Инновации и эксперимент в образовании

К вопросу об общественной экспертизе новых образовательных стандартов

Автор описывает ситуацию общественной экспертизы введения ФГОС второго поколения, выявляет проблемы, затруднения, излагает позиции экспертов на два макета стандартов, риски введения ФГОС и пути их возможного их устранения.

Журнал "Муниципальное образование: инновации и эксперимент" № 1 (2010)
Раздел: Теория и практика управления инновациями стр. 11-13

Новикова Татьяна Геннадьевна,
доктор педагогических наук, 
профессор зав. кафедрой развития образования ФГОУ АПКиППРО
г.Москва

 

К вопросу об общественной экспертизе новых обра зовательных стандартов

Каковы результаты общественной экспертизы ФГОС второго поколения?

Разработка и введение государственного стандарта общего образования является одной из первоочередных задач модернизации российской школы. Введение новых образовательных стандартов начального общего образования названо одним из важнейших состоявшихся событий года.

В мае 2006 года Министерство образования и науки РФ распространило документ, датированный 2005 годом, «Концепция государственных стандартов общего образования (проект)». Осенью 2006 года региональным образовательным ведомствам было предложено организовать экспертизу этого документа с привлечением в качестве экспертов лидеров инновационных школ-победителей и учителей-победителей Конкурсов, проведенных в рамках Приоритетного национального проекта «Образование». Поскольку авторы Концепции прямо заявили, что речь идет о стандартах второго поколения, и принятие этого документа может на ближайшие десятилетия определить развитие отечественного образования, необходимо было детальное его изучение и обсуждение.

{mosregread}Стандарты должны выступить:

  • инструментом организации и координации системы образования, служить ориентиром ее развития и совершенствования, критерием оценки адекватности образовательной деятельности новым целям и ценностям образования;
  • средством обеспечения единства и преемственности отдельных ступеней образования в условиях перехода к непрерывной системе образования;
  • фактором регулирования взаимоотношений субъектов системы образования (учащихся, их семей, преподавателей и руководителей образовательного учреждения) с одной стороны, и государства и общества – с другой;
  • одним из ориентиров создания современной инфраструктуры образования.

Впервые небывалый масштаб заинтересованных лиц охватил вопрос о введении новых стандартов в начальную школу и старшую школу. Активное участие в обсуждении ФГОС начального общего образования было развернуто благодаря доступу к его электронной версии, с которой подробно можно было познакомиться на сайте министерства образования и науки РФ http://mon.gov.ru/pro/fgos/noo/.

Эти вопросы не оставили равнодушными ни педагогическую общественность, ни родителей, ни широкую общественность. И на это имеется несколько причин:

  • политика государства, направленная на открытость, информированность и обратную связь;
  • переход к информационному обществу (возможности быстрого доступа к источникам и мгновенный обмен информацией на специальных форумах и в блогах);
  • проекты ФЦПРО и КПМО (31 регион, включенный в проект комплексной модернизации развития регионального образования обсуждал альтернативные варианты ФГОС);
  • введение государственно-общественного управления в общеобразовательных учреждениях, как способа влияния на стратегию развития образовательных учреждений в соответствии с учетом запросов потребителей;
  • небывалая активность СМИ (телевидение, журналы, газеты, радио, сайты всех субъектов Российской Федерации) и др.
  • по ним будут учить наших детей, а за ними – будущее России.

Еще одной особенностью ФГОС начального общего образования, является его принятие на альтернативной основе. Российской педагогической общественности для общественной экспертизы были предложены несколько вариантов стандартов, наиболее обсуждаемыми были:

  • проект федерального государственного образовательного стандарта общего образования (начальное общее образование), разработанный коллективом под руководством академика РАО А.А. Кузнецова и члена-корреспондента РАО А.М. Кондакова, был опубликован в федеральном выпуске «Учительской газеты» (N 11 от 17 марта 2009 г., с. 16-20);
  • проект рабочей группы Института проблем образовательной политики «Эврика» под руководством А.И. Адамского.

Обзор сайтов образовательных учреждений, региональных Министерств образования и науки, региональных Управлений образования, образовательных учреждений показывает, на сколько серьезно изучались сами материалы, а также проходило их обсуждение, которое касалось обоих вариантов.

Федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения, объединяя содержание двух макетов, устанавливает новый тип взаимоотношений между личностью, обществом, государством, который наиболее полно учитывает индивидуальность школьника, что является актуальным в современных условиях социально-экономического развития.

Новые стандарты и концептуально, и методологически, и технологически существенно отличаются от предыдущего поколения стандартов. И главные их отличия заключаются в совокупности трех систем требований: требований к результатам освоения основных общеобразовательных программ, к структуре основных общеобразовательных программ, к условиям реализации основных общеобразовательных программ. Тем самым расширяется круг лиц, отвечающих за исполнение стандарта, появляется возможность реализации подхода к стандарту как к общественному договору с распределением взаимных обязательств (прав и ответственности) между всеми участниками образовательного процесса: государством, социумом, семьей.

Принципиальными отличиями стандарта нового поколения является включение в его структуру структуры образовательных программ по ступеням образования, требований к условиям и результатам их реализации. Образовательный план отражает соотношение между разными видами деятельности учебной – внеучебной, аудиторной – самостоятельной.

Появляются различные структурные элементы организации образовательного процесса: урок, занятие. Проведена дифференциация достижений школьников: предметные знания, умения, навыки; надпредметные понятия, компетентность.

Изменяются функции педагога: наряду с его традиционными функциями учитель будет выполнять в отношении обучающегося функции тьютора, педагога-наставника. Инновация становится нормой, программа развития образовательного учреждения – частью образовательной программы. Стандарт ориентирован на индивидуальное образование школьников и предоставляет широкие свободы и возможности для творчески работающих педагогов и учреждений образования.

Проекты Федеральных ГОС начального общего образования представляют нормы, устанавливаемые современным законодательством РФ в области образования. В основе построения представленных для рецензирования стандартов в целом лежит системнодеятельностный подход.

Однако, как показывают результаты общественного обсуждения и оценки ФГОС мнения относительно обсуждаемых вариантов разошлись и об этом участники заявляли открыто и аргументировано. Все без исключения отмечали, что ФГОС – основа реализации конституционных гарантий права человека и гражданина на образование.

Одно из заявленных мнений, что вариант, представленный Институтом стратегических исследований в образовании РАО принципиально не отличающийся от образовательного стандарта 2004 года, и он основан на минимальных требованиях к знаниям, умениям и навыкам учащихся. Вариант, представленный Институтом проблем образовательной политики «Эврика», – стандарт «возможностей», который направлен на формирование средств и способов самостоятельного продвижения ученика.{/mosregread}

Другое мнение представителей регионов, показывает, что имеется часть сообщества, которой в большей степени импонирует стандарт, представленный Институтом стратегический исследований в образовании РАО. Он содержит конкретные ориентиры и направления развития начального образования. Именно в нем, впервые отражены все стороны образовательного процесса в их взаимодействии и взаимозависимости, то есть, представлены требования, отражающие содержательную, процессуальную и операциональную стороны учебного процесса; отражены элементы научного знания ценностно-мировоззренческого и методологического характера, относящиеся к отдельным отраслям знаний и культуре. Отмечено, что ФГОС начального общего образования обеспечен детально разработанными приложениями, конкретизирующими и поясняющими буквально все положения проекта стандарта. Но объем приложений избыточен. Хотелось бы, чтобы методологическая и методическая часть их была сужена до рамок начального общего образования.

На сайтах можно увидеть и мнение профессионалов критикующих оба варианта стандартов, они отмечают, что общей характерной чертой обоих является их существенная пробельность, недостаточно полное определение и раскрытие совокупности требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования. Оба проекта не являются целостными документами, а представляют собой соединение отдельных описательно-концептуальных фрагментов таких стандартов, тем самым, оставляют за своими рамками множество первостепенных по важности вопросов, которые должны быть закреплены в федеральном государственном образовательном стандарте.

В настоящее время 15 пилотных регионах России завершена апробация ФГОС начального общего образования, и государственного стандарта общего образования, пройдены основные этапы его введения в 9-х, затем 1-х и 10-х классах общеобразовательных учреждений. Образовательный процесс в школах организован в соответствии с образовательными программами учреждений. Содержание образования определяется исходя из примерных образовательных программ.

Анализ результатов общественных обсуждений позволил выделить множество вопросов волнующих общественность, а именно:

  • станет ли федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения гарантом получения нового качества общего образования?
  • какими быть образовательной программе и образовательному плану с позиций нового стандарта?
  • какими инструментами оценивать образовательные достижения обучающихся?
  • как при ограниченности ресурсов индивидуализировать образовательные программы для каждого обучающегося?
  • как получить и как измерить интегральный оценочный результат реализации образовательных программ и перейти к новому качеству образования?

{mosregread}Как показал анализ обсуждений, существуют большие сомнения по поводу осуществления достаточной степени индивидуализации образовательных программ для каждого обучающегося, получения интегрального оценочного результата реализации образовательных программ, перехода к новому качеству образования из-за ограниченности имеющихся ресурсов.

Участниками обсуждения также были отмечены организационные и социальные риски:

  • неготовность педагогического сообщества к выполнению различных функций и ролей в условиях увеличения объема самостоятельной работы школьников, введения проектной деятельности, социальных практик;
  • возможности снижения уровня достигаемых результатов из-за коррекции траектории индивидуального развития в условиях вариативного образовательного пространства, отсутствия согласованности образовательных программ разных видов школ;
  • не разработанность критериальной базы освоения стандарта;
  • не проработанность вопросов изменения управления на муниципальном и региональном уровнях в условиях возрастающей самостоятельности школ и введения ФГОС др.

Участниками обсуждений стандартов выделили направления работы, которые необходимо осуществить, что бы получить запланированные результаты. Наиболее важным направлением в условиях принятия ФГОС второго поколения является обеспечение такой готовности и учителей, и руководителей, и школьных администраторов к вступлению в новые образовательные стандарты, чтобы уровень присвоения стандартов был достаточен для того, чтобы их не исказить и не свести на нет. И здесь звучит явный заказ системе повышения квалификации.

Не менее значимым вопросом является не прозвучавшее направление по работе с родителями, а ведь на них возлагается серьезная ответственность за результаты освоения стандарта ребенком. Им должен быть понятен результат освоения программы, который они раньше могли проверить и знали, как это сделать, а теперь для многих это будет серьезной проблемой.{/mosregread}

Остается вопрос, на который пока не получен ответ, как проверять качество работы педагога и как его оценивать и оплачивать? Это небольшая, но значимая часть вопросов, на которые в ближайшее время предстоит дать ответы.

Широкое обсуждение принесло свои результаты, многие вопросы и проблемы, предъявленные к разработчикам были детально проработаны и на их основании внесены изменения в документ. Само обсуждение показало, что сообществу не безразличны вопросы будущего российской школы, и они хотят влиять на их принятие. Российской школе предстоят большие перемены и ее развитие зависит от всех жителей России и их мнение не должно быть проигнорировано.

Список используемых источников:

  1. http://www.akipkro.ru/index.php/ru/2009-05-14-22-11-35/231/916.html
  2. http://mon.gov.ru/pro/fgos/noo/.
  3. http://ps.1september.ru/articlef.php?ID=200701204
  4. http://oodvrs.ru/article/index.php?id_page=20&id_article=948
  5. http://www.6school.ru/for-parents/aprobaciya
  6. http://www.mir-i-pravda.ru/o_standartah_vtorogo_pokoleniya
  7. http://pervoklassnik.resobr.ru/archive/year/articles/4150/
  8. Сиденко А.С. Интернет-ресурсы Федерального Государственного Образовательного стандарта второго поколения // Эксперимент и инновации в школе. – 2010. – №1.
  9. Сиденко А.С. Путеводитель по сайту Федерального Государственного Образовательного стандарта второго поколения: основные функции и содержание. // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2010. – №2.
  10. Сиденко А.С. Путеводитель по сайту Федерального Государственного Образовательного стандарта второго по коления: главная страница // Эксперимент и инновации в школе.– 2010. – №2.