Инновации и эксперимент в образовании

«Круг чтения» Л.Н. Толстого и этическая культура школьников PDF Печать E-mail

Журнал: Инновационные проекты и программы в образовании № 6/2010
Раздел: Мастер-класс, стр. 67-70

Пересыпкин Сергей Александрович
учитель «Технологии» высшей категории
соискатель ученой степени к.п.н.
МОУ гимназия № 9
г. Железнодорожный
Московской области

«Круг чтения» Л.Н. Толстого и этическая культура школьников

Какие идеи можно почерпнуть из книги Л.Н.Толстого «Круг чтения» для формирования этической культуры современных школьников?

Для формирования этической культуры современных школьников очень большую пользу может оказать книга Л.Н. Толстого «Круг чтения», в которой можно почерпнуть хорошие педагогические и нравственные идеи.

В этой работе великий писатель видел важнейшую книгу своей жизни. Он говорил: «Я не понимаю, как это люди не пользуются “Кругом чтения”? Что может быть драгоценнее, как ежедневно входить в общение с мудрейшими людьми мира?... Давно уже я понял, что нужен этот круг чтения, давно уже я читал многое, могущее и долженствующее войти в этот круг...» [1; т. 1, c. 10].

По мнению Л.Н. Толстого, чтение высказываний мудрецов возвышает душу. Без этого чтения он чувствовал духовный дискомфорт. Как-то он записал: «В последнее время я почувствовал, как я духовно опустился после той духовной, нравственной высоты, на которую меня подняло моё пребывание в общении с теми лучшими, мудрейшими людьми, которых я читал и в мысли которых я вдумывался для своего Круга чтения» [1; с. 17]. В свой последний путь, приведший его на станцию Астапово, Л.Н. Толстой взял у сестры Марии Николаевны свой «Круг чтения». Очевидно, это была последняя книга, которую он читал. Л.Н. Толстой считал, что в различных культурах и мировоззрениях существуют очень схожие нравственные правила, заповеди и принципы, т.е. общечеловеческие нравственные ценности, которые могут объединить людей, они есть одно из могучих средств единения людей и народов. Этой мысли он подчинил отбор своих выписок для «Круга чтения», рассматривая всемирную мудрость как форму такого единения. Он записал: «Надо себе составить «Круг чтения»: Египет, Марк Аврелий, Лаоцзы, Конфуций, Будда, Паскаль, Евангелие. Это и для всех бы нужно» [1; с. 8]. В этот сборник он включал наиболее значимые мысли великих людей разных стран, народов и времён, равно как и свои собственные.

Полный текст доступен зарегистрированным пользователям    [Вход] [Регистрация]

Вопросы:

  • В чем состоит главное достоинство человека?
  • Должны ли люди совершенствоваться или достаточно положиться на природный дар?
  • Как вы понимаете слово «самосовершенствование»?
  • Вы когда-нибудь ощущали, что в вас есть нечто вечное, таинственное, глубокое?
  • Почему люди не замечают, что в них есть духовное зерно?
  • Может человек прожить всю жизнь и не открыть в себе духовное зерно?
  • Погибает яблоко, затем зерно… что же остается вечным?
  • Можно сказать, что остается приобщенное к вечности духовное превращение, устремление?
  • Согласны вы с Марком Аврелием, что понятие о совершенстве для всех людей одно?
  • А если бы понимание совершенства было разное, что бы получилось?
  • Должен человек останавливаться в своем развитии, в самосовершенствовании?
  • Можно ли сравнить процесс самосовершенствования с трудом Сизифа?

Таким образом, замечательная книга Л.Н. Толстого «Круг чтения» помогла нам осознать, как строить взаимодействие с современными школьниками через мини-тексты. Проводимые нами этические занятия призваны отыскать для каждого ученика свой «круг чтения», т.е. избранный круг мыслей, афоризмов, притч, которые бы их нравственно возвышали. Хорошим результатом нашей работы явилось то, что некоторые школьники стали заводить свои книжечки блокноты, часто в электронной форме, где они собирают интересные мысли и высказывания. И здесь ещё раз хочется помянуть добрым словом нашего великого мыслителя и писателя.

Литература

  1. Толстой Л.Н. Круг чтения. В 2 тт. – М.: Политиздат, 1991.
  2. Клепиков В.Н. Концепция формирования этической культуры школьников. // Эксперимент и инновации в школе. – 2010. –- №4.
  3. Клепиков В.Н. Психолого-педагогический механизм приобщения к общечеловеческим ценностям в этическом воспитании // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2010. – №3.
  4. Клепиков В.Н. Этические ситуации. // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2009. – №5.
 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Инновации и эксперимент в образовании