Инновации и эксперимент в образовании

Концепция формирования этической культуры школьников

В современной школе становление общей культуры школьников осуществляется в ходе формирования отдельных культур: этической, эстетической, интеллектуальной и др., которые составляют единое и органичное целое. Универсальным средством формирования данных культур может стать технология интегративного освоения общечеловеческих ценностей, которая применяется на всех уроках и внеурочных мероприятиях, с использованием всего образовательного потенциала школы.

В данной статье мы предлагаем вниманию читателей концепцию формирования этической культуры школьников. В дальнейшем будут предложены: концепция формирования эстетической культуры и концепция формирования интеллектуальной культуры. Будем очень рады, если к созданию перечисленных концепций будут подключаться наши единомышленники.

Зарождение и развитие концепции формирования этической культуры можно проследить по публикациям в журналах «Муниципальное образование: инновации и эксперимент», «Инновационные проекты и программы в образовании», «Эксперимент и инновации в школе» [3; 4; 5; 6; 7]. Практическое осуществление данной концепции можно увидеть на семинарах межрегионального семинара учителей этики, которые проходят раз в год в различных городах России, в конкретных школах. В 2010 году данный семинар пройдёт в г. Липецке 27, 28, 29, 30 сентября в МОУ «Лицей» №66 .

Журнал "Эксперимент и инновации в школе" № 4/2010 
Раздел: Теория инновационной и экспериментальной деятельности, стр. 2-8

Клепиков Валерий Николаевич,
кандидат педагогических наук,
ст. научный сотрудник лаборатории
аксиологических основ воспитания Института семьи и воспитания,
заместитель директора по инновационной работе,
учитель этики и математики МОУ «Лицей»
г. Обнинск Калужской области
Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

 

Концепция формирования этической культуры школьников

Какую рабочую и апробированную концепцию можно взять на вооружение в ходе формирования этической культуры школьников?

 

На современном этапе развития российского общества, связанном с изменением мировоззренческих ориентиров и поиском новых путей развития, предпринимается коррекция образовательных форм, технологий и содержания с позиций их ценностной значимости. Нормативно-правовые документы последних лет тесно связывают стратегические цели образования с динамикой развития общества, включая задачи по формированию культурной и нравственной личности, её гражданской ответственности, правового самосознания и российской идентичности.

В Законе РФ «Об образовании» (глава I, статья №2) обозначено, что государственная политика в области образования основывается на следующих приоритетных принципах: гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, воспитание гражданственности. В письме Минобразования (от 02. 04. 2002 г. №13-51-28/13) говорится, что современная школа призвана сохранять и развивать многообразие содержания и форм воспитательной деятельности в общеобразовательном учреждении, формировать ценностно-идеологическую общность участников образовательного процесса, основанную на гармоничном сочетании общечеловеческих ценностей и нравственных ориентиров; в работе с детьми важно преодолевать декларативность общечеловеческих ценностей и обеспечивать поэтапное освоение их детьми. В приказе Минобрнауки РФ (от 03. 03. 2006 г. №21) подчёркивается, что воспитательные функции в общеобразовательном учреждении выполняют все педагогические работники, к их задачам относятся: гуманизация отношений между учащимися, формирование у обучающихся нравственных смыслов и духовных ориентиров, организация социально значимой и творческой деятельности и др. Всё это свидетельствует о том, что стало больше уделяться внимания формированию этической культуры школьников, что находит своё отражение в педагогической теории и практике.

{mosregread}Вместе с тем, проведённые опросы директоров и завучей показывают, что многие школы в решении задач по формированию этической культуры учащихся ограничиваются эпизодическими внеурочными мероприятиями, отдельными этическими занятиями (один час в неделю) или передоверяют предметам гуманитарного цикла (история, литература, обществознание и т.д.). Более того, некоторые руководители образовательных учреждений считают, что процесс обучения на высоком уровне автоматически влечёт за собой и формирование этической культуры школьников. Но реальность показывает, что это далеко не так: обучающая деятельность способствует, но не заменяет и тем более не отменяет усилий по её формированию.

Понимая это, многие творчески мыслящие учителя и руководители приходят к выводу о том, что формированием этической культуры учащихся не достаточно заниматься только на отдельных уроках, занятиях и внеклассных мероприятиях, но необходимо подключать для этого все уроки и внеурочные мероприятия, весь педагогический коллектив, то есть весь образовательный потенциал школы. В частности, по их мнению, этическим потенциалом обладают не только гуманитарные, но естественно-математические предметы, которым в школе отводится значительное количество часов. При этом формированием этической культуры важно заниматься опосредовано, активизируя нравственные ресурсы внутреннего мира учащихся.

В последние годы в российском образовании всё более актуальным становится аксиологический подход. Многие учёные (В.А. Караковский, И. Шемшурина, Н.Е. Щуркова и др.) выделяют наиболее значимые ценности, к которым рекомендуется приобщаться на уроках и внеурочных мероприятиях: земля, отечество, семья, труд, знания, культура, мир, человек, жизнь, общество, природа, истина, добро, красота, счастье, совесть, свобода, справедливость, равенство, труд и т.д. Перечисленные ценности учёные называют общечеловеческими. Именно данные ценности, по их мнению, выступают системообразующим фактором воспитательной системы школы, так как они вырабатывались веками, на протяжении всей истории развития человеческих цивилизаций.

Однако при всей важности выделения ведущих ценностей, в предложенных системах воспитания не прописывается чёткая технология их освоения. Так считается, что ученики, так или иначе, при соблюдении определённых условий на уроках и внеурочных мероприятиях ценности осваивают. Причём некоторые учёные вообще не видят здесь проблемы. По их мнению, учащийся непроизвольно на хорошо выстроенных уроках и у компетентных учителей, так или иначе, к ним приобщается.

Анализ ценностных предпочтений современных школьников показывает, что ценности в их сознании нередко представляют собой хаотическую картину. В один ряд с высшими ценностями они ставят ценности второстепенные, то есть в их внутреннем мире отсутствует ценностная иерархия. Более того, учащиеся не понимают, в чём специфика ценностей, например, по сравнению с терминами и понятиями, не различают нравственные, эстетические и интеллектуальные ценности, не осознают ведущих национальных ценностей и своего личностного нравственного идеала.

Вместе с тем, в современной педагогике всё чаще и чаще заходит речь об интеграции именно ценностей (Б.С. Гершунский, А.Г. Здравомыслов, З.И. Равкин, А. Сластенин, О.В. Суходольская-Кулешова и др.). Предполагается, что интеграция ценностей способна создать инновационный плацдарм для объединения различных общеобразовательных предметов, знаний и тем самым способствовать формированию таких целостных конструктов, как культура, образ мира, картина мира, мировоззрение. Другими словами, интеграция позволяет удержать совокупность значимых ценностей в их целостном единстве и уникальной выразительности. Считается также, что именно ценности, в отличие от понятий, органично интегрируются в сознании человека и являются основой его субъектного отношения к миру.

Стремление к интеграции ценностей связано и с тем, что несомненным отрицательным моментом современной отечественной системы образования является общепризнанный факт того, что содержание образования страдает преимущественной технократической ориентацией на изучение объективного мира как совокупности отдельных, слабо связанных между собой предметных областей, при этом гуманитарно-этическая составляющая содержания знаний учащегося стремится к нулю. Тем самым, школа в соответствии с изучаемыми предметами готовит физиков, математиков, химиков, биологов, историков и т.д., но не гуманитарно и нравственно ориентированных людей.

Ещё одним настораживающим моментом современного образования является попытка дифференциации разрабатываемых этических курсов по различным мировоззренческим основаниям и ценностям, что провоцирует разрушение духовно-нравственного единства поликонфессиональной и многонациональной страны. Хотя на сегодняшний день, как показывают опросы, для российских школьников пока ещё существуют единые ценности независимо от их религиозной и этнической принадлежности1. Поэтому в современных условиях всё более и более актуальным становится обращение к общечеловеческим ценностям, которые могут предотвратить многие негативные процессы.

Формирование этической культуры школьников в современных условиях желательно основывать на гуманистической парадигме, которая выбрана потому, что, во-первых, она сложилось в многовековом опыте нравственного развития человечества и разделяется большинством учёных и учителей, имеющих непосредственное отношение к обучению и воспитанию школьников, во-вторых, россияне живут в многонациональном государстве, где различные нации образуют единый народ, объединённый общей историей и исторически сложившейся системой общих ценностей; в-третьих, гуманистические ценности присутствуют во всех жизнеутверждающих мировоззрениях и выявляют их общечеловеческую значимость, не умаляя их самобытной специфики.

Учитывая всё вышесказанное, в современной школе формирование этической культуры школьников наиболее продуктивно осуществлять в процессе интегративного освоения общечеловеческих ценностей. Специфика данного процесса заключается в том, что он происходит не в стихийной социальной среде, а в специально организованном нравственно ориентированном образовательном пространстве, которое позволяет с помощью соответствующих технологий, механизмов, форм, методов и приёмов целенаправленно создавать условия для взаимодействия общечеловеческих и индивидуальных ценностей. В таком образовательном пространстве снимаются барьеры между отдельными предметами, различными знаниями, ценностями и смыслами, а в более перспективном варианте - различия между школой и семьей, школой и обществом, школой и жизнью.

Под общечеловеческими понимаются ценности, позволяющие носителям разных мировоззрений, культур и идеологий находить общий язык, совместно жить, учиться и работать, ставить и достигать поставленные цели, а также решать нравственные задачи. При этом нужно учитывать диалектику взаимодействия между «общим» и «индивидуальным»: отечественные ценности по отношению к национальным, национальные ценности по отношению к этническим, коллективные ценности по отношению к индивидуальным и т.д. - являются общечеловеческими. Одним из важных результатов интеграции выступает динамическое равновесие между различными ценностями, значимыми для субъектов образовательного процесса.

Об интеграции общечеловеческих ценностей говорится потому, что интеграцию невозможно получить простым суммированием каких-либо ценностей. Достижение общечеловеческого уровня говорит о том, что между ценностными мирами встретившихся, людей, которые являются носителями различных культур и мировоззрений, наступило понимание или взаимопонимание. Поэтому интеграция возможна, когда различные ценности уже «отчасти» стали общечеловеческими. Другими словами, интеграцию мы понимаем как нечто возникающее целиком, не поддающееся алгоритмизации и складыванию по частям. Что, конечно же, не исключает, а предполагает наличие творческих усилий со стороны педагогов.

Как известно, взаимодействие различных мировоззренческих позиций включает в себя как интегрирующие, так и дифференцирующие процессы. Важно заострить внимание на том, что интеграция - это такой процесс аксиологического взаимодействия людей, культур, произведений, народов, при котором не происходит противопоставления и умаления личностных, коллективных, национальных ценностей, но совершается их утверждение, обогащение и восполнение. Целью интеграции является не устранение многообразия различных ценностей, а осуществление каждым человеком их свободного выбора. Поэтому при взаимодействии общечеловеческие ценности «входят» в индивидуальные, но не «покрывают» их полностью, так как человек имеет самобытную, уникальную часть духовного мира, не поддающуюся «обобщению».

Этическая культура школьника не существует обособленно, но является органичной частью его общей культуры и находится в неразрывном сплетении с другими составляющими частями (интеллектуальной, эстетической культурой и др.). Общая и этическая культура формируются одновременно, непрерывно подпитывая и взаимообогащая друг друга.

Под этической культурой понимается органичная часть общей культуры школьника, выступающая как целостная система нравственных ценностно-смысловых ориентиров, которая проявляется в иерархии индивидуальных ценностей, личностных качествах и персональном образе жизни.

В качестве основных принципов формирования этической культуры в процессе интегративного освоения общечеловеческих ценностей следует отнести: а) принцип самодеятельности, вытекающий из признания того факта, что формирование этической культуры не может происходить по принуждению, но только на основе собственных свободных усилий школьника, то есть на основе самоактуализации, самовоспитания, самообучения и самосовершенствования; б) принцип опосредованности основывается на идеи о том, что наиболее эффективными воздействиями являются косвенные педагогические влияния; в) принцип непрерывности, который предполагает развитие и углубление этической культуры школьника от младшего возраста к старшему, от одного этапа к другому, от низшего уровня к высшему; г) принцип целенаправленности исходит из того, что формирование этической культуры происходит в ходе сознательной нацеленности школьника на общечеловеческие ценности и личностный нравственный идеал.

Педагогической составляющей процесса является работа трёх компонентов, позволяющих выявить и использовать этический потенциал общечеловеческих ценностей. Эти компоненты являют собой взаимообусловленную триаду: актуализация - сопряжение - обогащение.

Актуализация индивидуальных и общечеловеческих ценностей осуществляется с помощью диалогизации, импровизации и интерпретации образовательного материала. Диалогизация материала связана с проявлением и столкновением различных субъектных точек зрения на одни и те же предметы и явления. Результатом диалога выступает взаимопонимание, уточнение позиций, более глубокое и объёмное видение проблемы. При этом существует как внешний диалог, так и внутренний, когда субъект постепенно взращивает в своей душе собеседника. Импровизация совершается на основе творческого воображения и фантазии, неординарного мышления. В процессе импровизации ученик находит неожиданные сравнения, точки зрения, задаёт эвристические направления для исследования. Интерпретация подразумевает наличие различных контекстов, когда одно и то же явление можно толковать в аспекте различных культур, мировоззрений, ценностных миров. Для этого необходимо наличие целостного представления о каждой или каждом из них. И в то же время сущность явления (понятия) должна быть зафиксирована в более-менее чётком определении, выявляющем его существенный признак.

Сопряжение индивидуальных и общечеловеческих ценностей происходит благодаря идентификации, экстраполяции и полифонизации. Идентификация способствует узнаванию и приятию изучаемого материала, преломлению его в контексте уникального внутреннего мира субъекта, нахождению общих точек соприкосновения, ценностей и смыслов. Экстраполяция - содействует распространению каких-либо закономерностей, понятий и процессов, относящихся к какой-либо одной области, на другие области познания. При этом, если экстраполяция проводится умеренно, сообразно и продуманно, то другие области от этого только выигрывают. Полифонизация способствует пониманию материала как амбивалентного единства различных ценностей и смыслов, которые не подавляют и не отрицают друг друга, но взаимно дополняют. Полифоническое взаимодействие предполагает временное слияние мыслей, чувств, убеждений, идеалов в едином органичном образовании, выявляет чувство соборной сопричастности к абсолютным нравственным ценностям2.

Обогащение индивидуальных ценностей за счёт общечеловеческих совершается с помощью ассимиляции, индивидуализации и концептуализации образовательного материала. Ассимиляция помогает ученику органично и постепенно усваивать новое, иное, другое, не отказываясь от прежнего опыта, знаний и ценностей. При этом происходит обогащение его ценностно-смысловой сферы, которая выступает воспринимающей. Индивидуализация способствует созданию личностных ценностей и смыслов, индивидуальной траектории самосовершенствования. В процессе индивидуализации субъект вырабатывает индивидуальный язык, систему образов и символов, личностную иерархию ценностей. Концептуализация - содействует осмыслению материала в обновлённой или новой парадигме, с точки зрения изменённой мировоззренческой позиции, которое вносит новые связи и отношения, создаёт новые реалии, концепты. При этом большую роль при концептуальных обобщениях играет язык3.

Психологической составляющей процесса интегративного освоения общечеловеческих ценностей является способность человека в ходе нравственного самосовершенствования устанавливать различные ассоциативно-образные отношения (временные и пространственные, внутрипредметные и межпредметные, причинно-следственные, по смежности, сходству, контрасту, ментальным, культурным основаниям и т.д.) на основе субъектных предпочтений между различными объектами окружающего мира и выявлять наиболее существенные смысловые связи.

Процесс интегративного освоения общечеловеческих ценностей состоит из трёх основных этапов: в младшем школьном возрасте (первый этап) данное освоение происходит преимущественно в ракурсе целостного эмоционально-образного восприятия ценностей, в подростковом возрасте (второй этап) - в ракурсе их конструктивного интеллектуально-критического рассмотрения, в старшем школьном возрасте (третий этап) - в ракурсе философско-мировоззренческого осмысления ценностей.

Этический потенциал общечеловеческих ценностей актуализируется за счёт: выявления универсальных смыслов, законов и закономерностей, существенных как для этики, так и других наук; культурно-исторического освещения образовательного материала, направленного на обнаружение его общечеловеческой и личностной значимости; образно-метафорического восприятия знаний, благодаря которому они получают субъектную выразительность и нравственную окрашенность.

В контексте формирования этической культуры интегративное освоение общечеловеческих ценностей происходит через осмысление и коррекцию иерархии индивидуальных ценностей, углубление нравственных качеств и образа жизни школьника в соответствии с выработанным личностным нравственным идеалом.

Нравственный идеал - это мысленный и воображаемый образец совершенства, эталон желанного будущего, к которому следует стремиться как к конечной цели самосовершенствования. Каждый школьник в ходе формирования этической культуры проектирует в своём сознании личностный нравственный идеал, сопряжённый с общечеловеческими ценностями.

При выборе и анализе ценностей нельзя не учитывать тот факт, что помимо универсальных межпредметных ценностей (человек, жизнь, знания, истина, добро, красота и т.д.) каждый школьный предмет имеет свои ценности, на которые преимущественно ориентируется педагог. Например, для математики это такие ценности, как число, истинность, рациональность4,

3 Как отмечает А.Я. Данилюк: «При этом язык учителя выполняет роль основного интеграционного механизма, обеспечивающего обмен сообщениями между разноорганизован- ными знаковыми системами» [2, с. 15] для истории - память, патриотизм, отечество, для русского языка - слово, ясность, грамотность, для труда - мастеровитость, трудолюбие, надёжность, для ОБЖ - экология, безопасность, мир и т.д. В ходе приобщения к ценностям учащийся проходит следующие стадии: сначала он знакомится с термином, потом термин «перерастает» в понятие и затем понятие «возвышается» до ценности5. При этом педагог, используя выше обозначенную технологию, выводит учащихся на ценностно-смысловой уровень освоения материала. Таким образом, образовательный процесс в школе может актуализировать достаточно большое количество ценностей. И все перечисленные ценности несут в себе этический потенциал.

В ходе формирования этической культуры используются четыре механизма интегративного освоения общечеловеческих ценностей. Первым механизмом является творческая деятельность культурно-нравственной направленности. На общеобразовательных уроках и внеклассных мероприятиях учащегося воспитывают общее дело, погружение в общую проблему, индивидуальная работа, общение, взаимопомощь, труд. Наиболее эффективно интегративное освоение общечеловеческих ценностей происходит во время творческой деятельности, когда ученик настолько увлечён делом, что не замечает никаких направляющих и воспитывающих влияний. Принципиально важно, что в творческой деятельности сознание школьника не просто отражает, усваивает, закрепляет, воспроизводит уже готовое, но добавляет самобытные акты, пересоздаёт, качественно изменяет, одним словом, - нечто культивирует. Тем самым творческая деятельность не просто меняет, трансформирует мир, а фактически создаёт новый - ценностно-окрашенный, очеловеченный мир.

Вторым механизмом выступает межкультурный диалог. Диалог - это продуктивный обмен смыслами, нахождение общих точек зрения, благодаря которым происходит культурно-нравственный рост субъектов общения. Полноправный диалог говорит о том, что голос каждого участника дискуссии существенен, самоценен и имеет право восполнить диалог до недостающей полноты. Суть работы механизма состоит в том, что организация встреч с «иными культурами» и людьми «иных взглядов», являющихся носителями определённых ценностей и уникальных смыслов, осуществляется не в стихийной среде или при случайных обстоятельствах, а в специально организованном диалогическом пространстве, которое позволяет целенаправленно создавать условия для протекания успешного поликультурного и полиэтнического общения.

Третьим механизмом являются исторически и личностно обусловленные ценности. На протяжении своей истории человечество не просто выявляло различные ценности. Люди по возможности их сопоставляли, классифицировали, выбирали наиболее значимые и актуальные. Тем самым выстраиваемая система ценностей помогала им в самоопределении, формировании мировоззрения, общей культуры, нравственном совершенствовании. К исторически и личностно обусловленным ценностям можно отнести: целостную совокупность ценностей определённой культуры, эпохи, нации; иерархию ценностей того или иного философского, этического, художественно-эстетического направления или течения; парные и полярные ценности (добро - зло, свобода - необходимость ит.д.); наиболее личностно значимые ценностные триады («истина - добро - красота», «вера - надежда - любовь» и т.д.); иерархию индивидуальных ценностей, выстраиваемую в процессе жизнедеятельности.

Четвёртым механизмом выступают такие культурные медиаторы, как слово, символ, число, знак, миф (И. Кант, В. Гумбольдт, Э. Кассирер, А.Ф. Лосев, П. Флоренский, В.В. Налимов, В.П. Зинченко, В.И. Загвязинский и др.), которые выполняют роль универсальных посредников между общечеловеческой культурой и человеком. Благодаря данным медиаторам сохраняется духовная преемственность культуры, её «вертикальная составляющая». Медиаторы присутствуют в любых произведениях культуры, они создают возможности для образно- метафорического осмысления мира. На любых уроках и внеурочных мероприятиях учителя учитывают и используют данные медиаторы, с их помощью созидаются образовательные продукты.

Основными образовательными формами процесса интегративного освоения общечеловеческих ценностей являются коллективная (групповая) и индивидуальная. Коллективная форма обеспечивается творческим сосуществованием учителей и учеников и проявляется в совместной деятельности, сотрудничестве, игре, диалоге и т.д. Индивидуальная форма осуществляется личностными усилиями учеников и проявляется в создании нравственно ориентированных текстов, притчевых миниатюр [4; 5], научно-исследовательской работе, поступках, трудовой и спортивной деятельности, ведении портфолио и т.д.

Интегративное освоение общечеловеческих ценностей обеспечивают четыре метода. Метод реконструкции предполагает воссоздание культуры, эпохи, мировоззрения человека, произведения, научного закона и т.д. в наиболее адекватном виде. Метод проживания помогает полученные знания и факты прочувствовать, пережить. Метод рефлексии создаёт предпосылки для осознанного и критичного отношения к получаемым сведениям. Метод сотворчества подразумевает организацию творческой деятельности учителя и ученика, когда они совместными усилиями на основе усвоенных знаний осуществляют совместную деятельность и создают образовательные продукты.

В процессе интегративного освоения общечеловеческих ценностей используются методические приёмы, которые являются мобильными технологическими средствами, инициирующими творческие и нравственные процессы школьников. Вот названия некоторых приёмов: «Акцентуация этического содержания», «Ситуация успеха», «Групповой поиск решения проблемы», «Косвенное воздействие», «Драматизация этического материала», «Приём Сократа» и т.д. А также проблемные жизненные ситуации [6].

Формирование этической культуры школьников дополнительно поддерживают этические занятия, которые выстраиваются с учётом моральных понятий, образов культур и идеологий различных этических направлений. Содержание этических занятий структурируется на основе двух матриц: первая матрица работает по «правилу синхронии», то есть понятия погружаются в различные культуры и рассматриваются в наиболее ярких и выразительных контекстах, при этом они получают многогранную смысловую разработку; вторая матрица располагает материал по «правилу диахронии», то есть в последовательности смены наиболее важных концепций и воззрений в истории этической мысли.

Проведение этического занятия состоит из следующих этапов:

  • встреча ценностных миров учителя и учеников, происходящая во время высказывания мнений по какой-либо нравственной проблеме;
  • диалогическое взаимодействие и погружение в ценностные миры друг друга на уровне переживания;
  • нахождение общих точек соприкосновения по этическим вопросам и проблемам;
  • обретение новых и обогащение прежних точек зрения учителя и учеников за счёт погружения в иные культуры, мировоззрения, ценностные миры;
  • совместная рефлексия педагога и учеников по поводу значимости обнаруженных нравственных ценностей и смыслов6.

В процессе интегративного освоения общечеловеческих ценностей школьники формируют этическую культуру, осваивая пять уровней. В педагогической и психологической литературе данные уровни раскрываются через такие понятия, как «социализация», «самоидентификация», «культурная индентификация», «индивидуализация», «самоопределение», «самореализация», «самоактуализация», «образ жизни» (Е.В. Бондаревская, Н.М. Борытко, Л.И. Божович, И.В. Дубровина, И.С. Кон, А. Маслоу, Д.И. Фельдштейн, Э. Эриксон, К. Юнг и др.).

На уровне социализации школьник преимущественно осваивает ценности своего времени и своего социального окружения, адаптируется к окружающей социокультурной среде, пробует выполнять и выполняет различные общественные роли, выбирает и присваивает близкие для себя ценности, формирует адекватные данной социокультурной среде личностные ценности.

Ученик уровня идентификации не ограничивается социальными и культурными ценностями своего времени и погружается в различные культуры прошлого и настоящего, входит в общение с ценностями других народов и стран, примеряет мировоззренческие позиции героев и мыслителей, и тем самым его личностные ценности входят в диалог с ценностями людей различных культур.

Учащийся уровня индивидуализации органично чувствует себя в мире культуры, актуализирует и проверяет индивидуальные ценности в контексте диалога культур, строит и постоянно обогащает своё мировидение, мировоззрение; основными формами личностного проявления становятся самоопределение и самореализация в контексте общечеловеческих ценностей.

Школьник уровня рефлексии критично подходит к различным ценностям, подвергает их сомнению и осмыслению в контексте общечеловеческих ценностей, переосмысливает и восполняет индивидуальные ценности, выстраивает ценностную иерархию, умеет вырабатывать ценностные ориентиры на ближайшую перспективу по своему самосовершенствованию.

На уровне культурно-нравственного образа жизни старшеклассник осознаёт себя в качестве культурного деятеля, становится субъектом культуры и автором собственной жизни, применяет систему общечеловеческих ценностей в конкретных жизненных ситуациях и в личностном развитии, индивидуальные ценности органично сращены с жизнью и поступками; живя в конкретных социально-культурных условиях и выполняя необходимые функциональные обязанности, параллельно живёт в горизонте общечеловеческой культуры, ведя постоянный диалог с другими культурными ценностями и смыслами.

Эффективность процесса интегративного освоения общечеловеческих ценностей обеспечивается взаимосвязью следующих условий: наличие нравственно ориентированного образовательного пространства; значимые общечеловеческие ценности; совместная трудовая, творческая и благотворительная деятельность ребят, учителей и родителей на основе принципов сотрудничества, открытости и демократии; использование в образовательном процессе различных форм диалога: межличностного диалога (социализация), диалога культур (культурная идентификация), полифонического диалога (общечеловеческая идентификация); комплексное и пластичное взаимодействие между административными, педагогическими, ученическими и родительскими структурами; компетентность педагогов; систематическое проведение этических занятий; мобильность и вариативность механизмов, форм, методов и приёмов.{/mosregread}

Итак, суть концепции заключается в том, что формирование этической культуры учащихся наиболее продуктивно осуществляется в процессе интегративного освоения общечеловеческих ценностей, протекающем в соответствии с возрастом учащихся в последовательности этапов становления на всех уроках и внеурочных мероприятиях и представляющем собой технологию согласованного взаимодействия внешних педагогических влияний и внутренних факторов саморазвития учащихся, заключающегося в обогащении индивидуальных ценностей этическим потенциалом общечеловеческих.

Результаты экспериментальной и практической работы в данном направлении, полученные нами в нескольких российских школах, позволяют сделать вывод о целесообразности применения в образовательном процессе школы выявленных нами путей, подходов, технологий, механизмов, форм, методов и приёмов, способствующих формированию этической культуры школьников.

Литература:

  1. Бахтин М.М. как философ. - М.: Наука. - 1992.
  2. Данилюк А.Я. Теория интеграции образования. - Ростов н/Д, 2000.
  3. Клепиков В.Н. Инновационная модель образовательного пространства лицея // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - № 1. - 2009. - С. 72 - 76.
  4. Клепиков В.Н. Притчевые миниатюры в курсе математики (Часть 1) // Инновационные проекты и программы в образовании. № 1. - 2009. - С. 105 - 111.
  5. Клепиков В.Н. Притчевые миниатюры в курсе математики // Инновационные проекты и программы в образовании. № 2. - 2009. - С. 59 - 66.
  6. Клепиков В.Н. Обсуждение проблемных жизненных ситуаций на классных часах в школе // Эксперимент и инновации в школе. - №2. - 2009. - С. 75-78.
  7. Клепиков В.Н. Понимание и непонимание // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - № 6. - 2009. - С. 58 - 60. - 0,3 п.л.
  8. Клепиков В.Н. Психолого-педагогический механизм приобщения к общечеловеческим ценностям // Инновационные проекты и программы в образовании. - № 3.
  9. Козырев Ф.Н. Религиозный компонент духовно-нравственного воспитания // Педагогика. - №9. - 2008.

1 Как пишет Ф.Н. Козырев: «Традиции воспитания этнической и конфессиональной солидарности принадлежат к числу тех исторических достижений российской школы, которыми нужно действительно дорожить и которые, как показывает современный опыт Западной Европы, даются в открытом плюралистическом обществе немалыми усилиями и немалой ценой» [9, с. 65].

2 «Полифония есть бескорыстное погружение каждого в общение, осуществляемое в его самоценности, необратимости в средство; в нём исходно предпочтение себе других: в желанной правоте, добре, красоте», - пишет Г.С. Батищев [1, с. 137].

3 Как отмечает А.Я. Данилюк: «При этом язык учителя выполняет роль основного интеграционного механизма, обе

4спечивающего обмен сообщениями между разноорганизован- ными знаковыми системами» [2, с. 15].

5 Как научные понятия становятся ценностями, было продемонстрировано в статье «Интеграция гуманитарных и естественно-математических знаний» [8].

6 Разработку этического занятия «Понимание и непонимание» см. [7].