Инновации и эксперимент в образовании

Портфолио педагога как средство оценки и фиксации профессиональных достижений

Авторы предлагают использовать портфолио для оценки и фиксации профессиональных достижений учителя таким образом, чтобы эта оценка отражала результаты достижений ученика.

Журнал: "Муниципальное образование: инновации и эксперимент" № 4/2009
Раздел: Теория и практика управления инновациями

Новикова Татьяна Геннадьевна,
зав. кафедрой развития
образовательных систем АПКиППРО,

Пинская Марина Александровна,
доцент АПКиППРО,

Прутченков Александр Сергеевич,
профессор АПКиППРО

Портфолио педагога как средство оценки и фиксации профессиональных достижений

Как же и с помощью чего можно оценивать деятельность учителя, чтобы эта оценка отражала результаты достижений ученика?

Известно, что как само слово портфолио, так и основная идея собрания работ, не изобретение ХХ века. В прошлом веке итальянским словом портфолио называли альбом с фотографиями, а в эпоху ренессанса художники и архитекторы привозили с собой «портфолио», когда они заявляли свои претензии на место в академии художеств или на строительный проект. При помощи представленных в портфолио документов можно было не только составить себе впечатление о качестве работы, но и о профессиональном пути претендента. Поэтому как идея, так и термин портфолио применяется до сих пор среди художников и фотографов. В области финансовой системы термин портфолио используется для обозначения выставления на показ состояния ценных бумаг предприятий или частных владельцев.

{mosregread}Идея применения портфолио в школе происходит из Соединенных Штатов, где она возникла в 80-х годах, а в конце 80-х, начале 90-х годов начался настоящий бум. Применение портфолио в школах с середины 80-х годов принимает лавинообразный характер. Число публикаций и книг, посвященных идее портфолио в обучении, за короткий срок резко возросло, достигло к 1995 году своего пика и стало в настоящее время практически необозримым. Один из авторов говорит о настоящей «портфолиомании», захватившей образовательный мир1. Кроме Соединенных Штатов и Канады идея портфолио становится все более популярной в Европе и Японии. Ее называют одним их 3 основных трендов (curricularen "Toptrends")2 современного образования.

Однако, обилие литературы не внесло ясности в саму идею. Скорее наоборот. «На вопрос о том, что имеется в виду под «портфолио» в связи со школой, ответить не так легко по различным причинам. До сих пор ни в англо-американской, ни в франко-канадской, ни в немецкой литературе нет единого понимания школьного портфолио». Таким образом, портфолио не представляет собой какого-то четкого концепта. Поэтому, говоря о портфолио, для предотвращения недоразумений в научной и практической коммуникации рекомендуется всякий раз разъяснять, о чем собственно идет речь. Понимание и учет этого факта особенно важны в российском контексте, так как работа со всем спектром литературы существенно затруднена и сведения зачастую приходится черпать из той или иной отдельной публикации или на основе узкого круга источников.

Понятие портфолио

Преобразования, осуществляемые в системе общего образования, не могут состояться без изменений в деятельности учителя. Одной из основных задач, стоящих перед системой образовании, является переориентация на подготовку человека, самостоятельно выбирающего индивидуальную траекторию развития в соответствии со своими способностями и возможностями, ответственно принимающего решения и точно, эффективно, разумно действующего в современном меняющемся мире. Самостоятельность как ответственное, инициативное, независимое поведение, совершаемое собственными силами, – это основной вектор взросления. Поэтому без изменения подходов к деятельности педагога невозможно достичь поставленных образовательных целей. Эти изменения затрагивают как содержание, технологии, методы, средства обучения, так и ценностные ориентации педагога.

Вектором современного подхода к обучению можно считать его практическую деятельностную направленность (компетентностный подход), ориентацию не столько на усвоение знания, сколько на способность его применения, использования на практике. Новые формы оценивания «настраиваются» не на репродуцированную учеником информацию, а на созданный им самостоятельный продукт, в идеале имеющий прикладную ценность. Привычные примеры такого продукта – различные учебные проекты: исследовательские, художественные, социальные и т.п.

Современные образовательные инновации ставят акцент собственно на учении (learning, а не teaching), делая ученика субъектом и центром образовательного процесса, предоставляя ему максимум свободы и ответственности в организации собственной учебной деятельности. Например, в поиске источников информации, выборе экспертов и руководителей в учебных исследованиях, разработке индивидуальных учебных программ и т. д. Поэтому в оценивании всё больший вес придаётся самооцениванию, без которого невозможны самостоятельная организация и ответственность. Формой такого аутентичного (истинного, наиболее реалистичного) оценивания, ориентированного на продукт, результат учебной деятельности и включающего самооценивание, стал популярный в зарубежных школах и все чаще встречающийся в российских школах портфолио учащегося.

Изменения, осуществляемые в системе образования, вызвали необходимость в изменении средств оценивания учащегося, что в свою очередь является толчком для изменения в средствах оценивания учителя.

Еще одним из значимых посылов в изменении оценки деятельности учителя является переход на новую систему оплату труда (изменение системы оплаты труда учителя).

В рамках Национального проекта « Образование», нацеленного на предоставление всем гражданам независимо от места жительства возможности получения качественного образования, одна из задач напрямую связана с введением новых экономических механизмов. Ключевым направлением модернизации является обеспечение системной взаимосвязи между переходом на нормативно-подушевое финансирование и введением новой системы оплаты труда в школе.

Ключевые признаки новой системы оплаты труда учителей характеризуются:

  • наличием механизма связи заработной платы с качеством, результативностью труда;
  • повышением стимулирующих функций оплаты труда, ростом объема стимулирующих надбавок в общем фонде оплаты труда;
  • нацеленностью на реальный рост заработной платы учителей;
  • наличием механизмов нормирования и учета в базовой части оплаты труда всех видов деятельности учителей – почасовая аудиторная нагрузка; внеурочная работа по предмету; классное руководство; проверка тетрадей; заведование учебными кабинетами и др. виды деятельности, определенные должностными обязанностями;
  • зависимостью оплаты труда в базовой части от числа обучаемых;
  • введением регионального регламента участия органов самоуправления общеобразовательных учреждений и профсоюзов в распределении стимулирующей части фонда оплаты труда.

Переход на новую систему оплаты труда предполагает:

  • введение индивидуальных планов работы педагогических работников;
  • установление требований к нормированию видов работ, предусмотренных в индивидуальных планах, в частности, установление «рамочного» нормирования по часам всех видов работы преподавателя;
  • введение инструментов стимулирующей аттестации.

Работодатель в пределах средств, направляемых на оплату труда, имеет право устанавливать различные системы премирования, стимулирующих доплат и надбавок с учетом мнения общественного органа управления (совета школы) и выборного профсоюзного органа, которые закрепляются в коллективном договоре, локальном акте образовательного учреждения.

Такой подход к системе оплаты труда обеспечит:

  • увязку зарплаты и качества;
  • резкое расширение стимулирующей функции зарплаты;
  • расширение участия представителей общественности в принятии решений о качестве и, соответственно, стимулировании работы;

Итак, как же и с помощью чего оценивать деятельность учителя, чтобы эта оценка отражала результаты достижений ученика?

Проблеме оценивания сегодня уделяется значительное внимание не только в России, но и во всех странах мира. Технологии оценивания основываются, прежде всего, на концепциях и стратегиях образования, преобладающих в тех или иных образовательных системах.

Принятие и дальнейшее развитие парадигмы практико-ориентированного обучения приводит к необходимости большего использования альтернативных методов оценивания. К их числу относятся формы оценивания, которые помогают научиться планировать, предъявлять и защищать философию своего предмета, стратегию и план его реализации с учетом особенности мышления обучаемых и требуемыми результатами на выходе.

Одним из получивших значительное распространение в последние годы в западноевропейских странах и США методов является оценивание при помощи портфолио (portfolio assessment). В США данный метод относят к одному ряду с оцениванием на основе результатов и используют, прежде всего, в обучении, основанном на компетентностном подходе.

По сути, портфолио является лишь частью, конкретным видом так называемого «аутентичного оценивания». Определение «аутентичное оценивание» во многом равнозначно дефинициям «истинное, настоящее, подлинное, верное оценивание», иногда используется термин «подлинная оценка», или «оценивание реальных достижений учащихся».

Что же делает оценивание «аутентичным»?

Согласно Д.Виггинсу, формы аутентичного оценивания имеют четыре общие характеристики. Во-первых, они разработаны для наиболее приближенного к реальной ситуации (подлинного) исполнения деятельности в оцениваемой области.

Во-вторых, критерии, используемые в оценивании такого типа, направлены на оценивание «основного» в поведении и деятельности, в соответствии с хорошо сформулированными деятельностными стандартами.

В отличие от хранящихся в секрете заданий, используемых в традиционных тестах, требования аутентичного оценивания открыты для сообщества, и в этом случае знание того, что именно будет оцениваться, не выступает подсказкой для участников процесса обучения. Напротив, учение и преподавание в большей степени развиваются, когда и учителя, и учащиеся знают заранее, на что именно будет направлено оценивание. Примером такого оценивания может служить демонстрация учащимся умения оценивать противоречивые точки зрения, использовать факты для разработки эссе по социально значимой теме, убедительно защищать свою позицию.

Именно такой подход к оцениванию максимально соответствует новой стратегии «Обучение в течение всей жизни», в которой четко прослеживается ориентация на потребности граждан, получающих права и возможности рационально выстраивать собственную образовательную и жизненную траекторию, направленную на совершенствование своих умений и компетенций, гарантирующую им материальное и моральное вознаграждение.

Действенным механизмом фиксирования профессиональных компетенций является «Портфолио».

Словарь иностранных слов дает следующий перевод – portfolio:

  1. предмет для хранения и переноса письменных работ, документов и т.д. (портфель; «дело», папка);
  2. портфель министра;
  3. серия работ, документов, бумаг и т.д., объединенных общей темой: а) портфель ценных бумаг investment portfolio, security portfolio – портфель ценных бумаг (банка и т.п.) portfolio investments – портфельные инвестиции; б) папка с рисунками.

В современной науке и практике существуют различные подходы к определению понятия «портфолио». Остановимся на некоторых из них.

  1. Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений (студента, школьника, взрослого) в определенный период его обучения. В данном случае портфолио относится к разряду «аутентичных» (то есть истинных, наиболее приближенных к реальному оцениванию) индивидуальных оценок, ориентированных не только на процесс оценивания, но и самооценивания достигнутых результатов и достижений.

  2. Портфолио – это коллекция работ и результатов деятельности человека, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

  3. Портфолио – это сбор доказательств, систематически, специально организованный и используемый для мониторинга знаний, навыков и отношений обучаемых.

  4. Портфолио – это рабочая файловая папка,

содержащая многообразную информацию, которая документирует приобретенный опыт и достижения в различных видах деятельности.

  1. Портфолио – это своеобразная выставка работ, задачей которой является отслеживание личностного роста человека (взрослого, студента, ребенка).

  2. Портфолио – это отчет по процессу обучения: что обучаемый узнал и как проходил процесс обучения; как он думает, подвергает сомнению, анализирует, синтезирует, производит, создает; и как он взаимодействует на интеллектуальном, эмоциональном и социальном уровнях с другими.

Портфолио (портфель) – это нечто, в чем можно переносить бумаги (преимущественно) с места на место, или нечто, в чем можно бумаги хранить.

Еще одно важное свойство любого портфеля: он имеет отделения, то есть позволяет структурировать вложенные в него материалы.

Портфолио позволяет соединить отдельные материалы в целое.

Портфолио предполагает их осмысленное структурирование, то есть объединение в определённые разделы.

После объединения материалов и их структурирования необходимо (полезно) выполнить еще одну работу – написать введение к целям портфолио, обосновать отбор материалов и способ их группировки.{/mosregread}

Сфера использования портфолио

Портфолио, как новое средство оценивания, неразрывно связан с идей обучения в течение всей жизни. В настоящее время концепция обучения в течение всей жизни получила официальное признание в Российской Федерации, как на политическом уровне, так и среди образовательного сообщества. Эта концепция легла в основу развития системы образования, о чем и заявлено в Докладе «Образовательная политика России на современном этапе». Последний документ был принят в виде стратегической программы развития образования и является базой для формирования политики в области образования в первом десятилетии ХХ1 века. В ежегодном послании Федеральной Ассамблее ООН Президент Российской Федерации В.В.Путин подчеркнул, что «темпы развития современной экономики , науки и информационных технологий требуют перехода к непрерывному образованию – образованию в течение всей жизни».

Под обучением в течение всей жизни понимается « всякое целенаправленное обучение, осуществляемое на постоянной основе с целью совершенствования знаний, умений и компетенций».

Сама идея обучения в течение всей жизни возникла в контексте переосмысления роли и места образования в обществе, что было вызвано рядом причин. В связи с быстрыми темпами развития технологий и возрастающей неопределенностью рынка труда человек вынужденно оказывается перед необходимостью приобретать новые умения/компетенции/ квалификации в течение всей своей трудовой жизни. И эти новые умения/компетенции/квалификации должны «наращиваться» на приобретенные в школе базовые (или ключевые) умения: читать, писать и считать, языковую компетенцию и технические и социальные умения. И такое приращение должно носить постоянный характер, что в корне меняет роль и место образования и обучения в обществе, которое становится «обществом обучения».

Портфолио как инструмент фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений (ребенка, школьника, студента, специалиста) в определенный период его обучения может использоваться в различных сферах: в профессиональной сфере, в процессе обучения в вузе, СПО, НПО, школе и даже дошкольных учреждениях.

Основные из них отражены в ниже приведенной схеме.

Где работает (используется) портфолио

Image

 

{mosregread}

Портфолио в образовании

Как уже было сказано, под портфолио обычно понимается собрание различных материалов, документов и иных свидетельств достижений и прогресса в заданной области, в случае учительского портфолио – в профессиональной педагогической деятельности.

Портфолио имеет широкую область применения в системе образования и является аутентичным инструментом презентации и оценивания индивидуальных достижений, который может применяться всеми участниками образовательного процесса: учащимися, педагогами, школой в целом. Сейчас стали привычными следующие виды образовательного портфолио:

  • учебный портфолио ученика;
  • учебный портфолио студента;
  • профессиональный (методический) портфолио педагога;
  • портфолио школы.

Портфолио является многофункциональным инструментом как оценивания, так и самооценки собственных достижений.

В зарубежной практике портфолио педагога выполняет следующие задачи:

  • Портфолио студента-педагога демонстрирует его подготовленность к самостоятельной профессиональной деятельности и может быть востребован как на выходе из вуза, так и работодателем;

  • Профессиональный портфолио педагога служит основанием для получения им сертификата на преподавание и повторных лицензирований – портфолио лицензирования – затребован органами, осуществляющими лицензирование практикующих педагогов;

  • Портфолио категорийный является одним из оснований при определении размера заработной платы и предъявляется администрации образовательного учреждения и инстанциям, компетентным в решении вопроса об определении категории педагога и размере его заработной платы;

  • Портфолио учебного процесса – портфолио учебного планирования – составляется учителем и отражает динамику учебных достижений и образовательный процесс учащихся, класса и служит педагогу основанием для планирования, контроля, оценки своей преподавательской деятельности, во-первых, и учебной программы, во-вторых, а также используется на родительских собраниях, педагогических конференциях и т.д.

Существенными характеристиками портфолио учителя является то, что он служит не только инструментом, облегчающим внешнюю экспертизу деятельности учителя и её результатов, но и обеспечивает для учителя возможность рефлексии и самооценки, а главное служит средством, поддерживающим профессиональный рост, позволяющий проектировать и контролировать его этапы, задачи, формы их реализации.

То есть весьма существенным является именно проектный и рефлексивный аспект работы портфолио учителя.

Предлагается формат сбора и предъявления портфолио педагога, который используется в сетевой школе управленческих кадров. Каждый раздел начинается с новой страницы или отдельной электронной папки, если ведется в электронном виде. Бумажная версия портфолио формируется в виде файловой папки, каждый раздел которой это новый файл.

 

Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования

Региональная площадка

Портфолио планирования (Рабочий портфолио) слушателя сетевой школы управленческих кадров

Фамилия __________________________________________________________________________________

Имя______________________________________________________________________________________

Отчество _________________________________________________________________________________

Название курсов повышения квалификации ______________________________________________________

Дата начала курсов «___» __________200__ г

Дата окончания курсов «__ » ________200__ г

 

 

В материалах приводятся примерная структура и материалы одного из вариантов портфолио планирования, который может активно использоваться в различных социальных сферах для отражения хода и результатов учебной деятельности специалиста.

В данном случае портфолио адаптирован для использования в условиях сетевой школы управленческих кадров (курсов повышения квалификации работников образования), которая развивается для подготовки управленческих кадров по специально разработанным программам, отработка которых осуществляется на пилотных площадках с использованием совокупных продуктов и ресурсов сети.

Уважаемый слушатель!

В последние годы для многих специалистов портфолио становится одним из основных средств фиксирования своего профессионального роста. В образовании он используется, как правило, по ряду серьезных объективных или субъективных причин:

а) подготовка материалов для аттестации образовательного учреждения;

б) представление к ведомственной награде;

в) подготовка к поискам новой работы и т.д.

Данный портфолио представляет собой один из вариантов сбора и систематизации хода и результатов процесса обучения на курсах повышения квалификации в сетевой школе управленческих кадров, где вам предстоит обучаться в течение длительного времени. Именно эта особенность диктует и специфические требования к структуре вашего портфолио слушателя курсов, который отличается от обычного портфолио ученика и профессионального портфолио педагога, собирающего официальные документы и свои творческие работы для того, чтобы сделать более обоснованный и обдуманный выбор дальнейшего обучения и представления материалов на профессиональный конкурс.

Ваш портфолио, создается для того, чтобы помочь вам:

  • фиксировать весь процесс обучения, как в очной форме во время проведения лекционных и семинарских занятий, так и во время выполнения заданий и самостоятельной работы во время межсессионного периода;
  • качественно подготовить выпускную работу с опорой на изученные материалы;
  • в дальнейшем в процессе управленческой и педагогической деятельности восстановить весь процесс обучения и использовать его материалы в своей повседневной практике.

Так например, ведение портфолио ЯВЛЯЕТСЯ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ДЛЯ КАЖДОГО СЛУШАТЕЛЯ курсов повышения квалификации сетевой школы управленческих кадров, так как он является официальным документом и наряду с зачетной книжкой предъявляется по требованию преподавателя и/или члена организации выдающей сертификат о прохождении курсов.

Для сбора и хранения материалов портфолио целесообразно использовать как электронный вариант так и файловые папки, при чем для каждого учебного блока создавать отдельную папку или отдельный раздел.

Принципиально важно, чтобы в вашем портфолио были представлены не только материалы, изучаемые во время очных сессий с преподавателями, выполненные «домашние задания», но и все то, что вы изучили самостоятельно как по заданию преподавателя, так и по собственной инициативе.

Структура портфолио

Структура портфолио совпадает со структурой учебной программы, по которой осуществляется повышение квалификации, то есть имеет такой же блочно-модульный характер.

Раздел I. Общие сведения о слушателе

В этом разделе представляются общие сведения о слушателе, которые оформляются в виде резюме.

Разрабатывается план профессионального развития на срок от 2 до 3 лет.

Раздел II. Учебная работа

Учебно-тематический план

В этом разделе необходимо фиксировать (обобщенно) процесс выполнения учебно-тематического плана в ходе очного обучения.

  1. Очное обучение. В этом подразделе фиксируется процесс освоения учебных дисциплин, детально записывается получаемая информация, слушатель выражает свое отношение к изучаемому материалу, формулирует возникающие вопросы и т.п.
  2. Заочные обязательные задания. В этом подразделе следует фиксировать и систематизировать результаты выполнения тех заданий, которые предлагаются преподавателями курсов, чтобы в дальнейшем отчитаться перед ними о выполнении своих «домашних заданий», в том числе в межсессионный период.
  3. Заочная инициативная самостоятельная работа. В данном подразделе слушателю предлагается фиксировать ту деятельность, которая предпринимается им инициативно и самостоятельно, например, аннотации прочитанных пособий и научных изданий, статей в методических журналах, проведенные исследования и анализ их результатов, социологические опросы и т.д.

Раздел III. Практическое использование материалов курса

  1. Учебные программы, методические разработки. В этом подразделе систематизируются тексты как своих авторских программ, методических материалов и прочее, составленных на основе изученного материала, так и заимствованных у преподавателей, слушателей курсов или в иных источниках (с указанием самого источника).

  2. Отчеты и результаты использования материалов. В данном подразделе следует собирать первичные материалы проведенных исследований и отчеты о полученных результатах.

  3. Отзывы, рекомендации, рецензии. В подразделе следует систематизировать отзывы о практической деятельности слушателя с использованием материалов данного курса профессиональной переподготовки.

Раздел IV. Выпускная работа

  1. Первичные материалы по выпускной работе. В первом подразделе помещаются требования к выпускной работе, материалы, которые слушатель изучил, готовя свою выпускную работу, процесс обсуждения первичных материалов с научным консультантом, сотрудниками АПКиППРО, список намеченной для изучения научной литературы и т.д.

  2. Текст самой выпускной работы. В этом подразделе основным документом должна стать сама выпускная работа, подготовленная слушателем для ее публичной защиты в соответствии с имеющимися требованиям к ее структуре, содержанию и оформлению.

  3. Итоги защиты выпускной работы. В этом подразделе представляются отзывы и рецензии на выпускную работу и официальный документ, подтверждающий ее успешную защиту (или его копия).{/mosregread}


1 Behrens, M. (2001). Denkfiguren zum Portfoliosyndrom. Journal für lehrerInnen- und lehrerbildung, 1 (4), 8-16.

2 Vavrus, L. (1990). Put Portfolios to the Test. Instructor, 100 (1), 48-53.