Basketball Jerseys  Основные положения образовательной системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова
Основные положения образовательной системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова Печать

Авторы ставят себе целью сориентировать педагогов начальной школы для работы в условиях нового образовательного стандарта. В статье рассмотрены особенности Федерального государственного стандарта начального общего образования и учебно-методического комплекса образовательной системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.

Журнал "Инновационные проекты и программы в образовании № 3 (2010)
Раздел: ФГОС второго поколения, стр. 33

 

Александрова Эльвира Ивановна,
докт. пед. наук,
проф. кафедры
начальных классов
АПКиПРО,

Воронцов Алексей Борисович
к.п.н.,
ген. Директор
Открытого института
«Развивающее образование»

Восторгова Елена Вадимовна
канд. пед. наук
ведущий сотрудник ПИ РАО

Горбов Сергей Федорович
ведущий сотрудник ПИ РАО

Новлянская Зинаида Николаевна
канд. психол. наук
ведущий сотрудник ПИ РАО

Ломакович Светлана Владимировна
проф.,
доктор филологических наук,
г. Харьков

Матвеева Елена Ивановна
канд. пед. наук,
зав. лабораторией
начального образования
Московского центра оценки
качества образования

Чудинова Елена Васильевна
канд. психол. Наук
ведущий сотрудник ПИ РАО

 

Основные положения образовательной системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова в свете требований ФГОС

Каковы возможности учебно-методических комплектов системы Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова для работы по новым Стандартам в переходный период?

Принятый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования1 как нормативный документ определил основную цель (миссию) общего среднего образования. Это цель - становление ответственной, критически мыслящей личности, члена гражданского общества, человека, способного к адекватному целеполаганию, выбору и действию в условиях стремительно изменяющегося социально-культурного мира, сознающего образование как универсальную ценность и готового к его продолжению в течение всей жизни.

Установив, в соответствии со статьей 7 п.1 Закона РФ «Об образовании», требования к структуре, условиям реализации и результатам освоения основных образовательных программ ступеней школы, государство исходит из того, что единственный и абсолютный в своем значении субъект общего образования - становящийся человек и гражданин, его здоровье, его человеческие и гражданские качества. Все многообразие образовательной деятельности в ее учебной и внеучебной составляющих обретает смысл и ценность лишь постольку, поскольку направлено на выполнение образованием указанной миссии образования. Уровень социальной и культурной зрелости выпускника, его способность к осмысленному продуктивного действию в реалиях современного мира - и есть важнейшие критерии качества полученного им образования.

В этих условиях начальное общее образование призвано заложить фундамент для достижения стратегических целей не только общего среднего, но и последующих этапов образования (самообразования) человека. В связи с этим принятый Стандарт необходимо обретает рамочный и открытый характер, т.е. задает перспективу возможного, а не только перечень необходимого. Его назначение - помочь образовательным учреждениям, сетям школ создать условия для самостоятельной (а не предписанной извне) деятельности участников образовательного процесса: учителей, учащихся, общественных органов управления (школьных советов). Их инициативность и самостоятельность, ответственность и креативность становятся основными ценностно-целевыми ориентирами системы образования. Именно такая стратегия, учитывающая многолетний позитивный опыт отечественной школы в области педагогики сотрудничества, развивающего и опережающего обучения, проектной деятельности, реализована в новом Федеральном государственном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО).

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

1 Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373.

2 Для системы Д.Б. Эльконина - В. В. Давыдова акцент в предметных результатах делается именно на учебно-предметные компетентности (грамотности). Тем самым, под предметными результатами в начальной школе мы понимаем не всю совокупность информационных знаний, умений и навыков, а только ключевые (ядерные) предметные способы действия/средства, которые должен освоить младший школьник. Именно их формиро-вание и последующая оценка должны стать предметом особого внимания и заботы. См. книгу «Диагностика учебной успешности в начальной школе», под ред. П.Г. Нежнова, И.Д. Фрумина, Б.И. Хасана, Б .Д. Эльконина. М., ОИРО, 2009. - с.168.

3 Учебно-методический комплекс - набор учебников по отдельным учебным предметам, учебных пособий, рабочих тетрадей, хрестоматий, методических пособий, электронных (цифровых) образовательных ресурсов и т.п., принадлежащий к одной научной школе, в данном случае - к образовательной системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова.

4 Данная компетентность является основой личностных результатов освоения младшими школьниками ООП, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки школьников, социальные компетенции, личностные качества, сформированность основ гражданской идентичности. В системе Эльконина-Давыдова любые образовательные результаты рассматриваются в осуществлении школьниками разных видов деятельности и описываются в деятельностной парадигме.

5 Универсальные учебные действия определяются как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса (А. Г. Ас- молов). В образовательной системе Эльконина-Давыдова это аналог формированию учебной деятельности. Освоение универсальных учебных действий по А.Г.Асмолову предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы, учебная цель, учебная задача, учебные действия и операции (ориентировка, моделирование, преобразование модели, контроль и оценка). Однако «полноценное» освоение учебной деятельности возможно, с точки зрения В.В.Репкина и других специалистов РО, возможно только к окончанию основной школы. В начальной школе как индивидуальные способности могут быть сформированы - только учебные действия контроль и оценка (контрольно-оценочная самостоятельность). Остальные учебные действия проявляются только в коллективных формах учебной деятельности. Необходимо также отметить, что не всякая активность человека может быть названа деятельностью. Деятельностью может быть названа только такая активность, которая связана с существенным преобразованием предметной и социальной действительности, окружающей человека.

6 ВНИМАНИЕ! Учитель не должен забывать, что все изложенное здесь предназначено ему, а не ребенку. Поэтому в общении с детьми на уроке желательно избегать таких слов, как «модель», «рефлексия» и пр. Лучше пользоваться теми словами, которые предложены самими детьми.