Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся по биологии и химии Печать

В статье автор рассказывает о системе работы по формированию образовательного пространства, в котором учащиеся успешны и осознанно самоопределяються. Приводится алгоритм организации проектной и исследовательской деятельности учащихся по изучаемому предмету.

Журнал: Инновационные проекты и программы в образовании №5/2010
Раздел: Мастер-класс стр. 68-70

Корепанова Алевтина Аркадьевна,
учитель биологии и химии
Муниципальное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №97
с полным днем пребывания детей» г. Ижевск
e-mail: Данный адрес e-mail защищен от спам-ботов, Вам необходимо включить Javascript для его просмотра.

Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся по биологии и химии

Как научить учащихся применять знания в жизни? Как организовать проектную и исследовательскую деятельность по предмету?

Скажи мне и я забуду,
покажи мне, и я запомню,
дай мне действовать самому,
и я научусь.
(Древнекитайская мудрость)

Международные исследования (РIZА) показали, что по умению применять знания в практической жизни российские школьники находятся на 32 месте среди зарубежных сверстников. Российские школьники резко уступают своим сверстникам во многих странах мира:

  • в умении работать с информацией;
  • в умении решать практические, социально - и личностно-значимые проблемы: проводить наблюдения, строить на их основе гипотезы, делать выводы и заключения, проверять предположения;
  • в умении «увязывать» с приобретаемой в школе системой знаний свой жизненный опыт.

По результатам международных исследований наши выпускники самоуверенны, беспомощны, трудолюбивы. Может ли школа повлиять на формирование личности?

{mosregread}Психологами давно доказано, что успешно действует и достигает результатов человек, у которого сформирована адекватная высокая самооценка своей личности и менее успешны в жизни, как правило, люди с низкой самооценкой. Одно из важных умений личности является умение адекватно оценить себя, свои силы. В типичной образовательной ситуации учитель транслирует знания, ученик их усваивает, все это происходит в рамках классно-урочной работы. Использование в своей работе проектной и исследовательской деятельности позволяет учителю создать на уроках и дополнительных занятиях по предмету ситуацию реальной жизни, где нет готовых знаний, при решении требуется самостоятельный анализ в каждой конкретной ситуации. Между учеником и учителем создается ситуация совместного постижения действительности. Возникает новые взаимоотношения на уровне коллега-коллега или наставник - младший товарищ. Создается ситуация передачи при личном тесном контакте навыков практической деятельности.

Из носителя знаний и информации, всезнающего оракула, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Работа над учебным проектом или исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить процесс образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.

Свою работу с детьми начинаю с наблюдения, диагностики и обучения. На первом этапе работы с детьми проводятся теоретические занятия, где все без исключения учащиеся знакомятся с методом проектной и исследовательской деятельности. Большую помощь в организации работы с детьми по методу проектов оказывает школьный лагерь «Точка опоры». Его основная цель - помочь ученикам максимально раскрыть свой творческий потенциал. Ребята осваивают материал нескольких модулей: «Введение в метод проектов», «Методы и приёмы работы с информацией», «Языковое оформление проекта», «Основы естественнонаучного эксперимента», «Подготовка презентации» и других. Каждый ученик овладевает основами проектной деятельности в ходе работы над конкретным учебным проектом по определённой тематике, проходит все этапы его выполнения от постановки цели, задач, формулировки гипотезы до представления результатов работы и защиты на школьной научно - практической конференции.

Самый сложный этап работы это выбор темы. Учащиеся выбирают тему своей работы и работают по изученному на теоретических занятиях алгоритму. На этом этапе предусмотрены индивидуальные консультации. По окончании работы ребята представляют результаты своей деятельности в классе. Каждый учится представлять свою работу, оценивать работы одноклассников, задавать вопросы выступающим. Происходит развитие коммуникативных навыков. Дети выполняют разные роли: выступающие, члены жюри, эксперты. По рекомендациям детей от каждого класса выдвигаются работы на школьную научно-практическую конференцию. На школьной научно-практической конференции участники могут сравнить свои работы с работами ровесников и учащихся старших классов.

По итогам школьной научно-практической конференции работы учащихся рекомендуются на конференции разного уровня: районные, городские, республиканские, международные. Такая работа была проведена мною в 2007-2008 учебном году среди учащихся восьмых классов, результат работы в 2009 году пять из них участники международной научно - практической конференции «От школьного проекта к профессиональной карьере» по разным предметам. Галиева Фарида победитель в секции «Актуальные проблемы в науках о природе и человеке» (химия)». В 2009-2010 учебном году аналогичная работа организована среди учащихся пятых классов. В школе №97 168 пятиклассников, приняли участие в создании проектов 138 учащихся, из них выступили на школьной научно-практической конференции со своими докладами 32 человека, две работы приняты как стендовые доклады на международную конференцию «От школьного проекта к профессиональной карьере», которая прошла 25-26 марта 2010 в городе Саратове. Работа Рукавишниковой Ксении «Все кошки в гости к нам», участвовала в секции Фундаментальные закономерности природы. Работа Муллахметова Рината. «Влияние биоритмических процессов на успеваемость учеников», участвовала в секции: Актуальные проблемы в науках о природе и человеке (биология). Обе работы получили положительные отзывы и сертификаты участников конференции. Тезисы работ будут опубликованы в сборнике материалов конференции.

В своей практике использую несколько видов проектов.

  • Это, во-первых, информационные поисковые проекты, предполагающие сбор и анализ информации, подготовку и защиту выступления. Благодаря такой работе в кабинете накапливается материал в виде докладов и рефератов для подготовки к урокам, дополнительным занятиям, конкурсам, олимпиадам.
  • Во-вторых, исследовательские, нацеливающие учащихся на глубокое изучение проблемы, защиту собственных путей ее решения, выдвижение гипотез. Проекты такого рода позволяют сформировать и развить у учеников научный тип мышления, способствуют профессиональному самоопределению.
  • В-третьих, продуктивные, дающие возможность школьникам проявить творческое воображение и оригинальность мышления при создании газеты, плаката, презентации.
  • В-четвертых, практико-ориентированные, направляющие действия учащихся на решение реальных проблем.

В ходе работы создается положительная мотивация к обучению, развивается познавательный интерес и творческие способности учащихся. У учащихся развиваются аналитические способности, расширяется кругозор. Они овладевают навыками исследовательской работы. Главный результат, который остается после такой работы - формируются общеучебные умения:

  • Организационные: - организация своей деятельности в процессе работы;
  • Мыследеятельностные: выдвижение идеи (мозговой штурм), проблематизация, целеполагание и формулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса (поиск гипотезы), формулировка предположения (гипотезы), обоснованный выбор способа или метода, пути в деятельности, планирование своей деятельности, самоанализ и рефлексия;
  • Презентационные: построение устного доклада (сообщения) о проделанной работе, выбор способов и форм наглядной презентации (продукта) результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта о проделанной работе;
  • Коммуникативные: слушать и понимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;
  • Поисковые: находить информацию по каталогам, контекстный поиск, в гипертексте, в Интернет, формулирование ключевых слов;
  • Информационные: структурирование информации, выделение главного, приём и передача информации, представление в различных формах, упорядоченное хранение и поиск;
  • Оценочные: делать выбор в мире ценностей и поступков Результаты такой работы это успешные выступления учащихся: на научно-практических конференциях различного уровня; в проектах различного уровня публикации.

Сложившаяся система работы формирует образовательное пространство, в котором созданы условия для проявления и реализации интересов учащихся, их продуктивного сотворчества с педагогом, раскрытия творческого потенциала, что способствует повышению мотивации к обучению, осознанному профессиональному самоопределению и успешности учащихся.{/mosregread}

Литература:

  1. Алексеева М.П. Метод телекоммуникационных проектов как основа формирования межкультурной коммуникативной компетенции обучающихся // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2009. - №3.
  2. Вербицкий А.А. Ермакова О.Б. Школа контекстного обучения как модель реализации компетентностного подхода в общем образовании // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2009. - №4.
  3. Воровщиков С.Г. Общеучебные умения как деятельностный компонент содержания учебно-познавательной компетенции. // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2010. - №1.
  4. Гапоненко Т.В. Элективный курс «Основы социологии» в формировании социальной компетентности старшеклассников // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2008. - №3.
  5. Компетентностный подход как способ достижения нового качества образования: Материалы для опытно-экспериментальной работы в рамках Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года. М.: НФПК, 2002.
  6. Олешков М. Ю. Содержание образования: проблемы формирования и проектирования // Педагогика. - 2004. - №б.
  7. Советова Е. В. Эффективные образовательные технологии. - Ростов н/Дону: Феникс. - 2007. - 285 с.
  8. Сиденко А.С. Педагогическая мастерская: от теории к практике проектно-ориентированного обучения II Инновационные проекты и программы в образовании. - 2008. - №1.