Инновации и эксперимент в образовании

Проблемное обучение в условиях новых целей и ценностей образования PDF Печать E-mail

В статье рассматривается система работы, основанная на использовании проблемного метода обучения, приёмов и средств воспитания, позволяющих сформировать интерес к предмету у школьников. Систематическое внедрение проблемного обучения позволяет организовать с детьми интереснейшую работу, которая не только расширяет кругозор у обучающихся, но и формирует у детей активную жизненную позицию.

Журнал Эксперимент и инновации в школе №4 (2010)
Раздел: Обсуждаем ФГОС второго поколения, стр. 69-73

 

Исаев Андрей Дмитриевич
учитель истории, обществознания и МХК
гимназия г. Лабытнанги
Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

Проблемное обучение в условиях новых целей и ценностей образования

Как повысить интерес обучающихся к предмету история?

Мой путь в педагогике совсем не велик. Сначала это 5 лет университета, а сейчас Гимназия. Но все с чего-то начинается. Я помню, как у меня появилось желание стать учителем. Поступление в педагогический университет было моим осознанным выбором. Определенную роль (не влияние и давление) сыграло то, что мои родители тоже педагоги и также как и я начинали свой путь, работая в школе. Еще одним фактом в пользу выбора профессии стало то, что мой отец тоже учитель истории и именно он привил мне интерес к этому предмету. К тому же в детстве мне просто нравилось играть в школу, а когда пришло время осознанно делать выбор, понял, что школа-место, где можно творить. Творить чудеса, творить дела, творить Человека. С огромным интересом я ходил на лекции и впитывал знания, даваемые нашими преподавателями. Пять лет учебы пролетели незаметно. Вопроса о том, куда пойти работать не было.

Я приехал и начал вести в Гимназии уроки истории и обществознания. Оказалось, что преподавание этих предметов не заканчивается простым комментированным чтением и пересказом. Для развития интереса мне потребовалось изучать ряд смежных дисциплин: географии, право, политологию, психологию и др. Так появился принцип: чтобы учить других, надо учиться самому, чтобы воспитывать других, надо начинать с себя, чтобы развивать других, самому надо постоянно развиваться.

Пусть мой педагогический опыт очень не велик, но я понял, что научить учиться, значит пробудить интерес, а это возможно только тогда, когда ты сам заинтересован. Ярко преподнести знание можно только тогда, когда ты сам испытал интерес и удовольствие от процесса его получения, то есть от познания. Вспоминая себя еще школьником, в памяти всплывают моменты радости от ответов, за которые меня хвалил мой учитель истории, Петрова Татьяна Анатольевна. Именно она заложила в меня ту любовь к предмету, и которую я передаю сейчас детям. Я и сейчас хорошо помню наши уроки истории, как Татьяна Анатольевна ставила перед нами проблемные вопросы. Сейчас, уже закончив педагогический университет, я знаю, что это технология проблемного обучения, которую я с удовольствием применяю теперь уже на своих уроках. Цель данной технологии состоит в том, чтобы содействовать развитию у учащихся критического мышления, опыта, возможности творчески осваивать новый опыт; поиску и определению учащимися собственных личностных смыслов и ценностных отношений.

Проводя проблемные уроки, я уяснил для себя, что нет бесталанных детей, каждый ребенок способный и одаренный в чем-либо. Этот принцип помогает мне пропустить тот потенциал, который скрыт в каждом человеке.

 

Профессию педагога часто сравнивают с работой актера и режиссера. И действительно учитель выстраивает мизансцены урока, определяет характер и взаимоотношения действующих лиц, сам нередко играет главную роль. И еще педагога и режиссера роднят всесторонность и творчество. Обе эти профессии очень личностные, авторские. Режиссер часто участвует в написании сценария, переживает все происходящее сначала сам, пропускает через себя, затем уже работает с актерами. Педагог - творец, для которого воспитание- искусство, выслушивает сердцем своих подопечных, вместе с ними переживает их проблемы, старается понять и помочь.

Помимо того, учитель - это еще и врач. Врач, который лечит не тело, а душу. Учитель - строитель. Он строит человеческие судьбы. Но при строительстве нужно быть очень аккуратным - одно неверное слово, неаккуратное движение и можно сломать всю постройку, все то, что строил ты так долго.

В заключении хотелось бы упомянуть слова Авиценны: «Учитель-это жертвенная профессия, это человек, способный спуститься с высот своих знаний до незнания ученика и вместе с ним совершать восхождение» Я уверен, что я и мои юные ребята находимся лишь в начале этого трудного пути, который, надеюсь, приведет к новым высотам.

Из опыта реализации метода проблемного обучения

Тема урока: «Величие и цена Победы в Великой Отечественной войне»

Цели:

  • Образовательная: рассмотреть итоги и результаты, а также цену победы советского народа в Великой Отечественной войне
  • Развивающая: развить у детей способность к критическому мышлению, умению работать с историческими документами, анализировать их.
  • Воспитательная: воспитать у детей чувство гордости и патриотизма

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

УРОК ОКОНЧЕН.

Список использованной литературы:

  1. Белянина B.C.Инновационные формы организации методической работы в развивающейся школе // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009.- №2.
  2. Бородина Е.П. «Живой урок» или тысяча и одна мелочь успешной организации групповой работы на уроке. // Муниципальное образование: инновации и эксперимент.- 2009. - №3.
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Инновации и эксперимент в образовании