Инновации и эксперимент в образовании

Концепция формирования этической культуры школьников PDF Печать E-mail

В современной школе становление общей культуры школьников осуществляется в ходе формирования отдельных культур: этической, эстетической, интеллектуальной и др., которые составляют единое и органичное целое. Универсальным средством формирования данных культур может стать технология интегративного освоения общечеловеческих ценностей, которая применяется на всех уроках и внеурочных мероприятиях, с использованием всего образовательного потенциала школы.

В данной статье мы предлагаем вниманию читателей концепцию формирования этической культуры школьников. В дальнейшем будут предложены: концепция формирования эстетической культуры и концепция формирования интеллектуальной культуры. Будем очень рады, если к созданию перечисленных концепций будут подключаться наши единомышленники.

Зарождение и развитие концепции формирования этической культуры можно проследить по публикациям в журналах «Муниципальное образование: инновации и эксперимент», «Инновационные проекты и программы в образовании», «Эксперимент и инновации в школе» [3; 4; 5; 6; 7]. Практическое осуществление данной концепции можно увидеть на семинарах межрегионального семинара учителей этики, которые проходят раз в год в различных городах России, в конкретных школах. В 2010 году данный семинар пройдёт в г. Липецке 27, 28, 29, 30 сентября в МОУ «Лицей» №66 .

Журнал "Эксперимент и инновации в школе" № 4/2010 
Раздел: Теория инновационной и экспериментальной деятельности, стр. 2-8

Клепиков Валерий Николаевич,
кандидат педагогических наук,
ст. научный сотрудник лаборатории
аксиологических основ воспитания Института семьи и воспитания,
заместитель директора по инновационной работе,
учитель этики и математики МОУ «Лицей»
г. Обнинск Калужской области
Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

 

Концепция формирования этической культуры школьников

Какую рабочую и апробированную концепцию можно взять на вооружение в ходе формирования этической культуры школьников?

 

На современном этапе развития российского общества, связанном с изменением мировоззренческих ориентиров и поиском новых путей развития, предпринимается коррекция образовательных форм, технологий и содержания с позиций их ценностной значимости. Нормативно-правовые документы последних лет тесно связывают стратегические цели образования с динамикой развития общества, включая задачи по формированию культурной и нравственной личности, её гражданской ответственности, правового самосознания и российской идентичности.

В Законе РФ «Об образовании» (глава I, статья №2) обозначено, что государственная политика в области образования основывается на следующих приоритетных принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, воспитание гражданственности. В письме Минобразования (от 02. 04. 2002 г. №13-51-28/13) говорится, что современная школа призвана сохранять и развивать многообразие содержания и форм воспитательной деятельности в общеобразовательном учреждении, формировать ценностно-идеологическую общность участников образовательного процесса, основанную на гармоничном сочетании общечеловеческих ценностей и нравственных ориентиров; в работе с детьми важно преодолевать декларативность общечеловеческих ценностей и обеспечивать поэтапное освоение их детьми. В приказе Минобрнауки РФ (от 03. 03. 2006 г. №21) подчёркивается, что воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники, к их задачам относятся: гуманизация отношений между учащимися, формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров, организация социально значимой и творческой деятельности и др. Всё это свидетельствует о том, что стало больше уделяться внимания формированию этической культуры школьников, что находит своё отражение в педагогической теории и практике.

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

Итак, суть концепции заключается в том, что формирование этической культуры учащихся наиболее продуктивно осуществляется в процессе интегративного освоения общечеловеческих ценностей, протекающем в соответствии с возрастом учащихся в последовательности этапов становления на всех уроках и внеурочных мероприятиях и представляющем собой технологию согласованного взаимодействия внешних педагогических влияний и внутренних факторов саморазвития учащихся, заключающегося в обогащении индивидуальных ценностей этическим потенциалом общечеловеческих.

Результаты экспериментальной и практической работы в данном направлении, полученные нами в нескольких российских школах, позволяют сделать вывод о целесообразности применения в образовательном процессе школы выявленных нами путей, подходов, технологий, механизмов, форм, методов и приёмов, способствующих формированию этической культуры школьников.

Литература:

  1. Бахтин М.М. как философ. - М.: Наука. - 1992.
  2. Данилюк А.Я. Теория интеграции образования. - Ростов н/Д, 2000.
  3. Клепиков В.Н. Инновационная модель образовательного пространства лицея // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - № 1. - 2009. - С. 72 - 76.
  4. Клепиков В.Н. Притчевые миниатюры в курсе математики (Часть 1) // Инновационные проекты и программы в образовании. № 1. - 2009. - С. 105 - 111.
  5. Клепиков В.Н. Притчевые миниатюры в курсе математики // Инновационные проекты и программы в образовании. № 2. - 2009. - С. 59 - 66.
  6. Клепиков В.Н. Обсуждение проблемных жизненных ситуаций на классных часах в школе // Эксперимент и инновации в школе. - №2. - 2009. - С. 75-78.
  7. Клепиков В.Н. Понимание и непонимание // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - № 6. - 2009. - С. 58 - 60. - 0,3 п.л.
  8. Клепиков В.Н. Психолого-педагогический механизм приобщения к общечеловеческим ценностям // Инновационные проекты и программы в образовании. - № 3.
  9. Козырев Ф.Н. Религиозный компонент духовно-нравственного воспитания // Педагогика. - №9. - 2008.

1 Как пишет Ф.Н. Козырев: «Традиции воспитания этнической и конфессиональной солидарности принадлежат к числу тех исторических достижений российской школы, которыми нужно действительно дорожить и которые, как показывает современный опыт Западной Европы, даются в открытом плюралистическом обществе немалыми усилиями и немалой ценой» [9, с. 65].

2 «Полифония есть бескорыстное погружение каждого в общение, осуществляемое в его самоценности, необратимости в средство; в нём исходно предпочтение себе других: в желанной правоте, добре, красоте», - пишет Г.С. Батищев [1, с. 137].

3 Как отмечает А.Я. Данилюк: «При этом язык учителя выполняет роль основного интеграционного механизма, обе

4спечивающего обмен сообщениями между разноорганизован- ными знаковыми системами» [2, с. 15].

5 Как научные понятия становятся ценностями, было продемонстрировано в статье «Интеграция гуманитарных и естественно-математических знаний» [8].

6 Разработку этического занятия «Понимание и непонимание» см. [7].

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Инновации и эксперимент в образовании