Активизация познавательной деятельности учащихся с помощью новых информационных технологий Печать

Использование информационных технологий в школе, – процесс объективный и вполне закономерный. Это – требование сегодняшнего дня. Одна из главных задач школьного образования сегодня – подготовить учащегося к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, вооружить его современными средствами и технологиями работы, сформировать у него информационную культуру. И этим должен заниматься каждый педагог, а не только учитель информатики. Для того чтобы формировать информационную культуру у учащихся, учитель и сам должен обладать такой культурой.

Активизация познавательной деятельности учащихся с помощью новых информационных технологий

Как можно использовать ИКТ на уроках социально-гуманитарного профиля?

 

Развитие, а не совершенство –
вот что для нас важно.
Д. Кэмерон

Многие из нас чувствуют в себе нерастраченный творческий потенциал, но не знают, как его реализовать. Конечно, хочется, чтобы все получалось замечательно и сразу, но, к сожаленью, такое невозможно. Любое творчество – это тяжкий процесс, полный сомнений и испытаний, которые поначалу могут вас смутить и даже напугать. Не раз и не два мы будем выглядеть не лучшим образом в собственных и чужих глазах. Но нельзя давать волю раздражению и недовольству. Затруднения совершенно нормальны, а ошибки просто необходимы!

Я работаю в школе более 30 лет. Общение с учениками, родителями, коллегами очень обогащало меня. И мне всегда хотелось быть полезной им. Сейчас за моими плечами многочисленные выступления, печатные работы, семинары, конференции для педагогов города, открытые уроки.

Знаю, что моих коллег, преподавателей гуманитарных дисциплин, сегодня интересует опыт применения новых информационных технологий в учебно-воспитательном процессе, поэтому, имея собственные наработки в этом направлении, хочется поделиться со своими коллегами (в 2007 г. я победила в республиканском конкурсе «Открытый урок», организатором которого выступило издательство «Просвещение»1, а в 2008 г. стала призером областного конкурса в номинации «Использование информационных технологий на уроках гуманитарного цикла»2 ).

Использование информационных технологий в школе, – процесс объективный и вполне закономерный. Это – требование сегодняшнего дня. Одна из главных задач школьного образования сегодня – подготовить учащегося к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, вооружить его современными средствами и технологиями работы, сформировать у него информационную культуру. И этим должен заниматься каждый педагог, а не только учитель информатики. Для того чтобы формировать информационную культуру у учащихся, учитель и сам должен обладать такой культурой. С началом внедрения в систему образования информационнокоммуникационных технологий (ИКТ) в самом, пожалуй, трудном положении оказались учителя предметники социально-гуманитарного профиля. Не имея физико-математического или технического образования и не обладая достаточным уровнем компью терной грамотности, они вынуждены за короткий срок освоить фактически новую для них специальность, причем в двух смежных областях. Первая область – это овладение ИКТ на уровне грамотного пользователя. Вторая – применение ИКТ для решения прикладных учебных задач по данному предмету.

Осваивая информационные технологии, одновременно необходимо начинать создание автоматизированного рабочего места учителя, которое предполагает наличие технических средств и электронной библиотеки с единой системой навигации.

 

{mosregread}В раздел электронной библиотеки «Нормативные документы» следует включить:

  • федеральный компонент Государственного стандарта основного образования по истории;
  • примерные программы по истории и авторские программы;
  • базисный учебный план;
  • тематическое планирование, рабочие программы по классам.

Электронные программные продукты - это мультимедиа учебники, энциклопедии и справочники, галереи, тестовые программы и тренажеры для подготовки к ЕГЭ. Появившиеся в последнее время электронные образовательные ресурсы (ЭОР), позволяют читать текст, просматривать графики, таблицы, диаграммы, схемы, слушать звуковые записи и просматривать изображения. В них расширен сектор самостоятельной учебной работы за счет использования активно-деятельностных форм обучения. Пользователь может копировать информацию и создавать свои композиции, управлять интерактивной композицией, совершать выбор из множества представленных элементов, манипулировать объектами, устанавливая их соотношение и иерархию. Если вы посетите в Интернете сайт по адресу http://eor.еdu.ru/, там вы найдете коллекция модулей по истории, МХК.

В 2007 году в Интернете появилась Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов (ЦОР). Ее адрес http://school-collecktion.edu.ru. В коллекции можно найти материалы, относящиеся к конкретному учебнику истории, обществознания, экономики. Это словарные статьи, картины, портреты и презентации, интерактивные карты, анимированные графики, тесты и др. Пользователи могут свободно скачатm с сайта любой заинтересовавший их электронный ресурс, найти методическую рекомендацию по его использованию на уроке. На сайте http://rulers.narod.ru/ вы найдете необходимую информацию о выдающихся исторических личностях.

Электронная библиотека дает возможность упорядоченно хранить огромное количество материала и готовых разработок уроков: фрагменты из документов, научных трудов, высказывания политиков, мыслителей, кратко сформулированные основные идеи, обобщающие выводы. Я советую упорядочить весь материал по классам в соответствии с календарно-тематическим планированием. Каждая папка на компьютере может содержать файлы с планом изучаемой темы, соответствующим содержанию текстовым материалом, хронологическим справочником и словарем, схемами и таблицами, картами, картинами, аудиоматериалами или видеосюжетами, вопросами и заданиями. Для своих уроков с помощью компьютера я создаю свои образовательные ресурсы, содержащие тексты и наглядный материал, карточки-задания, тесты, кроссворды и т. д. Создавать печатные материалы можно с помощью прикладных программ Microsoft Of? ce: текстового редактора Word и программы для создания презентаций PowerPoint. Редактор таблиц Excel позволяет создавать таблицы, диаграммы и графики, представляя ученикам статистические данные. Сохраняя материалы в электронном виде, я получаю возможность редактировать их, многократно печатать, размножать.

Компьютер позволяет вести электронный журнал. Его очень легко создать, используя прикладную программу Microsoft Of? ce – редактор таблиц Excel. Чаще всего учителя-гуманитарии обходят эту программу стороной, а зря. Многие учителя нашей гимназии поняли, что не нужно сидеть с ручкой и калькулятором, чтобы сдать отчет по успеваемости. Нужно только один раз создать страничку в Excel, ввести необходимые формулы, и компьютер сам вычислит по вашим данным все, что необходимо.

Информацию журнала можно сделать доступной ученику и построить таким образом, чтобы он видел результаты своей работы по предмету и мог определить итоги деятельности в удобное для него время. Она может быть распечатана и предоставлена родителям, размещена на сайте образовательного учреждения. Программа Excel позволяет преобразовать данные журнала в диаграммы или графики и использовать их в дальнейшем для мониторинга успеваемости и степени обученности учащихся.

Компьютер позволяет использовать интерактивные доски с программным обеспечением. Лучший способ понять, как устроена интерактивная доска, простопопробовать с ней поработать. Например, доска Star Board Software.lnk дает возможность работать на любом уроке и в любой программе, выходить в Интернет, использовать любые электронные материалы. Учитель и ученик работают, стоя у доски, а не сидя за компьютером, что делает их работу естественной и понятной зрителям, способствует практически идеальной концентрации внимания.

Работая в программе Power Point, можно внедрять в урок короткие видеофрагменты, мультипликации, музыку, анимированные таблицы, схемы. Можно составить любую таблицу, создавать ссылки на другие аудио- и - видеофайлы и сайты. Ребята выполняют свои задания на компьютерах, объединенных в сеть, и результаты демонстрируются на доске как на экране. Их можно не только обсудить, но и скорректировать, дополнить, видоизменить. Отпала необходимость беспокоиться за сохранность наглядных пособий, в соответствии с целями урока можно проектировать различные задания. Использование интерактивной доски разрешает делать надписи на карте (выделять фронты, стрелками указывать направления боевых действий, подписывать даты, персоналии, перемещать и создавать объекты), по-разному классифицировать материал, работать с цветом, импортировать текст и т.д. На доске удобно выделять, потому что в любой момент можно стереть, легко исправить любую ошибку. Если необходимо, то можно сохранить сделанные задания и на следующих уроках проанализировать их. Интерактивная доска открывает новые возможности при обучении работе с изображениями. Работая с портретом, можно детально изучить одежду, обувь, головной убор, прическу, выражение лица, характерные детали туалета и т.д. Доска незаменима на уроках краеведения, она поможет учителю организовать заочную экскурсию. Интересна работа со схемами архитектурных ансамблей Санкт-Петербурга, т.к. на них нет подписей, то учитель может проектировать различные задания: подписывать названия, даты строительства, имена творцов архитектурных памятников, выделять архитектурные детали, можно изображать утраченные памятники, тем более, что все это сделать несложно, так как маркером легко выделить любой объект, чего нельзя сказать о компьютерной мыши.

Чтобы понять, насколько эффективны мультимедийные средства, я задумала эксперимент. Разработала два урока с использованием современных технологий: для 5 класса – «Восстание Спартака», для 6 класса – «Столетняя война». И провела объяснение нового материала в одних классах – традиционным образом, по учебникам, в других – с использованием возможностей мультимедийной доски. По результатам контрольных срезов можно сделать вывод, что степень усвоения основных единиц знаний (хронология, понятия, исторические факты и т.д.) в обоих случаях практически одинакова. Но урок, построенный с использованием мультимедиа, имеет важное преимущество: интерактивность. Информация представлена не только в звуковой и образной (таблицы, картины), но и в анимационной форме (мультипликация, видеофрагменты). Учитель может комментировать видеоинформацию, и такая форма изложения материала значительно повышает интерес и внимание, особенно в младших классах второй ступени. Обучение становится занимательным и эмоциональным, принося эстетическое удовлетворение. Возрастает мотивация к работе. Даже те ребята, от которых обычно трудно добиться слова, более свободно излагают тему, легче ориентируются в исторической карте, у многих появляется потребность найти и показать дополнительный материал об участниках исторических событий.

Эффект воздействия образа, видеоряда, конечно, вполне предсказуем. Еще К.Д. Ушинский писал, что детская природа требует наглядности: «Дитя мыслит формами, образами, красками, звуками, ощущениями вообще, и тот воспитатель напрасно и вредно насиловал бы детскую природу, кто захотел бы ее заставить мыслить иначе». Поэтому большого успеха можно добиться, если вести уроки в форме презентации. Поделюсь опытом составления и применения презентаций.

  • Презентация – это опорный конспект учителя. Пояснения, фразы должны быть предельно сжатыми и простыми.
  • Важно подобрать оптимальный размер шрифта в тексте и заголовках. Слишком крупный, как и слишком мелкий шрифт утомляют и рассеивают внимание. Следует помнить, что на экране монитора и на большом экране шрифт смотрится по-разному.
  • Фон должен быть таким, чтобы текст на нем легко читался. Не следует использовать красный или многоцветный фон.
  • Слайдов (фото) не должно быть слишком много. Важно сосредоточиться на главном.
  • Не увлекайтесь эффектами, особенно при смене слайдов. Анимация хороша при разбиении текста или таблиц внутри одного слайда. В остальных случаях это только отвлекает ребят. К тому же анимации увеличивают размеры файла.
  • Продолжительность презентации не должна превышать 1,5–2 минуты.
  • На экран можно вывести те определения, которые школьники должны будут переписать в тетрадь. В своей практической деятельности при помощи программы PowerPoint я создаю и использую презентации, которые могут быть частью или основой разных типов уроков. Среди них:
    • Уроки изучения нового материала. Здесь я использую видеоряд, который может быть представлен текстом, рисунками, видеоматериалами, необходимыми картами, схемами и диаграммами. Необходимый материал постепенно выводится на экран по ходу урока, что позволяет поэтапно рассматривать основные вопросы темы. Логическое построение материала в слайдах способствует его лучшему усвоению. Можно использовать слайд-задания, организовывать обсуждение проблемы, подводить итоги урока.
    • Повторительно-обобщающие уроки, которые содержат задания, позволяющие организовать фронтальную, групповую и индивидуальную работу учащихся, провести мониторинг обученности.
    • Уроки-экскурсии, которые позволяют школьникам приобщиться к шедеврам мировой художественной культуры, более глубоко изучить вопросы развития культуры разных народов на разных исторических этапах. Кстати, если вы остро нуждаетесь в наглядности, советую зайти на сайт «Картинная галерея А.Петрова»(http:// art-rus.narod.ru/gallery.html) .Здесь собрано свыше 10 тысяч исторических картин.
    • Уроки с элементами лабораторнопрактической работы, которые предполагают работу с документами хронологическими, синхронистическими таблицами.

Современные школьные учебники по истории, обществознанию, праву, экономике, МХК страдают недостаточностью иллюстративного материала или низким качеством изображения. Использование презентаций позволяет решить проблему наглядности, дает возможность создавать и использовать разнообразные карты, рисунки, портреты исторических деятелей, видеофрагменты, схемы и диаграммы. Позволяет частично заменитьзаписи на доске, учебные тексты, рабочую тетрадь, карточку для самостоятельной работы ученика. Презентация незаменима, когда нужно сгруппировать разрозненный материал, представить редкие материалы или небольшие объекты. Весь материал хранится в компьютере. Его можно корректировать и компоновать по своему усмотрению. И, что немаловажно, он не требует места в шкафу или лаборантской.

Маленький совет: не забывайте делать резервные копии сохраняемой информации! Записывайте ее на CD или DVD. Если с компьютером что-то случиться (техника есть техника), вы легко сможете восстановить все, что хранилось на его жестких дисках.

В 2007 г. наша гимназия приобрела 23 ноутбука, и мы стали организовывать исследовательскую учебную работу в группах. Занятие приобретает характер диалога, появляется больше возможностей для активного участия и взаимодействия, вырабатывается культура сотрудничества. Выделим этапы подготовки и проведения такого занятия.

I этап – организационный. Эту работу лучше выполнять заранее.

  • Объявить тему урока, на котором планируется групповая работа.
  • Определить для себя правило деления учащихся на группы.
  • Продумать расположение групп в аудитории.
  • Познакомить учащихся с правилами работы в группе.
  • Распределить роли в группе (в зависимости от характера и объема задания); обязательно выбрать старшего, который будет представлять и защищать согласованную позицию группы.

II этап – начало урока. Учитель формулирует задания. Определяет время выполнения. Каждая группа видит свое задание на экране ноутбука, можно все задания вывести на большой экран.

III этап – самостоятельная работа групп. Учитель не вмешивается в работу групп, кроме тех случаев, когда работа идет не по правилам или учащиеся не поняли задание. Нужно быть готовым к непредвиденному повороту обсуждения, к неожиданным выводам ребят и помочь найти верное решение, не оказывая излишнего давления. Часто группе предлагается работа с историческими документами. На большом экране в таком случае появляется памятка: последовательность изучения документа.

 

  • Кто автор документа? Кто еще участвовал в подготовке документа? Что известно об этих людях?
  • Когда был создан документ? Как это можно понять из его содержания? Какое значение имеет время написания документа?
  • Где произошли события, о которых говорится в изучаемом документе? Как это можно понять из его содержания? Какое значение имеет место, в котором произошли описываемые в документе события?
  • Какие факты приведены в документе? Какие выводы из них можно сделать?
  • Почему был создан документ? Каков был повод для его создания?
  • Как изучаемый документ помог вам узнать больше об историческом событии, к которому он относится?

Перечень вопросов является общим для всех печатных и рукописных материалов: кто, когда, где, что, почему и как. Но существуют различные виды документов, и, соответственно, разные способы их анализа3.

IV этап – отчет группы о выполнении задания. Представитель (представители) группы не просто зачитывают результат (вывод), но обязательно иллюстрируют его подготовленными материалами, которые выводятся на интерактивную доску, и делают к ним комментарии. Если время позволяет, то учащиеся из других групп могут задавать вопросы.

V этап – оценка работы каждого ученика в группе (учащиеся заранее должны быть ознакомлены со шкалой оценок). Учитель не должен спешить высказать свои оценочные суждения. Пусть сначала это сделают сами ученики.

VI этап – подведение итогов занятия, оценка работы групп. Рефлексия. На уроках истории на этапе рефлексии, обобщения я часто применяю метод «Синквейна». Синквейн – это нерифмованное стихотворение, которое требует синтtза информации и материала в кратких выражениях.

Правила составления синквейна:

  1. Первая строка – тема называется ОДНИМ словом (обычно именем существительным).
  2. Вторая строка – описание темы в ДВУХ словах (как правило, двумя прилагательными).
  3. Третья строка – описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами (обычно глаголами);
  4. Четвертая строка – фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, выражающая отношение автора к данной теме);
  5. Последняя строка - ОДНО слово - синоним к первому, на эмоционально-образном или философскообобщенном уровне gовторяющее суть темы.

Информационные технологии можно использовать при организации учебной проектно - исследовательской деятельности. Работая над проектами по истории, ребята развивают навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа. Они все чаще обращаются к ресурсам Интернета. Но достоверность информации в сети не всегда стопроцентная. Необходимо умение критически анаизировать. Роль учителя становится значимой в формировании навыков оценки и проверки подлинности, точности, полноты любой получаемой информации.

Презентацию своих работ учащиеся, как правило, стараются провести с использованием видеофрагментов, компьютерных приложений, мультимедийных эффектов. Первая презентация проходит обычно на уроке. По мере приобретения опыта публичных выступлений у ребят возникает потребность дальнейшего продвижения своих результатов. Моя задача как учителя – организовать их выступления перед разными аудиториями на традиционных апрельских гимназических фестивалях науки и творчества, конкурсах, ежегодной городской конференции по краеведению.{/mosregread}

Современные ученики демонстрируют быструю реакцию, натренированную в компьютерных играх, они способны быстро переключаться с одного задания на другое, им интересно все, что требует исследовательской деятельности. Они владеют информационными технологиями значительно лучше, чем учителя (речь не идет об учителях информатики). И это понятно. Как говорит известный психолог Александр Асмолов, «учитель лишь осваивает этот мир, а дети в нем живут». Но, каким бы естественным ни было наше отставание, его нужно сокращать. Чем раньше учитель начнет активно пользоваться Интернетом, чем быстрее он научится применять новые информационные технологии, а также создавать собственные информационные продукты, тем быстрее его классные и внеклассные занятия станут эффективнее и начнут приносить удовлетворение обеим сторонам.

,
заместитель директора по УВР,
учитель истории МОУ гимназия № 11,
заслуженный работник образования
Московской области, победитель ПНПО
г. Железнодорожный


1 Материалы моего урока см. на сайте http://www.prosv.ru/

2 Доклад см. в сборнике XIX международной конференции «Применение новых технологий в обра зовании», г . Троицк, июнь 2008 г .

3 Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. «Методические рекомендации учителю истории». – М.: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2000 г .