Инновации и эксперимент в образовании

«Круг чтения» Л.Н. Толстого и этическая культура школьников

Журнал: Инновационные проекты и программы в образовании № 6/2010
Раздел: Мастер-класс, стр. 67-70

Пересыпкин Сергей Александрович
учитель «Технологии» высшей категории
соискатель ученой степени к.п.н.
МОУ гимназия № 9
г. Железнодорожный
Московской области

«Круг чтения» Л.Н. Толстого и этическая культура школьников

Какие идеи можно почерпнуть из книги Л.Н.Толстого «Круг чтения» для формирования этической культуры современных школьников?

Для формирования этической культуры современных школьников очень большую пользу может оказать книга Л.Н. Толстого «Круг чтения», в которой можно почерпнуть хорошие педагогические и нравственные идеи.

В этой работе великий писатель видел важнейшую книгу своей жизни. Он говорил: «Я не понимаю, как это люди не пользуются “Кругом чтения”? Что может быть драгоценнее, как ежедневно входить в общение с мудрейшими людьми мира?... Давно уже я понял, что нужен этот круг чтения, давно уже я читал многое, могущее и долженствующее войти в этот круг...» [1; т. 1, c. 10].

По мнению Л.Н. Толстого, чтение высказываний мудрецов возвышает душу. Без этого чтения он чувствовал духовный дискомфорт. Как-то он записал: «В последнее время я почувствовал, как я духовно опустился после той духовной, нравственной высоты, на которую меня подняло моё пребывание в общении с теми лучшими, мудрейшими людьми, которых я читал и в мысли которых я вдумывался для своего Круга чтения» [1; с. 17]. В свой последний путь, приведший его на станцию Астапово, Л.Н. Толстой взял у сестры Марии Николаевны свой «Круг чтения». Очевидно, это была последняя книга, которую он читал. Л.Н. Толстой считал, что в различных культурах и мировоззрениях существуют очень схожие нравственные правила, заповеди и принципы, т.е. общечеловеческие нравственные ценности, которые могут объединить людей, они есть одно из могучих средств единения людей и народов. Этой мысли он подчинил отбор своих выписок для «Круга чтения», рассматривая всемирную мудрость как форму такого единения. Он записал: «Надо себе составить «Круг чтения»: Египет, Марк Аврелий, Лаоцзы, Конфуций, Будда, Паскаль, Евангелие. Это и для всех бы нужно» [1; с. 8]. В этот сборник он включал наиболее значимые мысли великих людей разных стран, народов и времён, равно как и свои собственные.

{mosregread}Великий писатель с помощью афоризмов, притч и высказываний мудрецов мира разрабатывал следующие темы: бессмертие, благо, Бог, богатство, болезнь, брак, вера, взаимное служение, внушение, воздержание, возмездие, война, воспитание, гордость, дела, детство, добро, достоинство человека, дух, духовная природа, единение, женщина, заблуждение, закон, зло, знание, идеал, искусство, истина, лжеучение, любовь, милосердие, мудрость, мужество, наказание, насилие, настоящее, наука, одурманивание, осуждение, отечество, покаяние, прогресс, просвещение, простота, равенство, радость, разум, рост, самоотречение, самосовершенствование, свобода, семья, сила мысли, слово, служение, смерть, смирение, смысл жизни, соблазн, совесть, сострадание, спокойствие, справедливость, страдание, страсти, тайна, труд, тщеславие, уныние, усилие, устройство жизни, юродство и другие.

Структура и содержание «Круга чтения» Л.Н. Толстого помогли нам создать хрестоматию «В мире этики» с 1 по 11 классы для школьников.

Что же оказалось нам близким, и что мы позаимствовали, составляя хрестоматию?

1. Л.Н. Толстой приводит тексты из различных культур. Тем самым он даёт возможность высказаться мудрецам разных времён и народов по какой-либо проблеме. Мы солидарны с ним в том, что различные тексты расширяют диалоговое поле, в котором может найти себя человек, в частности – современный школьник. Далеко не всегда ученик приходит на этическое занятие со своим собственным мнением по данной проблеме. Но в процессе приобщения к диалогу великих, а затем диалога с великими и товарищами, он обретает свою собственную точку зрения. Поэтому в нашей работе более педагогически оправданным стал режим не «ученик – текст», а «ученик – диалоговое поле текстов». Диалоговое поле текстов инициирует работу диалогического сознания и мышления учеников, создаёт многочисленные смысловые взаимосвязи, нравственно ориентированные отношения.

Таким образом, в процессе диалога учеников и представленных текстов обнаруживается, что собственное понимание учащегося не только не единственное, но и недостаточное, что оно может быть обогащено другими точками зрения и, в свою очередь, обогащать других. Осознание этого служит основой стремления школьников к развитию рефлексии, стремлению полагать разные равноправные позиции, организации собственного понимания среди других пониманий.

2. Л.Н. Толстой обозначает сквозные темы, к которым он в своей книге не раз возвращается. Более того, разрабатываемые темы часто вытекают из предыдущих. Например, он не раз возвращается к теме добра и зла, свободы и необходимости, веры и безверия и т.д.

В ходе разработки хрестоматии, мы также обозначили сквозные темы с 1 по 11 классы, которые разбили по уровням сложности (3 – 4 уровня). Это очень важно в развитии нравственного сознания школьников, если из года в год одна тема всё более и более углубляется, обрастает новыми смысловыми связями.

Например:

1. Тема: Ум, глупость, легкомыслие.

I уровень (1-3 классы): Что нужно делать, чтобы не быть глупым человеком?

II уровень (5-6 классы): Почему говорят: «чужим умом жить – добра не нажить»?

III уровень (7-9 классы): Для чего необходимо правильно мыслить?

IV уровень (10-11 классы): Верно ли, что «ум всегда в дураках у сердца»?

2. Тема: Альтруизм, эгоизм, самолюбие.

I. Почему нельзя любить только себя?

II. Почему себялюбивых людей не любят?

III. В чём заключается опасность эгоизма?

III. Почему «любящий только себя – погубит себя»?

IV. Нравственна ли любовь к самому себе?

IV. Может ли эгоизм быть нравственным?

3. Тема: Совестливость, стыдливость, нравственная чистота.

I. Когда у человека болеет совесть?

II. Сможет ли человек прожить без совести?

III. Почему человек должен разбудить свою со весть?

IV. Как возможен нравственный закон (закон совести)?

3. Л.Н. Толстой включал в подбираемые тексты и свои собственные. Благодаря этому, он вёл с другими текстами внутренний диалог и вырабатывал свою собственную точку зрения.

Это существенно, так как через включение своих текстов, мыслей происходит ассимиляция (взаимо проникновение) своего и иного. Очевидно, что только в ходе приобщения к мнениям других людей происходит обогащение личностных ценностей. Поэтому на этических занятиях ребята не только высказывают своё мнение, но и пишут небольшие эссе по исследуемой проблеме, которые входят в диалог с текстами мыслителей.

Приведём три небольших эссе.

Жизнь. Что такое жизнь? Кто-то думает, что жизнь – это классные игрушки, вкусные сладости, «полежалки» на диване или «сиделки» за компьютером. Они крупно ошибаются. Ведь жизнь – это ещё и трудности, огорчения, скорбь и боль. Жизнь – часы, которые показывают время нашего шествия по земле. Надо жить ради счастья. Но для этого нужны сила воли и сила разума. Жить – это очень трудно. Но надо жить. Можно жить, боясь горя, а можно и не бояться его – тогда можно быть счастливым даже в горестях. Просьба: живи те не боясь горя! Избегайте людей, которые живут в блаженстве, без забот – они просто эгоисты. Живите! (Артём, 6 класс).

Нажить душу. Существенно не только стать интересным для других, но важно также уметь видеть интересных людей вокруг себя. А для того, чтобы видеть вокруг интересных людей, надо, как говорят в народе, «нажить душу», а душа наживается лишь в общении с людьми. При этом подлинное общение требует значительных душевных затрат (Валерий, 9 класс).

Духовное донорство. Взаимопомощью велик чело век. Без этого качества он не достиг бы своих высот. Взаимность движет эволюцией, сочувствие правит миром, сострадание помогает выживать. Люди делятся друг с другом тончайшей энергией, передавая её через улыбку, рукопожатие, доброе слово. Добрые помыслы высветляют ауру нашей планеты и разгоняют мрак зла. Так живёт и распространяется общечеловеческое духовное донорство (Катя, 11 класс).

4. Тексты, которые Л.Н. Толстой выбирал для «Круга чтения» обычно помещаются на 1–2 книжных страницах. Другими словами, он так сказать «не растекается по древу», а старается сконцентрировать свою мысль на самом главном, существенном на данный момент своей жизни.

На этических занятиях важно уложиться в 40–45 ми нут. Поэтому мини-тексты (притчи, афоризмы, высказывания и т.д.) тщательно отбираются. Всего их должно быть не больше 10. Причём желательно, чтобы они были малыми по объёму. Для этого мы создали технологию пластического моделирования текстов, суть которой заключена в тщательном подборе текстов.

Тексты должны:

  • отбираться с учётом принципа «диалогики культур», т.е. быть из разных культур, принадлежать людям разных мировоззрений;
  • включать в себя интересный сюжет или пластический образ, который содержит несколько смысловых интерпретаций;
  • разрабатывать нравственную проблему, то или иное этическое понятие не через назидание, а в «скрытой» форме, т.е. через сюжет, художественный образ, метафору;
  • быть самодостаточными и стремиться к переходу в другой текст;
  • соответствовать возрасту учащихся, быть вы разительными, интеллектуально насыщенными, отвечать на актуальные вопросы и т.д.;
  • выстраивать единый текст, т.е. «кирпичики» текстов должны стремиться к слиянию в как бы общий, непрерывный рассказ («эпос») и в своей совокупности представлять некое единое целое;
  • подводить учащихся к этическим понятиям, которые он будет углублять в следующих классах;
  • становиться «порождающими», т.е. они должны инициировать нравственно-ориентированные состояния и мысли.

Преимущественные формы текстов для различных классов выглядят следующим образом: 1–3 классы – сказки и мифы; 5–6 классы – мифы и басни; 7–9 классы – басни и притчи; 10–11 классы – притчи и фрагменты философских текстов. Во всех классах используются афоризмы, поговорки и пословицы.

Приведём пример того, как выглядит страница «круга чтения», предлагаемая на этическом занятии ученикам. При этом мы не всегда используем все ми ни-тексты, всё зависит от логики развития этического диалога.

Тема: «Совершенство и совершенствование» Название этического занятия: «В чем суть самосовершенствования?»

1. Пожалуй, начну-ка я лучше с самого себя! Существует высказывание: «Если все люди достигнут совершенства, то на земле наступит рай». И тогда я решил для этого что-то сделать. В успехе я не сомневался – но с чего начать? Мир так огромен! И я решил начать со своей страны, которую я знаю неплохо. Но страна моя чересчур велика – не начать ли мне лучше со своей улицы; нет, с моего дома; нет, с моей семьи. А пожалуй, начну-ка я лучше с самого себя! («Хасидская мудрость»).

2. Достоинство человека – в способности совершенствоваться. Ангелы обладают достоинствами и недостатка ми, и у людей есть свои преимущества и изъяны. Достоинство ангелов заключается в том, что они не способны ухудшаться, а их недостаток в том, что они не могут совершенствоваться. Недостаток человека в том, что он способен на падение, а достоинство – в способности совершенствоваться... («Хасидская мудрость»).

3. Любовь, которая не обновляется, – рабство. Любовь, которая не обновляется ежедневно, пре вращается в привычку, а та, в свою очередь, – в рабство (Д. Джебран).

4. Для разумных людей понятие о совершенстве одно (Древний Рим) Весь мир подчинен одному закону, и во всех разумных существах единый разум. И потому для разумных людей понятие о совершенстве одно (Марк Аврелий).

5. Лестница восхождения (Древняя Греция) Человек, говорит Платон, должен вырваться из серых будней своей приземленной жизни и, совершенствуясь морально и духовно, стремиться к занебесным высям, пусть даже недосягаемым, но вечно зовущим и сияющим своей идеальной красотой... Так давайте же, говорит Платон, созерцать в мыслях великолепный, добрый, прекрасный мир надкосмических идей. Давайте хоть умственно шаг за шагом представим ту лестницу внутреннего самосовершенствования человека, которая приведет нас к познанию высшей идеи. Давайте в каждой материальной вещи отыскивать отблеск идеальной красоты, ее самую сущность, ее главное начало, которое обусловливает и оправдывает бытие вещи... В глубинах его заключена красота, и дело человека вызвать к жизни эту красоту. А когда человек сумеет почувствовать и понять, то есть “увидеть умом”, прекрасную отдельную вещь, он познает, что такое прекрасное многих вещей. Проникнув в самую суть прекрасного материального тела, человек поймет и его прекрасную идею, то есть прекрасную душу. И так, переходя от одного прекрасного к пре красному множеству, постепенно можно подняться до самого общего понятия красоты, а значит, и самого общего понятия блага, которое воплощается в любви к миру прекрасных идей и прекрасных материальных тел (А.Ф. Лосев).

6. Жизнь только в том зерне, которое есть в тебе. Упало от старого дерева спелое яблоко рядом с молодой яблонькой. И сказала молодая яблонька яблоку: “здравствуй, яблочко, желаю тебе поскорее сопреть, чтобы сделаться таким же, как я”. – “Сопрей ты сама, коли тебе нравится, невежа этакая, – сказало яблоко. – Разве ты не видишь, какое я румяное, хорошее, крепкое, сочное. Я не преть хочу, а хочу радоваться”. – “Да ведь вся твоя красота и все твое тело – все это только покров на время, во всем этом нет жизни. Жизнь только в том зерне, которое есть в тебе и которого ты сама не знаешь”. – “Никакого зерна нет, все глупости”, – сказало яблоко и перестало раз говаривать. Так же думают и люди, которые не сознают того, что в них есть духовная жизнь, и живут одной жизнью животных... Так не лучше ли с самого начала жить не той жизнью, которая умирает, а той, которая не переставая растет и не уничтожается (Лев Толстой).

7. Иисус сказал: Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода. Любящий душу свою погубит ее; а ненавидящий душу свою в мире сем со хранит ее в жизнь вечную (Евангелие).

8. Нельзя останавливаться на пути самосовершенствования. Нельзя останавливаться на пути самосовершенствования. Как только ты почувствуешь больший интерес к внешнему миру, чем к своей душе, знай, что ты остановился; мир движется мимо тебя, а ты стоишь (Лев Толстой).{/mosregread}

Вопросы:

  • В чем состоит главное достоинство человека?
  • Должны ли люди совершенствоваться или достаточно положиться на природный дар?
  • Как вы понимаете слово «самосовершенствование»?
  • Вы когда-нибудь ощущали, что в вас есть нечто вечное, таинственное, глубокое?
  • Почему люди не замечают, что в них есть духовное зерно?
  • Может человек прожить всю жизнь и не открыть в себе духовное зерно?
  • Погибает яблоко, затем зерно… что же остается вечным?
  • Можно сказать, что остается приобщенное к вечности духовное превращение, устремление?
  • Согласны вы с Марком Аврелием, что понятие о совершенстве для всех людей одно?
  • А если бы понимание совершенства было разное, что бы получилось?
  • Должен человек останавливаться в своем развитии, в самосовершенствовании?
  • Можно ли сравнить процесс самосовершенствования с трудом Сизифа?

Таким образом, замечательная книга Л.Н. Толстого «Круг чтения» помогла нам осознать, как строить взаимодействие с современными школьниками через мини-тексты. Проводимые нами этические занятия призваны отыскать для каждого ученика свой «круг чтения», т.е. избранный круг мыслей, афоризмов, притч, которые бы их нравственно возвышали. Хорошим результатом нашей работы явилось то, что некоторые школьники стали заводить свои книжечки блокноты, часто в электронной форме, где они собирают интересные мысли и высказывания. И здесь ещё раз хочется помянуть добрым словом нашего великого мыслителя и писателя.

Литература

  1. Толстой Л.Н. Круг чтения. В 2 тт. – М.: Политиздат, 1991.
  2. Клепиков В.Н. Концепция формирования этической культуры школьников. // Эксперимент и инновации в школе. – 2010. –- №4.
  3. Клепиков В.Н. Психолого-педагогический механизм приобщения к общечеловеческим ценностям в этическом воспитании // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2010. – №3.
  4. Клепиков В.Н. Этические ситуации. // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2009. – №5.