контроля реализации нововведений в начальной школе при введении новых ФГОС

При разработке системы регулирования хода работ по проекту модернизации образовательной системы школы необходимо определить: кто и какие решения по результатам контроля может принимать (руководитель рабочей группы, Совет по введению новых ФГОС или администрация школы).

Результаты этапа. Результатом реализации запланированных изменений является модернизированная образовательная система начальной ступени образовательного учреждения:

  • соответствующая новым ФГОС;
  • обеспечивающая ожидаемые изменения в результатах образовательного процесса, по сравнению с ранее действующей системой.

Этап 6. Алгоритм действий по введению ФГОС нового поколения в школе

На рис. 6.1. представлена общая последовательность процедур, выполнение которых необходимо для обеспечения введения ФГОС в школе. Хотя на рисунке эта последовательность представлена как линейная, но в действительности после выполнения процедур № 11, 13, 14, а также в ходе выполнения процедуры № 16 возможно возвращение к каким-то ранее выполненным процедурам для корректировки полученных в них результатов. Кроме того на этапе анализа процедуры № 3 - 8 могут осуществляться не строго последовательно, а параллельно, в зависимости от численности рабочей группы и потенциала ее участников.

Рис. 6.1. Алгоритм введения ФГОС общего образования в школе


1 Предполагается, что все участники рабочей группы пройдут специальную подготовку в объеме не менее 72 часов, поэтому на этом этапе задача такой подготовки членов рабочей группы не ставится.