Инновации и эксперимент в образовании

Проблемное обучение в условиях новых целей и ценностей образования

В статье рассматривается система работы, основанная на использовании проблемного метода обучения, приёмов и средств воспитания, позволяющих сформировать интерес к предмету у школьников. Систематическое внедрение проблемного обучения позволяет организовать с детьми интереснейшую работу, которая не только расширяет кругозор у обучающихся, но и формирует у детей активную жизненную позицию.

Журнал Эксперимент и инновации в школе №4 (2010)
Раздел: Обсуждаем ФГОС второго поколения, стр. 69-73

 

Исаев Андрей Дмитриевич
учитель истории, обществознания и МХК
гимназия г. Лабытнанги
Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

Проблемное обучение в условиях новых целей и ценностей образования

Как повысить интерес обучающихся к предмету история?

Мой путь в педагогике совсем не велик. Сначала это 5 лет университета, а сейчас Гимназия. Но все с чего-то начинается. Я помню, как у меня появилось желание стать учителем. Поступление в педагогический университет было моим осознанным выбором. Определенную роль (не влияние и давление) сыграло то, что мои родители тоже педагоги и также как и я начинали свой путь, работая в школе. Еще одним фактом в пользу выбора профессии стало то, что мой отец тоже учитель истории и именно он привил мне интерес к этому предмету. К тому же в детстве мне просто нравилось играть в школу, а когда пришло время осознанно делать выбор, понял, что школа-место, где можно творить. Творить чудеса, творить дела, творить Человека. С огромным интересом я ходил на лекции и впитывал знания, даваемые нашими преподавателями. Пять лет учебы пролетели незаметно. Вопроса о том, куда пойти работать не было.

Я приехал и начал вести в Гимназии уроки истории и обществознания. Оказалось, что преподавание этих предметов не заканчивается простым комментированным чтением и пересказом. Для развития интереса мне потребовалось изучать ряд смежных дисциплин: географии, право, политологию, психологию и др. Так появился принцип: чтобы учить других, надо учиться самому, чтобы воспитывать других, надо начинать с себя, чтобы развивать других, самому надо постоянно развиваться.

Пусть мой педагогический опыт очень не велик, но я понял, что научить учиться, значит пробудить интерес, а это возможно только тогда, когда ты сам заинтересован. Ярко преподнести знание можно только тогда, когда ты сам испытал интерес и удовольствие от процесса его получения, то есть от познания. Вспоминая себя еще школьником, в памяти всплывают моменты радости от ответов, за которые меня хвалил мой учитель истории, Петрова Татьяна Анатольевна. Именно она заложила в меня ту любовь к предмету, и которую я передаю сейчас детям. Я и сейчас хорошо помню наши уроки истории, как Татьяна Анатольевна ставила перед нами проблемные вопросы. Сейчас, уже закончив педагогический университет, я знаю, что это технология проблемного обучения, которую я с удовольствием применяю теперь уже на своих уроках. Цель данной технологии состоит в том, чтобы содействовать развитию у учащихся критического мышления, опыта, возможности творчески осваивать новый опыт; поиску и определению учащимися собственных личностных смыслов и ценностных отношений.

Проводя проблемные уроки, я уяснил для себя, что нет бесталанных детей, каждый ребенок способный и одаренный в чем-либо. Этот принцип помогает мне пропустить тот потенциал, который скрыт в каждом человеке.

 

Профессию педагога часто сравнивают с работой актера и режиссера. И действительно учитель выстраивает мизансцены урока, определяет характер и взаимоотношения действующих лиц, сам нередко играет главную роль. И еще педагога и режиссера роднят всесторонность и творчество. Обе эти профессии очень личностные, авторские. Режиссер часто участвует в написании сценария, переживает все происходящее сначала сам, пропускает через себя, затем уже работает с актерами. Педагог - творец, для которого воспитание- искусство, выслушивает сердцем своих подопечных, вместе с ними переживает их проблемы, старается понять и помочь.

Помимо того, учитель - это еще и врач. Врач, который лечит не тело, а душу. Учитель - строитель. Он строит человеческие судьбы. Но при строительстве нужно быть очень аккуратным - одно неверное слово, неаккуратное движение и можно сломать всю постройку, все то, что строил ты так долго.

В заключении хотелось бы упомянуть слова Авиценны: «Учитель-это жертвенная профессия, это человек, способный спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершать восхождение» Я уверен, что я и мои юные ребята находимся лишь в начале этого трудного пути, который, надеюсь, приведет к новым высотам.

Из опыта реализации метода проблемного обучения

Тема урока: «Величие и цена Победы в Великой Отечественной войне»

Цели:

  • Образовательная: рассмотреть итоги и результаты, а также цену победы советского народа в Великой Отечественной войне
  • Развивающая: развить у детей способность к критическому мышлению, умению работать с историческими документами, анализировать их.
  • Воспитательная: воспитать у детей чувство гордости и патриотизма

{mosregread}Здравствуйте, ребята (присаживайтесь). Рад Вас всех видеть. Тема нашего сегодняшнего урока «Величие и цена Победы в Великой Отечественной войне». Сегодня у нас завершающий урок по теме « Великая Отечественная война» и в ходе урока мы должны не только обобщить полученные знания, но и оценить величие победы нашего народа в самой кровопролитной войне! А также мы будем совершенствовать ваши умения в работе с разными источниками информации.

Почему данная тема особенно актуальна в наступившем 2010 году?

Верно, 9 мая 2010 года мы отметим, уже 65ый по счету день великой победы. Победа в Великой Отечественной войне - это наше национальное достояние. В последнее время участились попытки некоторых средств массовой информации вновь поднять вопрос о пересмотре уроков Великой Отечественной войны.

Ведь в западной мифологии Вторая мировая война выглядит совсем иначе, нежели чем в отечественной традиции.

«Ты знаешь, что была война, когда тебя на свете не было...» (пауза) Не было ни вас, ни меня...

Я предлагаю Вам в ходе урока выступить в роли экспертов и решить следующее логическое задание:

Определить свою позицию по вопросу значения победы советского народа в Великой Отечественной войне.

Мы вместе с вами постараемся сформулировать общую точку зрения. Очень важно, чтобы на уроке никто не остался равнодушен. Предлагаю Вам погрузиться в атмосферу этих дней

(Беру гитару, делаю паузу, говорю торжественно)». Славным ветеранам Великой Отечественной войны, подарившим миру жизнь и счастье, посвящается. Поколению, вступающему в жизнь, посвящается. «(Пою) «Было много трудных дней, Будет много трудных дней, Так что рано подводить итоги. Вот и встретились мы с ней, Вот и свиделись мы с ней Где-то на проселочной дороге. Только несколько минут, Только несколько минут Между нами длилась та беседа, «Как скажи тебя зовут? Как скажи тебя зовут?», И она ответила: «Победа!»

Все дальше от нас суровая пора Великой Отечественной войны. Вырастают новые поколения, для которых война - просто страница героической истории. Но великие события не меркнут в нашей памяти, их значение с течением времени только раскрывается полнее.

(Под музыку «Священная война») «Кто говорит, что на войне не страшно, то ничего не знает о войне»

22 июня. Этот день вечно будет отбрасывать нашу память к 1941 году. А значит и к 9 мая 1945 года. Между двумя датами прочная нить. Без одной не было бы другой. Точнее сказать, другой просто не могло не быть. Потому что наш народ, сделал, казалось, все, невозможное. 1418 дней, 34 тысячи часов, более 25 млн. жертв войны. (пауза) если по каждому погибшему объявить минуту молчания, то наша страна молчала бы 38 лет.

Ребята, к уроку я расставил столы таким образом, что Вы разделились на 3 группы. На столе каждой группы находится компьютер и исторические документы, с которыми Вы будете работать. Все группы сейчас получат задание, с которым и будут работать. Условно назовем ваши группы так:

  • 1-ая группа - это скептики. Ваша задача - проанализировать военный потенциал Германии и дать оценку возможной победе Германии.
  • 2-ая группа - аналитики. Вы анализируете военный потенциал СССР, опровергаете точку зрения скептиков.
  • 3-я группа - современники. Ваша задача проанализировать мнения скептиков и аналитиков, сделать вывод по итогам войны.

Итак, перед всеми группами ставится следующая задача: показать источники и значение победы в войне. На работу всех групп отводится 8- 10 минут. (Начинают работать с документами)

Соотношение вооруженных сил Германии и СССР к моменту начала Великой Отечественной войны.

Вооруженные силы

СССР

Германия и ее союзники

Личный состав

Количество дивизий

Танки

Самолеты

Орудия

2,9 млн. чел

170

8 тыс. (из них 1475 новых конструкций)

7 тыс. (из них 1540 новых конструкций)

37,5 тыс.

5,5 млн. чел.

190

5640

5 тыс.

47 тыс.

Соотношение сил на советско-германском фронте в ноябре 1942 года.

Вооруженные силы

СССР

Германия и ее союзники

Личный состав

Орудия и минометы

Танки

Самолеты

6,6 млн.

77,8 тыс.

7,3 тыс.

4,5 тыс.

6,2 млн.

51,7 тыс.

5,1 тыс.

3,5 тыс.

Соотношение сил на советско-германском фронте к лету 1944 г.

Вооруженные силы

СССР

Германия и ее союзники

Личный состав

Орудия и минометы

Танки

Самолеты

6,6 млн. чел.

98,1 тыс.

7,1 тыс.

12,9 тыс.

4,3 млн. чел.

59 тыс.

7,8 тыс.

3,2 тыс.

Соотношение сил на Европейском театре военных действий в начале января 1945 года.

Вооруженные силы

СССР

Германия и ее союзники

Личный состав

Орудия и минометы

Танки и САУ

Самолеты

6,7 млн.

107,3 тыс.

12,1 тыс.

14,7 тыс.

3,7 млн.

56,2 тыс.

8,1 тыс.

4,1 тыс.

 

И. Геббельс «Мы находимся накануне ни с чем не сравнимого похода...»

Из дневниковых записей.

16 июня 1941 г.

...Фюрер подробно разъясняет мне положение: нападение на Россию начнется, как только закончится сосредоточение и развертывание войск. Русские имеют в своем распоряжении примерно 180-200 дивизий. По своей психологической и материальной ценности он с нашими вообще не сравнимы. Прорыв будет осуществлен в разных местах. Русские будудт сразу же отброшены. Фюрер рассчитывает, что вся эта акция потребует примерно 4 месяца. Большевизм развалится как карточный домик. Мы находимся накануне ни с чем не сравнимого победоносного похода...

Документы для аналитиков

«Переломные сражения Великой Отечественной войны в оценках зарубежных государственных и военных деятелей».

Московская битва.

К началу декабря наступление гитлеровцев выдохлось. Враг был остановлен на ближних подступах к Москве. В оборонительных боях под Москвой советские воины покрыли свои боевые знамена неувядаемой славой. Американская газета «Балтимор сан» писала: «Никакая другая армия в Европе не выдержала бы такого невероятного повсеместного давления, неизбежно развалилась бы, открыв дорогу врагу к столице».

16 декабря президент США Ф. Рузвельт в послании на имя И.В. Сталина писал: «Я хочу еще раз сообщить Вам о всеобщем подлинном энтузиазме в Соединенных Штатах по поводу успехов Ваших армий в защите Вашей великой нации» Начальник штаба армии США Дж. Маршалл охарактеризовал победу под Москвой так: «Это было стратегическим поражением германских вооруженных сил... поворотным пунктом всей войны»

О международном значении этой первой крупной победы над немецко-фашистскими захватчиками Ф. Рузвельт писал М.И. Калинину: «Решительность и успешность, с которыми народы Советского Союза отбрасывают орды агрессоров, вдохновляют другие нации, борющиеся за сохранение своей независимости»

Подчеркивая решающее значение событий на русском фронте, газета «Нью-Йорк тайме» писала 5 января 1942 г.: «Гитлер потерпел самое крупное поражение... Поражение немцев и успешное наступление русских затмевает события, происходящие на отдаленном театре военных действий в Тихом океане».

Анализируя обстановку в мире, американский журнал «Нью-Рипаблик» в апреле 1942 г. с полным основанием делал вывод, что «борьба Красной Армии против гитлеровской военной машины изменила всю стратегию войны».

В битве под Москвой Красная Армия развеяла миф фашистской пропаганды о непобедимости гитлеровского вермахта. Нацистская Германия потерпела первое большое поражение во второй мировой войне.

В течение первого года Великой Отечественной войны (июнь 1941 г. -июнь 1942 г.) Красная Армия практически одна из числа армий стран антигитлеровской коалиции противостояла агрессору. Это подтвердил и Ф. Рузвельт в августе 1942 г. в письме И.В. Сталину: «Соединенные Штаты хорошо понимают тот факт, что Советский Союз несет основную тяжесть борьбы»

Сталинградская битва. Значение победы Красной Армии в Сталинградской битве высоко оценили государственные и политические деятели США и Англии. Приведем здесь некоторые высказывания.

Премьер-министр Великобритании У. Черчилль об ударах по немецко-фашистским войскам на советско- германском и североафриканском фронтах писал 29 ноября 1942 г.:

«Победы в Африке, какими бы быстрыми и важными они ни были, не должны отвлечь нашего внимания от изумительных ударов, которые наносят русские на восточном фронте».

Он же о наступательных операциях Красной Армии:

«Мы все с восхищением следим за великолепными наступательными операциями, которые проводит Красная Армия. Подвиги советских Вооруженных Сил, партизан, труды и страдания советского гражданского населения в обороне своего Отечества войдут в историю на все времена»

Пресса США также исключительно высоко оценивала значение Сталинградской битвы. 3 февраля 1943 г. канзасская газета на первой странице опубликовала статью «Сталинград!», где сообщалось о том, что немецкие армии наголову разбиты под Сталинградом. Эта битва - «поворотный пункт в войне и величайшая катастрофа для немецких армий на протяжении всей второй мировой войны»

Крупнейший в США специалист по изучению отношения американской общественности к СССР в годы войны Р. Леверинг цитировал статью из газеты «Нью-Йорк геральд трибюн» от 24 декабря 1942 г.:

«Американцы могут бросить взгляд на спокойные улочки своих городов и попытаться представить их в условиях страшных разрушений, которые обрушились на Сталинград».

В январе 1944 г. гитлеровцы потерпели поражение под Ленинградом и Новгородом. Отмечая эти крупные победы, Ф. Рузвельт писал в феврале 1944 г.:

«Героическая оборона Ленинграда была увенчана и вознаграждена недавним сокрушительным поражением врага у ворот этого города»

Командующий сухопутными войсками генерал Дж. Стилуэлл отмечал:

«Мы наблюдали СССР в этой войне во время упорной, самоотверженной обороны против могущественной германской машины, во время его эпического сопротивления в Сталинграде и его первой великой победы там, когда он уничтожил 6-ю германскую армию и повернул ход войны к окончательной победе. Мы видели, как он гнал германскую армию обратно и очищал свою родину от захватчиков в самом великом и упорном в военной истории наступлении. В течение трех лет постоянной борьбы мы видели, как он выносил на себе всю тяжесть натиска немцев и разбил их... Весь цивилизованный мир должен особенно оценить заслуги центральной фигуры в этой борьбе - русского солдата»

С июня по декабрь 1944 г. Красная Армия провела вторую военную кампанию.

«Я отмечаю продвижение Красной Армии по карте, - говорил Д. Эйзенхауэр 7 июня 1944 г. - Естественно, я испытываю колоссальный трепет от той силы, с которой она уничтожает вооруженную мощь врага»

Документы для современников

Источник : Великая Отечественная война Советского Союза. М.,1970. с.566

«В войне была уничтожена одна треть национального богатства СССР»

По данным ЦСУ, только потери от прямого уничтожения и разграбления имущества, без учета потери доходов, составили 679 млрд. рублей. Расходы на войну и потери доходов достигли суммы не менее 1890 млрд. рублей.

Немецко-фашистские захватчики полностью или частично разрушили или сожгли 1710 городов и рабочих поселков; более 70 тыс. сел и деревень, 6 млн. зданий, лишили крова 25 млн. человек; разрушили 318 850 промышленных предприятий; вывели из строя металлургические заводы, на которых до войны выплавлялось около 60 % стали, шахты, давшие более 60 % угля.

Разрушили 65 тыс. км железнодорожных путей и 4 тыс. 100 станций; угнали в Германию 7 млн. лошадей, 17 млн. коров.

На войне было уничтожена одна треть национального богатства СССР.

Усманский Л.А., Шаболдин С.С. Годы труда и побед 1917-1987, М., 1987, С.120-122.

Итак, теперь давайте выслушаем мнение каждой из групп. (Во время выступления каждой из групп, проектором на экран выводится таблица, либо документ.)

Мы выслушали мнение каждой из групп, теперь давайте подведем итог. Если систематизировать выводы, которые вы сейчас сделали, то это может выглядеть так (внимание на слайд, рассказываю по слайду о значении Победы). Ученики делают вывод.

Каждая семья понесла потерю в ходе ВОВ, в каждый дом пришла беда, горе...(пауза)
«здесь под ногами - шар земной
Живу, дышу, пою.
Но в памяти всегда со мной
Погибшие в бою.
Пусть всех имен не назову,
Нет кровнее родни.
Не потому ли я живу,
Что умерли они».

( Пауза)

Президент России Д. А. Медведев отметил в своем выступлении: «...Наш святой долг - заботиться о ветеранах войны и труда, подающих достойный пример новому, молодому поколению граждан нашей страны, и , конечно, беречь и защищать память о Великой Отечественной войне, противостоять любым попыткам ее искажения, отстаивать правду о решающем вкладе нашей страны в разгром фашизма и победоносное окончание второй мировой войны».

Большой вклад в победу внесли и наши земляки. Ветеранов на Ямале 270. Погибших из села Лабыт- нанги в 1941-1945г.г. - 43 человека, 34 ветерана вернулись живыми с войны.

В нашем городе 24 фронтовика, 150 тружеников тыла, 16 бывших узников лагерей. Именно эти люди ковали ту великую победу. В ознаменовании их заслуг 2010 год объявлен в Ямало - Ненецком автономном округе годом Ветеранов.

«И бессмертные гимны, прощальные гимны
Над бессонной планетой плывут величаво.
Пусть не все герои, те, кто погибли -
Павшим - вечная слава! Вечная слава!» (пауза)

В.Высоцкий

«На братских могилах» (Играет музыка Высоцкого, идет слайд-шоу)

Теперь я предлагаю вам подумать над таким вопросом - нужна ли нашей молодежи память о войне? Вам предлагается заполнить следующую анкету (ДЕТЯМ РАЗДАЕТСЯ АНКЕТА). Ребята! Очень хотелось бы выслушать ваше мнение по анкете. (Отвечаем и беседуем по вопросам).

Ребята! А вы обратили внимание на ленточку на доске? Может быть, кто-нибудь знает значение этого символа? (Дети дают ответы)

Действительно, Георгиевская Ленточка - это символ мужества, надежности и была она учреждена в честь святого великомученика Георгия Победоносца. Вы знаете ребята , что ежегодно в нашей стране молодежь проводит акцию к Дню Победы под названием Георгиевская Ленточка. Наша Гимназия также ежегодно в апреле участвует в такой акции, как Неделя Добровольчества. А сейчас я хочу Вам предложить поучаствовать еще в одной, но уже в окружной акции, которая пройдет в этом году на Ямале....(показываю на плакат). Более подробную информацию об участии в акции Вы можете получить у меня, либо на сайте (пишу на доске).

А может быть вы сами, дома, попробуете спланировать какую-либо свою акцию в помощь ветеранам нашего города.

Начинает звучать музыка «День Победы» и на ее фоне идут последние слова учителя на уроке.

Ребята! Спасибо Вам за этот урок! Я думаю, что вы сегодня до конца оценили величие Победы нашего народа в Великой Отечественной войне. И я верю, что такие уроки - уроки мужества, не пройдут для вас даром: вы трепетно и свято будете помнить о них всю жизнь!{/mosregread}

УРОК ОКОНЧЕН.

Список использованной литературы:

  1. Белянина B.C.Инновационные формы организации методической работы в развивающейся школе // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009.- №2.
  2. Бородина Е.П. «Живой урок» или тысяча и одна мелочь успешной организации групповой работы на уроке. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.- 2009. - №3.