Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся по биологии и химии |
В статье автор рассказывает о системе работы по формированию образовательного пространства, в котором учащиеся успешны и осознанно самоопределяються. Приводится алгоритм организации проектной и исследовательской деятельности учащихся по изучаемому предмету.
Журнал: Инновационные проекты и программы в образовании №5/2010 Корепанова Алевтина Аркадьевна, Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся по биологии и химииКак научить учащихся применять знания в жизни? Как организовать проектную и исследовательскую деятельность по предмету?Скажи мне и я забуду, Международные исследования (РIZА) показали, что по умению применять знания в практической жизни российские школьники находятся на 32 месте среди зарубежных сверстников. Российские школьники резко уступают своим сверстникам во многих странах мира:
По результатам международных исследований наши выпускники самоуверенны, беспомощны, трудолюбивы. Может ли школа повлиять на формирование личности? {mosregread}Психологами давно доказано, что успешно действует и достигает результатов человек, у которого сформирована адекватная высокая самооценка своей личности и менее успешны в жизни, как правило, люди с низкой самооценкой. Одно из важных умений личности является умение адекватно оценить себя, свои силы. В типичной образовательной ситуации учитель транслирует знания, ученик их усваивает, все это происходит в рамках классно-урочной работы. Использование в своей работе проектной и исследовательской деятельности позволяет учителю создать на уроках и дополнительных занятиях по предмету ситуацию реальной жизни, где нет готовых знаний, при решении требуется самостоятельный анализ в каждой конкретной ситуации. Между учеником и учителем создается ситуация совместного постижения действительности. Возникает новые взаимоотношения на уровне коллега-коллега или наставник - младший товарищ. Создается ситуация передачи при личном тесном контакте навыков практической деятельности. Из носителя знаний и информации, всезнающего оракула, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Работа над учебным проектом или исследованием позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить процесс образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу. Свою работу с детьми начинаю с наблюдения, диагностики и обучения. На первом этапе работы с детьми проводятся теоретические занятия, где все без исключения учащиеся знакомятся с методом проектной и исследовательской деятельности. Большую помощь в организации работы с детьми по методу проектов оказывает школьный лагерь «Точка опоры». Его основная цель - помочь ученикам максимально раскрыть свой творческий потенциал. Ребята осваивают материал нескольких модулей: «Введение в метод проектов», «Методы и приёмы работы с информацией», «Языковое оформление проекта», «Основы естественнонаучного эксперимента», «Подготовка презентации» и других. Каждый ученик овладевает основами проектной деятельности в ходе работы над конкретным учебным проектом по определённой тематике, проходит все этапы его выполнения от постановки цели, задач, формулировки гипотезы до представления результатов работы и защиты на школьной научно - практической конференции. Самый сложный этап работы это выбор темы. Учащиеся выбирают тему своей работы и работают по изученному на теоретических занятиях алгоритму. На этом этапе предусмотрены индивидуальные консультации. По окончании работы ребята представляют результаты своей деятельности в классе. Каждый учится представлять свою работу, оценивать работы одноклассников, задавать вопросы выступающим. Происходит развитие коммуникативных навыков. Дети выполняют разные роли: выступающие, члены жюри, эксперты. По рекомендациям детей от каждого класса выдвигаются работы на школьную научно-практическую конференцию. На школьной научно-практической конференции участники могут сравнить свои работы с работами ровесников и учащихся старших классов. По итогам школьной научно-практической конференции работы учащихся рекомендуются на конференции разного уровня: районные, городские, республиканские, международные. Такая работа была проведена мною в 2007-2008 учебном году среди учащихся восьмых классов, результат работы в 2009 году пять из них участники международной научно - практической конференции «От школьного проекта к профессиональной карьере» по разным предметам. Галиева Фарида победитель в секции «Актуальные проблемы в науках о природе и человеке» (химия)». В 2009-2010 учебном году аналогичная работа организована среди учащихся пятых классов. В школе №97 168 пятиклассников, приняли участие в создании проектов 138 учащихся, из них выступили на школьной научно-практической конференции со своими докладами 32 человека, две работы приняты как стендовые доклады на международную конференцию «От школьного проекта к профессиональной карьере», которая прошла 25-26 марта 2010 в городе Саратове. Работа Рукавишниковой Ксении «Все кошки в гости к нам», участвовала в секции Фундаментальные закономерности природы. Работа Муллахметова Рината. «Влияние биоритмических процессов на успеваемость учеников», участвовала в секции: Актуальные проблемы в науках о природе и человеке (биология). Обе работы получили положительные отзывы и сертификаты участников конференции. Тезисы работ будут опубликованы в сборнике материалов конференции. В своей практике использую несколько видов проектов.
В ходе работы создается положительная мотивация к обучению, развивается познавательный интерес и творческие способности учащихся. У учащихся развиваются аналитические способности, расширяется кругозор. Они овладевают навыками исследовательской работы. Главный результат, который остается после такой работы - формируются общеучебные умения:
Сложившаяся система работы формирует образовательное пространство, в котором созданы условия для проявления и реализации интересов учащихся, их продуктивного сотворчества с педагогом, раскрытия творческого потенциала, что способствует повышению мотивации к обучению, осознанному профессиональному самоопределению и успешности учащихся.{/mosregread} Литература:
|